Компоненты оздоровительной физической культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 13:46, курсовая работа

Краткое описание

Предмет – структурные компоненты оздоровительной физической культуры.
Цель курсовой работы – изучить и проанализировать структурные компоненты оздоровительной физической культуры.
С целью полного и обоснованного анализа курсовой работы можно поставить задачи курсовой работы:

Оглавление

Введение…………………………………………………………………..
4
1 Общая характеристика оздоровительной физической культуры……
6
1.1 Понятие оздоровительной физической культуры. Функциональные показатели…………………………………………….

6
1.2 Факторы развития и функционирования оздоровительной физической культуры…………………………………………………….

8
1.3 Функции оздоровительной физической культуры……..…………
11
2 Характеристика основных составных частей оздоровительной физической культуры……………………………………………………..

13
2.1 Лечебная физическая культура……………………………….……..
13
2.2 Производственная физическая культура……………………….....
15
2.3 Оздоровительно-рекреативная физическая культура…………….
20
Заключение…………………………………………………………………
25
Список использованных источников…………………………………….

Файлы: 1 файл

Характеристика структурных компонентов в ОФК.doc

— 203.00 Кб (Скачать)

Специальное направление  – это подсистема оздоровительной  физической культуры, включающая в себя такие структурные компоненты как лечебно-реабилитационную и производственную физическую культуру.

 Лечебно-реабилитационная физическая культура – это управленческий и собственно медико-педагогический процесс и результат использования средств физической культуры и медицины для восстановления сниженных и утраченных функций различных систем организма человека вследствие производственных и бытовых травм, заболеваний, формы и содержание которого диктуются особенностями структуры и тяжести заболевания, характером физического и психического отклонения от нормы. Она включает в себя:

► лечебную физическую культуру;

► физическую реабилитацию;

► адаптивную физическую культуру.

 

 

1.2 Факторы  развития и функционирования  оздоровительной физической культуры

 

Оздоровительная физическая культура относится к числу важных факторов повышения долголетия, продления жизни населения, активного отдыха [3, с.13].

В развитии оздоровительной  физической культуре можно выделить природные (естественные), социальные (социально-экономические), объективные и субъективные факторы.

К природным условиям существования и развития человека, а следовательно и оздоровительной физической культуры, относят географическую, климатическую и экологическую среду.

Под географической и  климатической средой понимается та часть природы, непосредственно взаимодействующая с человеческим обществом.

Экологическая среда  - это качественное состояние живой природы, проявляющееся в равновесии растительного и животного мира. Она определяется наличием физических, химических, радиационных, магнитных и др. элементов и полей в воздухе, воде, земном покрове, растительном и животном мире, температурными режимами и влажностью воздуха, которые составляют необходимое, естественное условие для безопасного существования всей живой природы, в том числе и человека.

Географические, климатические  и экологические факторы являются фоновыми условиями для эффективной жизнедеятельности населения и развития ОФК.

К общим социально-экономическим  факторам относятся те, которые воздействуют на все сферы общественной жизни в стране. В эту группу факторов можно включить: общественно-политический строй и связанные с ним характер способа производства, производственных отношений, эффективность экономики, политические механизмы регуляции этих отношений. Так, на современном этапе развития общества, в том числе и Республики Беларусь, преобладающим способом производства материальных благ является машинное (автоматизированное) производство в сочетании с информационными технологиями. Решая прогрессивные задачи  удовлетворения насущных потребностей людей в пище, одежде, жилье, современное производство отрицательно сказывается на основной производительной силе – человеке и его окружающей среде. Это проявляется в снижении доли физического труда, нарастании эффектов гиподинамии  и гипокинезии, отрицательном влиянии факторов производства (загрязненности, запыленности, загазованности, токсичности, вибрации, радиации и т.п.) на различные системы организма работающего человека, и, как следствие, увеличении числа профессиональных заболеваний. В то же время современное производство предъявляет определенные профессиональные требования к физической, психической и двигательной подготовке  человека – работника. Все это обусловливает наличие и развитие всех видов ОФК, направленных на подготовку человека к труду и его восстановления после трудовой деятельности, т.е. производственной физической культуры, физической реабилитации, физической рекреации.

 Специфические факторы – это те, которые характерные только для ОФК: научные, педагогические, управленческие факторы, направленные на воспитание и развитие, организацию и координацию усилий людей в области оздоровления средствами физической культуры. Преобладающие направления, виды, формы и методы занятий физическими упражнениями зависят от степени и направленности проявления социально-экономического фактора.

По степени, характеру  и методу воздействия на развитие ОФК все социально-экономические факторы можно разделить на объективные и субъективные.

К объективным факторам, влияющим на развитие и функционирование ОФК, относятся:

  • демографическая ситуация и демографические процессы, т.е. размеры населения, его естественное движение (рождаемость, смертность, миграция), половозрастная и социальная структура, преобладание городского населения над сельским, профессиональная структура и ее развитие;
  • объем времени, которое может выделить население на занятия физическими упражнениями в режиме труда, учебы, отдыха;
  • размеры, форма и система финансирования ОФК;
  • количество, качество и степень использования спортивных сооружений, система их организации и размещения;
  • производство, торговля, организация проката и использования спортивного оборудования и инвентаря;
  • наличие кадров, их подготовка и использование, организация и оплата труда работников физической культуры;
  • руководство, организация, планирование развития ОФК и степень их совершенства;
  • методы и формы привлечения к занятиям физкультурно-оздоровительной направленности;
  • совершенствование форм и повышение действенности пропаганды ЗОЖ;
  • степень физкультурной образованности, уровень развития физической культуры населения.

Субъективные факторы развития и функционирования ОФК проявляются в двух аспектах: 1) в реальном образе жизни людей и  способах их досугового времяпрепровождения; 2) в осознании необходимости здорового образа жизни, уровне физической культуры личности и ее образованности в области ОФК, реализующихся в физкультурной активности.

Субъективно проявляющийся образ жизни во многом определяется уровнем культуры, традициями, системой образования и мировоззрения существующими в обществе, степенью воздействия на личность социально-экономических условий и других объективных факторов. Но конкретным содержанием образ жизни каждого человека наполняется в результате потребностей и интересов отдельной личности.

Основными параметрами образа жизни являются:

--- уровень образования  и культуры;

--- соотношение полезных и неполезных для человека и общества видов производственной  и социокультурной деятельности;

--- объем и содержание досугового времяпрепровождения;

--- наличие или отсутствие вредных привычек;

--- количество и качество питания;

--- выполнение полного объема гигиенических процедур, обеспечивающих уровень здоровья и социальную дееспособность человека;

--- оптимальный двигательный  режим;

--- комфортное социальное  и психоэмоциональное состояние.

Исследования образа жизни населения нашей страны показывают нарастание тенденции к нездоровому образу жизни. Так, 5 тыс. человек состоит в республике на учете в связи с наркоманией, из них 50% - молодые люди в возрасте до 25 лет; среди ВИЧ инфицированных на их долю приходится 30%; растет число населения, в том числе и молодежи, систематически употребляющих спиртные напитки, табакокурение (1). В досуговом времяпрепровождении основными являются пассивные виды деятельности: просмотр телевидения, видеозаписей, слушание магнитофонных записей, просиживание за компьютером. У взрослого контингента населения эти виды деятельности «разбавляются» работой на приусадебных участках, ведением хозяйства и т.д. Занятиям физическими упражнениями уделяют внимание 13,1% трудящихся, 53,5% учащихся и студентов, с учетом посещения обязательных занятий по физическому воспитанию.

Совокупность негативных факторов производства, экологии, социально-экономических  условий переходного этапа развития нашего общества привели к резкому снижению состояния здоровья людей и наносят генетический ущерб, как отдельной личности, так и обществу в целом. Растет число детей с особенностями в психофизическом развитии: 316 тыс. детей имеют недостатки в умственном и физическом развитии, 25% молодых людей имеют ограничения в профессиональном самоопределении. Наблюдается ухудшение показателей физической подготовленности и физического развития населения Беларуси, снизилась продолжительность жизни на 10 лет; около 500 тыс. детей хронически больны. Среди трудящегося населения 45,1% женщин и 61,7% мужчин имеют низкий и ниже среднего уровни состояния здоровья, и эта тенденция увеличивается, особенно в промышленном производстве (1).

Одним из субъективных факторов физкультурной  пассивности основной части населения  является отсутствие или недостаточное  наличие знаний, умений и навыков соблюдения ЗОЖ, занятий физическими упражнениями. Так, среди трудящихся 34,1% недостаточно информированы в области основных компонентов ЗОЖ, 34,8% не информированы вообще; среди учащихся общеобразовательных школ – соответственно 48,2%, 12,9%, студентов – 52,9%, 6,3%. Выявленное научными исследованиями состояние субъективного отношения населения к своему здоровью, умение (не умение) его обеспечивать предопределяет насущную необходимость интенсивного развития всех компонентов и видов деятельности в области ОФК: лечебной физической культуры, физической реабилитации, адаптивной, производственной физической культуры, физической рекреации.

Субъективный фактор развития ОФК  проявляется и в отношении различных групп населения к определенным формам, средствам и условиям организации занятий физкультурно-оздоровительной направленности. Субъективное отношение населения к занятиям ОФК проявляется также в мотивах физкультурной пассивности, которые подразделяются на две группы:

- 1-я группа мотивов связана с недостатками в организации занятий физическими упражнениями (негде заниматься, нет тренеров, методистов, спортивного инвентаря, спортивных сооружений  по месту работы, учебы, жительства, нужной физкультурно-оздоровительной группы или спортивной секции);      

- 2-я – с недопониманием значения физических упражнений в жизнедеятельности человека и отсутствием желания или способности к их выполнению (нет свободного времени, знаний и умений; не позволяет состояние здоровья, возраст; не могу заставить себя заниматься, считаю это не нужным делом ) [15, с.26-28].

 

1.3 Функции оздоровительной физической культуры

 

Оздоровительная физическая культура, как относительно самостоятельная подсистема физической культуры, обладает всеми ее свойствами и, в то же время, имеет свою специфическую функциональную направленность. Функциональность (назначение) ОФК  определяется теми целями и задачами, которые поставлены при   воздействии на специфический объект ОФК – человека, обеспечивающего  определенные функции в различных сферах жизнедеятельности.

Являясь частью не только физической, но общей культуры общества, ОФК выполняет общие и специфические функции.

К общим относятся следующие функции:

  • социализации – приобщения личности к миру физических упражнений, формирования мотивации здорового образа жизни;
  • социоэмоциональная – удовлетворение потребностей человека и общества в сохранении социально-психической стабильности путем развития чувства общности, дружбы, товарищества; формирование присущих данной сфере деятельности традиций, ритуалов, обрядов как символов сохранения культурного и социального наследия;
  • интеграции – объединения людей по интересам, мотивации, совместной деятельности  и образе жизни средствами физических упражнений и сопутствующих им видов деятельности;
  • гностическая (познавательная) – познание на уровне теории и практики основных путей преобразования человека, выработка новых методик эффективного использования физических упражнений и других средств физического воздействия.
  • коммуникативная – создание механизмов социокультурного общения, единого физически культурного информационного пространства, возможности передачи и обмена теоретической, методической и практической информацией в сфере ОФК путем специально созданных коммуникативных каналов связи: целевых теле, радио каналов и программ, тематической прессы, специальной литературы, интернет-каналов и т.п.;

К специфическим функциям ОФК по преобразованию биологической  природы человека относятся:

■ поддержание и развитие адаптационных возможностей организма к воздействию окружающей среды;

■ восстановление утраченных функций организма человека;

■ профилактика заболеваний;

■ физическая реабилитация после перенесенных заболеваний, травм;

■ коррекция физических, психических функций организма генетического и социально-производственного характера;

■ восстановление работоспособности в процессе и после труда;

■ развитие профессионально необходимых физических и психических качеств;

■ развитие и поддержание физических качеств, двигательных умений и навыков;

■ улучшение и поддержание уровня физического развития и физической подготовленности;

■ рационализация активного отдыха средствами физической культуры;

■ оптимизация двигательного режима;

■ сохранение трудового потенциала, обеспечение долголетия;

■ формирование физкультурной активности и здорового образа жизни [15, с.18-20].

 

2 Характеристика  основных составных частей оздоровительной  физической культуры

 

 

2.1 Лечебная физическая культура

 

Лечебная физическая культура (ЛФК) — метод лечения, состоящий  в применении физических упражнений и естественных факторов природы к больному человеку с лечебно-профилактическими целями. В основе этого метода лежит использование основной биологической функции организма — движения. Метод строго дозированных упражнений на фоне постановки правильного дыхания.

Термином лечебная физическая культура (или ЛФК) обозначают самые  различные понятия. Это и дыхательная  гимнастика после тяжелой операции, и обучение ходьбе после травмы, и разработка движений в суставе  после снятия гипсовой повязки. Это  и название кабинета в поликлинике, и кафедры в институте физкультуры, и кафедры в медицинском институте.

 Термин «лечебная  физкультура» применяется в самых  различных аспектах, обозначая и  метод лечения, и медицинскую  или педагогическую специальность,  и раздел медицины или физкультуры, и структуру здравоохранения.В план лечебной физической культуры наряду с обычными средствами физического воспитания включаются безлекарственные традиционные и альтернативные методы оздоровления. Это обязательные занятия утренней гимнастикой, лечебной и оздоровительной физкультурой. В их состав входят как общеразвивающие физические упражнения, так и специальные упражнения с оздоровительно-лечебной направленностью: пешеходные прогулки, оздоровительная ходьба и бег, а также подвижные и спортивные игры. В основном они проводятся на свежем воздухе, в том числе на открытых спортивных площадках, лесных полянах, на берегу реки и вокруг искусственного водоема. В комплекс реабилитационных мероприятий входят также различные гидропроцедуры: баня, сауна, ванны (жемчужные, хвойные, кислородные), гидромассаж, контрастный душ, душ Шарко и веерный. По показаниям осуществляется традиционный общий и сегментарный массаж, точечный и бесконтактный массаж рефлексогенных зон и меридианов тела, конечностей, рук, стоп и уха; физиотерапия (электролечение, магнитотерапия, магниторефлексотерапия). Назначается фитотерапия, основанная на экологически "чистых" лекарственных растениях; кислородный коктейль и витамины; различные разновидности климато-процедур и закаливание с использованием действия контрастных температур. Кроме того, включались и такие нетрадиционные методы оздоровления, как некоторые элементы восточно-оздоровительных систем (гимнастика Йогов, Ушу, Ци-Гун и др.) [1, c.45-48].

Информация о работе Компоненты оздоровительной физической культуры