Характеристика эффективности системы энергообеспечения физической активности у гребцов на байдарках и каноэ

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2015 в 01:20, дипломная работа

Краткое описание

Успех в соревновательной деятельности гребцов на байдарках требует значительного анаэробного вклада в дополнение к большой мышечной силе и аэробной мощности организма. Анаэробные процессы образования энергии являются одним из значимых факторов определяющих уровень спортивных результатов байдарочников. В тренировочном процессе анаэробные возможности обычно оценивают по приросту концентрации лактата в крови, а скорость восстановления по концентрации этого метаболита на третьей и восьмой минутах после нагрузки.
При контроле и оценке уровня функционального состояния спортсменов и спортсменок высокой квалификации в гребле на байдарках рекомендуется особое внимание уделять эргоспирометрическим параметрам. Эти показатели имеют высокую значимость для специальной подготовленности на заключительных этапах подготовительного периода.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ………………………………………5
ГЛАВА 1. анализ научно-методической литературы……….7
1.1 Нагрузка в спортивной тренировке……………………………………...7
1.2 Параметры тренировочных нагрузок в гребле на байдарках и каноэ..13
1.3 Биоэнергетика мышечной деятельности……………………………….17
1.3.1 Аэробный путь ресинтеза АТФ………………………………………18
1.3.2 Анаэробные пути ресинтеза АТФ…………………………………….20
1.4 Особенности функционального состояния гребцов на байдарках и каноэ……………………………………………………………………..23
ГЛАВА 2. Задачи, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ…27
2.1 Задачи исследования…………………………………………………….27
2.2 Методы исследования…………………………………………………...27
2.3 Организация исследования……………………………………………...29
ГЛАВА 3. АНАЛИЗ И ОБСУЖДЕНИЕ ПОЛУЧЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ исследования……………………………………………………………......30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...37
Практические рекомендации………………………………………..41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………..43

Файлы: 1 файл

энергообеспечение физической активности у гребцов на байдарках и каноэ.doc

— 1,006.00 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО образования РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«полесский ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

Факультет организации здорового образа жизни

 

 

Кафедра физической культуры и спорта

 

Допущена к защите

Заведующий кафедрой

 

 

 

 

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

 

на тему: «Характеристика эффективности системы энергообеспечения физической активности у гребцов на байдарках и каноэ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Студент-дипломник

ФОЗОЖ,  4 курс,   С.Апанович

 

Руководитель:

канд.пед.наук,

доцент 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПИНСК 2015

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ………………………………………5

ГЛАВА 1. анализ научно-методической литературы……….7

1.1 Нагрузка в спортивной тренировке……………………………………...7

1.2 Параметры тренировочных нагрузок в гребле на байдарках и каноэ..13

1.3 Биоэнергетика мышечной деятельности……………………………….17

1.3.1 Аэробный путь ресинтеза АТФ………………………………………18

1.3.2 Анаэробные пути ресинтеза АТФ…………………………………….20

1.4 Особенности функционального  состояния гребцов на байдарках  и каноэ……………………………………………………………………..23

ГЛАВА 2. Задачи, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ…27

2.1 Задачи исследования…………………………………………………….27

2.2 Методы исследования…………………………………………………...27

2.3 Организация исследования……………………………………………...29

ГЛАВА 3. АНАЛИЗ И ОБСУЖДЕНИЕ ПОЛУЧЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ исследования……………………………………………………………......30

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...37

Практические рекомендации………………………………………..41

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………..43

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В современном спорте высокий спортивный результат обусловливается многими факторами, влияющими на подготовку спортсмена на различных этапах его физического совершенствования [33, 41].

Спортивная тренировка – процесс педагогический, воздействующий на личность спортсмена, на его психологическое и физическое состояние. Отправным положением в деятельности тренера являются общие принципы педагогики, принципы теории и методики физического воспитания, а также специальные принципы спортивной тренировки. Опора на фундаментальное положение общей и спортивной педагогики позволяет упорядочить педагогическое содержание и воспитательную направленность спортивной тренировки.

Наличие, единство и качество функционирования этих компонентов позволяет наиболее целесообразно построить занятия физическими упражнениями, эффективно управлять педагогическим процессом и его результатами [1, 47].

В процессе построения спортивной подготовки целостность тренировочного процесса обеспечивается на основе определенной структуры, которая представляет собой относительно устойчивый порядок объединения компонентов (подсистем, сторон и отдельных звеньев), их закономерное отношение друг с другом и общую последовательность [7, 46].

Повышение результатов спортсменов в сезонных видах спорта, к которым относится и гребля на байдарках и каноэ, во многом определяется правильным выбором методики построения спортивной тренировки. В свою очередь, рациональное построение спортивной тренировки в значительной степени зависит от выбора количественных показателей объема, интенсивности и направленности тренирующих воздействий [15, 16].

Увеличение длительности соревновательного периода и вынужденное сокращение продолжительности подготовительного предъявляют повышенные требования к качеству тренировочных нагрузок в этих периодах. Климатические условия Республики Беларусь не позволяют повышать объемы специализированных нагрузок в подготовительном периоде, и этот недостаток приходится компенсировать достижением более высокого уровня общей работоспособности [30, 34].

 

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

 

Актуальность темы дипломной работы.

Бурно развивающийся спорт, неуклонно возрастающая конкуренция на мировой спортивной арене, при повышающемся уровне спортивных достижений выдвигает все новые и новые проблемы перед общей и специальной спортивной подготовкой [39, 40].

Высокий уровень современных спортивных результатов требует от спортсмена не только высокого уровня, физической подготовленности, но и совершенного владения рациональной техникой движений, а также способности в нестандартных ситуациях действовать творчески, самостоятельно. Поэтому одной из актуальных проблем спортивной подготовки в гребле на байдарках и каноэ является проблема эффективности системы энергообеспечения физической активности [8, 38].

Успех в соревновательной деятельности гребцов на байдарках требует значительного анаэробного вклада в дополнение к большой мышечной силе и аэробной мощности организма [6, 49]. То есть, анаэробные процессы образования энергии являются одним из значимых факторов определяющих уровень спортивных результатов байдарочников [42]. В тренировочном процессе анаэробные возможности обычно оценивают по приросту концентрации лактата в крови [3], а скорость восстановления по концентрации этого метаболита на третьей и восьмой минутах после нагрузки [4]. В лучшем случае такие исследования позволяют получить  качественную характеристику вклада гликолиза в энергообеспечение упражнений.  В связи со сказанным, изучение  количественных аспектов  этой проблемы, безусловно, актуально.

Поэтому актуальным становится изучение количественных аспектов эффективности системы энергообеспечения физической активности.

Цель исследования: на основе использования современных подходов и методов оценки структуры аэробных возможностей организма определить особенности функциональных возможностей высококвалифицированных спортсменов, специализирующихся в гребле на байдарках.

Гипотеза исследования. Предполагалось, что обеспечение адекватности тренировочных воздействий требованиям соревновательной деятельности становится реальным при наличии объективной информации о свойствах, функциональных возможностях систем организма конкретного спортсмена.

Предмет исследования – тренировочный процесс спортсменов и спортсменок в гребле на байдарках с использованием гребного эргометра Dansprint.

Объект исследования – эргоспирометрические параметры спортсменов и спортсменок, занимающихся греблей на байдарках.

Практическая значимость:

Выводы, полученные в результате исследования, могут использоваться в учебно-тренировочном процессе высококвалифицированных спортсменов в гребле на байдарках и каноэ.

Структура и объем дипломной работы:

Дипломная работа состоит из введения, общей характеристики работы, трех глав, заключения и списка использованных источников. Работа изложена на 47 страницах, содержит 9 таблиц и 2 рисунка. Список использованных источников включает 50 наименований.

 

 

ГЛАВА 1. анализ научно-методической литературы

 

1.1 Нагрузка в спортивной тренировке

 

Понятие «нагрузка» является одним из основных для характеристики средств и методов спортивной тренировки. Выполнение любого физического упражнения связано с переводом организма на более высокий уровень функциональной активности, чем в состоянии покоя, «загружает» органы и системы, является «надбавкой» [25]. Вызывая расходование резервных возможностей организма и утомление, нагрузка тем самым стимулирует рост работоспособности: в восстановительном периоде работоспособность спортсмена не только восстанавливается, но и сверхвосстанавливается. Важно при этом ограничить величину нагрузки уровнем, предохраняющим организм от перетренированности.

Нагрузка – это дополнительная по сравнению с покоем степень функциональной активности организма, привносимая выполнением упражнения (или упражнений), а также степень переносимых при этом трудностей [36].

В основе физиологической классификации физических упражнений представленной на рисунке 1.1 лежат изменения, которые происходят в организме в результате мышечной деятельности, при этом учитываются мощность выполняемой работы, ее длительность, характер усилий и другие факторы [18].

Циклические упражнения разделяются на группы максимальной, субмаксимальной, большой и умеренной мощности.

 

Рисунок 1.1 – Классификация физических упражнений по режиму мышечной деятельности, структуре движений, мощности и длительности выполняемой работы

 

Таким образом, нагрузки, выполняемые спортсменом во время тренировки и соревнований, выполняют роль раздражителя, возбуждающего приспособительные изменения в организме.

Выделяют «внешнюю» и «внутреннюю» стороны тренировочных и соревновательных нагрузок.

Внешняя сторона нагрузок. Ее показателями являются величины, характеризующие совершаемую работу в ее внешне выраженных размерах (продолжительность, число повторений тренировочных упражнений, скорость и темп движений, величина перемещаемого веса и др.).

Внутренняя сторона нагрузок. Ее показателями являются величины функциональных и связанных с ними сдвигов в организме, вызываемых выполняемой работой (увеличение ЧСС, объема легочной вентиляции и потребления кислорода, ударного и минутного объемов крови и др.).

Внешними показателями пользуются при планировании и учете тренировочной работы, с ними сопоставляются и ответные реакции организма на заданную работу. Показатели же функциональных сдвигов в организме помогают определить целесообразную меру тренировочных нагрузок, углубленно оценить их соответствие (либо несоответствие) функциональным возможностям организма и влияние на развитие тренированности. Показатели внешней и внутренней сторон нагрузок не исключают друг друга, они тесно взаимосвязаны и используются в единстве: увеличение «внешней» стороны нагрузки приводит к увеличению сдвигов в функциональном состоянии различных систем и органов, к развитию и углублению процессов утомления. Однако при одних и тех же внешних характеристиках «внутренняя» сторона нагрузки может изменяться под влиянием самых различных причин. Изменение условий выполнения нагрузки (к примеру, тренировка в среднегорье), применение дополнительных технических средств или методических приемов (например, выполнение упражнения с задержкой дыхания) при одних и тех же внешних параметрах нагрузки могут привести к повышению активности функциональных систем организма спортсмена [37]. По мере увеличения работоспособности (как результат систематических тренировок) при одной и той же «внешней» стороне «внутренняя» сторона нагрузки уменьшается – происходит адаптация организма.

Объем и интенсивность нагрузки. Общую величину нагрузки определяют ее объем и интенсивность.

Объем нагрузки – это продолжительность ее воздействия и суммарное количество работы, выполненной за время отдельного упражнения или серии упражнений (работа понимается как в механическом, так и в физиологическом смысле).

Интенсивность нагрузки – это напряженность работы и степень ее концентрации во времени.

Конкретный смысл понятий «объем» и «интенсивность» нагрузки уточняются применительно к виду упражнений, а также в зависимости от того, оценивается ли нагрузка в отдельном упражнении или в некоторой совокупности упражнений.

Если рассматривать каждое физическое упражнение как некоторый воздействующий фактор, то понятие объема связанной с ним нагрузки будет относиться прежде всего к длительности воздействия, а интенсивность – к силе воздействия. Показатели, которые чаще всего учитываются, представлены в таблице 1.1 [19].

Соотношение объема и интенсивности нагрузки при выполнении физических упражнений характеризуется обратно-пропорциональной зависимостью: чем больше объем нагрузки, задаваемой в упражнении, тем меньше ее интенсивность, и наоборот, чем больше интенсивность нагрузки, тем меньше ее объем. Эта закономерность объясняется существенными физиологическими и биохимическими особенностями работы различной продолжительности, что послужило основанием для классификации упражнений по «зонам относительной мощности». Некоторые характеристики упражнений приведены в таблице 1.2.

При повторении одного и того же упражнения или при выполнении ряда однотипных упражнений оценка с «внешней» стороны объема и интенсивности работы проводится суммированием частных слагаемых нагрузки [27].

При выполнении нескольких или многих разных по характеру упражнений суммарный объем нагрузки чаще всего оценивается с «внешней» стороны по сумме времени, затраченного на все упражнения в течение отдельного занятия или ряда занятий (за неделю, за месяц и т.д.). Полученная сумма, однако, дает лишь приблизительные величины о них. Например, час бега и час, затраченный на гимнастические упражнения, — это явно неравнозначные слагаемые [28].

При выполнении нескольких упражнений параметры объема и интенсивности суммарной нагрузки имеют также обратно-пропорциональную зависимость [29].

Таблица 1.1 – Показатели объема и интенсивности нагрузки с «внешней» и «внутренней» сторон

 

 

 

Таблица 1.2 – Некоторые характеристики упражнений различной относительной мощности

 

 

 

1.2 Параметры тренировочных нагрузок в гребле на байдарках и каноэ

 

Содержание тренировочного занятия на каждом конкретном этапе подготовки определяется многими факторами: целью и задачами, закономерностями колебания функциональной активности организма спортсмена в процессе более или менее длительной мышечной деятельности, величиной нагрузки, особенностями подбора и сочетания тренировочных упражнений, режимом работы и отдыха и др. [5].

Информация о работе Характеристика эффективности системы энергообеспечения физической активности у гребцов на байдарках и каноэ