Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2015 в 01:20, дипломная работа
Успех в соревновательной деятельности гребцов на байдарках требует значительного анаэробного вклада в дополнение к большой мышечной силе и аэробной мощности организма. Анаэробные процессы образования энергии являются одним из значимых факторов определяющих уровень спортивных результатов байдарочников. В тренировочном процессе анаэробные возможности обычно оценивают по приросту концентрации лактата в крови, а скорость восстановления по концентрации этого метаболита на третьей и восьмой минутах после нагрузки.
При контроле и оценке уровня функционального состояния спортсменов и спортсменок высокой квалификации в гребле на байдарках рекомендуется особое внимание уделять эргоспирометрическим параметрам. Эти показатели имеют высокую значимость для специальной подготовленности на заключительных этапах подготовительного периода.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ………………………………………5
ГЛАВА 1. анализ научно-методической литературы……….7
1.1 Нагрузка в спортивной тренировке……………………………………...7
1.2 Параметры тренировочных нагрузок в гребле на байдарках и каноэ..13
1.3 Биоэнергетика мышечной деятельности……………………………….17
1.3.1 Аэробный путь ресинтеза АТФ………………………………………18
1.3.2 Анаэробные пути ресинтеза АТФ…………………………………….20
1.4 Особенности функционального состояния гребцов на байдарках и каноэ……………………………………………………………………..23
ГЛАВА 2. Задачи, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ…27
2.1 Задачи исследования…………………………………………………….27
2.2 Методы исследования…………………………………………………...27
2.3 Организация исследования……………………………………………...29
ГЛАВА 3. АНАЛИЗ И ОБСУЖДЕНИЕ ПОЛУЧЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ исследования……………………………………………………………......30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...37
Практические рекомендации………………………………………..41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………..43
МИНИСТЕРСТВО образования РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
«полесский ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Факультет организации здорового образа жизни
Кафедра физической культуры и спорта
Допущена к защите
Заведующий кафедрой
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
на тему: «Характеристика эффективности системы энергообеспечения физической активности у гребцов на байдарках и каноэ»
Студент-дипломник
ФОЗОЖ, 4 курс, С.Апанович
Руководитель:
канд.пед.наук,
доцент
ПИНСК 2015
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ………………………………………5
ГЛАВА 1. анализ научно-методической литературы……….7
1.1 Нагрузка в спортивной тренировке……………………………………...7
1.2 Параметры тренировочных нагруз
1.3 Биоэнергетика мышечной деятельности……………………………….17
1.3.1 Аэробный путь ресинтеза АТФ………………………………………18
1.3.2 Анаэробные пути ресинтеза АТФ…………………………………….20
1.4 Особенности функционального
состояния гребцов на
ГЛАВА 2. Задачи, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ…27
2.1 Задачи исследования……………………………
2.2 Методы исследования……………………………
2.3 Организация исследования………………
ГЛАВА 3. АНАЛИЗ И ОБСУЖДЕНИЕ
ПОЛУЧЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ исследования………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
Практические
рекомендации………………………………………..
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………..43
ВВЕДЕНИЕ
В современном спорте высокий спортивный результат обусловливается многими факторами, влияющими на подготовку спортсмена на различных этапах его физического совершенствования [33, 41].
Спортивная тренировка – процесс педагогический, воздействующий на личность спортсмена, на его психологическое и физическое состояние. Отправным положением в деятельности тренера являются общие принципы педагогики, принципы теории и методики физического воспитания, а также специальные принципы спортивной тренировки. Опора на фундаментальное положение общей и спортивной педагогики позволяет упорядочить педагогическое содержание и воспитательную направленность спортивной тренировки.
Наличие, единство и качество функционирования этих компонентов позволяет наиболее целесообразно построить занятия физическими упражнениями, эффективно управлять педагогическим процессом и его результатами [1, 47].
В процессе построения спортивной подготовки целостность тренировочного процесса обеспечивается на основе определенной структуры, которая представляет собой относительно устойчивый порядок объединения компонентов (подсистем, сторон и отдельных звеньев), их закономерное отношение друг с другом и общую последовательность [7, 46].
Повышение результатов спортсменов в сезонных видах спорта, к которым относится и гребля на байдарках и каноэ, во многом определяется правильным выбором методики построения спортивной тренировки. В свою очередь, рациональное построение спортивной тренировки в значительной степени зависит от выбора количественных показателей объема, интенсивности и направленности тренирующих воздействий [15, 16].
Увеличение длительности соревновательного периода и вынужденное сокращение продолжительности подготовительного предъявляют повышенные требования к качеству тренировочных нагрузок в этих периодах. Климатические условия Республики Беларусь не позволяют повышать объемы специализированных нагрузок в подготовительном периоде, и этот недостаток приходится компенсировать достижением более высокого уровня общей работоспособности [30, 34].
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы дипломной работы.
Бурно развивающийся спорт, неуклонно возрастающая конкуренция на мировой спортивной арене, при повышающемся уровне спортивных достижений выдвигает все новые и новые проблемы перед общей и специальной спортивной подготовкой [39, 40].
Высокий уровень современных спортивных результатов требует от спортсмена не только высокого уровня, физической подготовленности, но и совершенного владения рациональной техникой движений, а также способности в нестандартных ситуациях действовать творчески, самостоятельно. Поэтому одной из актуальных проблем спортивной подготовки в гребле на байдарках и каноэ является проблема эффективности системы энергообеспечения физической активности [8, 38].
Успех в соревновательной деятельности гребцов на байдарках требует значительного анаэробного вклада в дополнение к большой мышечной силе и аэробной мощности организма [6, 49]. То есть, анаэробные процессы образования энергии являются одним из значимых факторов определяющих уровень спортивных результатов байдарочников [42]. В тренировочном процессе анаэробные возможности обычно оценивают по приросту концентрации лактата в крови [3], а скорость восстановления по концентрации этого метаболита на третьей и восьмой минутах после нагрузки [4]. В лучшем случае такие исследования позволяют получить качественную характеристику вклада гликолиза в энергообеспечение упражнений. В связи со сказанным, изучение количественных аспектов этой проблемы, безусловно, актуально.
Поэтому актуальным становится изучение количественных аспектов эффективности системы энергообеспечения физической активности.
Цель исследования: на основе использования современных подходов и методов оценки структуры аэробных возможностей организма определить особенности функциональных возможностей высококвалифицированных спортсменов, специализирующихся в гребле на байдарках.
Гипотеза исследования. Предполагалось, что обеспечение адекватности тренировочных воздействий требованиям соревновательной деятельности становится реальным при наличии объективной информации о свойствах, функциональных возможностях систем организма конкретного спортсмена.
Предмет исследования – тренировочный процесс спортсменов и спортсменок в гребле на байдарках с использованием гребного эргометра Dansprint.
Объект исследования – эргоспирометрические параметры спортсменов и спортсменок, занимающихся греблей на байдарках.
Практическая значимость:
Выводы, полученные в результате исследования, могут использоваться в учебно-тренировочном процессе высококвалифицированных спортсменов в гребле на байдарках и каноэ.
Структура и объем дипломной работы:
Дипломная работа состоит из введения, общей характеристики работы, трех глав, заключения и списка использованных источников. Работа изложена на 47 страницах, содержит 9 таблиц и 2 рисунка. Список использованных источников включает 50 наименований.
ГЛАВА 1. анализ научно-методической литературы
1.1 Нагрузка в спортивной тренировке
Понятие «нагрузка» является одним из основных для характеристики средств и методов спортивной тренировки. Выполнение любого физического упражнения связано с переводом организма на более высокий уровень функциональной активности, чем в состоянии покоя, «загружает» органы и системы, является «надбавкой» [25]. Вызывая расходование резервных возможностей организма и утомление, нагрузка тем самым стимулирует рост работоспособности: в восстановительном периоде работоспособность спортсмена не только восстанавливается, но и сверхвосстанавливается. Важно при этом ограничить величину нагрузки уровнем, предохраняющим организм от перетренированности.
Нагрузка – это дополнительная по сравнению с покоем степень функциональной активности организма, привносимая выполнением упражнения (или упражнений), а также степень переносимых при этом трудностей [36].
В основе физиологической классификации физических упражнений представленной на рисунке 1.1 лежат изменения, которые происходят в организме в результате мышечной деятельности, при этом учитываются мощность выполняемой работы, ее длительность, характер усилий и другие факторы [18].
Циклические упражнения разделяются на группы максимальной, субмаксимальной, большой и умеренной мощности.
Рисунок 1.1 – Классификация физических упражнений по режиму мышечной деятельности, структуре движений, мощности и длительности выполняемой работы
Таким образом, нагрузки, выполняемые спортсменом во время тренировки и соревнований, выполняют роль раздражителя, возбуждающего приспособительные изменения в организме.
Выделяют «внешнюю» и «внутреннюю» стороны тренировочных и соревновательных нагрузок.
Внешняя сторона нагрузок. Ее показателями являются величины, характеризующие совершаемую работу в ее внешне выраженных размерах (продолжительность, число повторений тренировочных упражнений, скорость и темп движений, величина перемещаемого веса и др.).
Внутренняя сторона нагрузок. Ее показателями являются величины функциональных и связанных с ними сдвигов в организме, вызываемых выполняемой работой (увеличение ЧСС, объема легочной вентиляции и потребления кислорода, ударного и минутного объемов крови и др.).
Внешними показателями пользуются при планировании и учете тренировочной работы, с ними сопоставляются и ответные реакции организма на заданную работу. Показатели же функциональных сдвигов в организме помогают определить целесообразную меру тренировочных нагрузок, углубленно оценить их соответствие (либо несоответствие) функциональным возможностям организма и влияние на развитие тренированности. Показатели внешней и внутренней сторон нагрузок не исключают друг друга, они тесно взаимосвязаны и используются в единстве: увеличение «внешней» стороны нагрузки приводит к увеличению сдвигов в функциональном состоянии различных систем и органов, к развитию и углублению процессов утомления. Однако при одних и тех же внешних характеристиках «внутренняя» сторона нагрузки может изменяться под влиянием самых различных причин. Изменение условий выполнения нагрузки (к примеру, тренировка в среднегорье), применение дополнительных технических средств или методических приемов (например, выполнение упражнения с задержкой дыхания) при одних и тех же внешних параметрах нагрузки могут привести к повышению активности функциональных систем организма спортсмена [37]. По мере увеличения работоспособности (как результат систематических тренировок) при одной и той же «внешней» стороне «внутренняя» сторона нагрузки уменьшается – происходит адаптация организма.
Объем и интенсивность нагрузки. Общую величину нагрузки определяют ее объем и интенсивность.
Объем нагрузки – это продолжительность ее воздействия и суммарное количество работы, выполненной за время отдельного упражнения или серии упражнений (работа понимается как в механическом, так и в физиологическом смысле).
Интенсивность нагрузки – это напряженность работы и степень ее концентрации во времени.
Конкретный смысл понятий «объем» и «интенсивность» нагрузки уточняются применительно к виду упражнений, а также в зависимости от того, оценивается ли нагрузка в отдельном упражнении или в некоторой совокупности упражнений.
Если рассматривать каждое физическое упражнение как некоторый воздействующий фактор, то понятие объема связанной с ним нагрузки будет относиться прежде всего к длительности воздействия, а интенсивность – к силе воздействия. Показатели, которые чаще всего учитываются, представлены в таблице 1.1 [19].
Соотношение объема и интенсивности нагрузки при выполнении физических упражнений характеризуется обратно-пропорциональной зависимостью: чем больше объем нагрузки, задаваемой в упражнении, тем меньше ее интенсивность, и наоборот, чем больше интенсивность нагрузки, тем меньше ее объем. Эта закономерность объясняется существенными физиологическими и биохимическими особенностями работы различной продолжительности, что послужило основанием для классификации упражнений по «зонам относительной мощности». Некоторые характеристики упражнений приведены в таблице 1.2.
При повторении одного и того же упражнения или при выполнении ряда однотипных упражнений оценка с «внешней» стороны объема и интенсивности работы проводится суммированием частных слагаемых нагрузки [27].
При выполнении нескольких или многих разных по характеру упражнений суммарный объем нагрузки чаще всего оценивается с «внешней» стороны по сумме времени, затраченного на все упражнения в течение отдельного занятия или ряда занятий (за неделю, за месяц и т.д.). Полученная сумма, однако, дает лишь приблизительные величины о них. Например, час бега и час, затраченный на гимнастические упражнения, — это явно неравнозначные слагаемые [28].
При выполнении нескольких упражнений параметры объема и интенсивности суммарной нагрузки имеют также обратно-пропорциональную зависимость [29].
Таблица 1.1 – Показатели объема и интенсивности нагрузки с «внешней» и «внутренней» сторон
Таблица 1.2 – Некоторые характеристики упражнений различной относительной мощности
1.2 Параметры тренировочных нагрузок в гребле на байдарках и каноэ
Содержание тренировочного занятия на каждом конкретном этапе подготовки определяется многими факторами: целью и задачами, закономерностями колебания функциональной активности организма спортсмена в процессе более или менее длительной мышечной деятельности, величиной нагрузки, особенностями подбора и сочетания тренировочных упражнений, режимом работы и отдыха и др. [5].