Физкультурный досуг как организованная форма активного отдыха детей

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2015 в 17:53, доклад

Краткое описание

Физкультурный досуг – одна из наиболее эффективных форм активного отдыха. Его содержание составляют физические упражнения, которые проводятся в форме весёлых игр, забав, развлечений. Упражнения, выполняемые с эмоциональным подъёмом, оказывают благоприятное воздействие на организм ребёнка

Файлы: 1 файл

Физ-ый досуг.docx

— 16.00 Кб (Скачать)

«Физкультурный досуг

как организованная форма активного отдыха детей».

 

Физкультурный досуг – одна из наиболее эффективных форм активного отдыха. Его содержание составляют физические упражнения, которые проводятся в форме весёлых игр, забав, развлечений. Упражнения, выполняемые с эмоциональным подъёмом, оказывают благоприятное воздействие на организм ребёнка.

 На физкультурных досугах  закрепляются двигательные умения  и навыки детей, развиваются двигательные  качества (быстрота, ловкость, ориентировка в пространстве и др.).

 Физкультурные досуги способствуют воспитанию чувства коллективизма, товарищества, дружбы, взаимопомощи, развивают выдержку, внимание, целеустремлённость, смелость, упорство, дисциплинированность и организованность.

 Физкультурный досуг  проводится во всех возрастных  группах, начиная со второй младшей, один-два раза в месяц. В младшей группе в течение 20 мин, в средней – 25-30 мин, в старшей – 30-35 мин, в подготовительной к школе – 35-40 мин. Организуются они во второй половине дня, после полдника, преимущественно на открытом воздухе (в ненастную погоду в зале).

 При планировании досугов  необходимо принять во внимание  такие формы работы, как День  здоровья, физкультурный праздник, каникулы. Не следует проводить  физкультурные досуги в дни, отведённые для физкультурных занятий.

 Удобнее всего проводить  физкультурный досуг с воспитанниками  одной возрастной группы, особенно  в младшем и среднем дошкольном  возрасте. Однако допустимо объединение  двух одновозрастных и разновозрастных  групп.

 Эффективность такой  формы работы зависит от активного участия каждого ребёнка. Взрослые не должны забывать и о том, что дошкольникам свойственно бурно выражать свои эмоции, особенно при проведении игр-эстафет соревновательного характера. Нельзя допускать перевозбуждения детей. Но в то же время надо чутко относиться к их эмоциональным проявлениям, не заглушать радостное настроение частыми и неоправданными замечаниями. Например, воспитатель, чувствуя, что дети начинают перевозбуждаться, поднимает руку или даёт свисток, делает паузу (несколько секунд молчит, дети тоже затихают. Затем педагог тихим голосом предлагает продолжить игру.

 При проведении физкультурного  досуга на открытом воздухе  в разные сезоны года следует  предусматривать рациональную одежду  детей.

 Физкультурный досуг  может быть организован на  спортивной площадке, участке детского  сада, в естественных условиях  природного окружения: на лугу, в  лесу, на берегу моря, реки, озера, а также в помещении.

 При определении тематики  и содержания досуга следует  также учитывать климатические  условия и национальные традиции  местного населения.

 Как уже отмечалось, физкультурный досуг не требует  большой организационно-подготовительной  работы. Однако к определению  его тематики и отбору содержания  надо подходить творчески.

 Формы организации  физкультурных досугов могут  быть разнообразными. Их целесообразно посвящать временам года, интересным спортивным событиям (день физкультурника, день бегуна, олимпиада и т. п., общественным праздникам.

 В младшем и среднем дошкольном возрасте в содержание физкультурных досугов могут быть введены сказочные и литературные герои (Буратино, Чебурашка, Зимушка Хрустальная, Дед Мороз и т. д., может быть использован занимательный сюжет, например: «Полет на Весёлую поляну», «Поездка в лес», «В гости к гномам» и т. д.

 Большой силой эмоционального  воздействия обладает музыка, поэтому  желательно, чтобы она звучала  на физкультурном досуге. Однако  следует вдумчиво относиться  к отбору музыкальных произведений. Так, маршировать удобно под бодрую, энергичную музыку, а гимнастические  упражнения выполнять под плавную  и ритмичную, например, «Весенний  вальс» Е. Тиличеевой может сопровождать  упражнения с шарами, цветами, лентами; «Полька» П. Чайковского – упражнения с подбрасыванием и ловлей мяча. Под музыку А. Шнитке «Этюд» удобно подпрыгивать высоко, энергично отталкиваясь двумя ногами. Игры, аттракционы сопровождаются лёгкой, весёлой, бодрой музыкой, такой, как произведения Т. Ломовой «Ищи! », «Кто скорее? », «Зоркие глаза» Ю. Слонова и т. д.

 При проведении физкультурного  досуга в разных возрастных  группах перед воспитателем стоят определённые задачи.

 В младшем дошкольном  возрасте необходимо привлекать  детей к посильному участию  в коллективных и индивидуальных  двигательных действиях, обогащать  их яркими впечатлениями.

 В среднем дошкольном возрасте – приучать к самостоятельному участию в совместных упражнениях, играх, развлечениях, при этом побуждать каждого ребёнка к проявлению своих возможностей.

 В старшем дошкольном  возрасте — развивать у детей  умение творчески использовать  свой двигательный опыт в условиях  эмоционального общения со сверстниками, приучать проявлять инициативу  в разнообразных видах деятельности.

 При подборе содержания физкультурного досуга в группах младшего и среднего дошкольного возраста лучше всего использовать занимательный сюжет типа «Поездка в лес», «У нас в гостях Петрушка» и т. д. Составляя программу, следует помнить: основное время досуга (60—80 процентов) должно быть заполнено движениями, чтобы каждый ребёнок имел возможность удовлетворить свойственную ему двигательную потребность.

 Подбирая материал  для детей младшего возраста, необходимо предусмотреть фронтальную  работу, чтобы одновременно включить  всех в выполнение предлагаемых  заданий и игр. Кроме того, следует  помнить о чередовании подвижных  игр с физическими упражнениями  и игровыми заданиями для того, чтобы обеспечить смену мышечной  и эмоциональной нагрузки. Например, после ходьбы по мостику или  метания предусмотреть подвижную  игру с бегом.

 Структура физкультурного  досуга зависит от тематики, поставленных  задач и условий проведения (лесная  поляна, спортплощадка, водоём и т. д.).

 При проведении досугов  надо стремиться к созданию  атмосферы дружелюбия, веселья, неподдельной  радости, обстановки, в которой дети  выполняли бы задания непринуждённо, с удовольствием


Информация о работе Физкультурный досуг как организованная форма активного отдыха детей