История, современное состояние и перспективы развития физической культуры в Российской Федерации и её субъектах

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2011 в 08:24, реферат

Краткое описание

Одной из существенных закономерностей развития отечественной истории физической культуры и спорта (ИФКиС) как учебной дисциплины является приобретение эволюционной структуры программного материала, ориентированного на эмпирический опыт с конкретным определением условий, места и времени в аспекте социально-экономических отношений.

Оглавление

Введение 3
1. Происхождение современного спорта и физической культуры 6
2. Развитие физической культуры как социального фактора 8
3. Развитие физической культуры в России 11
Заключение 15
Список литературы 17

Файлы: 1 файл

физвос.docx

— 41.67 Кб (Скачать)

СИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АЭРОКОСМИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ ИМ. АК. М.Ф. РЕШЕТНЁВА

Работа  на тему: «История, современное состояние  и перспективы развития физической культуры в Российской Федерации и её субъектах».

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                      Выполнил: студент гр. БИ-91

                                                                                                                   Крылов С.С.

                                                                                          Принял: преподаватель ФФКиС

                                                               Гниденко Е.К.

Содержание

 

Введение 3

1. Происхождение современного спорта и физической культуры 6

2. Развитие физической культуры как социального фактора 8

3. Развитие физической культуры в России 11

Заключение 15

Список литературы 17

Введение

 

     Одной из существенных закономерностей развития отечественной истории физической культуры и спорта (ИФКиС) как учебной дисциплины является приобретение эволюционной структуры программного материала, ориентированного на эмпирический опыт с конкретным определением условий, места и времени в аспекте социально-экономических отношений.

     Вместе  с тем, будучи зависимой от практики, ИФКиС как учебная дисциплина воздействовала и воздействует на практическую деятельность в подготовке специалиста - "Педагога по физической культуре и спорту" с конкретным его уровнем знаний в аспекте историко-гуманистического потенциала.1

     В контексте становления личности-педагога ИФКиС способствует осознанию личностной и социальной значимости своей профессии, овладению конкретным мировоззрением, дидактикой.

     Нам сравнительно легко утверждать "абсолютные истины" в исторических событиях с высоты 100-летнего юбилея возрождения  Игр Олимпиад, открытия курсов П.Ф. Лесгафта и осуждать тех, кто активно не участвовал или с иронией отзывался  о деятельности французского гуманиста-пацифиста, барона Пьера де Кубертена, в том числе и "первопроходцев" отечественного физкультурного образования.

     Давайте будем разбираться и попробуем  понять тех, кто первым популяризовал  физическую культуру "для всех" или "спорт для всех", а потом  поставим вопрос: что бы делал ты, я (мы - современники) тогда, в то время, на том конкретном этапе, когда Россия не принимала участия в Играх  Олимпиад? Почему итоги физкультурного движения наши предшественники и  современники оценивают по-разному? Почему так, а не иначе?

 

      Указанная проблема обсуждалась на многих научных конгрессах, конференциях, симпозиумах и т.д.

     Некоторые из них, в том числе международные - например, семинары в Варшаве (Humanistyczne wartosci sportu, 1976; Kulturowe wartosci sportu, 1981), международный конгресс в Хельсинки (Sport and International Understanding, 1984), международный семинар социологов спорта в Готенба, Япония, (Sport and Humanism, 1988) и др. - специально были посвящены данной проблеме.2

     Наконец, важно учитывать не отдельные  факты, касающиеся воздействия спорта на человека и отношения между  людьми, а все их многообразие. К  каким же выводам приводит такая  методология анализа гуманистического значения спорта, его места в современной  культуре?

 

1. Происхождение современного спорта и физической культуры

 

     То  сложное, противоречивое, многофакторное и многофункциональное явление, которое мы называем "современным  спортом", имеет свои истоки в  начале XXVII в., а в знакомые нам  формы оно организовалось на переломе XIX-XX веков.3

     Современный спорт возникает несколько иначе, чем античный. Его появление связано  с развитием буржуазной городской  культуры, и истоки лежат не в  потребностях физического совершенствования  и не в традиционных формах праздников, а преимущественно в новых  возможностях досужного развлечения. Если атлетам древности покровительствовали боги и сами атлеты приближались к богам своим совершенством, то спорт нового времени рожден, скорее, скукой и азартом.

     Л. Кун в своей книге "Всеобщая история физической культуры и спорта" отмечает, что наиболее существенную роль в возникновении и развитии спорта в Англии сыграли скачки. Сам термин "тренинг" вышел  из скаковых конюшен и первоначально  подразумевал подготовку лошадей к  соревнованиям.4

     Конные  забеги всегда собирали большое количество зрителей, заключавших пари и делавших ставки. Азарт, к тому же искусственно подогреваемый, весьма часто приводил к потасовкам, которые также привлекали живой интерес публики и возбуждали страсти. Для урегулирования стычек были составлены определенные правила, превратившие их в самостоятельный  вид зрелищных состязаний.

     На  рубеже XVIII-XIX веков в Англии было уже несколько десятков боксерских школ, и в одной из них брал уроки поэт Байрон. Бокс, развиваемый как искусство защиты, получил популярность, прежде всего как зрелище.

     Скоро бокс стал одним из самых популярных видов спорта, хотя в Европе он распространялся  медленно. Зато США он завоевал стремительно и главным образом благодаря  бизнесменам и менеджерам, начавшим зарабатывать на этом столь подходящем духу и стилю американской вольницы зрелище. Бокс стал искусством улицы, бара и ринга. Таковы предпосылки и  обстоятельства возникновения бокса  в его нынешнем виде.5

     Но  не менее четко обнаружилась и  другая, противоположная, линия - возникновение  спорта как формы досужной, развлекательно-игровой, неутилитарной деятельности. Здесь также не шла речь о физическом совершенствовании и о ценности человеческой пластики, а лишь о приятном и полезном времяпрепровождении, об оздоровительном воздействии физической активности. Таково содержание аристократического спорта - клубов верховой езды, яхтенных и охотничьих клубов.

     Важно указать и еще на одну тенденцию, поначалу не очень явную, но к концу XIX в. ставшую определяющей в конституировании спорта в его современном виде.

     Имеется в виду, во-первых, объективная социальная потребность в развитии системы  физического воспитания, настоятельно возникшая в условиях рынка свободного труда и в условиях превращения  образования и воспитания в область  общенационального интереса, а во-вторых, усвоение общественным сознанием гуманистических  идей, взглядов и идеалов Просвещения, особенно идущих от Руссо идей о  естественном и свободном человеке.

     Одной из самых важных и решающих причин быстрого развития спорта как части  культуры современного общества было введение физического воспитания в  программы школьного образования. Пионерская заслуга в этом принадлежит ректору колледжа Регби Т. Арнольду. Суть его реформы школьного воспитания состояла в том, чтобы старшие и более сильные подростки были не глумливыми тиранами младших и слабых, а их покровителями и организаторами.

     Арнольд посчитал, что этого возможно достичь  посредством спортивных состязаний, исходя из того, что лучшие в играх  и состязаниях, как правило, являются и лидерами молодежных групп, внутри которых обычно соблюдаются дисциплина и определенные правила чести. Отсюда и его педагогический принцип: через  игру и спортивные состязания - к  воспитанию и учебе.6  

2. Развитие физической культуры как социального фактора

 

     В ряде регионов России в конце XIX и  в начале ХХ в. возросла роль физической культуры как социального фактора, который символизирует для учащейся молодежи воспитательно-образовательные традиции, прославляя вечность жизни, чистоту помыслов, нетленность и святость таких понятий, как честь и совесть. Например, в "Вестнике воспитания" в этом аспекте было опубликовано около 80 работ врачей-гуманистов Е.А. Покровского и Е.М. Дементьева по проблемам развития народных и подвижных игр.7

     В оригинальном двухтомнике "Руководство  по физическому образованию детей  школьного возраста" и других работах Лесгафта отражены и мотивационно-ценностная сфера физкультурного образования, адекватные способы поведения в  профессиональной деятельности.

     Лесгафт создал в год проведения I Олимпиады  уникальную для этого времени  Высшую женскую школу с преподаванием  ИФКиС на принципах гуманизма, органично подводя своих учениц к глубоким философским обобщениям, к осознанию общечеловеческих и социально важных ценностей.

     П.Ф. Лесгафт впервые в отечественной  и мировой практике доказал, что  уровень "Физического образования" детей школьного возраста неотделим  от системы образования в любом  обществе и ценностей в общественном сознании; он отмечал, что движущей силой социально-экономического и  технического прогресса является наука, и рекомендовал зарубежные командировки будущим ученым, учителям в лучшие вузы и образовательные школы.8

     В работах А.Д. Бутовского (1838-1917), Г.А. Дюперрона (1877-1934) и других также рассматривалось социально-гуманистическое понимание физической культуры. Бутовский организовал в 1890 г. курсы офицеров по гимнастике и опубликовал более 60 работ, в которых раскрывал в историческом аспекте роль физической культуры в обучении и воспитании молодежи. Высоко оценивая роль учебной литературы в образовании, Бутовский отмечал в своей работе "Новые методы в воспитании" "книгоненавистничество", принявшее в то время характер известного направления в педагогике. К сожалению, это "направление" сохраняется по настоящее время.

     Один  из членов-учредителей Международного олимпийского комитета, Бутовский, вышел из его состава в 1900 г., не добившись создания в России национального олимпийского комитета.9 Российского императора, как и германского, не интересовали возрождаемые олимпийские идеи. Только в марте 1911 года был основан Российский олимпийский комитет, председателем которого стал В.И. Срезневский, ответственным секретарем - Дюперрон, которого считают первым спортивным журналистом-международником.

     Необходимо  отметить, что научных исследований об историко-гуманистическом потенциале физической культуры и на 1-м, и на 2-м этапах развития ИФКиС как учебной дисциплины не было.

     После русско-шведской выставки в 1909 году под  девизом "Здоровый дух в здоровом теле" в зарубежной прессе были опубликованы отрицательные рецензии на экспонаты. Это способствовало тому, что после 1912 года не стали проводить смотры в "потешных" дружинах.

     В целом же в период становления  и первоначального развития ИФКиС как учебной дисциплины материалы об Играх Олимпиад ни в одном вузе России представлены не были. В 1914 году четыре пятых детей и подростков не учились даже в начальной школе, а государство тратило на образование каждого жителя России в среднем 80 копеек в год (для сравнения - в США почти во всех штатах около 10 рублей).10

     В годы Первой мировой и гражданской  войн "уровень физического воспитания подрастающего поколения" был  в критическом положении. В исторической литературе недостаточно представлены проблемы развития физического воспитания учащейся молодежи и в первые годы Советской власти. На эмпирическом уровне в ряде регионов России после Октября 1917 года в издательствах "белых" и "красных" популяризировались основы научного направления, и после окончания гражданской войны были опубликованы труды специалистов этнопедагогики в нетривиальных вневойсковых и допризывных аспектах, спортивно-игровых и военно-технических видах подготовки молодежи. Авторы же историко-педагогических исследований развития ИФКиС недостаточно внимания уделяли эволюции физического воспитания и спорта среди учащейся молодежи.

Информация о работе История, современное состояние и перспективы развития физической культуры в Российской Федерации и её субъектах