Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 19:52, реферат
Спорт вступает в тот этап развития, когда рост достижений связан с поиском уникально талантливых спортсменов, бережным культивированием их способностей в течение всей многолетней подготовки, ювелирной шлифовкой мастерства на основе данных современной науки. Таким образом, наука о спорте — закономерный результат многолетней аналитико-познавательной деятельности и обобщающих исследований в области спортивной тренировки и соревнований. Анализ содержания и структуры науки о спорте свидетельствует о том, что ее назначение — познание явлений спорта и спортивной деятельности, объединенных в центральную дисциплину — теорию и практику спорта.
•места занятия к другому и пр. Рапорт дежурного ученика перед началом урока относится условно к физической работе. Что касается игры, то степень подробности хронометрирования определяется ее характером: если по ходу
•игры ученик сравнительно часто и долго вынужден не двигаться, хронометрирование должно быть более подробным и не ограничиваться фиксацией лишь начала и конца игры.
2. Слушание объяснений
и наблюдение за показом
•слушает ли ученик учителя или отвлекается на что-то постороннее.
3. Отдых, ожидание занимающимся
очередного выполнения задания.
4. Действия по организации занятия. Фиксируется деятельность занимающегося по подготовке и разметке;. занятий, установке и уборке оборудования, раздаче уборке спортивного инвентаря и т. п. Учитывается время, потраченное учеником на перестроения для выполнения очередного задания, переход от одного места занятия к другому, подготовку к игре (распределение по командам) и т. п. Если в разметке мест занятий, установке снарядов и пр. участвует всего несколько человек, то это следует оговорить в примечании.
5. Простои. К ним относится все нерационально затраченное время в занятии по вине преподавателя или учащихся (опоздание группы к началу урока, приведение
Следует иметь в виду, что такое распределение видов деятельности по группам имеет условный характер. Например, перестроения перед выполнением очередного задания, переход от одного места занятия к другому могут носить не только организационный характер, но и решать образовательные и воспитательные задачи; отдых и ожидание очередного выполнения задания могут быть как рациональными элементами занятия, так и результатом плохой организации его. Можно допустить, что весь урок. дети будут ходить и бегать (двигательная плотность — 100 %), но никто не станет утверждать, что подобный урок целесообразен и заслуживает положительной оценки.
Очевидно, что исследователь не может быть простым «фотографом» времени. Каждый вид деятельности должен быть проанализирован с педагогической точки зрения. Именно поэтому хронометрирование целесообразно сочетать с педагогическим наблюдением.
Измерение и фиксация времени производятся с помощью различного рода секундомеров, хроноскопов и хронографов. Простейшим, но наименее точным из этих приборов является ручной секундомер. Сейчас все шире начинают внедрять полуавтоматические и автоматические приборы, имеющие электрореле, фотоэлементы и другие технические средства измерения и записи времени.
3.4. Динамометр
Контроль силы осуществляется путем оценки силовых качеств спортсменов, проявляемых в статическом или динамическом режимах работы мышц. Обычно регистрируют максимальную, взрывную силу и силовую выносливость, учитывают ее абсолютные и относительные показатели.
Контроль максимальной силы осуществляют в статическом и динамическом режимах. Однако статический режим мало приемлем для оценки силовых возможностей спортсменов в большинстве видов спорта по двум причинам:
а) статический режим позволяет оценить силу мышц в определенной точке движения;
б) силовые возможности, проявляемые при статической и динамической работе, слабо связаны между собой, и высокий уровень статической силы еще не означает, что она может быть проявлена спортсменом в соревновательных действиях
И все же об уровне силовой подготовки часто судят по величине статического усилия, измеренного при различных углах в суставах. Так, для проявления максимальной статической силы пловцов брассистов оптимальным является среднее положение голени между сгибанием и разгибанием сустава. В то же время динамический импульс силы в пределах указанной амплитуды увеличивается лишь на 26,3 %. Таким образом, показатели силы, измеренные в изометрическом режиме, не отражают динамической картины гребковых усилий и не могут в полной мере служить оценкой специальной силы, проявляемой при выполнении основного соревновательного движения.
Наиболее полно контроль максимальной силы осуществляется в изокинетическом режиме, что позволяет определять максимальные значения силы в любой точке всего диапазона движения.
В спортивной практике накоплен опыт организации контроля за состоянием двигательной функции спортсменов в ходе тренировки. Например, для оценки специальной физической подготовленности пловцов используют показатели, отражающие специфические условия деятельности: регистрируют показатели силы тяги в воде и на суше.
Взрывную силу часто контролируют в комплексе с проявлением быстроты и технических возможностей. Например, оценивают эффективность старта (время от стартового сигнала до преодоления 10-метровой отметки в плавании, 30-метровой — в беге и т.п.), время выполнения бросков в борьбе и др.
Силовую выносливость определяют при выполнении движений имитационного характера, близких по форме и особенностям функционирования нервно-мышечного аппарата к соревновательным упражнениям, например: работа на велоэргометре для велосипедистов, броски манекена для борцов, бег по стандартной трассе в гору для бегунов и т.д.
Выводы
Основные направления в системе научного обеспечения тренировочного процесса
Применение в тренировочном процессе достижений научно-технического прогресса невозможно без участия в спортивной подготовке специалистов различного профиля: педагогов, психологов, биохимиков, врачей, инженеров, математиков и др. При сборных командах Республики Беларусь эти функции выполняют комплексные научные группы (КНГ).
В современной системе научного обеспечения предусматривается:
1. Тестирование и отбор на каждом этапе подготовки спортсмена. Прежде всего это продиктовано тем, что в каждом человеке природой запрограммированы его потенциальные возможности в развитии основных физических качеств. Иначе говоря, уровень силы, быстроты, выносливости спортсмена предопределен генотипом человека.
Одна из важнейших
проблем отбора — одноразовая
биопсия для определения
2. Совершенствование плановой документации, организационных и материально-технических основ подготовки, когда предусматривается совершенствование планово-организационной структуры в спорте от этапа начальной подготовки до уровня высшего спортивного мастерства. Так, на этапе начальной подготовки, в продолжение которого при обучении детей в условиях ДСШ ставится задача дальнейшего спортивного совершенствования занимающихся, планы работы не должны ограничиваться именно 36 уроками. Их должно быть столько, сколько необходимо для полного и качественного освоения спортивной техники. Кроме того, в планах ДСШ часто предусматривается слишком большая тренировочная нагрузка, которая не соответствует возрастным особенностям занимающихся. В связи с чрезмерным расходованием ресурсов активно растущего организма 12—13-летних детей, они рано становятся бесперспективными мастерами спорта.
Материально-техническая основа подготовки — это разработка и внедрение в спортивную практику современных тренажеров и специального оборудования, приборов и аппаратуры, позволяющих объективно оценивать возможности спортсменов; применение в тренировочно-соревновательном процессе средств восстановления и стимулирования работоспособности; подготовка в условиях среднегорья и т.д.
3. Совершенствование процесса подготовки с учетом гетерохронности восстановления потенциала организма, оптимизации различных структурных образований в течение отдельных дней тренировки, микро-, мезо-, макроциклов, периодов и этапов многолетней подготовки с акцентом:
а) на обеспечение условий для возникновения в организме спортсмена ответных реакций на средства педагогического воздействия, способных вызвать наиболее эффективное протекание адаптационных процессов;
б) большие суммарные объемы тренировочной работы и качественное ее выполнение;
в) профилактику переутомления, перенапряжения и перетренированности с обеспечением соответствия между тренировочными и соревновательными нагрузками, отдыхом, питанием и восстановлением, оптимизацией режима жизни и сочетанием вариантов профессиональной подготовки с учебой спортсменов;
г) соответствие различных компонентов процесса подготовки, средств и методов тренировочного воздействия специфике этапа многолетней или годичной подготовки, индивидуальным и возрастным особенностям организма спортсмена.
4. Прогнозирование спортивных достижений, выступления отдельных спортсменов и команд. Оно служит важнейшим ориентиром при построении процесса подготовки, начиная от разработки модели подготовленности и заканчивая выбором оптимальной тактики и путей ее реализации в основных соревнованиях сезона с учетом физической, технико-тактической и психологической подготовленности главных конкурентов. Прогноз имеет огромное значение при комплектовании команд, подборе участников для выступления в коллективных номерах программы.
5. Моделирование и диагностика подготовленности и соревновательной деятельности, разработка рекомендаций по индивидуальной ориентации и коррекции тренировочного процесса. Это активизирует внимание, конкретизирует разработку и внедрение в практику спортивной тренировки объективных механизмов оценки и анализа важнейших сторон подготовленности, содействует качественному моделированию и управлению работоспособностью на основе применения математических методов и ЭВМ.
Как правило, при обследовании каждого спортсмена накапливается множество протоколов, таблиц, графиков, осциллограмм и т.д. Ручная обработка полученной информации требует значительного времени. Недостатки существующей системы сбора данных с ручным выведением информации обусловили необходимость ее совершенствования. Значительное сокращение объема работ по ручной подготовке данных достигается через "безбумажные" устройства сопряжения датчиков диагностической аппаратуры с ЭВМ.
6. Оптимизация соревновательной
деятельности как интегральной
характеристики
— определения оптимального количества соревнований и стартов;
— изучения структуры соревновательной деятельности занимающихся и предполагаемых конкурентов;
— разработки моделей соревновательной деятельности как отдельных спортсменов, так и целых команд с учетом эффективных способов ведения соревновательной борьбы, индивидуальных особенностей спортсменов, уровня подготовленности, путей управления работоспособностью и психическим состоянием; подготовки планов участия в соревнованиях и их корректировки в зависимости от ситуации и т.п.
7. Совершенствование
взаимосвязи основных
а) интегральных качеств, определяющих эффективность действий спортсмена при выполнении соревновательной программы. Например, по отношению к уровню дистанционной скорости такими показателями являются специальная выносливость и скоростно-силовые способности;
б) основных функциональных параметров и характеристик, отражающих уровень развития интегральных качеств. Например, если говорить о специальной выносливости, то названными характеристиками становятся показатели мощности и емкости систем энергообеспечения, экономичности работы, устойчивости и подвижности в деятельности важнейших функциональных систем и др.;
в) частных показателей,
определяющих уровень основных функциональных
параметров и характеристик. Например,
по отношению к максимальному
потреблению кислорода —
Подобный подход позволяет конкретизировать процесс управления работоспособностью, сбалансировать структуру соревновательной деятельности и подготовленности с методикой диагностики функциональных возможностей спортсменов, модельными характеристиками соответствующих уровней, систем, средств и методов, направленных на совершенствование различных компонентов подготовленности и соревновательной деятельности.
Таким образом, необходима определенная система, в которой комплекс избирательных воздействий и их взаимодействие приведет к достижению высокого спортивного результата.
Список литературы
1. Бернштейн Н.А. Очерки
по физиологии движений и
2. Большая советская энциклопедия. - М.: БСЭ, 3-е изд.
3. Введение в философию. В двух частях. - М.: Политиздат, 1989.
4. Ведущие факторы онтогенеза (сборн.). - Киев: Наукова думка, 1975.