Методы построения эмпирического знания в теории и методике физического воспитания

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 19:52, реферат

Краткое описание

Спорт вступает в тот этап развития, когда рост достижений связан с поиском уникально талантливых спортсменов, бережным культивированием их способностей в течение всей многолетней подготовки, ювелирной шлифовкой мастерства на основе данных современной науки. Таким образом, наука о спорте — закономерный результат многолетней аналитико-познавательной деятельности и обобщающих исследований в области спортивной тренировки и соревнований. Анализ содержания и структуры науки о спорте свидетельствует о том, что ее назначение — познание явлений спорта и спортивной деятельности, объединенных в центральную дисциплину — теорию и практику спорта.

Файлы: 1 файл

физра.doc

— 196.50 Кб (Скачать)

3. Отрицание отрицания,  устанавливающим взаимосвязь между предшествующими и последующими ступенями развития. Этот закон проявляется в непрерывной и бесконечной последовательности отрицания одних утвержденных наукой положений и принятия других, более соответствующих накопленным фактам. В свою очередь, новое явление, которое подвергло отрицанию прежнее, с течением времени устаревает и отрицается. Примером отражения этого закона является постоянная смена рекордов в спорте. Достижения, вчера казавшиеся фантастическими, сегодня доступны многим спортсменам. Действие этого закона объясняется развитием спортивной техники и тактики, методики спортивной тренировки, совершенствованием спортивного инвентаря, оборудования, тренажеров.

Философские категории  выступают в процессе научного исследования в теории и практике спорта как важнейшие моменты познания и формы мышления, что выражаются в целенаправленном протекании процесса исследования от единичного к общему, от количества к качеству, от явления к сущности. Это категории:

— количества и качества, которые обеспечивают взаимосвязь, например, между изучением системы спортивной подготовки и всей совокупности ее компонентов;

— необходимого и случайного, что выявляются в процессе изучения причинно-следственных связей между  организационными, материально-техническими и спортивно-педагогическими составляющими системы подготовки;

— содержания и формы, сущности и явления, части и целого, связанные с изучением структуры  объектов и относящиеся к спортивной тренировке, тренированности, многолетней  подготовке, макроциклу, соревновательной деятельности и др.;

— причины и следствия, когда предусматривается изучение взаимозависимости между тренировочными нагрузками, утомлением и восстановлением, технико-тактическими взаимодействиями соперников в играх и единоборстве и пр.

Таким образом, теоретические положения, законы и категории составляют метод глубокого и разностороннего познания предметов и явлений объективной действительности. С одной стороны, критерий практики присутствует в виде выводов в процессе преподавания теории как учебной дисциплины, с другой — все положения теории проверяются практикой спорта, ее достижениями.

2. Характеристика  методов познания

Общенаучные методы, направленные на получение фактов, включают:

1) наблюдение — отбор  впечатлений, активное, преднамеренное, целесообразное и целенаправленное восприятие объектов и фактов. Наблюдения проводятся визуально, непосредственно, а также при помощи технических средств и приборов;

2) измерение — установление  фактов путем их фиксации, упорядочения, группирования, генерализации, классификации и систематизации;

3) описание — выражение  полученных данных естественным  языком как переходный этап  к общению. Описание может быть  языковое, графическое, математическое, кодовое;

4) эксперимент — метод  познания с выделением определенных сторон, искусственным воспроизведением объекта в соответствующих условиях. Эксперименты носят естественный, производственный, педагогический, социологический и другой характер.

Эксперименту предшествует наблюдение, которое проводится самостоятельно или в его процессе, например, в виде анкетирования.

В области спорта широко применяется частный метод исследования — тестирование (англ. test — проба). Периодичность применения тестов определяется способом оценки состояния организма  спортсмена — оперативного, текущего и этапного. По содержанию тесты могут быть направлены на оценку технического или тактического мастерства, физических, психических качеств, определение функциональных возможностей организма, изучение соревновательной деятельности и пр. Полученные в результате тестирования показатели будут носить педагогический, психологический, биохимический, биомеханический, физиологический либо другой характер. Условия проведения тестов могут быть естественными и лабораторными. Как правило, исследования с применением тестов направлены на комплексное решение задач. Подобный набор тестов обычно называют батареей тестов.

Планируя эксперимент, необходимо учитывать численность  и контингент испытуемых, нужное количество наблюдений, порядок проведения, создание его математической модели.

При анализе результатов  предусматриваются: сбор и первичная  обработка полученных данных, выбор  методов математической обработки  результатов и их интерпретация.

Эксперименты в спорте возможны следующие:

— естественные, когда  исследователь не изменяет условий деятельности, а лишь наблюдает и фиксирует ее. Подобный эксперимент может быть открытым, в котором исследования известны участникам, и закрытым, когда участники не знают о целях и характере их проведения;

— модельные, в которых, исходя из задач исследования, специально конструируются условия его проведения;

— лабораторные, когда  условия строго стандартизируются, а испытуемые изолируются от побочных явлений.

Регистрация характеристик  двигательной деятельности и функциональных возможностей спортсменов производится с помощью инструментальных методов, заимствованных из медико-биологических и психолого-педагогических наук. Например, в изучении спортивной техники предусматривается регистрация кинематических и динамических характеристик, связанных с развиваемой спортсменом скоростью, темпом, ритмом движений, величиной и временем развития усилия, количеством и мощностью выполняемой им работы, скоростью перемещения некоторых частей тела спортсмена, эффективностью работы отдельных мышц, межмышечной координации в целом и др. Для регистрации перечисленных характеристик используются измерители скорости и временных интервалов, тензоустановки и усилители, моно- и полиплоскостные гониометры и акселерометры, электромиографические установки и пр.

В определении силовых качеств спортсменов предусматривается измерение максимальной, взрывной силы, силовой выносливости, импульса силы и выявление других характеристик. С этой целью используются различные динамометры, тензодинамографы в комплексе с усилителями и регистрирующими приборами, тензометрические установки, оценивающие не только уровень максимальных силовых проявлений, но и их динамику.

Для регистрации углов  сгибания и разгибания в суставах применяются одно-, двух- и трехполостные  гониометры и гониографы.

Тактические действия изучаются с помощью тестов, позволяющих определить правильность и время сложной двигательной реакции — на движущийся объект, реакции выбора и т.д. Видеоигры дают возможность моделировать условия предстоящей соревновательной деятельности.

Психические возможности спортсменов оцениваются инструментальными методами, которые позволяют охарактеризовать силу психических процессов, способность нервных клеток выдерживать длительное концентрированное возбуждение, лабильность нервной системы. По этим показателям определяются способности спортсмена к преодолению околопредельных и предельных нагрузок, стрессовых ситуаций, перспективы стабильности выступления в соревнованиях.

Реакция организма спортсмена на выполненную нагрузку обычно связана  с регистрацией физиологических характеристик: газоанализа (уровень потребления кислорода, минутный объем дыхания, кислородный долг, кислородный пульс, кислородная стоимость единицы работы и др.) и кровообращения (кислородная емкость крови, ударный объем крови, скорость кровотока и пр.).

Биохимические методы позволяют  исследовать кислотно-щелочное равновесие крови, определить содержание в ней  лак-тата, мочевины, липидов, глюкозы, что  используется также для изучения динамики тренированности спортсмена, оценки его потенциальных возможностей, степени реализации двигательного и функционального потенциала, протекания адаптационных процессов, готовности организма спортсмена к соревнованиям.

К частным методам  познания относятся:

а) анализ литературы —  выяснение изученности вопроса по уже имеющимся сведениям;

6) опрос — обобщение  практического опыта и определение  точек зрения на перспективу  путем анкетирования, бесед, интервьюирования  и др.;

в) контент-анализ — качественно-количественный анализ содержания официальных и  личных документов, материалов средств массовой информации и пр.;

г) метод экспертных оценок — исследование сложных явлений  с помощью группы специалистов. Важнейшим  условием качественных результатов  экспертизы является четкость постановки вопросов, исключающая неоднозначность их толкования.

3. Характеристика  частных методов

3.1. Анкетирование

Анкетирование относится  к той группе методов, которая  в социологии, педагогике и психологии носит название «опрос». В эту  группу помимо анкетирования входят интервью и беседа. Все эти методы характеризуются одним ведущим признаком: с их помощью исследователь получает ту информацию, которая заложена в словесных сообщениях опрашиваемых (респондентов). Это, с одной стороны, позволяет изучать мотивы поведения, намерения, мнения и т. п. (все то, что не подвластно изучению другими методами) и, с другой,—делает эту группу методов субъективной (не случайно у некоторых социологов существует мнение, что даже самая совершенная методика опроса никогда не может гарантировать полной достоверности информации).

В отличие от других методов  исследования эффективность опроса полностью зависит от двух моментов: во-первых, хочет ли и будет ли респондент отвечать на поставленные вопросы и, во-вторых, может ли он ответить на них. Следовательно, организация любого опроса должна начинаться и подчиняться разработке этих двух моментов; все должно быть направлено на то, чтобы побуить опрашиваемых дать полные и правдивые ответы на поставленные вопросы.

Сущность опроса в  любом его виде сводится к тому, что исследователь получает информацию из тех ответов респондентов, которые они дают на поставленные вопросы. Различие между видами опроса сводится лишь к различию его форм, реже—к различию содержания вопросов.

Анкетирование—это метод  получения информации путем письменных ответов респондентов на систему стандартизированных вопросов анкеты.

Интервью—это метод  получения информации путем устных ответов респондентов на систему  вопросов, устно задаваемых исследователем.

Беседа—это метод  получения информации путем двустороннего или многостороннего обсуждения интересующего исследователя вопроса.

В беседе и респонденты, и исследователь выступают активными  сторонами, в то время как в  интервью задает вопросы только исследователь. Интервью можно назвать односторонней  беседой.

Во время беседы (и в этом ее преимущество) можно -получить более глубокое представление об интересующем исследователя вопросе, а также уточнить сомнительные ответы, следовательно, получить более достоверные данные. Недостатком беседы является сравнительно большее время, необходимое для ее проведения, что сужает возможности для сбора достаточного материала.

При беседе вопросы задаются и обсуждаются в очередности, которая предусмотрена планом, но раскрываются шире, чем написаны.

Из приведенных кратких  характеристик видов опроса явствует, что принципиальных различий между ними нет. Не случайно в последнее время среди социологов, педагогов и психологов получают все большее распространение смешанные виды опроса, например анкеты-интервью. На стр. 143 дана развернутая характеристика лишь анкетирования: во-первых, оно является наиболее распространенным методом в теории и практике физического воспитания; во-вторых, владение методикой анкетирования дает исследователю основной объем знаний и умений для овладения другими методами опроса; в-третьих, анкетирование более доступно основной массе исследователей, не имеющих большого педагогического и житейского опыта, не обладающих способностью быстро вступать в контакт с людьми; в-четвертых, оно позволяет охватить значительное количество людей; в-пятых, анкетирование доступнее для математической обработки результатов.

Анкетирование применяется  для установления текущего состояния  педагогического явления, для изучения существовавшего и существующего  положений в практике работы или  мнений, относящихся к проблеме исследования. Например, можно провести анкетирование преподавателей по плаванию, чтобы узнать, применяют ли они упражнения со штангой для развития силы. Однако анализ результатов анкетирования не может быть конечным доказательством при установлении эффективности какой-либо методики занятий, так как опирается на субъективные мнения опрашиваемых.

3.2. Тестирование

Контрольные испытания  помогают: выявить уровень развития отдельных двигательных качеств; оценить  степень технической и тактической подготовленности; сравнить подготовленность как отдельных занимающихся, так и целых групп; провести наиболее оптимальный отбор спортсменов для занятий тем или иным видом спорта и для участия в соревновании; вести в значительной степени объективный контроль за тренировками как отдельных спортсменов, так и целых групп; выявлять преимущества и недостатки применяемых средств, методов обучения и форм организации занятий; составлять наиболее обоснованные индивидуальные и групповые планы занятий.

Перечисленные возможности могут быть реализованы только при критическом, творческом подходе к существующей методике контрольных испытаний и при тщательном соблюдении некоторых общих требований. Необходимо помнить, что нет стандартной, унифицированной методики. Объясняется это не столько сравнительной «молодостью» научного подхода к разработке методики контрольных испытаний, сколько чрезвычайной сложностью проблемы. На современном уровне знаний трудно себе представигь одинаковое для всех случаев содержание контрольных испытаний. И тем не менее этот метод исследований всегда будет требовать от научных работников наибольшей самостоятельности в решении методологических вопросов.

Информация о работе Методы построения эмпирического знания в теории и методике физического воспитания