Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 19:53, реферат
Первое упоминание о близорукости встречается у Аристотеля (384-322 гг. до н. э.). Он отметил, что при слабости щурящегося глаза к нему подносят близко то, что хотят увидеть. У Аристотеля впервые встречается и слово "миопс", означавшее: закрывать глаза мигая, от которого произошел современный термин "миопия".
Табл. 2
Вид спорта | Противопоказания в зависимости от степени близорукости и состояния глаз | Рекомендации об использовании оптической коррекции |
Бокс | Любая степень близорукости | Контактная |
Борьба | Любая степень близорукости | Контактная |
Тяжелая атлетика | Любая степень близорукости | Контактная |
Велогонка на треке | Близорукость высокой степени, а также любая степень близорукости с осложнениями на глазном дне | Контактная |
Велогонка на шоссе | Близорукость высокой степени, а также любая степень близорукости с осложнениями на глазном дне | Контактная |
Гимнастика спортивная | Любая степень близорукости, кроме стационарной близорукости слабой степени | Без коррекции |
Гимнастика художественная | Близорукость высокой степени, а также любая степень близорукости с осложнениями на глазном дне | При значительном понижении зрения - контактная коррекция |
Стрельба стендовая, пулевая, из лука | Противопоказаний нет | Очковая или контактная |
Современное пятиборье | Любая степень близорукости, кроме стационарной близорукости слабой степени | См. соответствующие виды спорта |
Конный спорт | Близорукость высокой степени, а также любая степень близорукости с осложнениями на глазном дне | Без коррекции |
Фехтование | Осложненная близорукость | Очковая или контактная |
Плавание | Осложненная близорукость | Без коррекции |
Водное поло | Близорукость высокой степени, а также любая степень близорукости с осложнениями на глазном дне | Без коррекции |
Прыжки в воду | Любая степень близорукости, кроме стационарной близорукости слабой степени | Без коррекции |
Гребля | Осложненная близорукость | Очковая |
Парусный спорт | Осложненная близорукость | Без коррекции |
Лыжные гонки | Осложненная близорукость | Без коррекции |
Биатлон | Осложненная близорукость | Очковая или контактная |
Горнолыжный спорт | Любая степень близорукости, кроме стационарной близорукости слабой степени | Без коррекции |
Прыжки на лыжах с трамплина | Любая степень близорукости | Без коррекции |
Лыжное двоеборье | Любая степень близорукости | Без коррекции |
Скоростной бег на коньках | Близорукость высокой степени, а также любая степень близорукости с осложнениями на глазном дне | Без коррекции |
Фигурное катание | Близорукость высокой степени, а также любая степень близорукости с осложнениями на глазном дне | Контактная |
Спортивная ходьба | Осложненная близорукость | Без коррекции |
Бег на короткие дистанции | Любая степень близорукости, кроме стационарной близорукости слабой степени | Без коррекции |
Бег на средние и длинные дистанции | Осложненная близорукость | Без коррекции |
Метание | Высокая и осложненная близорукость | Без коррекции |
Прыжки | Любая степень близорукости | Без коррекции |
Волейбол, баскетбол | Близорукость высокой степени, а также любая степень близорукости с осложнениями на глазном дне | Без коррекции |
Футбол, ручной мяч | Любая степень близорукости, кроме стационарной близорукости слабой степени | Без коррекции |
Хоккей | Любая степень близорукости | Без коррекции |
Тенис большой, настольный, бадминтон | Близорукость высокой степени, а также любая степень близорукости с осложнениями на глазном дне | Без коррекции |
Санный спорт | Любая степень близорукости, кроме стационарной близорукости слабой степени | Без коррекции |
Мотоспорт | Любая степень близорукости, кроме стационарной близорукости слабой степени | Без коррекции |
Городки | Близорукость высокой степени, а также любая степень близорукости с осложнениями на глазном дне | Очковая |
Ведущее место в системе физического воспитания учащихся общеобразовательных школ и ВУЗов занимают уроки физической культуры.
Обязательные занятия студентов и школьников физкультурой проводят в трех группах: основной, подготовительной и специальной.
Отбор школьников и студентов в каждую из этих групп по состоянию органа зрения осуществляют в соответствии с инструкцией, приведенной в таблице (табл.1).
Для школьников и студентов, страдающих близорукостью и включенных в специальную группу, разработаны специальные упражнения типа лечебной физкультуры.
Как уже отмечалось выше, значительная часть студентов страдают близорукостью. По мере перехода на старшие курсы отмечается тенденция к ее прогрессированию. Это вызвано, очевидно, большой зрительной нагрузкой, недостаточной двигательной активностью, нарушением гигиенических нарушений труда и быта.
При распределении студентов с близорукостью в учебные группы для занятия физической культурой с учетом данных медицинского осмотра следует руководствоваться приведенными выше ограничениями.
Используются следующие формы физического воспитания: обязательные и факультативные занятия; культурно-массовые мероприятия; самостоятельные занятия, включающие утреннюю гигиеническую гимнастику и меры по закаливанию организма, а также специальные упражнения для цилиарной мышцы.
Студенты с близорукостью слабой степени входят в основную группу и могут заниматься физической культурой в подготовительном отделении спортивного совершенствования. Полезны занятия спортивными играми. Постоянное переключение зрения при игре в волейбол, баскетбол, теннис с близкого расстояния на далекое и обратно способствует усилению аккомодации и профилактики прогрессирования близорукости.
При наличии близорукости средней степени студентов включают в подготовительную медицинскую группу, они должны заниматься физической культурой в подготовительном учебном отделении. Практические занятия с ними следует проводить отдельно от студентов основной медицинской группы. В программные требования для них целесообразно ввести некоторые ограничения: исключить прыжки с высоты более 1.5 м., упражнения, требующие большого и продолжительного физического напряжения. Степень нервно-мышечного напряжения и общая нагрузка при занятиях физической культурой должны быть несколько ниже, чем у студентов из основной медицинской группы.
Для студентов подготовительной медицинской группы наряду с учебными занятиями необходимо предусмотреть также самостоятельные занятия, включающие специальные упражнения для мышц глаз или занятия лечебной физкультурой.
Студенты с близорукостью высокой степени (6.0 дптр и более) должны заниматься физической культурой только в специальном медицинском отделении . Используются следующие формы физического воспитания:
а) обязательные и факультативные занятия;
б) самостоятельные занятия, включающие утреннюю гигиеническую гимнастику и меры по закаливанию организма, упражнения для повышения уровня общей и силовой выносливости, а такжетренировку цилиарной мышцы. Кроме того можно рекомендовать и занятия лечебной физкультуры.
Физические упражнения и спорт - это основные средства укрепления здоровья и поддержания хорошей работоспособности в любом возрасте, однако для людей страдающих заболеваниями глазного органа, необходимы специальные комплексы упражнений.
Близорукому надо твердо усвоить следующие "правила поведения" глаз:
1. Научитесь периодически моргать и держать глаза в расслабленной манере. При этом глаза обычно бывают полузакрыты, но не путайте это с прищуриванием глаз. Прищуривание - это всегда напряжение. Избегайте напряжения глаз.
2. Практикуйте центральную фиксацию на Ом-карте и проверочной таблице Сивцева на дистанциях от 30 сантиметров до полутора метров.
3. Читайте с некоторым напряжением мелкий шрифт при слабом освещении (например, при свете свечи). Как известно, напряжение в ближней точке приводит к гиперметропии. Таким образом, при напряжении в ближней точке происходит либо снижение, либо исчезновение миопии. Чтение мелкого шрифта при тусклом освещении в течение достаточно долгого времени с небольшим напряжением приносит определенное улучшение в зрении вдаль у миопиков.
Р. С. Агарвал приводит в своей книге историю одного мальчика, который мог с 6 метров разглядеть лишь пятую строку в проверочной таблице, которую человек с нормальным зрением видел с в 2,5 раз большего расстояния. Занятие пальмингом принесло ему незначительное облегчение, поскольку он так толком и не смог научиться мысленному представлению. Тогда ему посоветовали читать мелкий шрифт по 10-15 минут подряд при тусклом освещении, а затем бросать быстрые непродолжительные взгляды на белые центры букв на проверочной таблице в 6 метрах от него. Наступило быстрое улучшение зрения. Он смог при этом легко прочитать те же строки, что читал человек с нормальным зрением. Повторные тренировки привели к постоянному улучшению зрения.
Полезность чтения мелкого шрифта столь очевидна, что Агарвал рекомендует заниматься этим при свете свечи или при другом тусклом освещении в течение даже нескольких часов ежедневно.
Однако чаще встречается рекомендация делать это упражнение от нескольких минут до получаса в день, в среднем же 10-15 минут.
Часто при этом указывается на необходимость читать "достаточное время", имея в виду, скорее всего, время, достаточное, чтобы возникло усилие увидеть в ближней точке, что ведет к производству гиперметропии, нейтрализующей миопию. Отмечается также, что если при чтении на тусклом свету мелкого шрифта используется центральная фиксация, улучшение зрения длится дольше.
Поднесите карточку ручного формата так близко к глазам, как это только можно, чтобы вы могли еще ее видеть. Прочитайте верхнюю строку на ней с этого расстояния, потом прочитайте ее на расстоянии вытянутой руки, чередуя такое чтение на близком и более далеком расстоянии 2-3 раза. Затем быстро посмотрите на верхнее слово на дальнем листе бумаги. Оно должно стать четче. Закройте глаза и сделайте малые повороты головой, глубоко дыша. Затем посмотрите несколько раз на вторую строку карточки ручного формата на близком расстоянии, потом на расстоянии вытянутой руки и, наконец, посмотрите на вторую строку вдали. Теперь закройте глаза и "напишите носом" то, что вы видели, но буквы при этом представляйте в более четком виде, чем вы их видели на самом деле. Вновь взгляните на ту же строку вдали. Она должна быть видна лучше.
Продолжайте процесс чтения вниз до тех пор пока это возможно без каких-либо дискомфортных ощущений: сначала читаем карточку ручного формата вблизи, потом ее же на расстоянии вытянутой руки и, наконец, бросаем взгляд на лист с наклеенными фразами вдали. Не забывайте о необходимости глубоко дышать и всегда отдыхать (чтобы поддерживать глаза во время их работы в расслабленном состоянии) при переходе от одной строки к другой, делая повороты головой, а затем и "письмо носом" между строками. Этого достаточно для вашего первого занятия.
На следующем занятии с этой же дистанции вы сможете продвинуться немного дальше вниз по строкам шрифта. Наступит день, когда с этой же дистанции вы увидите их все. Тогда вы сможете отодвинуть свой стул на полметра назад. Не двигайтесь назад слишком быстро (раньше времени), иначе вас подстережет усилие, которое помешает работе. Это упражнение на безусильное видение, возможно, является вашим первым опытом подобного смотрения, поскольку даже в очках глаза прикладывают усилие, чтобы увидеть.
Лучших результатов с этой же дистанции можно достичь, если вы представите, что ваши глаза это кисти художника и вы проводите ими линию белой краски под словами. Это позволяет сосредотачивать внимание на чистом (пустом) фоне, что не влечет за собой никакого усилия. Причиной, по которой используется карточка ручного формата, смотря сначала на строку на ней на таком близком расстоянии, какое это только возможно, а затем на ту же строку вдали, является то, что в этом случае все это осуществляется без психического напряжения, что позволяет и в процессе зрения избежать напряжения. Глаз будет, таким образом, запоминать чувство расслабленного видения, и в вас начнет формироваться привычка правильного зрения.
Всякую тренировку глаз будет добиваться проблесков хорошего зрения. В следующий раз оно дастся вам легче. С каждым разом длительность проблесков будет возрастать, пока они, слившись вместе, не превратятся в один сплошной проблеск нормальное зрение. Бывает, что зрение одного глаза сильнее зрения другого. Прежде чем вы добьетесь нормального зрения, оба глаза надо уравнять в своих возможностях. Поэтому проводите с более слабым глазом такие же уроки, но садитесь при этом достаточно близко к таблице, чтобы у него появился шанс увидеть. Прикройте более сильный глаз повязкой, пластырем или еще чем-нибудь, но так, чтобы оба глаза имели возможность вместе открываться и закрываться.
Не делайте каких-либо усилий и не напрягайтесь при разглядывании строки. Это только помешает вам. В исполнении упражнений должна быть легкость. Если вы будете делать глубокий вдох, а затем выдох всякий раз, когда смотрите вдаль, вас приятно удивит зрение, возвращающееся к вам. Помните всегда миопический глаз может хорошо видеть. Когда вы научитесь расслаблять две косые мышцы, которые удерживает глаз удлиненным постоянно, он будет становиться площе и вы будете так же хорошо видеть вдаль, как и на близком расстоянии. Помните: ваши глаза практически ничем не хуже глаз человека с нормальным зрением, если не считать способа их использования.
Сделайте себе еще одну таблицу для тренировки зрения. В этой таблице активно используется принцип знакомства человеку объекта зрения, что позволяет избежать напряжения при его разглядывании.
Достаньте лист белого ватмана длиной в 0,5-0,6 метра. Нарисуйте на нем строки букв в описанном ниже порядке (сверху вниз). Если у вас нет для этого кисти, сделайте себе тампон из кусочка хлопчатобумажной ткани на конце ручки и окуните его в черные чернила (желательно, тушь). Потренируйтесь в рисовании букв этим тампоном, прежде чем окончательно зафиксируете их на листе ватмана.
Нарисуйте верхнюю строчку Р В О высотой в 7,5 сантиметра, следующую строку А О С высотой в 5 сантиметров, третью строку С З Т высотой в 4,5 сантиметра, следующую строку С В Р высотой в 3,5 сантиметра, Л Р О в 2,5 сантиметра, А А Е в 2 сантиметра, Б Т З немного меньше предыдущей, Л И Р в 1,3 сантиметра, Е Т Е немного меньше предыдущей, Н М Н высотой в 0,6 сантиметра, И Н И еще меньшей высоты и, наконец, Е Е Е высотой около 0,3 сантиметра. Не стоит заботиться слишком об аккуратности и совершенстве своего рисунка. Здесь важно построить основу для выполнения формирующих ваше зрение упражнений, в которых исключалось бы всякое напряжение. Пусть тушь хорошенько подсохнет, а затем повесьте лист с буквами на стену на хорошем освещении.