Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2015 в 01:20, дипломная работа
Успех в соревновательной деятельности гребцов на байдарках требует значительного анаэробного вклада в дополнение к большой мышечной силе и аэробной мощности организма. Анаэробные процессы образования энергии являются одним из значимых факторов определяющих уровень спортивных результатов байдарочников. В тренировочном процессе анаэробные возможности обычно оценивают по приросту концентрации лактата в крови, а скорость восстановления по концентрации этого метаболита на третьей и восьмой минутах после нагрузки.
При контроле и оценке уровня функционального состояния спортсменов и спортсменок высокой квалификации в гребле на байдарках рекомендуется особое внимание уделять эргоспирометрическим параметрам. Эти показатели имеют высокую значимость для специальной подготовленности на заключительных этапах подготовительного периода.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ………………………………………5
ГЛАВА 1. анализ научно-методической литературы……….7
1.1 Нагрузка в спортивной тренировке……………………………………...7
1.2 Параметры тренировочных нагрузок в гребле на байдарках и каноэ..13
1.3 Биоэнергетика мышечной деятельности……………………………….17
1.3.1 Аэробный путь ресинтеза АТФ………………………………………18
1.3.2 Анаэробные пути ресинтеза АТФ…………………………………….20
1.4 Особенности функционального состояния гребцов на байдарках и каноэ……………………………………………………………………..23
ГЛАВА 2. Задачи, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ…27
2.1 Задачи исследования…………………………………………………….27
2.2 Методы исследования…………………………………………………...27
2.3 Организация исследования……………………………………………...29
ГЛАВА 3. АНАЛИЗ И ОБСУЖДЕНИЕ ПОЛУЧЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ исследования……………………………………………………………......30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...37
Практические рекомендации………………………………………..41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………..43
Через один месяц тренировочного процесса в подготовительном периоде годичного цикла была проведено повторное тестирование на гребном эргометре «Dansprint», результаты которого представлены в таблице 3.2
Таблица 3.2 – Сравнительная характеристика эргоспирометрических параметров спортсменов и спортсменок, занимающихся греблей на байдарках по результатам повторного тестирования
Показатель |
Спортсмены |
Спортсменки |
Р-значение |
VE, л |
135 ± 6,1 |
95 ± 4,7 |
p < 0,001 |
VE (АП), л |
122,3 ± 5,3 |
83,2 ± 5,8 |
p < 0,001 |
ЧД, в мин |
47,3 ± 1,7 |
44,9 ± 1,1 |
p > 0,005 |
РД, абс |
24,6 ± 3,1 |
29,5 ± 2,6 |
p > 0,005 |
VO2max, мл/мин |
3712 ± 112,2 |
2609 ± 54,7 |
p < 0,001 |
VO2 (АП), мл/мин |
3460,7 ± 174,9 |
2448,2 ± 154,4 |
p < 0,001 |
VO2 /ЧСС (АП) |
26,2 ± 2,9 |
29,1 ± 3,8 |
p > 0,005 |
VСO2max, мл/мин |
3649,8 ± 89,2 |
2539,2 ± 68,5 |
p > 0,005 |
VСO2 (АП), мл/мин |
3479,2 ± 109,4 |
2335,7 ± 114,7 |
p > 0,005 |
Анализ проведенного исследовательского материала по особенностям энергообеспечения позволил определить соотношение аэробных и анаэробных процессов в энергообеспечении при выполнении работы разной продолжительности с максимальной интенсивностью по времени их преодоления (таблица 3.2).
Таблица 3.2 – Относительный вклад аэробных и анаэробных процессов в общий энергетический баланс работы разной продолжительности с максимальной интенсивностью по времени их выполнения в гребле на байдарках
Продолжи-тельность упражне-ния, с |
Характер энерго-обеспечения |
Механи-ческая мощность, % максималь-ной |
Вклад аэробных процессов % |
Вклад анаэробных процессов, % |
Педагогическая направленность тренировки | ||
общий |
креатин-фосфат-ный |
глико-лити-ческий | |||||
10 |
Преиму-щественно анаэробный |
100 |
— |
100 |
76 |
24 |
Скоростно-силовая |
30 |
88 |
23 |
77 |
41 |
36 | ||
60 |
77 |
42 |
58 |
22 |
36 |
Скоростная выносливость |
Продолжение таблицы 3.2
120 |
Смешанный анаэробно-аэробный |
68 |
60 |
40 |
15 |
25 |
|
240 |
Преимущественно аэробный |
53 |
76 |
24 |
11 |
13 | |
360 |
51 |
83 |
16 |
9 |
7 |
Выносливость |
Это создает предпосылки для углубления понимания роли характера оптимизации функциональных возможностей организма для достижения таких специализированных его свойств, которые и составляют основу для адекватной мобилизации аэробного и анаэробного энергетического потенциала спортсменов в конкретных условиях преодоления соревновательной дистанции.
Вклад реакций аэробного энергообеспечения в общую энергопродукцию в гребле на байдарках и каноэ на соревновательной дистанции 500 м составляет 50-60 %, а на дистанции 1000 м – 70-80 %. Активность анаэробных процессов в энергообеспечении на дистанции 500 м значительно выше, чем при преодолении дистанции 1000 м. Так, на дистанции 500 м вклад в энергообеспечение анаэробного креатинфосфатного механизма составляет 17-20 % и гликолитического – 28-35 %. Тогда как на дистанции 1000 м вклад креатинфосфатного механизма в энергообеспечение равен 10-12 %, а гликолитического – 15-24 %. Как видно из таблицы 3.2, при увеличении продолжительности соревновательной дистанции уменьшается вклад в энергообеспечение анаэробных процессов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
1. Важнейшим компонентам спортивной тренировки является нагрузка. Смысл тренировочной – вызывая расходование рабочих потенциалов организма и утомление, она тем самым стимулирует восстановительные процессы, а в результате сопровождается не только восстановлением, но и сверхвосстановлением работоспособности (суперкомпенсацией).
Нагрузки, применяющиеся в спортивной тренировке могут быть подразделены:
– по своему характеру на тренировочные и соревновательные, специфические и неспецифические;
– по величине – на малые, средние, значительные (околопредельные), большие (предельные);
– по направленности – на способствующие развитию отдельных двигательных способностей (скоростных, силовых, координационных, выносливости, гибкости) или их компонентов (например, алактатных или лактатных анаэробных возможностей, аэробных возможностей), совершенствующие координационную структуру движений, компоненты психической подготовленности или тактического мастерства и т. п.;
– по координационной сложности – на выполняемые в стереотипных условиях, не требующих значительной мобилизации координационных способностей, и связанные с выполнением движений высокой координационной сложности;
– по психической напряженности – на более напряженные и менее напряженные, в зависимости от требований, предъявляемых к психическим возможностям спортсменов.
Нагрузки могут различаться по принадлежности к тому или иному структурному образованию тренировочного процесса. В частности, следует различать нагрузки отдельных тренировочных и соревновательных упражнений или их комплексов, нагрузки тренировочных занятий, дней, суммарные нагрузки микро- и мезоциклов, периодов и этапов тренировки, макроциклов, тренировочного года.
2. Тренировочные нагрузки дозируются с учетом параметров упражнений для различных зон мощности. Примерное сочетание нагрузок различной направленности в отдельных занятиях и их распре- 58 деление в недельных микроциклах для различных периодов представлены в дипломной работе.
Спортивный результат в гребле на байдарках – время преодоления дистанции – зависит от двух основных факторов: «мощности механической работы, производимой гребцами, зависящей от их функциональной подготовленности и психической мобилизации. Основополагающими параметрами воздействия являются показатели функциональной подготовленности.
Возможность увеличивать работоспособность байдарочника, ограничена дыхательной и сердечно-сосудистой системами. Так, при напряженной работе на дистанции резко увеличивается лёгочная вентиляция. Частота дыхания возрастает до 60-70 вдохов. Ускорение темпа гребли влечёт за собой наращивание лёгочной вентиляции. Увеличение частоты дыхания приводит к тому, что гребец не успевает глубоко вздохнуть, вследствие чего объем его движения соответствует примерно 35% жизненной ёмкости легких. Это обстоятельство приводит к необходимости увеличения объёма лёгких и специальной тренировки дыхательных мышц. В силу этого тренировка гребца-байдарочника должна предусматривать адаптацию спортсмена к максимальной утилизации кислорода из воздуха.
3. Непосредственным источником энергии мышечного сокращения служит АТФ. При расщеплении АТФ выделяется 8 ккал энергии на 1 моль. Однако, запасы АТФ в мышцах невелики, их хватает на 1-2 с работы для поддержания мышечного сокращения необходимо постоянное восстановление АТФ. Энергия для восстановления освобождается при расщеплении креатинфосфата (КФ) и питательных веществ – углеводов, жиров, белков (гликогенные аминокислоты). Ресинтез (восстановление) АТФ в мышечной клетке происходит двумя путями – анаэробным (без участия кислорода) и аэробным (с участием кислорода). Для ресинтеза АТФ в качестве непосредственного источника энергии используется три биохимические системы: креатинфосфатная, гликолиз или лактатная и окислительное фосфорилирование (аэробная). Первые две системы функционируют по анаэробному пути, а третья – по аэробному пути. Энергетические источники характеризуются мощностью – максимальное количество АТФ, которое данный биохимический процесс может вырабатывать в единицу времени; емкостью – то количество АТФ, которое может быть выработано до полного исчерпания ресурса источника и экономичностью – его термодинамическая эффективность или КПД.
4. Выявленные различия в структуре функциональной подготовленности спортсменов и спортсменок, специализирующихся в гребле на байдарках указывают на необходимость четкой специализации спортсменов.
В структуре функциональной подготовленности спортсменов-гребцов, наибольший вклад отмечается у фактора аэробной мощности, экономичности, устойчивости и способности к реализации аэробного потенциала организма.
Для спортсменок-гребцов, характерны более высокий вклад в структуру функциональной подготовленности фактора анаэробной мощности и скорость развертывания функциональных реакций.
Степень тренированности, а также тип нагрузки влияют на определение значения VO2макс. Гребцы способны достичь своего действительного VO2макс на эргометрах, специфических для вида спорта, поскольку за счет характерных заученных движений тренированная мускулатура может быть максимально задействована и напряжена. Выбор нагрузки влияет на полученные результаты. Общая длительность нагрузки должна быть 7–12 минут. Меньшая или большая длительность нагрузки может привести к искажению результатов тестирования.
5. При назначении ЛФК здоровым тренированным лицам без патологии, не связанной с сердечно-сосудистыми заболеваниями можно использовать следующие методики определения тренирующих нагрузок:
Тренировочный уровень определяется как сумма пульса в покое и 60% от его прироста при нагрузке (например, пульс в покое 70 уд/мин, при нагрузке 140 уд/мин, прирост – 40 уд/мин, 60% от прироста – 42. Тренировочный уровень 70+42=112 уд/мин).
Тренировочный уровень определяется по потреблению кислорода, т.е. 70% от МПК (максимальное потребление кислорода). Например: МПК при пороговой нагрузке = 28,5 мл/мин/кг, при 70% от максимума – 20,5 мл/мин/кг (при ЧСС 130 уд/мин). Тренирующий уровень нагрузки – при пульсе 130 уд/мин.
По выявлению анаэробного порога (ПАНО), т.е. резкого возрастания ВЭ0 (вентиляционный эквивалент по кислороду). Например, ВЭ0 в покое – 29,1; при разных ступенях нагрузки – 24,9 – 20,5 – 20,7 – 22,3 – 24,5; ПАНО – 22,3, т.е. при нагрузке 75 Вт и пульсе 130 уд/мин.
Практические рекомендации
1. Перед началом тренировочного процесса спортсменов и спортсменок в гребле на байдарках с использованием гребного эргометра Dansprint рекомендуется проведение эргоспирометрии для определения функционального состояния сердечно-сосудистой, дыхательной, кровеносной и мышечной систем, на основании которого рассчитывается интенсивность нагрузок.
2. При построении процесса многолетней спортивной подготовки в гребле на байдарках рекомендуется учитывать тот факт, что с ростом квалификации спортсменов и спортсменок увеличивается роль симпатической нервной системы. Такая динамика может отражаться в снижении устойчивости механизмов регуляции к воздействию внешних нагрузок.
3. При контроле и оценке уровня
функционального состояния
4. Подбор тренирующих
5. Соотношение и сочетание различных видов тренирующих воздействий должно быть дифференцировано в зависимости от преимущественных механизмов энергообеспечения в соответствие с соревновательной деятельностью.
6. Применение методов эргоспирометрии при различных видах физической активности в разном возрасте заключается в следующем: в вводной части занятия рекомендуется выполнять общеразвивающие и дыхательных упражнения, затем в течение 3-5 минут работа на гребном эргометре с мощностью физической нагрузки 25-30% от индивидуальной пороговой нагрузки. В основной части занятия физическая нагрузка дается интервальным или непрерывным методом. Нагрузка выполняется в и.п. – сидя, с темпом 50-70 гр/мин. Мощность, продолжительность и форма нагрузки определяется индивидуально с учетом задач функциональной группы. Заключительная часть – состоит из дыхательных упражнений и упражнений на расслабление. Физические тренировки проводят от 2 до 5 раз в неделю.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ