Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 13:46, курсовая работа
Предмет – структурные компоненты оздоровительной физической культуры.
Цель курсовой работы – изучить и проанализировать структурные компоненты оздоровительной физической культуры.
С целью полного и обоснованного анализа курсовой работы можно поставить задачи курсовой работы:
Введение…………………………………………………………………..
4
1 Общая характеристика оздоровительной физической культуры……
6
1.1 Понятие оздоровительной физической культуры. Функциональные показатели…………………………………………….
6
1.2 Факторы развития и функционирования оздоровительной физической культуры…………………………………………………….
8
1.3 Функции оздоровительной физической культуры……..…………
11
2 Характеристика основных составных частей оздоровительной физической культуры……………………………………………………..
13
2.1 Лечебная физическая культура……………………………….……..
13
2.2 Производственная физическая культура……………………….....
15
2.3 Оздоровительно-рекреативная физическая культура…………….
20
Заключение…………………………………………………………………
25
Список использованных источников…………………………………….
Немаловажное значение приобретает организация рационально сбалансированного, полноценного и адекватного питания с использованием "чистых" продуктов, овощей и фруктов, натуральных соков, напитков, отваров и настоев из природных целебных средств растительного и животного происхождения.
Вопросы качественного и адекватного питания имеют определяющее значение, так как процесс усвоения пищи и превращения ее в необходимую для жизнедеятельности энергию является одним из основных механизмов взаимодействия человека с окружающей средой.
Одним из основных принципов
немедикаментозной коррекции
Весь объем двигательной активности должен быть равномерно распределен в течение периода бодрствования и состоять из вводной (утренней) части - 30 мин.; основной (дневной), -3,5 часа и заключительной (вечерней) части - 1 час.
Основными направлениями в рациональной психотерапии и психокоррекции чрезмерных нервно-психических стрессов и отрицательных эмоций являются:
1) выработка "стратегии"
поведения в стрессовой
2) обучение детей
методам, способствующим адекватному
использованию стрессовой
3) использование методов, снижающих психоэмоциональное возбуждение;
4) коррекция имеющихся нервно-психических нарушений.
К методикам, в значительной степени повышающим устойчивость к стрессовым воздействиям и снижающим чрезмерное психоэмоциональное напряжение, относятся нервно-мышечная релаксация, медитативный тренинг, методы саморегуляции и аутотренинг.
С целью восстановления душевного равновесия, освобождения подавленной эмоциональной и творческой энергии используются занятия народным творчеством, элементы изобразительного искусства, музыкотерапию.
Одним из основных методов
коррекции нервно-психических
Как метод снятия стрессовых явлений могут быть оздоровительная физкультура, подвижные игры, прогулки на свежем воздухе, которые сопровождаются физическими нагрузками, нормализуют процессы возбуждения и торможения в коре головного мозга.
Двигательная активность
уравновешивает процессы торможения и
возбуждения ЦНС, оказывает нормализующее
влияние на состояние различных систем
и органов. При этом активизируются компенсаторно-
Оптимизация двигательной активности детей приводит к усилению внешнего и тканевого дыхания, энергообеспечения, трофики тканей и структур, нормализации всех видов обмена и трофической регуляции, повышению реактивности систем и органов и общей неспецифической резистентности организма.
Особенно выражено влияние физической активности на кровообращение растущего организма, которое заключается в развитии и тренировке таких экстракардиальных факторов кровообращения, как микронасосное свойство скелетных мышц и миокарда, венозной помпы и др.
Динамическая физическая нагрузка увеличивает ударный объем сердца, минутный объем кровообращения, снижает исходно-повышенный периферический сосудистый тонус.
Подвижные игры, которые используются для дополнительных занятий по физической культуре, характеризуются увеличенным объемом, интенсивностью и разнообразием движений, акцентом на развитие скоростных качеств, ловкости и выносливости .
Массаж обладает общетонизирующим свойством, улучшает капиллярное и периферическое кровообращение, нормализует мышечный тонус, усиливает биоэлектрическую активность мышц, ускоряет лимфоотток, корригирует дисбаланс вегетативной нервной системы. Такие приемы, как "поглаживание" и "растирание" - понижают, а "разминание" и "рубление" - усиливают возбудимость центральной и вегетативной нервной систем. Массаж воротниковой зоны (мышц надплечья, шеи, головы) способствует улучшению кровообращения в головном мозге, снятию головных болей, улучшению сна и рефлекторному снижению артериального давления в случаях гиперсимпатикотонии. Продолжительность процедуры 10-15 мин., на курс 18-20 процедур. Кроме того, эффективно сочетание массажа воротниковой зоны с массажем поясничной области, улучшающим почечное кровообращение, оказывающим регулирующее влияние не нейрогуморальные механизмы и функцию надпочечников.
При вегетативных дисфункциях по ваготоническому типу показан массаж конечностей по направлению от периферии (кисти, стопы) к центру и массаж живота [23, с.242-243].
2.2 Производственная физическая культура
Одним из проявлений научно-технической революции является резкое снижение мышечных напряжений в трудовой деятельности человечества. Тенденция к изменению двигательной деятельности человека в процессе труда была замечена около 60 лет назад. Резко усиливаясь, по мере увеличения механизации и автоматизации трудовых процессов, эта тенденция приводит, с одной стороны, к значительному сокращению двигательной активности человека, а с другой — увеличению психоэмоциональной нагрузки людей, занятых во многих отраслях народного хозяйства. В этих условиях покой как форма отдыха уже не удовлетворяет потребности организма. Возникла проблема: как добиться высокой работоспособности и производительности труда без ущерба для здоровья человека, как избавиться от вредного влияния гиподинамии и гипокинезии?
Изучая эту проблему, ученые пришли к выводу, о необходимости применения физических упражнений с целью профилактики профессионального утомления более быстрого и качественного отдыха в процессе работы и нормализации деятельности функциональных систем организма человека после работы [14, c.5-6].
Производственная физическая культура – составная часть ОФК, система физкультурно-оздоровительных занятий и мероприятий, осуществляемых в сфере производства, форма и содержания которых является особенностями влияния на работу 6[15, c.39].
Производственная
физическая культура — система методически
обоснованных физических упражнений,
физкультурно-оздоровительных
Задачами ППФП являются: 1) развитие ведущих для данной профессии физических качеств; 2) воспитание профессионально важных для данной деятельности волевых и других психических качеств; 3) формирование и совершенствование прикладных двигательных умений и навыков, преимущественно необходимых в связи с особыми внешними условиями конкретной профессии; 4) сообщение специальных методических знаний для успешного освоения практического раздела ППФП и применения приобретённых навыков, умений и качеств в профессиональной деятельности.
К ним относятся:
1.Двигательная функция, которая проявляется в необходимости использования ПФК с целью оптимизации двигательного режима человека, удовлетворения его естественных потребностей в движении, профилактики последствий гиподинамиии гипогиподинамии и гипокинезии;
2.Образовательная функция, выражающаяся в использовании ПФК в общей системе образования с целью формирования жизненно важных двигательных навыков и умений и связанных с ними знаний; рекреативная и оздоровительная функции, выражающие ее преимущественное использование в сфере досуга или в системе специальных восстановительных мер, применяемых как средство удовлетворения эмоциональных потребностей и восстановления временно утраченных функциональных возможностей организма, укрепления здоровья, снижения общих заболеваний;
3.Общеразвивающая функция, связанная с использованием ПФК с целью формирования и развития общих физических качеств и способностей, совершенствования двигательных навыков трудящихся; социально-психологическая функция, отражающая необходимость применения этой культуры с целью развития волевых качеств и черт характера личности работника; социально-коммуникативная функция, выражающая необходимость использования ПФК с целью установления межличностных контактов, формирование оптимального микроклимата в трудовых коллективах, социализации и интеграции трудящихся; нормативная функция, отражающая необходимость применения ПФК с целью выработки и закрепления определенных общей физической подготовленности трудящихся, нормирования физических нагрузок, методов организации и проведения занятий физическими упражнениями в условиях производства; функция фастинации, связанная с использованием данной культуры с целью привлечения трудящихся к систематическим занятиям физическими упражнениями.
В содержании ПФК можно выделить два основных направления -общеоздоровительное и специальное. Общеоздоровительное направление связано с укреплением здоровья, повышением уровня общего физического развития и подготовленности трудящихся, повышением адаптационных возможностей человека. Специальное - представляет собой систему физкультурно-оздоровительных занятий, содержание, средства и формы которых диктуются особенностями влияния на человека санитарно-гигиенических условий, характера и содержания труда.
Совокупность и взаимосвязь специфических функций и специального направления ПФК обусловливает особенность компонентного состава её структуры. В объективном развитии и существовании практической формы ПФК данные компоненты предстают как её виды, которые являются специально организуемыми, сознательно управляемыми процессами формирования и поддержания общих и специальных физических и психических качеств, двигательных способностей трудящихся с целью удовлетворения определённых производственных, социальных и личных потребностей. К ним относятся:
1. Производственная гимнастика - специальные комплексы физических упражнений, направленные на сокращение периода врабатывания в начале смены, снижение локального и частичного утомления и поддержание высокой работоспособности трудящихся в течение рабочего дня. Она включает в себя четыре разновидности использования средств физической культуры: вводную гимнастику, физкультурные паузы, физкультурные минутки и микропаузы активного отдыха.
Задачами производственной гимнастики являются:
1) более быстрая
настройка систем и функций
организма на предстоящую
2) снижение утомляемости и повышение эффективности отдыха в процессе труда;
3) восстановление работоспособности и повышение производительности труда;
4) снижение производственного травматизма;
5) приобщение
трудящихся к постоянным
2. Послетрудовая реабилитация - специальные комплексы физических упражнений, направленные на восстановление работоспособности трудящихся с учётом характера и степени их суммарного утомления после трудового процесса в сочетании с применением гигиенических и физиотерапевтических процедур, гидробальнеологических и психорегулирующих воздействий. Её задачами являются:
1) снятие общего утомления;
2) восстановление работоспособности;
3) повышение физического состояния;
4) профилактика общих и профессиональных заболеваний.
3. Профессионально-прикладная физическая подготовка -- развитие и поддержание на оптимальном уровне физических и психиеских качеств, к которым предъявляет повышенные требования конкретная профессиональная деятельность, выработка профессиональной устойчивости организма и формирование прикладных двигательных умений и навыков, преимущественно необходимых в связи с характером, особыми условиями и содержанием труда.
История развития человеческого общества свидетельствует о том, что труд является неотъемлемой частью жизнедеятельности человека, обязательным условием цивилизации. Вместе с тем, условия труда могут содержать факторы различной природы, неблагоприятно влияющие на организм человека. По мере внедрения механизации и автоматизации в производство, усложнения технологий, роста интенсивности производствен процессов и ответственности за них, внедрения техники в быт растет доля умственного труда с нервным напряжением и снижения физической активности человека.
Все это создает предпосылки к развитию профессиональных заболеваний.
В каждой профессии, хоть и в разной степени, необходимы определенные физические усилия, умение быстро реагировать к изменениям внешних условий, выносливость, ловкость и координация в самых разнообразных движениях. Естественно, эффективность труда в значительной степени зависит от уровня развития двигательных навыков и физических качеств. «Каждый молодой организм в нормальных условиях носит в себе громадный запас сил и задатков», — писал о потенциальных возможностях человека известный физиолог Н. Е. Введенский. Но вместе с тем, отмечал ученый, «обычно лишь часть этих сил и задатков действительно осуществляется и утилизируется в дальнейшей жизни человека, причем в большинстве случаев лишь незначительная часть. Насущный вопрос заключается в том, как использовать по возможности полнее тот запас сил, который заложен в нашу организацию». Активные занятия физическими упражнениями, спортом, которые входя в профессионально-прикладную физическую подготовку, позволяют успешно решить этот вопрос.
Функциональный аспект ПФК, её виды и формы неотделимы от арсенала средств, с помощью которых обеспечивается результат общественно и личностно значимой деятельности. Средства ПФК с учётом их генетичесих свойств можно представить следующим образом: 1) естественно-культурные -- физические упражнения, природные и гигиенические факторы; 2) искуственно созданные - инвентарь, оборудование, тренажёры, спортивные сооружения; 3) медико-биологические: витаминные и кислородные коктейли, гидро- и физиопроцедуры, массаж и др.; 4) психологические: аутогенная тренировка, психомышечная регуляция, функциональная музыка.
Информация о работе Компоненты оздоровительной физической культуры