Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2011 в 08:24, реферат
Одной из существенных закономерностей развития отечественной истории физической культуры и спорта (ИФКиС) как учебной дисциплины является приобретение эволюционной структуры программного материала, ориентированного на эмпирический опыт с конкретным определением условий, места и времени в аспекте социально-экономических отношений.
Введение 3
1. Происхождение современного спорта и физической культуры 6
2. Развитие физической культуры как социального фактора 8
3. Развитие физической культуры в России 11
Заключение 15
Список литературы 17
Введение 3
1. Происхождение современного спорта и физической культуры 6
2. Развитие физической культуры как социального фактора 8
3. Развитие физической культуры в России 11
Заключение 15
Список литературы 17
Одной
из существенных закономерностей развития
отечественной истории
Вместе с тем, будучи зависимой от практики, ИФКиС как учебная дисциплина воздействовала и воздействует на практическую деятельность в подготовке специалиста - "Педагога по физической культуре и спорту" с конкретным его уровнем знаний в аспекте историко-гуманистического потенциала.1
В
контексте становления
Нам сравнительно легко утверждать "абсолютные истины" в исторических событиях с высоты 100-летнего юбилея возрождения Игр Олимпиад, открытия курсов П.Ф. Лесгафта и осуждать тех, кто активно не участвовал или с иронией отзывался о деятельности французского гуманиста-пацифиста, барона Пьера де Кубертена, в том числе и "первопроходцев" отечественного физкультурного образования.
Давайте будем разбираться и попробуем понять тех, кто первым популяризовал физическую культуру "для всех" или "спорт для всех", а потом поставим вопрос: что бы делал ты, я (мы - современники) тогда, в то время, на том конкретном этапе, когда Россия не принимала участия в Играх Олимпиад? Почему итоги физкультурного движения наши предшественники и современники оценивают по-разному? Почему так, а не иначе?
Указанная проблема обсуждалась на многих научных конгрессах, конференциях, симпозиумах и т.д.
Некоторые из них, в том числе международные - например, семинары в Варшаве (Humanistyczne wartosci sportu, 1976; Kulturowe wartosci sportu, 1981), международный конгресс в Хельсинки (Sport and International Understanding, 1984), международный семинар социологов спорта в Готенба, Япония, (Sport and Humanism, 1988) и др. - специально были посвящены данной проблеме.2
Наконец,
важно учитывать не отдельные
факты, касающиеся воздействия спорта
на человека и отношения между
людьми, а все их многообразие. К
каким же выводам приводит такая
методология анализа
То сложное, противоречивое, многофакторное и многофункциональное явление, которое мы называем "современным спортом", имеет свои истоки в начале XXVII в., а в знакомые нам формы оно организовалось на переломе XIX-XX веков.3
Современный
спорт возникает несколько
Л. Кун в своей книге "Всеобщая история физической культуры и спорта" отмечает, что наиболее существенную роль в возникновении и развитии спорта в Англии сыграли скачки. Сам термин "тренинг" вышел из скаковых конюшен и первоначально подразумевал подготовку лошадей к соревнованиям.4
Конные
забеги всегда собирали большое количество
зрителей, заключавших пари и делавших
ставки. Азарт, к тому же искусственно
подогреваемый, весьма часто приводил
к потасовкам, которые также привлекали
живой интерес публики и
На рубеже XVIII-XIX веков в Англии было уже несколько десятков боксерских школ, и в одной из них брал уроки поэт Байрон. Бокс, развиваемый как искусство защиты, получил популярность, прежде всего как зрелище.
Скоро бокс стал одним из самых популярных видов спорта, хотя в Европе он распространялся медленно. Зато США он завоевал стремительно и главным образом благодаря бизнесменам и менеджерам, начавшим зарабатывать на этом столь подходящем духу и стилю американской вольницы зрелище. Бокс стал искусством улицы, бара и ринга. Таковы предпосылки и обстоятельства возникновения бокса в его нынешнем виде.5
Но не менее четко обнаружилась и другая, противоположная, линия - возникновение спорта как формы досужной, развлекательно-игровой, неутилитарной деятельности. Здесь также не шла речь о физическом совершенствовании и о ценности человеческой пластики, а лишь о приятном и полезном времяпрепровождении, об оздоровительном воздействии физической активности. Таково содержание аристократического спорта - клубов верховой езды, яхтенных и охотничьих клубов.
Важно указать и еще на одну тенденцию, поначалу не очень явную, но к концу XIX в. ставшую определяющей в конституировании спорта в его современном виде.
Имеется в виду, во-первых, объективная социальная потребность в развитии системы физического воспитания, настоятельно возникшая в условиях рынка свободного труда и в условиях превращения образования и воспитания в область общенационального интереса, а во-вторых, усвоение общественным сознанием гуманистических идей, взглядов и идеалов Просвещения, особенно идущих от Руссо идей о естественном и свободном человеке.
Одной
из самых важных и решающих причин
быстрого развития спорта как части
культуры современного общества было
введение физического воспитания в
программы школьного
Арнольд
посчитал, что этого возможно достичь
посредством спортивных состязаний,
исходя из того, что лучшие в играх
и состязаниях, как правило, являются
и лидерами молодежных групп, внутри
которых обычно соблюдаются дисциплина
и определенные правила чести. Отсюда
и его педагогический принцип: через
игру и спортивные состязания - к
воспитанию и учебе.6
В ряде регионов России в конце XIX и в начале ХХ в. возросла роль физической культуры как социального фактора, который символизирует для учащейся молодежи воспитательно-образовательные традиции, прославляя вечность жизни, чистоту помыслов, нетленность и святость таких понятий, как честь и совесть. Например, в "Вестнике воспитания" в этом аспекте было опубликовано около 80 работ врачей-гуманистов Е.А. Покровского и Е.М. Дементьева по проблемам развития народных и подвижных игр.7
В оригинальном двухтомнике "Руководство по физическому образованию детей школьного возраста" и других работах Лесгафта отражены и мотивационно-ценностная сфера физкультурного образования, адекватные способы поведения в профессиональной деятельности.
Лесгафт создал в год проведения I Олимпиады уникальную для этого времени Высшую женскую школу с преподаванием ИФКиС на принципах гуманизма, органично подводя своих учениц к глубоким философским обобщениям, к осознанию общечеловеческих и социально важных ценностей.
П.Ф.
Лесгафт впервые в
В работах А.Д. Бутовского (1838-1917), Г.А. Дюперрона (1877-1934) и других также рассматривалось социально-гуманистическое понимание физической культуры. Бутовский организовал в 1890 г. курсы офицеров по гимнастике и опубликовал более 60 работ, в которых раскрывал в историческом аспекте роль физической культуры в обучении и воспитании молодежи. Высоко оценивая роль учебной литературы в образовании, Бутовский отмечал в своей работе "Новые методы в воспитании" "книгоненавистничество", принявшее в то время характер известного направления в педагогике. К сожалению, это "направление" сохраняется по настоящее время.
Один
из членов-учредителей
Необходимо
отметить, что научных исследований
об историко-гуманистическом
После русско-шведской выставки в 1909 году под девизом "Здоровый дух в здоровом теле" в зарубежной прессе были опубликованы отрицательные рецензии на экспонаты. Это способствовало тому, что после 1912 года не стали проводить смотры в "потешных" дружинах.
В целом же в период становления и первоначального развития ИФКиС как учебной дисциплины материалы об Играх Олимпиад ни в одном вузе России представлены не были. В 1914 году четыре пятых детей и подростков не учились даже в начальной школе, а государство тратило на образование каждого жителя России в среднем 80 копеек в год (для сравнения - в США почти во всех штатах около 10 рублей).10
В
годы Первой мировой и гражданской
войн "уровень физического