Общие основы теории и методики физического воспитания

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2011 в 20:39, реферат

Краткое описание

Цель исследования: систематизация знаний по теме теории и методики физического воспитания как науки и учебной дисциплины.
Задачи исследования:
Раскрыть периоды развития теории и методики физического воспитания как науки.
Дать определение основным понятиям теории и методики физического воспитания.
Проанализировать структуру теории и методики физического воспитания как учебной дисциплины.
Методы исследования: анализ и обобщение научно-методической литературы.

Оглавление

Введение
Глава 1. Теория и методика физического воспитания как учебная дисциплина
1.1 Исходные понятия теории и методики физического воспитания
1.2 Структура учебной дисциплины "Теория и методика физического воспитания”
Глава 2. Теория и методика физического воспитания как наука
2.1 Источники и этапы развития теории и методики физического воспитания
2.2 Методы исследования в теории и методике физического воспитания
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

тема 2.doc

— 173.00 Кб (Скачать)

  Тема  №2 «Общие основы теории и методики физического  воспитания» 
 

  СОДЕРЖАНИЕ:

Введение

Глава 1. Теория и методика физического воспитания как учебная дисциплина

1.1 Исходные понятия  теории и методики физического  воспитания

1.2 Структура  учебной дисциплины "Теория и методика физического        воспитания”

Глава 2. Теория и методика физического воспитания как наука

2.1 Источники  и этапы развития теории и  методики физического воспитания

2.2 Методы исследования  в теории и методике физического  воспитания

Заключение

Список использованной литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

  Теория  и методика физического воспитания является одной из фундаментальных  наук, которая имеет свои чёткие границы изучения, также тесно  связана с такими науками как  анатомия, физиология, педагогика, биомеханика и др. Теория и методика физического воспитания - это научная и учебная дисциплина, представляющая собой систему знаний о роли и месте физического воспитания в жизни человека и общества, особенностях и общих закономерностях его функционирования и развития. Теория и методика физического воспитания как наука продолжает развиваться в направлении физического воспитания и охватывает всё новые и новые границы современных течений в физкультуре и спорте, как массовом так и профессиональном. Как учебная дисциплина теория и методика физического воспитания способствует подготовке квалифицированных специалистов в области физической культуры и спорта.

  Актуальность  темы курсовой работы: данная курсовая работа раскрывает нам основные понятия, методы, принципы и задачи теории и методики физического воспитания как учебной дисциплины и показывает фундаментальность теории и методики физического воспитания как науки, которая формировалась и развивалась достаточно длительно, прежде чем стать наукой.

  Цель исследования: систематизация знаний по теме теории и методики физического воспитания как науки и учебной дисциплины.

  Задачи  исследования:

  Раскрыть  периоды развития теории и методики физического воспитания как науки.

  Дать определение  основным понятиям теории и методики физического воспитания.

  Проанализировать  структуру теории и методики физического  воспитания как учебной дисциплины.

  Методы  исследования: анализ и обобщение научно-методической литературы.

  Структура и объём работы: курсовая работа представлена на 29 страницах компьютерного текста и состоит из введения, 2-х глав, заключения и списка использованных источников, состоящего из 17 источников. 

ГЛАВА 1. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ КАК УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА 

  1.1 Исходные понятия  теории и методики  физического воспитания 

  Изучение  любой учебной дисциплины, как  правило, начинается с освоения ее понятийного  аппарата.

  Понятие - это основная форма человеческого  мышления, устанавливающая однозначное  толкование того или иного термина, выражая при этом наиболее существенные стороны, свойства или признаки определяемого объекта (явления).

  В теории и методике физического воспитания используются такие понятия, как "физическая культура", "физическое воспитание", "физическое здоровье", "физическое развитие", "физическая подготовленность", "физическое состояние", "физические качества", "физическая рекреация", "физическая реабилитация", "двигательная активность", "норма" и др.

  Понятия выступают в качестве категорий, в которых закрепляются достижения в различных областях науки и практики, их понимание, свободное владение и реализация в практической деятельности — основа успеха в работе специалиста в области физической культуры.

  Относительно  определения категории "физическая культура" существует несколько  десятков определений: "Социальная деятельность" и ее результаты по созданию физической готовности людей к жизни; "Сознательное целенаправленное формирование и поддержание физических, телесно-двигательных качеств, необходимых для здоровой полнокровной жизнедеятельности человека"; "Творческая деятельность по освоению и созданию ценностей в сфере физического совершенствования народа, а также ее социально значимые результаты" и др.

  Физическая  культура — часть общей культуры, совокупность специальных духовных и материальных ценностей, способов их производства и использования в целях оздоровления людей и развития их физических способностей[4].

  Физическая  культура человека (индивидуума) рассматривается как процесс овладения знаниями, умениями и навыками воспитательной, учебной, оздоровительной, рекреационной деятельности для последующего использования в процессе самосовершенствования, и как результат — уровень физического здоровья, который человек смог сохранить или улучшить благодаря своему желанию, знаниям, здоровому образу жизни и двигательной активности [5].

  Физическое  воспитание. Это вид воспитания, специфическим содержанием которого являются обучение движениям, воспитание физических качеств, овладение специальными физкультурными знаниями и формирование осознанной потребности в физкультурных занятиях[11].

  Обучение  движениям имеет своим содержанием  физическое образование — системное  освоение человеком рациональных способов управления своими движениями, приобретение таким путем необходимого в жизни  фонда двигательных умений, навыков  и связанных с ними знаний.

  Овладевая движениями, имеющими смысловое значение, важными для жизни или спорта двигательными действиями, занимающиеся приобретают умения рационально  и полноценно проявлять свои физические качества. Одновременно с этим они  познают закономерности движений своего тела.

  По степени  освоенности техника двигательного  действия может выполняться в  двух формах — в форме двигательного  умения и в форме навыка. Поэтому  часто вместо словосочетания «обучение  движениям» в практике физического  воспитания используют термин «формирование двигательных умений и навыков». Воспитание физических качеств является не менее существенной стороной физического воспитания.

  Все физические качества являются врожденными, т.е. даны человеку в виде природных задатков, которые необходимо развивать, совершенствовать. А когда процесс естественного развития приобретает специально организованный, т.е. педагогический характер, то корректнее говорить не «развитие», а «воспитание физических качеств».

  В процессе физического воспитания приобретается также широкий круг физкультурных и спортивных знаний социологического, гигиенического, медико-биологического и методического содержания. Знания делают процесс занятий физическими упражнениями более осмысленным и в силу этого более результативным.

  Таким образом, физическое воспитание представляет собой  процесс решения определенных воспитательно-образовательных  задач, которому присущи все признаки педагогического процесса. Отличительной  же особенностью физического воспитания является то, что оно обеспечивает системное формирование двигательных умений и навыков и направленное развитие физических качеств человека, совокупность которых в решающей мере определяет его физическую дееспособность.

  Физическое  образование — процесс формирования у человека двигательных умений и навыков, а также передачи специальных знаний в области физической культуры[4].

  Физическое  развитие. Это процесс становления, формирования и последующего изменения на протяжении жизни индивидуума морфофункциональных свойств его организма и основанных на них физических качеств и способностей[4].

  Физическое  развитие характеризуется изменениями  трех групп показателей.

  1. Показатели  телосложения (длина тела, масса  тела, осанка, объемы и формы отдельных  частей тела, величина жироотложения и др.), которые характеризуют, прежде всего, биологические формы, или морфологию, человека.

  Показатели (критерии) здоровья, отражающие морфологические  и функциональные изменения физиологических  систем организма человека. Решающее значение на здоровье человека оказывает функционирование сердечнососудистой, дыхательной и центральной нервной систем, органов пищеварения и выделения, механизмов терморегуляции и др.

  Показатели  развития физических качеств (силы, скоростных способностей, выносливости и др.).

  Примерно  до 25-летнего возраста (период становления  и роста) большинство морфологических  показателей увеличивается в  размерах, и совершенствуются функции  организма. Затем до 45-50 лет физическое развитие как бы стабилизировано  на определенном уровне. В дальнейшем, по мере старения, функциональная деятельность организма постепенно ослабевает и ухудшается, могут уменьшаться длина тела, мышечная масса и т.п[15].

  Характер  физического развития как процесс  изменения указанных показателей  в течение жизни зависит от многих причин и определяется целым рядом закономерностей. Успешно управлять физическим развитием возможно только в том случае, если известны эти закономерности, и они учитываются при построении процесса физического воспитания.

  Физическое  развитие в известной мере определяется законами наследственности, которые должны учитываться как факторы, благоприятствующие или, наоборот, препятствующие физическому совершенствованию человека. Наследственность, в частности, должна приниматься во внимание при прогнозировании возможностей и успехов человека в спорте.

  Процесс физического развития подчиняется  также закону возрастной ступенчатости. Вмешиваться в процесс физического  развития человека с целью управления им можно только на основе учета  особенностей и возможностей человеческого организма в различные возрастные периоды: в период становления и роста, в период наивысшего развития его форм и функций, в период старения.

  Процесс физического развития подчиняется  закону единства организма и среды  и, следовательно, существенным образом зависит от условий жизни человека. К условиям жизни, прежде всего, относятся социальные условия. Условия быта, труда, воспитания и материального обеспечения в значительной мере влияют на физическое состояние человека и определяют развитие и изменение форм и функций организма. Известное влияние на физическое развитие оказывает и географическая среда.

  Большое значение для управления физическим развитием в процессе физического  воспитания имеют биологический  закон упражняемости и закон  единства форм и функций организма в его деятельности. Эти законы являются отправными при выборе средств и методов физического воспитания в каждом конкретном случае[10].

  Выбирая физические упражнения и определяя  величину их нагрузок, согласно закону упражняемое можно рассчитывать на необходимые адаптационные перестройки в организме занимающихся. При этом учитывается, что организм функционирует как единое целое. Поэтому, подбирая упражнения и нагрузки, преимущественно избирательного воздействия, необходимо отчетливо представлять себе все стороны их влияния на организм.

  Физические  качества — свойства, характеризующие отдельные качественные стороны двигательных возможностей человека; сила, быстрота, выносливость, гибкость и другие[4].

  Физическое  здоровье — динамическое состояние, характеризуемое резервом функций органов и систем и являющееся основой выполнения индивидом своих биологических и социальных функций. Интегральным показателем резервов функций органов и систем является энергопотенциал биосистем (резерв энергообразования)[4].

  Физическое  состояние — согласно определению международного комитета по стандартизации тестов, характеризует личность человека, состояние здоровья, телосложение и конституцию, функциональные возможности организма, физическую работоспособность и подготовленность[4].

  Показателями  физического состояния являются: уровень максимального потребления  кислорода, уровень максимальной физической работоспособности, параметры деятельности функциональных систем организма, морфологического и психического статуса, физической подготовленности, состояния здоровья. У здоровых и практически здоровых людей выделяются 4—5 уровней физического состояния (низкий уровень, ниже среднего, средний, выше среднего, высокий).

  Физическая  работоспособность — потенциальные возможности человека выполнять физическое усилие без снижения заданного уровня функционирования организма, в первую очередь его сердечнососудистой и дыхательной систем. Обозначают физическую работоспособность как РWС и определяют по показаниям мощности (Вт) и объема (Дж) работы[5].

Информация о работе Общие основы теории и методики физического воспитания