История, современное состояние и перспективы развития физической культуры в Российской Федерации и её субъектах

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2011 в 08:24, реферат

Краткое описание

Одной из существенных закономерностей развития отечественной истории физической культуры и спорта (ИФКиС) как учебной дисциплины является приобретение эволюционной структуры программного материала, ориентированного на эмпирический опыт с конкретным определением условий, места и времени в аспекте социально-экономических отношений.

Оглавление

Введение 3
1. Происхождение современного спорта и физической культуры 6
2. Развитие физической культуры как социального фактора 8
3. Развитие физической культуры в России 11
Заключение 15
Список литературы 17

Файлы: 1 файл

физвос.docx

— 41.67 Кб (Скачать)

     В годы гражданской войны и в 20-е  годы уровень физической подготовленности учащейся молодежи и качество знаний о физкультуре в образовательных  учреждениях были на низком уровне. В программах же всеобщего военного обучения и по физическому воспитанию различных типов общеобразовательных  школ по инициативе А.В. Луначарского, Н.И. Подвойского, Н.А. Семашко и других учебный материал практических занятий дополнялся основами теоретических знаний, а в управленческих структурах создавались отделы воспитательной работы.

     Правительство РСФСР 1-го декабря 1920 года утвердило  Московский "инфизкульт" как высшее учебное заведение и научное учреждение в системе Наркомздрава. С 1925/26 учебного года институт перешел на 4-летний срок обучения и в учебных планах ИФКиС стала самостоятельной дисциплиной. На последний "исторический факт" не "обращали внимания" авторы, исследовавшие "советское прошлое".11

3. Развитие физической культуры в России

 

     В 20-30-е гг. ситуация в спортивном движении стала особенно сложной и противоречивой.12 В большой степени она стала определяться политическими целями и интересами. Это послужило основанием для того, чтобы государство стало все больше и больше осуществлять патронат над спортом и даже превращать его институты в часть своего аппарата. Заметим, что для развития спорта это не всегда было плохо.

     В СССР развитие физической культуры и  спорта представляло одно из направлений "культурной революции". Государственные  программы всеобщего физического  воспитания, поддержки физкультурных  и спортивных организаций, включение  физкультурно-спортивных объектов в  планы гражданского строительства в первые десятилетия советской власти позволили значительно поднять общий уровень физической культуры в стране и сделать спорт заметным явлением культурной жизни.

     В сферу физической культуры и спорта были вовлечены различные группы населения: промышленные рабочие, учащиеся, женщины. Это физкультурно-спортивное движение было любительским в самом  лучшем и, может быть, точном значении этого слова, ибо представляло собой  недосужные и развлекательные занятия, а с увлечением и энтузиазмом выполняемую жизненную программу.

     Оптимистическое мироощущение первых лет революции  и пропагандируемый идеал свободного гармоничного человека нового общества спорт выражал так искренне и  ярко, что и искусство открыло  в нем свой новый материал и  нового героя. Достаточно вспомнить  хотя бы такие произведения, как "Раздолье" А. Дейнеки, "У старта" П. Кузнецова, скульптурную группу "Футболисты" И. Чайкова, чтобы представить светлую атмосферу тех лет. И казалось, что поддержка социалистического государства - самая надежная гарантия неуклонного, быстрого и успешного развития спортивного движения для достижения общественного идеала гармонично развитой личности. В это верили миллионы людей, возможно, и само государство, и для этой веры были объективные предпосылки. К сожалению, в реальной истории оправдались далеко не все эти романтические надежды.13

     В промышленно развитых странах мира в 20-30-е годы отношение к спорту также существенно изменилось, в  том числе и со стороны государственных  учреждений, которые прежде едва различали  его в поле своих интересов  и задач. Спортивные успехи становились  показателем национального престижа, и главную роль в этом принципиальном изменении статуса спорта сыграли  получившие к этому времени невиданное развитие средства массовой информации. Они придали спорту ту популярность, которая поставила его героев в один ряд со звездами кино, что обернулось и материальным интересом и высокой социальной престижностью.

     Но  картина постепенно менялась. Огосударствление сферы физической культуры и спорта, приобретшее к 60-м гг. почти всеобщий характер, волей или неволей придавало  ей другую направленность и функциональность, а именно - делало ее инструментом государства  и государственной политики, которая, к сожалению, далеко не всегда соответствует  действительным интересам народа и  гуманистическим идеалам.

     Так, жесткая классовая конфронтация 20-50-х гг. противопоставила "буржуазный" и "пролетарский" спорт, что в значительной мере ограничило возможности спорта как явления общечеловеческой культуры, а в нашей стране затормозило его развитие.

     Ценности  физического совершенства, пластической гармонии как важнейших составляющих индивидуальной свободы и высокого творческого потенциала личности в  этих условиях все более уступали интересам политических выигрышей, чаще всего сиюминутных и весьма эфемерных, которые можно было получить, используя формы спорта и его  организации. Спорт все чаще стал использоваться в качестве карты  в политической игре. Причем, чем  большую популярность он приобретал, тем большим авторитетом он пользовался  в этой игре.

     И еще одно важное следствие возникало  из процесса огосударствления спорта - его бюрократизация.14 Управление как естественная и органичная деятельность спортивных обществ, союзов и движений, саморегулирующихся в интересах своих участников, постепенно превратилось в мощную "контору", управляющую спортом не столько в интересах его собственного развития, сколько в своих интересах, превратив спорт в питательную почву для таких интересов и, следовательно, начало эту почву иссушать и разрушать.

     И все же 50-60-е гг. - это время взлета и расцвета спорта, почти всеобщей эйфории по поводу его достоинств и возможностей преобразовать человека и мир в целом в новые, более  совершенные формы. Причины этой эйфории были вполне уважительными, и мир отдавался ей с известным  удовольствием. Ведь это были годы относительно спокойного развития мира, только что  вышедшего из сокрушительных коллизий революций и мировых войн. Это  были годы укрепляющегося благосостояния довольно широких слоев населения, определенной уверенности в будущем, заметного увеличения досуга в бюджете  времени средних социальных слоев  и классов, а также годы быстрого развития индустрии развлечений  и средств массовой информации, в  первую очередь телевидения.

     Особенно  важно, что спорт в 60-е гг. создал как бы некое единое пространство культуры современного общества.

     Возникла  и стала быстро расширяться сеть международных соревнований самого различного уровня и ранга, среди  которых, бесспорно, верховенствующую роль играли олимпийские игры.

     Быстро  рос престиж спортивной победы, поскольку  атлеты и команды выступали как  представители стран, наций, регионов, как выразители и защитники их "спортивной чести" (появилось  и такое понятие). То же самое можно  сказать о клубах и громадной  массе их болельщиков и приверженцев. Репрезентативность стала важнейшей  характеристикой спорта и существенным условием его развития. 15 

 

Заключение

 

     Спорт создал и новую культурную, в том  числе художественную, среду, ибо  спортивные сооружения - стадионы, дворцы спорта, манежи, площадки, треки, бассейны и т.п. - не только стали важными  объектами архитектуры, но и оказали  существенное влияние на всю организацию  и планировку поселений.

     Для примера можно указать на города, бравшие на себя миссию проведения олимпийских игр или других крупных  международных соревнований. В культурной жизни середины века стали весьма заметны также спортивные праздники, манифестации, парады и т.п. Они создали  и свои особые средства выразительности. Спорт определенным образом вошел  в художественную культуру современности  и в том плане, что стал оказывать  существенное влияние на искусство, вообще на стиль времени, в том  числе художественный. Более того, сам спорт стал областью производства непосредственно художественных ценностей.

     Большие надежды возлагались на спорт  и в плане нравственного совершенствования  общества. Конечно, никто не ожидал от спорта абсолютной чистоты и непогрешимости. Но были надежды, что дружеская расположенность  участников соревнований, бескорыстность борьбы и ее благородные правила  будут все в большей и большей  мере определять спортивные отношения, а через них распространяться в качестве общечеловеческих ценностей  и норм общения.

     Спортивная  победа и ее творец - рекордсмен - воспринимались в качестве национальных символов, и казалось, что они в наиболее чистом виде воплощают нравственные ценности патриотизма, верности долгу  и чести.16 Оставалось привить эти качества массовому сознанию, ориентированному на спорт, внедрить их средствами воспитания. Тем самым, предполагалось, будут решены многие проблемы социального, этического и эстетического плана. Пропаганда спорта в этом направлении действовала очень старательно и далеко не всегда безуспешно, что несомненно, следует поставить ей в заслугу.

     Но  современный спорт вырос на иной почве, нежели античный, и не обнаруживает тенденции к потере своих функций, к исчезновению из пространства культуры как его древний предшественник. Наоборот, основные линии и формы  развития современного спорта нашли  в этом пространстве свое место и  оказались весьма значительными  в своем гуманистическом и  эстетическом содержании.

     Современный спорт переживает кризис и довольно глубокий. Но в кризисном состоянии  находятся вся современная культура и цивилизация. Кризис спорта не есть его разрушение, а лишь несоответствие - и часто резкое - сложившихся  организационных форм, методов деятельности и представлений о сущности и  роли спорта новым социальным структурам, новому спектру общественных и индивидуальных потребностей, новым стандартам жизни.

     В заключение отметим, что ретроспективный  анализ собственного опыта в системе  образования, целостного опыта работы ряда учебных заведений и консультации с ведущими учеными страны позволили  переосмыслить эволюцию научно-методических основ ИФКиС как учебной дисциплины и представить идею культурно-гуманистической доминанты, которая способствует в смысловом стержне самообучению, саморазвитию и самообразованию в социуме "педагогический вуз - общеобразовательная школа" и усовершенствованию учебно-методического комплекса.

 

Список  литературы

 
  1. Бутовский А.Д. Новые методы в воспитании. С.-П., 1902.
  2. Виноградов П.А. Основам Законодательства Российской Федерации "О физической культуре и спорте" - долгую жизнь // Теория и практика физической культуры, 1993, № 8.
  3. Гибер Б.В. Новый этап в физкультурном движении. М.-Л., 1990.
  4. Долуцкий И.И. Отечественная история. - М.: Мнемозина, 1994.
  5. Кулинко Н.Ф. История и организация физической культуры. - М.: Просвещение. 1982.
  6. Кулинко Н.Ф. История физической культуры. Оренбург, 1994.
  7. Кун Л. Всеобщая история физической культуры и спорта. - М.: Радуга, 1982. - 11.
  8. Лесгафт П.Ф. Собр. пед. соч. тт.1 и 2. - М.:ФиС, 1951 и 1952.
  9. Лесгафт П.Ф. Собр. пед. соч. тт. 4 и 5 - М.: ФиС, 1953 и 1954.

Информация о работе История, современное состояние и перспективы развития физической культуры в Российской Федерации и её субъектах