Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 13:46, курсовая работа
Предмет – структурные компоненты оздоровительной физической культуры.
Цель курсовой работы – изучить и проанализировать структурные компоненты оздоровительной физической культуры.
С целью полного и обоснованного анализа курсовой работы можно поставить задачи курсовой работы:
Введение…………………………………………………………………..
4
1 Общая характеристика оздоровительной физической культуры……
6
1.1 Понятие оздоровительной физической культуры. Функциональные показатели…………………………………………….
6
1.2 Факторы развития и функционирования оздоровительной физической культуры…………………………………………………….
8
1.3 Функции оздоровительной физической культуры……..…………
11
2 Характеристика основных составных частей оздоровительной физической культуры……………………………………………………..
13
2.1 Лечебная физическая культура……………………………….……..
13
2.2 Производственная физическая культура……………………….....
15
2.3 Оздоровительно-рекреативная физическая культура…………….
20
Заключение…………………………………………………………………
25
Список использованных источников…………………………………….
Специальное направление – это подсистема оздоровительной физической культуры, включающая в себя такие структурные компоненты как лечебно-реабилитационную и производственную физическую культуру.
Лечебно-реабилитационная физическая культура – это управленческий и собственно медико-педагогический процесс и результат использования средств физической культуры и медицины для восстановления сниженных и утраченных функций различных систем организма человека вследствие производственных и бытовых травм, заболеваний, формы и содержание которого диктуются особенностями структуры и тяжести заболевания, характером физического и психического отклонения от нормы. Она включает в себя:
► лечебную физическую культуру;
► физическую реабилитацию;
► адаптивную физическую культуру.
1.2 Факторы
развития и функционирования
оздоровительной физической
Оздоровительная физическая культура относится к числу важных факторов повышения долголетия, продления жизни населения, активного отдыха [3, с.13].
В развитии оздоровительной физической культуре можно выделить природные (естественные), социальные (социально-экономические), объективные и субъективные факторы.
К природным условиям существования и развития человека, а следовательно и оздоровительной физической культуры, относят географическую, климатическую и экологическую среду.
Под географической и климатической средой понимается та часть природы, непосредственно взаимодействующая с человеческим обществом.
Экологическая среда - это качественное состояние живой природы, проявляющееся в равновесии растительного и животного мира. Она определяется наличием физических, химических, радиационных, магнитных и др. элементов и полей в воздухе, воде, земном покрове, растительном и животном мире, температурными режимами и влажностью воздуха, которые составляют необходимое, естественное условие для безопасного существования всей живой природы, в том числе и человека.
Географические, климатические
и экологические факторы
К общим социально-экономическим факторам относятся те, которые воздействуют на все сферы общественной жизни в стране. В эту группу факторов можно включить: общественно-политический строй и связанные с ним характер способа производства, производственных отношений, эффективность экономики, политические механизмы регуляции этих отношений. Так, на современном этапе развития общества, в том числе и Республики Беларусь, преобладающим способом производства материальных благ является машинное (автоматизированное) производство в сочетании с информационными технологиями. Решая прогрессивные задачи удовлетворения насущных потребностей людей в пище, одежде, жилье, современное производство отрицательно сказывается на основной производительной силе – человеке и его окружающей среде. Это проявляется в снижении доли физического труда, нарастании эффектов гиподинамии и гипокинезии, отрицательном влиянии факторов производства (загрязненности, запыленности, загазованности, токсичности, вибрации, радиации и т.п.) на различные системы организма работающего человека, и, как следствие, увеличении числа профессиональных заболеваний. В то же время современное производство предъявляет определенные профессиональные требования к физической, психической и двигательной подготовке человека – работника. Все это обусловливает наличие и развитие всех видов ОФК, направленных на подготовку человека к труду и его восстановления после трудовой деятельности, т.е. производственной физической культуры, физической реабилитации, физической рекреации.
Специфические факторы – это те, которые характерные только для ОФК: научные, педагогические, управленческие факторы, направленные на воспитание и развитие, организацию и координацию усилий людей в области оздоровления средствами физической культуры. Преобладающие направления, виды, формы и методы занятий физическими упражнениями зависят от степени и направленности проявления социально-экономического фактора.
По степени, характеру и методу воздействия на развитие ОФК все социально-экономические факторы можно разделить на объективные и субъективные.
К объективным факторам, влияющим на развитие и функционирование ОФК, относятся:
Субъективные факторы развития и функционирования ОФК проявляются в двух аспектах: 1) в реальном образе жизни людей и способах их досугового времяпрепровождения; 2) в осознании необходимости здорового образа жизни, уровне физической культуры личности и ее образованности в области ОФК, реализующихся в физкультурной активности.
Субъективно проявляющийся образ жизни во многом определяется уровнем культуры, традициями, системой образования и мировоззрения существующими в обществе, степенью воздействия на личность социально-экономических условий и других объективных факторов. Но конкретным содержанием образ жизни каждого человека наполняется в результате потребностей и интересов отдельной личности.
Основными параметрами образа жизни являются:
--- уровень образования и культуры;
--- соотношение полезных и неполезных для человека и общества видов производственной и социокультурной деятельности;
--- объем и содержание досугового времяпрепровождения;
--- наличие или отсутствие вредных привычек;
--- количество и качество питания;
--- выполнение полного объема гигиенических процедур, обеспечивающих уровень здоровья и социальную дееспособность человека;
--- оптимальный двигательный режим;
--- комфортное социальное и психоэмоциональное состояние.
Исследования образа жизни населения нашей страны показывают нарастание тенденции к нездоровому образу жизни. Так, 5 тыс. человек состоит в республике на учете в связи с наркоманией, из них 50% - молодые люди в возрасте до 25 лет; среди ВИЧ инфицированных на их долю приходится 30%; растет число населения, в том числе и молодежи, систематически употребляющих спиртные напитки, табакокурение (1). В досуговом времяпрепровождении основными являются пассивные виды деятельности: просмотр телевидения, видеозаписей, слушание магнитофонных записей, просиживание за компьютером. У взрослого контингента населения эти виды деятельности «разбавляются» работой на приусадебных участках, ведением хозяйства и т.д. Занятиям физическими упражнениями уделяют внимание 13,1% трудящихся, 53,5% учащихся и студентов, с учетом посещения обязательных занятий по физическому воспитанию.
Совокупность негативных факторов
производства, экологии, социально-экономических
условий переходного этапа
Одним из субъективных факторов физкультурной пассивности основной части населения является отсутствие или недостаточное наличие знаний, умений и навыков соблюдения ЗОЖ, занятий физическими упражнениями. Так, среди трудящихся 34,1% недостаточно информированы в области основных компонентов ЗОЖ, 34,8% не информированы вообще; среди учащихся общеобразовательных школ – соответственно 48,2%, 12,9%, студентов – 52,9%, 6,3%. Выявленное научными исследованиями состояние субъективного отношения населения к своему здоровью, умение (не умение) его обеспечивать предопределяет насущную необходимость интенсивного развития всех компонентов и видов деятельности в области ОФК: лечебной физической культуры, физической реабилитации, адаптивной, производственной физической культуры, физической рекреации.
Субъективный фактор развития ОФК проявляется и в отношении различных групп населения к определенным формам, средствам и условиям организации занятий физкультурно-оздоровительной направленности. Субъективное отношение населения к занятиям ОФК проявляется также в мотивах физкультурной пассивности, которые подразделяются на две группы:
- 1-я группа мотивов связана с недостатками в организации занятий физическими упражнениями (негде заниматься, нет тренеров, методистов, спортивного инвентаря, спортивных сооружений по месту работы, учебы, жительства, нужной физкультурно-оздоровительной группы или спортивной секции);
- 2-я – с недопониманием значения физических упражнений в жизнедеятельности человека и отсутствием желания или способности к их выполнению (нет свободного времени, знаний и умений; не позволяет состояние здоровья, возраст; не могу заставить себя заниматься, считаю это не нужным делом ) [15, с.26-28].
1.3 Функции оздоровительной физической культуры
Оздоровительная физическая культура, как относительно самостоятельная подсистема физической культуры, обладает всеми ее свойствами и, в то же время, имеет свою специфическую функциональную направленность. Функциональность (назначение) ОФК определяется теми целями и задачами, которые поставлены при воздействии на специфический объект ОФК – человека, обеспечивающего определенные функции в различных сферах жизнедеятельности.
Являясь частью не только физической, но общей культуры общества, ОФК выполняет общие и специфические функции.
К общим относятся следующие функции:
К специфическим функциям ОФК по преобразованию биологической природы человека относятся:
■ поддержание и развитие адаптационных возможностей организма к воздействию окружающей среды;
■ восстановление утраченных функций организма человека;
■ профилактика заболеваний;
■ физическая реабилитация после перенесенных заболеваний, травм;
■ коррекция физических, психических функций организма генетического и социально-производственного характера;
■ восстановление работоспособности в процессе и после труда;
■ развитие профессионально необходимых физических и психических качеств;
■ развитие и поддержание физических качеств, двигательных умений и навыков;
■ улучшение и поддержание уровня физического развития и физической подготовленности;
■ рационализация активного отдыха средствами физической культуры;
■ оптимизация двигательного режима;
■ сохранение трудового потенциала, обеспечение долголетия;
■ формирование физкультурной активности и здорового образа жизни [15, с.18-20].
2 Характеристика
основных составных частей
2.1 Лечебная физическая культура
Лечебная физическая культура (ЛФК) — метод лечения, состоящий в применении физических упражнений и естественных факторов природы к больному человеку с лечебно-профилактическими целями. В основе этого метода лежит использование основной биологической функции организма — движения. Метод строго дозированных упражнений на фоне постановки правильного дыхания.
Термином лечебная физическая культура (или ЛФК) обозначают самые различные понятия. Это и дыхательная гимнастика после тяжелой операции, и обучение ходьбе после травмы, и разработка движений в суставе после снятия гипсовой повязки. Это и название кабинета в поликлинике, и кафедры в институте физкультуры, и кафедры в медицинском институте.
Термин «лечебная
физкультура» применяется в
Информация о работе Компоненты оздоровительной физической культуры