Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 19:52, реферат
Спорт вступает в тот этап развития, когда рост достижений связан с поиском уникально талантливых спортсменов, бережным культивированием их способностей в течение всей многолетней подготовки, ювелирной шлифовкой мастерства на основе данных современной науки. Таким образом, наука о спорте — закономерный результат многолетней аналитико-познавательной деятельности и обобщающих исследований в области спортивной тренировки и соревнований. Анализ содержания и структуры науки о спорте свидетельствует о том, что ее назначение — познание явлений спорта и спортивной деятельности, объединенных в центральную дисциплину — теорию и практику спорта.
Московский
государственный колледж
Реферат по физкультуре
На тему:
Методы построения эмпирического знания в теории и методике физического воспитания.
Реферат выполнил:
Груздов А,С,
Группа ИС-11.
28.10.2012.
Методы построения эмпирического знания в теории и методике физического воспитания
Введение
Спорт вступает в тот
этап развития, когда рост достижений
связан с поиском уникально
1. Общая характеристика методов познания
Исследования в спорте подразделяются:
— на экспериментально-эмпирические, связанные с результатами наблюдений и экспериментов, с зависимостями между отдельными предметами и явлениями, математико-статистической обработкой и описанием полученных данных. Приобретенные знания составляют эмпирическую основу теории и могут использоваться для проведения исследований на теоретическом уровне;
— теоретические, когда
предусматривается выявление
Проведение исследований
связано с применением
Диалектика научного познания заключается в том, что теория оказывает влияние на экспериментальную работу, результаты которой при этом воздействуют на теорию. Без предварительных идей, гипотез невозможен научный эксперимент, а без фактов невозможно создание полноценной теории.
Теоретическое исследование
является видом научной работы, которая
основывается на абстрактном мышлении,
когда необходимо широкое применение
диалектико-
В спортивной науке все
более высокие требования предъявляются
к обоснованию
Термин "методологическое обеспечение" означает знания особого рода, т.е. всей логической цепи характеристик педагогического исследования, позволяющих оценить его качество:
проблему, тему, актуальность, объект исследования, его предмет, цель, задачи, средства, методы, гипотезу, защищаемые положения, новизну, значение для науки и практики. Раскроем содержание этих понятий.
Проблема — что нужно изучить из ранее не изученного. Следует отметить, что низкий уровень спортивной педагогики часто объясняется недостаточно четкой формулировкой научной проблемы. Как известно, противоречие между реальной потребностью практики и необходимостью сделать эту потребность достоянием научного поиска является лишь отправным моментом для последующего эксперимента. Необходимы синтез, теоретическое переосмысление методических запросов спортивной практики, выявление противоречий, каждое из которых находит преимущественное выражение в спортивной деятельности. Как правило, именно главные противоречия конкретно не формулируются при постановке проблемы и разработке гипотезы исследования.
Тема — как это назвать.
Актуальность — почему данную проблему нужно в настоящее время изучать.
Объект исследования
— что рассматривается. В современном
спорте объектами исследования могут
быть структура и отдельные
Предмет исследования — как рассматривается объект;
какие новые отношения, свойства и функции раскрывает данное исследование.
Цель — какой результат
исследователь намерен
каким он его видит.
Средства исследования — разнообразные датчики, приборы и оборудование, тесты и вычислительная техника.
Методы исследования — охват всей структуры исследовательской деятельности, теоретическая и практическая подготовка к ней.
Гипотеза и защищаемые положения — что не очевидно в объекте; что исследователь видит в нем такого, чего не замечают другие. Это система взглядов на научный объект, основная мысль, или концепция, исследователя.
Новизна — что сделано из того, чего другие не выполнили;
какие результаты получены впервые.
Значение для науки — в какие проблемы, концепции вносятся изменения, направленные на развитие науки, пополняющие ее содержание.
Значение для практики — какие конкретно недостатки практической работы можно исправить с помощью полученных в ходе исследования результатов.
Перечисленные характеристики взаимосвязаны, они дополняют друг друга и составляют единую систему. По степени их согласованности можно судить о качестве самой научной работы. В этом случае система методологических характеристик исследования выступает интегральным показателем ее качества.
Таким образом, теория и практика спорта базируются:
1. На исследовательской основе, когда получаемые в экспериментах факты нуждаются в объяснении, теоретической аргументации и интерпретации. Факт в научных исследованиях рассматривается как форма фиксации эмпирических знаний. Совокупность фактов отражает исследовательскую основу для выдвижения гипотез, выявления закономерностей, формирования принципов и т.д.
2. Теории, что включает:
а) идеи — концентрированную форму отражения реальной действительности: осознание цели, ее дальнейшую перспективу и практическое применение. Педагогические идеи в области спорта определяют новые объекты, направления развития исследований, их цели, задачи и гипотезы;
б) основные принципы — исходные положения, которые выражают важнейшие закономерности, являющиеся основой в данной области знаний;
в) закономерности как проявление законов. В спортивной тренировке закономерности рассматриваются, во-первых, как необходимые связи между факторами, влияющими на спортсмена в тренировочном процессе и соревновательной деятельности, а во-вторых, как эффекты, возникающие в результате этих воздействий и условий их осуществления. К ним относятся:
— причинно-следственная
связь между тренировочными нагрузками
и их эффектами, выраженная в развитии
работоспособности и
— взаимосвязь различных сторон спортивной тренировки:
общей и специальной физической, технической, тактической, психологической и т.д.;
г) гипотезы, представляющие собой суждения о закономерностях и причинах связи предметов и явлений. Так, наблюдение открывает новый факт — и с этой минуты возникает потребность в новых способах его объяснения.
3. Логике, которая содержит:
— понятия, характеризующие основные свойства явлений или предметов;
— суждения об этих свойствах, отражающие всю полноту знаний;
— умозаключения, содержащие общие представления и догадки о связях, причинах и закономерностях изучаемых явлений, которыми определяются гипотезы, принципы и другие результаты познавательной деятельности.
4. Теоретической части
в виде совокупности следствий,
Подобные знания нужны
не только исследователю, но и тренеру,
и преподавателю вуза. Уровень
тренерско-преподавательской
Под методологией понимают учение о методах, совокупности методов и приемов. В более широком смысле методология — это учение о принципах построения, формах и методах научного познания. Методология — не только и не столько система знаний, сколько сфера деятельности по их накоплению.
Диалектико-материалистическая методология как система общих принципов подхода к изучению окружающего мира и как учение об общих методах познания реализуется и конкретизируется применительно к каждой науке, в том числе и спортивной. Такое проявление общей методологии следует рассматривать как ее приложение к конкретной науке, а систему методов познания — как составную часть общей методологии.
Под методами (гр. methodos — путь исследования, учение, теория) познания понимают совокупность правил, путей, способов и средств эмпирического или теоретического освоения действительности. На рисунке 47 представлены методы научного познания в спорте.
Положения теории, основные закономерности и категории материалистической диалектики, отражая знания о материальной действительности, выполняют важную методологическую функцию в теории спорта. Из положений диалектического и исторического материализма вытекает методологическое требование: любой предмет или явление могут быть рассмотрены лишь в неразрывной связи с другими предметами или явлениями.
Среди множества проблем
спортивной науки этим требованием
предусматривается изучение вопросов
собственно спортивной тренировки в
неразрывной связи с возрастным
Положение материалистической диалектики о непрерывном движении, развитии материального мира требует изучения предметов и явлений в их динамике, из чего следует принцип теории познания. Теория и практика спорта — быстроразвивающаяся область знаний.
Основные положения диалектики являются методом познания в теории и практике спорта и конкретизируются законами:
1. Единства и борьбы противоположностей, позволяющим раскрыть источники, причины движения и развития материального мира. Среди проблем спорта изучение противоположностей, их преодоление является необходимым условием развития теории. Так, противоречивый характер имеет взаимозависимость между объемом и интенсивностью тренировок, нагрузкой и отдыхом, стремлением к успешному выступлению в большом количестве соревнований и уровнем достижений в основных соревнованиях сезона и т.д. Изучение и преодоление этих противоречий позволяет выявить резервы дальнейшего развития спорта.
2. Взаимного перехода количественных изменений в качественные, который одновременно является и эффективным методом познания. Он указывает путь к решению проблем — необходимость накопления информации для очередного качественного скачка. Так, в начале 60-х годов широко рекомендовались "высокоэффективные" теории изометрического метода развития силы и промежуточные отягощения. В 70-е годы рекламировались изокинетические упражнения и т.д. Однако новые теории не выдерживали проверки практикой. Например, развитие техники плавания брассом привело к качественно новому способу — баттерфляю. В процессе его совершенствования появился более быстроходный, стиль — дельфин. В свою очередь, дельфин 50—60-х годов значительно отличается от сегодняшнего.