Методы построения эмпирического знания в теории и методике физического воспитания

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 19:52, реферат

Краткое описание

Спорт вступает в тот этап развития, когда рост достижений связан с поиском уникально талантливых спортсменов, бережным культивированием их способностей в течение всей многолетней подготовки, ювелирной шлифовкой мастерства на основе данных современной науки. Таким образом, наука о спорте — закономерный результат многолетней аналитико-познавательной деятельности и обобщающих исследований в области спортивной тренировки и соревнований. Анализ содержания и структуры науки о спорте свидетельствует о том, что ее назначение — познание явлений спорта и спортивной деятельности, объединенных в центральную дисциплину — теорию и практику спорта.

Файлы: 1 файл

физра.doc

— 196.50 Кб (Скачать)

Московский  государственный колледж электромеханики  и информационных технологий.

Реферат по физкультуре

На тему:

Методы построения эмпирического знания в теории и методике физического воспитания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат выполнил:

Груздов А,С,

Группа ИС-11.

 

 

28.10.2012.

Методы построения эмпирического знания в теории и  методике физического воспитания

Введение

Спорт вступает в тот  этап развития, когда рост достижений связан с поиском уникально талантливых  спортсменов, бережным культивированием их способностей в течение всей многолетней подготовки, ювелирной шлифовкой мастерства на основе данных современной науки. Таким образом, наука о спорте — закономерный результат многолетней аналитико-познавательной деятельности и обобщающих исследований в области спортивной тренировки и соревнований. Анализ содержания и структуры науки о спорте свидетельствует о том, что ее назначение — познание явлений спорта и спортивной деятельности, объединенных в центральную дисциплину — теорию и практику спорта. И только высококвалифицированный специалист, тренер-ученый, может воспитать спортсмена, готового подняться на спортивный Олимп.

1. Общая характеристика  методов познания

Исследования в спорте подразделяются:

— на экспериментально-эмпирические, связанные с результатами наблюдений и экспериментов, с зависимостями между отдельными предметами и явлениями, математико-статистической обработкой и описанием полученных данных. Приобретенные знания составляют эмпирическую основу теории и могут использоваться для проведения исследований на теоретическом уровне;

— теоретические, когда  предусматривается выявление закономерностей, формулирование принципов и законов, определение понятий, выдвижение перспективных  идей и гипотез.

Проведение исследований связано с применением различных  методов. Так, на эмпирическом уровне в основном используются общенаучные и частные методы, позволяющие создать базу для теоретического знания. По мере накопления фактов складываются предпосылки для выявления важнейших закономерностей, формулирования гипотез, обобщающих выводов, теоретических принципов и законов.

Диалектика научного познания заключается в том, что  теория оказывает влияние на экспериментальную  работу, результаты которой при этом воздействуют на теорию. Без предварительных  идей, гипотез невозможен научный эксперимент, а без фактов невозможно создание полноценной теории.

Теоретическое исследование является видом научной работы, которая  основывается на абстрактном мышлении, когда необходимо широкое применение диалектико-материалистического и  общенаучных методов, позволяющих обобщить накопленные факты.

В спортивной науке все  более высокие требования предъявляются  к обоснованию исследовательских  работ, способов получения достоверных  и эффективных педагогических знаний. Характер такого обоснования должен соответствовать направленности науки на объективное отражение действительного положения дел и с учетом этого — на совершенствование и преобразование спортивной практики.

Термин "методологическое обеспечение" означает знания особого  рода, т.е. всей логической цепи характеристик педагогического исследования, позволяющих оценить его качество:

проблему, тему, актуальность, объект исследования, его предмет, цель, задачи, средства, методы, гипотезу, защищаемые положения, новизну, значение для науки  и практики. Раскроем содержание этих понятий.

Проблема — что  нужно изучить из ранее не изученного. Следует отметить, что низкий уровень  спортивной педагогики часто объясняется  недостаточно четкой формулировкой  научной проблемы. Как известно, противоречие между реальной потребностью практики и необходимостью сделать эту потребность достоянием научного поиска является лишь отправным моментом для последующего эксперимента. Необходимы синтез, теоретическое переосмысление методических запросов спортивной практики, выявление противоречий, каждое из которых находит преимущественное выражение в спортивной деятельности. Как правило, именно главные противоречия конкретно не формулируются при постановке проблемы и разработке гипотезы исследования.

Тема — как это  назвать.

Актуальность — почему данную проблему нужно в настоящее время изучать.

Объект исследования — что рассматривается. В современном  спорте объектами исследования могут  быть структура и отдельные составляющие тренировочной деятельности, основные компоненты подготовленности спортсменов, механизмы адаптации к нагрузкам, внетренировочные и внесоревновательные факторы, повышающие эффективность тренировочно-соревновательной деятельности, и др.

Предмет исследования —  как рассматривается объект;

какие новые отношения, свойства и функции раскрывает данное исследование.

Цель — какой результат  исследователь намерен получить;

каким он его видит.

Средства исследования — разнообразные датчики, приборы  и оборудование, тесты и вычислительная техника.

Методы исследования — охват всей структуры исследовательской деятельности, теоретическая и практическая подготовка к ней.

Гипотеза и защищаемые положения — что не очевидно в  объекте; что исследователь видит  в нем такого, чего не замечают другие. Это система взглядов на научный  объект, основная мысль, или концепция, исследователя.

Новизна — что сделано  из того, чего другие не выполнили;

какие результаты получены впервые.

Значение для науки  — в какие проблемы, концепции  вносятся изменения, направленные на развитие науки, пополняющие ее содержание.

Значение для практики — какие конкретно недостатки практической работы можно исправить  с помощью полученных в ходе исследования результатов.

Перечисленные характеристики взаимосвязаны, они дополняют друг друга и составляют единую систему. По степени их согласованности можно судить о качестве самой научной работы. В этом случае система методологических характеристик исследования выступает интегральным показателем ее качества.

Таким образом, теория и  практика спорта базируются:

1. На исследовательской  основе, когда получаемые в экспериментах факты нуждаются в объяснении, теоретической аргументации и интерпретации. Факт в научных исследованиях рассматривается как форма фиксации эмпирических знаний. Совокупность фактов отражает исследовательскую основу для выдвижения гипотез, выявления закономерностей, формирования принципов и т.д.

2. Теории, что включает:

а) идеи — концентрированную  форму отражения реальной действительности: осознание цели, ее дальнейшую перспективу  и практическое применение. Педагогические идеи в области спорта определяют новые объекты, направления развития исследований, их цели, задачи и гипотезы;

б) основные принципы —  исходные положения, которые выражают важнейшие закономерности, являющиеся основой в данной области знаний;

в) закономерности как проявление законов. В спортивной тренировке закономерности рассматриваются, во-первых, как необходимые связи между факторами, влияющими на спортсмена в тренировочном процессе и соревновательной деятельности, а во-вторых, как эффекты, возникающие в результате этих воздействий и условий их осуществления. К ним относятся:

— причинно-следственная связь между тренировочными нагрузками и их эффектами, выраженная в развитии работоспособности и тренированности  спортсмена;

— взаимосвязь различных  сторон спортивной тренировки:

общей и специальной  физической, технической, тактической, психологической и т.д.;

г) гипотезы, представляющие собой суждения о закономерностях  и причинах связи предметов и  явлений. Так, наблюдение открывает  новый факт — и с этой минуты возникает потребность в новых способах его объяснения.

3. Логике, которая содержит:

— понятия, характеризующие  основные свойства явлений или предметов;

— суждения об этих свойствах, отражающие всю полноту знаний;

— умозаключения, содержащие общие представления и догадки о связях, причинах и закономерностях изучаемых явлений, которыми определяются гипотезы, принципы и другие результаты познавательной деятельности.

4. Теоретической части  в виде совокупности следствий,  утверждений и доказательств.  Основанием могут служить факты или суждения о них, принципы, закономерности и данные, из которых можно получить новую информацию о спорте.

Подобные знания нужны  не только исследователю, но и тренеру, и преподавателю вуза. Уровень  тренерско-преподавательской деятельности прямо пропорционален их творческому, нестандартному мышлению. Например, в системе подготовки спортсменов экстра-класса особое место принадлежит тренеру. Как правило, "мастером" становится тот, кто постоянно находится в поиске. Выдающиеся тренеры обладают высокой инициативой, выраженным чувством новаторства, исключительным трудолюбием и нестандартным мышлением. Кроме того, тренер-преподаватель, не ведущий исследовательской работы, сам ни в чем не сомневается и не научит сомневаться другого. А тот, кто не видит проблем, вряд ли может считаться творческой личностью.

Под методологией понимают учение о методах, совокупности методов  и приемов. В более широком  смысле методология — это учение о принципах построения, формах и  методах научного познания. Методология — не только и не столько система знаний, сколько сфера деятельности по их накоплению.

Диалектико-материалистическая методология как система общих  принципов подхода к изучению окружающего мира и как учение об общих методах познания реализуется  и конкретизируется применительно к каждой науке, в том числе и спортивной. Такое проявление общей методологии следует рассматривать как ее приложение к конкретной науке, а систему методов познания — как составную часть общей методологии.

Под методами (гр. methodos —  путь исследования, учение, теория) познания понимают совокупность правил, путей, способов и средств эмпирического или теоретического освоения действительности. На рисунке 47 представлены методы научного познания в спорте.

Положения теории, основные закономерности и категории материалистической диалектики, отражая знания о материальной действительности, выполняют важную методологическую функцию в теории спорта. Из положений диалектического и исторического материализма вытекает методологическое требование: любой предмет или явление могут быть рассмотрены лишь в неразрывной связи с другими предметами или явлениями.

Среди множества проблем  спортивной науки этим требованием  предусматривается изучение вопросов собственно спортивной тренировки в  неразрывной связи с возрастными и половыми особенностями спортсменов, их квалификацией, подготовленностью, спецификой видов спорта, организационными и материально-техническими условиями. Например, новные положения тренировки взрослых спортсменов не могут применяться в методике физического воспитания и тренировки детей, подростков и юношей.

Положение материалистической диалектики о непрерывном движении, развитии материального мира требует  изучения предметов и явлений  в их динамике, из чего следует принцип  теории познания. Теория и практика спорта — быстроразвивающаяся область знаний.

Основные положения  диалектики являются методом познания в теории и практике спорта и конкретизируются законами:

1. Единства и борьбы  противоположностей, позволяющим раскрыть  источники, причины движения и развития материального мира. Среди проблем спорта изучение противоположностей, их преодоление является необходимым условием развития теории. Так, противоречивый характер имеет взаимозависимость между объемом и интенсивностью тренировок, нагрузкой и отдыхом, стремлением к успешному выступлению в большом количестве соревнований и уровнем достижений в основных соревнованиях сезона и т.д. Изучение и преодоление этих противоречий позволяет выявить резервы дальнейшего развития спорта.

2. Взаимного перехода количественных изменений в качественные, который одновременно является и эффективным методом познания. Он указывает путь к решению проблем — необходимость накопления информации для очередного качественного скачка. Так, в начале 60-х годов широко рекомендовались "высокоэффективные" теории изометрического метода развития силы и промежуточные отягощения. В 70-е годы рекламировались изокинетические упражнения и т.д. Однако новые теории не выдерживали проверки практикой. Например, развитие техники плавания брассом привело к качественно новому способу — баттерфляю. В процессе его совершенствования появился более быстроходный, стиль — дельфин. В свою очередь, дельфин 50—60-х годов значительно отличается от сегодняшнего.

Информация о работе Методы построения эмпирического знания в теории и методике физического воспитания