Компоненты оздоровительной физической культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 13:46, курсовая работа

Краткое описание

Предмет – структурные компоненты оздоровительной физической культуры.
Цель курсовой работы – изучить и проанализировать структурные компоненты оздоровительной физической культуры.
С целью полного и обоснованного анализа курсовой работы можно поставить задачи курсовой работы:

Оглавление

Введение…………………………………………………………………..
4
1 Общая характеристика оздоровительной физической культуры……
6
1.1 Понятие оздоровительной физической культуры. Функциональные показатели…………………………………………….

6
1.2 Факторы развития и функционирования оздоровительной физической культуры…………………………………………………….

8
1.3 Функции оздоровительной физической культуры……..…………
11
2 Характеристика основных составных частей оздоровительной физической культуры……………………………………………………..

13
2.1 Лечебная физическая культура……………………………….……..
13
2.2 Производственная физическая культура……………………….....
15
2.3 Оздоровительно-рекреативная физическая культура…………….
20
Заключение…………………………………………………………………
25
Список использованных источников…………………………………….

Файлы: 1 файл

Характеристика структурных компонентов в ОФК.doc

— 203.00 Кб (Скачать)

Немаловажное значение приобретает организация рационально сбалансированного, полноценного и адекватного питания с использованием "чистых" продуктов, овощей и фруктов, натуральных соков, напитков, отваров и настоев из природных целебных средств растительного и животного происхождения.

Вопросы качественного  и адекватного питания имеют  определяющее значение, так как процесс усвоения пищи и превращения ее в необходимую для жизнедеятельности энергию является одним из основных механизмов взаимодействия человека с окружающей средой.

Одним из основных принципов  немедикаментозной коррекции различных  функциональных нарушений, является изменение  режима дня в сторону постепенно контролируемого увеличения объема двигательной активности.

 Весь объем двигательной  активности должен быть равномерно распределен в течение периода бодрствования и состоять из вводной (утренней) части -  30 мин.; основной (дневной), -3,5 часа и заключительной (вечерней) части -  1 час.

Основными направлениями  в рациональной психотерапии и психокоррекции чрезмерных нервно-психических стрессов и отрицательных эмоций являются:

1)  выработка "стратегии"  поведения в стрессовой ситуации;

2) обучение  детей   методам,   способствующим  адекватному   использованию стрессовой реакции;

3) использование методов,  снижающих психоэмоциональное возбуждение;

4)  коррекция имеющихся  нервно-психических нарушений.

К методикам, в значительной степени повышающим устойчивость к  стрессовым воздействиям и снижающим чрезмерное психоэмоциональное напряжение, относятся нервно-мышечная релаксация, медитативный тренинг, методы саморегуляции и аутотренинг.

С целью восстановления душевного равновесия, освобождения подавленной эмоциональной и  творческой энергии используются  занятия народным творчеством, элементы изобразительного искусства, музыкотерапию.

Одним из основных методов  коррекции нервно-психических расстройств  является игровая психотерапия, которая позволяет развивать навыки адаптивного взаимодействия, оптимизировать межличностные отношения, избегать конфликтные ситуации.

Как метод снятия стрессовых явлений могут быть оздоровительная физкультура, подвижные игры, прогулки на свежем воздухе, которые сопровождаются физическими нагрузками, нормализуют процессы возбуждения и торможения в коре головного мозга.

Двигательная активность уравновешивает процессы торможения и возбуждения ЦНС, оказывает нормализующее влияние на состояние различных систем и органов. При этом активизируются компенсаторно-приспособительные реакции и организм ребенка легче адаптируется к изменяющимся условиям окружающей среды.

Оптимизация двигательной активности детей приводит к усилению внешнего и тканевого дыхания, энергообеспечения, трофики тканей и структур, нормализации всех видов обмена и трофической регуляции, повышению реактивности систем и органов и общей неспецифической резистентности организма.

Особенно выражено влияние  физической активности на кровообращение растущего организма, которое заключается  в развитии и тренировке таких  экстракардиальных факторов кровообращения, как микронасосное свойство скелетных мышц и миокарда, венозной помпы и др.

Динамическая физическая нагрузка увеличивает ударный объем  сердца, минутный объем кровообращения, снижает исходно-повышенный периферический сосудистый тонус.

Подвижные игры, которые используются для дополнительных занятий по физической культуре, характеризуются увеличенным объемом, интенсивностью и разнообразием движений, акцентом на развитие скоростных качеств, ловкости и выносливости .

Массаж обладает общетонизирующим свойством, улучшает капиллярное и  периферическое кровообращение, нормализует мышечный тонус, усиливает биоэлектрическую активность мышц, ускоряет лимфоотток, корригирует дисбаланс вегетативной нервной системы. Такие приемы, как "поглаживание" и "растирание" - понижают, а "разминание" и "рубление" - усиливают возбудимость центральной и вегетативной нервной систем. Массаж воротниковой зоны (мышц надплечья, шеи, головы) способствует улучшению кровообращения в головном мозге, снятию головных болей, улучшению сна и рефлекторному снижению артериального давления в случаях гиперсимпатикотонии. Продолжительность процедуры 10-15 мин., на курс 18-20 процедур. Кроме того, эффективно сочетание массажа воротниковой зоны с массажем поясничной области, улучшающим почечное кровообращение, оказывающим регулирующее влияние не нейрогуморальные механизмы и функцию надпочечников.

При вегетативных дисфункциях  по ваготоническому типу показан  массаж конечностей по направлению от периферии (кисти, стопы) к центру и массаж живота [23, с.242-243].

 

 

2.2 Производственная физическая культура

 

Одним из проявлений научно-технической революции  является резкое снижение мышечных напряжений в трудовой деятельности человечества. Тенденция к изменению двигательной деятельности человека в процессе труда была замечена около 60 лет назад. Резко усиливаясь, по мере увеличения механизации и автоматизации трудовых процессов, эта тенденция приводит, с одной стороны, к значительному сокращению двигательной активности человека, а с другой — увеличению психоэмоциональной нагрузки людей, занятых во многих отраслях народного хозяйства. В этих условиях покой как форма отдыха уже не удовлетворяет потребности организма. Возникла проблема: как добиться высокой работоспособности и производительности труда без ущерба для здоровья человека, как избавиться от вредного влияния гиподинамии и гипокинезии?

Изучая  эту проблему, ученые пришли к выводу, о необходимости применения физических упражнений с целью профилактики профессионального утомления более быстрого и качественного отдыха в процессе работы и нормализации деятельности функциональных систем организма человека после работы [14, c.5-6].

 Производственная физическая культура – составная часть ОФК, система физкультурно-оздоровительных занятий и мероприятий, осуществляемых в сфере производства, форма и содержания которых является особенностями влияния на работу 6[15, c.39].

Производственная  физическая культура — система методически  обоснованных физических упражнений, физкультурно-оздоровительных и  спортивных мероприятий, направленных на повышение и сохранение устойчивой профессиональной дееспособности.

Задачами ППФП являются: 1) развитие ведущих для  данной профессии физических качеств; 2) воспитание профессионально важных для данной деятельности волевых и других психических качеств; 3) формирование и совершенствование прикладных двигательных умений и навыков, преимущественно необходимых в связи с особыми внешними условиями конкретной профессии; 4) сообщение специальных методических знаний для успешного освоения практического раздела ППФП и применения приобретённых навыков, умений и качеств в профессиональной деятельности.

К ним относятся:

1.Двигательная функция, которая проявляется в необходимости использования ПФК с целью оптимизации двигательного режима человека, удовлетворения его естественных потребностей в движении, профилактики последствий гиподинамиии гипогиподинамии и гипокинезии;

2.Образовательная функция, выражающаяся в использовании ПФК в общей системе образования с целью формирования жизненно важных двигательных навыков и умений и связанных с ними знаний; рекреативная и оздоровительная функции, выражающие ее преимущественное использование в сфере досуга или в системе специальных восстановительных мер, применяемых как средство удовлетворения эмоциональных потребностей и восстановления временно утраченных функциональных возможностей организма, укрепления здоровья, снижения общих заболеваний;

3.Общеразвивающая функция, связанная с использованием ПФК с целью формирования и развития общих физических качеств и способностей, совершенствования двигательных навыков трудящихся; социально-психологическая функция, отражающая необходимость применения этой культуры с целью развития волевых качеств и черт характера личности работника; социально-коммуникативная функция, выражающая необходимость использования ПФК с целью установления межличностных контактов, формирование оптимального микроклимата в трудовых коллективах, социализации и интеграции трудящихся; нормативная функция, отражающая необходимость применения ПФК с целью выработки и закрепления определенных общей физической подготовленности трудящихся, нормирования физических нагрузок, методов организации и проведения занятий физическими упражнениями в условиях производства; функция фастинации, связанная с использованием данной культуры с целью привлечения трудящихся к систематическим занятиям физическими упражнениями.

В содержании ПФК можно выделить два основных направления -общеоздоровительное и специальное. Общеоздоровительное направление связано с укреплением здоровья, повышением уровня общего физического развития и подготовленности трудящихся, повышением адаптационных возможностей человека. Специальное - представляет собой систему физкультурно-оздоровительных занятий, содержание, средства и формы которых диктуются особенностями влияния на человека санитарно-гигиенических условий, характера и содержания труда.

Совокупность  и взаимосвязь специфических  функций и специального направления  ПФК обусловливает особенность компонентного состава её структуры. В объективном развитии и существовании практической формы ПФК данные компоненты предстают как её виды, которые являются специально организуемыми, сознательно управляемыми процессами формирования и поддержания общих и специальных физических и психических качеств, двигательных способностей трудящихся с целью удовлетворения определённых производственных, социальных и личных потребностей. К ним относятся:

1. Производственная гимнастика - специальные комплексы физических упражнений, направленные на сокращение периода врабатывания в начале смены, снижение локального и частичного утомления и поддержание высокой работоспособности трудящихся в течение рабочего дня. Она включает в себя четыре разновидности использования средств физической культуры: вводную гимнастику, физкультурные паузы, физкультурные минутки и микропаузы активного отдыха.

Задачами производственной гимнастики являются:

1) более быстрая  настройка систем и функций  организма на предстоящую работу;

2) снижение утомляемости и повышение эффективности отдыха в процессе труда;

3) восстановление  работоспособности и повышение производительности труда;

4) снижение производственного  травматизма;

5) приобщение  трудящихся к постоянным занятиям  физическими упражнениями.

2. Послетрудовая реабилитация - специальные комплексы физических упражнений, направленные на восстановление работоспособности трудящихся с учётом характера и степени их суммарного утомления после трудового процесса в сочетании с применением гигиенических и физиотерапевтических процедур, гидробальнеологических и психорегулирующих воздействий. Её задачами являются:

1) снятие общего  утомления; 

2) восстановление  работоспособности; 

3) повышение  физического состояния; 

4) профилактика  общих и профессиональных заболеваний.

3. Профессионально-прикладная физическая подготовка -- развитие и поддержание на оптимальном уровне физических и психиеских качеств, к которым предъявляет повышенные требования конкретная профессиональная деятельность, выработка профессиональной устойчивости организма и формирование прикладных двигательных умений и навыков, преимущественно необходимых в связи с характером, особыми условиями и содержанием труда.

История развития человеческого общества свидетельствует  о том, что труд является неотъемлемой частью жизнедеятельности человека, обязательным условием цивилизации. Вместе с тем, условия труда могут содержать факторы различной природы, неблагоприятно влияющие на организм человека. По мере внедрения механизации и автоматизации в производство, усложнения технологий, роста интенсивности производствен процессов и ответственности за них, внедрения техники в быт растет доля умственного труда с нервным напряжением и снижения физической активности человека.

Все это создает  предпосылки к развитию профессиональных заболеваний.

В каждой профессии, хоть и в разной степени, необходимы определенные физические усилия, умение быстро реагировать к изменениям внешних условий, выносливость, ловкость и координация в самых разнообразных движениях. Естественно, эффективность труда в значительной степени зависит от уровня развития двигательных навыков и физических качеств. «Каждый молодой организм в нормальных условиях носит в себе громадный запас сил и задатков», — писал о потенциальных возможностях человека известный физиолог Н. Е. Введенский. Но вместе с тем, отмечал ученый, «обычно лишь часть этих сил и задатков действительно осуществляется и утилизируется в дальнейшей жизни человека, причем в большинстве случаев лишь незначительная часть. Насущный вопрос заключается в том, как использовать по возможности полнее тот запас сил, который заложен в нашу организацию». Активные занятия физическими  упражнениями, спортом, которые входя в профессионально-прикладную физическую подготовку, позволяют успешно решить этот вопрос.

Функциональный  аспект ПФК, её виды и формы неотделимы от арсенала средств, с помощью которых обеспечивается результат общественно и личностно значимой деятельности. Средства ПФК с учётом их генетичесих свойств можно представить следующим образом: 1) естественно-культурные -- физические упражнения, природные и гигиенические факторы; 2) искуственно созданные - инвентарь, оборудование, тренажёры, спортивные сооружения; 3) медико-биологические: витаминные и кислородные коктейли, гидро- и физиопроцедуры, массаж и др.; 4) психологические: аутогенная тренировка, психомышечная регуляция, функциональная музыка.

Информация о работе Компоненты оздоровительной физической культуры