Компоненты оздоровительной физической культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 13:46, курсовая работа

Краткое описание

Предмет – структурные компоненты оздоровительной физической культуры.
Цель курсовой работы – изучить и проанализировать структурные компоненты оздоровительной физической культуры.
С целью полного и обоснованного анализа курсовой работы можно поставить задачи курсовой работы:

Оглавление

Введение…………………………………………………………………..
4
1 Общая характеристика оздоровительной физической культуры……
6
1.1 Понятие оздоровительной физической культуры. Функциональные показатели…………………………………………….

6
1.2 Факторы развития и функционирования оздоровительной физической культуры…………………………………………………….

8
1.3 Функции оздоровительной физической культуры……..…………
11
2 Характеристика основных составных частей оздоровительной физической культуры……………………………………………………..

13
2.1 Лечебная физическая культура……………………………….……..
13
2.2 Производственная физическая культура……………………….....
15
2.3 Оздоровительно-рекреативная физическая культура…………….
20
Заключение…………………………………………………………………
25
Список использованных источников…………………………………….

Файлы: 1 файл

Характеристика структурных компонентов в ОФК.doc

— 203.00 Кб (Скачать)

Основным средством  ПФК являются физические упражнения -специально организуемые и сознательно управляемые действия, направленные на повышение работоспособности и формирование различных физических, психических качеств трудящихся. Каждое упражнение представляет собой микросистему с присущей ей внутренней и внешней структурой. Внутренняя структура выражает взаимосвязь функциональных, физиологических и психических процессов, протекающих в ходе выполнения упражнений, внешняя - соотношение техники выполнения и методов их применения. Физические упражнения классифицируются по различным признакам: по функциональному эффекту -- для совершенствования физических качеств и формирования двигательного навыка; по роду двигательной деятельности -- на перемещения, прыжки, метания, единоборства и т.д.; по предметным формам применения -- на гимнастику, легкую атлетику, спортивные игры, плавание и др.; по направленности использования - на общеразвивающие, восстановительные, профессионально-прикладные, профилированные и другие упражнения; по воздействию на организм в соответствии с его анатомо-физиологическим строением -- для развития мускулатуры, двигательного аппарата, органов дыхания, сердечно-сосудистой системы и т.д.; по служебной роли -- на вводные, подготовительные, вспомогательные, основные, специальные и т.д.; по интенсивности работы -- максимальные, субмаксимальные, умеренные; по снарядному признаку -- упражнения без снарядов, со снарядами, с предметами, на тренажерах; по условию осуществления -- в спортивном зале, на местности, в воде, в воздухе. В практике ПФК в каждой из перечисленных групп и между ними образуются комплексы соответствующим образом подобранных и распределенных в строгой последовательности физических упражнений, направленных на решение конкретных задач. К ним относятся дыхательная гимнастика, упражнения на концентрацию внимания, релаксационная гимнастика, атлетическая гимнастика и др..

Неотъемлемым  условием внедрения ПФК в современное  производство является осуществление  целого ряда социально-педагогических мер по реализации организационно-технологического и контрольно-технологического компонентов ее структуры. Организационно-технологический компонент ПФК включает в себя следующие организационно-управленческие и педагогические действия: 1) создание управленческой структуры ПФК; 2) разработка и заключение коллективного договора по внедрению и функционированию ПФК на предприятии; 3) изучение физкультурных потребностей и интересов трудящихся; 4) формирование их мотивации в области физической культуры; 5) оборудование физкультурно-оздоровительных объектов; 6) разработка программ для занятий различными видами ПФК; 7) моральное и материальное стимулирование занимающихся физическими упражнениями. Контрольно-технологический компонент состоит из: 1) анализ состояния здоровья и заболеваемости, временной нетрудоспособности работников производства; 2) диспансеризации работающих; 3) определения оздоровительной и экономической эффективности ПФК на конкретном предприятии. Следовательно, совокупность перечисленных организационно-управленческих и педагогических воздействий представляет собой систему определенным образом взаимосвязанных мер по оптимизации ПФК на предприятии.

Первым существенным моментом в организации ПФК является создание ее системы управления. Она  состоит из управляющей и управляемой подсистем. Первая по своей структуре включает руководящее звено в лице заместителя директора предприятия по общим вопросам и физкультурно-оздоровительной работе, профкома, Совета коллектива физкультуры и его методической комиссии по ПФК [1, c.13-15].

 

2.3 Оздоровительно-рекреативная физическая культура

 

Природа для человека изначально является целительным средством, и чтобы быть здоровым ему необходимо с ней постоянно общаться. Она  вызывает подъем душевных и физических сил.

Как известно, основой активного отдыха является массово-оздоровительная физическая культура или, как сейчас принято говорить, физическая рекреация. Смысловое значение термина "рекреация" в переводе с латинского языка на русский различно. Так, "recreo" обозначает восстанавливать, отдыхать, обновлять, переделывать, выздоравливать, приходить в себя [7, с.16].

В отечественной и  зарубежной литературе до сих пор  нет единого мнения по поводу определения  понятия «рекреация». Это объясняется  рядом причин. Во-первых, тем, что не существует единого международного терминологического стандарта по данной тематике. В разных странах господствует различное официальное понимание (и, соответственно, толкование) понятий и терминов, связанных с рекреацией и сферой досуга. Во-вторых, в нашей стране не существует единой законодательной базы, в которой был бы точно определен круг основных понятий, связанных с рекреацией и индустрией досуга. В данных условиях наблюдается полный плюрализм мнений [10, с.69].

Слово "рекреация" ( от лат. "гесгео") означает: восстанавливать, подкреплять, освежать, укреплять, ободрять, отдыхать, приходить в себя, возрождаться, выздоравливать. Понятие "физическая рекреация" означает, что в процессе восстановления, выздоровления, отдыха преобладает двигательная активность, используются физические упражнения. Основу содержания физической рекреации составляет деятельность по использованию физических упражнений и других видов двигательной деятельности для удовлетворения специфических биологических и социальных потребностей каждого человека или группы лиц. Биологические потребности преимущественно связаны с удовлетворением естественной потребности в движении, восстановлении временно сниженных или нарушенных функций организма и их активизацией. Социальные -направлены на удовлетворение потребности людей в развитии, получении удовольствия, переключении с одного вида деятельности на другой, профилактике неблагоприятных воздействий социальной среды. Все это необходимо для обеспечения нормальной жизнедеятельности человека [2, с.5].

Родоначальником организованного  рекреативного движения в государственном  масштабе является американский врач Л.Гулик, предпринявший попытку научно обосновать социальную значимость этой деятельности [ 14, электронный ресурс].

Оздоровительно-рекреативная физическая культура – это добровольный, организованный и самоорганизованный, сознательно управляемый процесс обеспечения отдыха, развлечения, восстановления, развития и совершенствования адаптационных, физических и психоэмоциональных возможностей человека средствами  физической культуры с целью оптимального его функционирования в природной, бытовой и досуговой сферах жизнедеятельности.

 Являясь составной частью ОФК, оздоровительно–рекреативная физическая культура имеет свою структуру и функции. Структура (строение) ОРФК включает в себя:

1. Виды спорта с  оздоровительно – рекреативной  направленностью циклического и ациклического характера.  К циклическим видам спорта относятся: ходьба, бег, туризм, плавание, лыжи, гребля, спортивное ориентирование и др. К ациклическим видам спорта  - игровые виды спорта, бокс, борьба, восточные единоборства, бильярд,  дартс и др.

2. Оздоровительные системы,  такие как система Н.Амосова,  П.Брега, К.Бутейко, П.Иванова,  К.Купера, А.Стрельниковой, Г.Шаталовой  и др.

3. Нетрадиционные средства оздоровления, такие как атлетическая гимнастика, ритмическая гимнастика, шейпинг, коллонетик, тропы здоровья, поезда здоровья, рыбная ловля, сбор грибов и др.

4. Физкультурно – оздоровительные  мероприятия, такие как комплексные и сезонные  спартакиады, дни здоровья; физкультурно – оздоровительные праздники и фестивали; дни бегуна, прыгуна, пловца, ориентировщика; подвижные игры, конкурсы, эстафеты; спортивные вечера и др.

Физические упражнения в оздоровительных  целях, как известно, должны использоваться систематически. Для формирования выраженных оздоровительных эффектов необходимо обеспечить развитие соответствующих структурно-функциональных перестроек в организме. Их появление невозможно без соблюдения принципа систематичности. Систематичность занятий физическими упражнениями можно обеспечить только в рамках ежедневного отдыха [3, с.23-25].

Еженедельный отдых составляет отдых по выходным дням. Его целесообразно  использовать для более продолжительного пребывания на лоне природы, полноценных занятий физическими упражнениями. Рамки выходного дня позволяют использовать этот вид отдыха для проведения массовых физкультурно-оздоровительных мероприятий и массовых соревнований. Проведение выходного дня наиболее эффективно в зонах рекреации: парки, скверы, стадионы, лесопарки и др.

Выходной день позволяет в большем  объеме заниматься физическими упражнениями, например, использовать пиковые нагрузки в оздоровительном беге (бег на дистанцию 10-20 км). Кроме того выходной день может быть использован для занятий физическими упражнениями всей семей. Вместе с тем оздоровительная тренировка только по выходным дням не обладает должной степенью оздоровительной эффективности. Использование больших величин физических нагрузок, при этом, чревато отрицательными последствиями такой тренировки (травматизм, переутомление) [4, с.89].

Ежегодный отдых обеспечивается в  период отпуска, предоставляемого всем трудящимся с сохранением среднего заработка. Продолжительность отпуска не менее 15 рабочих дней. В период отпуска рекомендуется полностью уйти от обычных занятий, изменить обстановку. Очень полезно пребывание на природе — в лесу, у реки, у моря, сочетание отдыха с закаливанием организма, воздушными и солнечными ваннами, занятием физическими упражнениями.

Факторы, влияющие на использование свободного времени. Социологи, определяя свободное время, как время, остающееся от сна и выполнения всех обязательных дел, абстрагируются от критерия ценности этого времени с точки зрения общества или отдельной личности. Считается, что свободное время — это время, оставшееся у человека после выполнения им всех профессиональных, домашних и школьных обязанностей, которое может быть использовано на отдых, развлечение и развитие личности. Это время рационально используется на следующие виды деятельности:

- отдых, т.е. регенерацию физических  и психических сил;

- развлечение, доставляющее удовольствие;

- общественную работу, которая  выполняется добровольно и бескорыстно;

- развитие интересов и способностей  личности путем приобретения  знаний, а также художественной самодеятельности, технической, научной или спортивной деятельности.

На эффективное использование  свободного времени влияет:

- необходимость постоянного повышения  квалификации и совершенствования  для того, чтобы находиться на современном уровне знаний и культуры;

- груз профессиональных обязанностей  и домашних дел, особенно у  женщин-матерей;

- дополнительная работа (у лиц  с низким заработком, многодетным,  либо у тех, где имеет место  диспропорция между потребностями  и возможностями их реализации);

- недостатки в организации и  функционирования сферы материальной  жизни (торговых точек, услуг, транспортных средства, служб и т.п.);

- неумение организовать свое  время [7, с.17-19].

Задачами ОРФК по месту жительства и массового отдыха населения  являются:

1. Пропаганда ОРФК.

2 Реклама форм и видов ОРФК.

3 Привлечение максимального числа  трудящихся и учащейся молодежи  к систематическим занятиям ОРФК.

4 Воспитание положительного отношения  и приобщение к здоровому образу  жизни.

ОРФК по месту жительства и массового отдыха населения имеет свои специфические особенности. Они заключаются в том, что управление ОРФК, будучи подсистемой всего физкультурного движения, одновременно является и подсистемой воспитательной работы  с населением, осуществляемой в жилых микрорайонах, в парках культуры и отдыха, в санаториях, на базах отдыха и других объектах на основе комплексного подхода исполкомами, профсоюзными, ведомственными и общественными организациями, спонсорами и др.

Общее руководство ОРФК и, в частности  по месту жительства населения осуществляется управлениями и отделами по физической культуре, спорту и туризму в тесном контакте с профсоюзными организациями, спортивными обществами, органами коммунального хозяйства, образования, здравоохранения и др. заинтересованными в этой работе организациями.

В целях координации и руководства  ОРФК по месту жительства при соответствующих  городских (районных) комитетах по физической культуре и спорту могут быть созданы  общественные советы по ОРФК, основными  задачами которых будет являться:

- содействие в создании условий  для организации и проведения  мероприятий по оздоровлению  населения средствами физической культуры, а также для организации активного досуга;

- организация широкой пропаганды  ОРФК;

- осуществление систематического контроля за состоянием работы по ОРФК в жилищно-эксплуатационных организациях;

- внедрение новых форм и методов  ОРФК [7, с.16].

В целом, в Республике Беларусь проделана  большая работа по улучшению условий  для развития ОРФК по месту жительства населения. Большое внимание было уделено укреплению материальной базы и обеспечению физкультурными кадрами по данному профилю работы. Так, введены в строй и организована работа более чем в 27 физкультурно-оздоровительных комбинатах и службах (ФОК).

Для обеспечения этой работы в БГИФК была открыта специализация для подготовки инструкторов-методистов по физкультурно-оздоровительной работе. Министерство образования, в свою очередь, разработало "Положение о педагогах-организаторах домоуправлений", определив функциональные обязанности указанных специалистов.

Основными формами организации  ОРФК по месту жительства являются группы здоровья, спортивные секции, группы по интересам, соревнования, турпоходы, физкультурно-спортивные праздники и др.

Они, как правило, организовываются физкультурно-оздоровительными  комбинатами (ФОКами), физкультурно-спортивными комплексами (ФСК), культурно-спортивными комплексами (КСК), жилищно-эксплутационными службами (ЖЭСами) и др.

Информация о работе Компоненты оздоровительной физической культуры