Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 08:52, реферат
Фигурное катание является старейшей дисциплиной в программе зимних Олимпийских игр. Еще в 1908 году соревнования фигуристов впервые были включены в программу летних Олимпийских игр в Лондоне, а в 1920 году — в программу летней Олимпиады в Антверпене.
Введение 2
История зарождения фигурного катания на коньках 2
Формирование фигурного катания как вида спорта 4
Развитие российского фигурного катания 8
Выдающиеся фигуристы России 11
Современное фигурное катание 15
Заключение 18
Литература 19
В стенах института работали видные специалисты и опытные педагоги, создавшие научно - практическую базу современного советского фигурного катания. Среди них особое место занимает двукратный чемпион страны в парном катании профессор А.Б. Ганндельман, ученик Н.А. Панина, много сделавший для сохранения и развития богатых научных и педагогических традиций отечественного фигурного катания.
В
институте подготовлена большая
группа высококвалифицированных
Н.А. Панин кроме научно-педагогической деятельности вел активную работу по организации массового фигурного катания, видя в нем действенный фактор оздоровления трудящихся и основу для высшего спортивного мастерства.
Н.А. Панин - Коломенкин и его ученики сразу после революции стали создавать первые секции этого вида спорта. С середины 20-х годов стали регулярно проводиться чемпионаты Москвы и Ленинграда.
В Москве к концу 20-х годов фигурным катанием регулярно занималось уже более 300 человек. Среди них были такие известные мастера, как динамовцы Ю. Зельдович, К. Лихаре, спортивная пара М. Гаскевич - И. Вонзблейн, представители секции Союза металлистов Т. Гранаткина, Ю. Станкевич, М. Станкевич и др. Здоровая конкуренция между двумя ведущими группами московских фигуристов вела к быстрому росту мастерства.
У ленинградцев активными организаторами групп фигурного катания были известны еще с дореволюционных времен спортсмены К. Цезар, Ф. Датлин (до революции они неоднократно выигрывали звания чемпионов России, и оба были учениками Н.А. Панина - Коломенкина), Л. Попова. Однако по уровню мастерства ленинградцы явно уступали своим московским коллегам, и когда в 1928 году было решено послать команду советских фигуристов в Норвегию, то в нее попали только москвичи, а в качестве судьи - Н.А. Панин - Коломенкин.
Чемпионат Москвы впервые состоялся в 1923 году. Чемпионами тогда стали Ю. Зельдович, А. Быковская и спортивная пара Н. Быковская - Ю. Зельдович. Ленинградцы же свой первый чемпионат провели тремя годами позже. Среди мужчин победил Н. Богоявленский, а в парном катании первенствовали А. Ергина – И. Богоявленский. Среди женщин состязания не проводились.
Чемпионаты страны в те годы проходили нерегулярно, с большими перерывами. 1924,1927,1928,1933 годы были отмечены всесоюзными турнирами, и лишь затем чемпионаты стали явлением постоянным, особенно после того, как в 1936 г. была создана Всесоюзная секция (позднее Федерация) фигурного катания. Первыми победителями Всесоюзного турнира в 1924 году стали москвичи Ю. Зельдович и спортивная пара Н. Быковская – Ю. Зельдович. Женщины - одиночницы первенства не разыгрывали.
В те годы на небосклоне советского фигурного катания восходят такие звезды, как Р. и А. Гандельсман, П. Чернышев, П. Орлов, Р. Новожилова, С. Глязер, К. Лихарев, Т. Гранаткина (Толмачева), которые затем, уже в послевоенное время, став тренерами и педагогами, внесли колоссальный вклад в развитие советского фигурного катания.
Чтобы показать, по каким направлениям развивалось фигурное катание в то время, какие страсти подчас бушевали на трибунах и ледовых площадках, приводим небольшой отрывок из книги Н.А. Панина -Коломенкина «Фигурное катание на коньках», вышедшей в свет в 1938 г. в издательстве «Физкультура и спорт»:
«Не
лишена интереса длительная борьба двух
течений в нашем парном катании. Под влиянием
заграничных иллюстраций, изображавших
трюковые номера профессионалов в парном
катании, у нас нашлись им подражатели.
Но ведь все эти подъемы женщины партнером
на себя, вертушки вниз головой и т.п. номера
очень не трудны и вовсе не требуют от
женщины никакого умения кататься на коньках
- ее роль тут чисто пассивная; твердый
на ногах фигурист может с успехом проделать
все даже с неодушевленным предметом
вместо партнерши. В 1929 году приверженцы
трюков смогли выделиться благодаря
новизне трюковых фигур, дающих бьющую
в глаза картину. Но уже через год в борьбу
с ними вступило противоположное течение,
работающее в другом направлении - по линии
чисто фигурного катания и имеющее большое
преимущество в более или менее близком
уровне общей техники катания у трюкистов,
наоборот, женщина всегда слабее партнера,
и в момент раздельного катания это бросается
в глаза. Тем не менее, борьба была сперва
довольно равная и потому интересная,
и до 1933 года успех был переменным, но
с 1934 года антитрюкисты заняли ведущее
место».
Выдающиеся фигуристы России
Отголоски борьбы между этими течениями, так или иначе можно наблюдать на протяжении всей истории фигурного катания, в том числе и все последние годы. Борьба за гармоничность, и не только в парном катании, продолжается неустанно, и приятно отметить, что образец здесь показывают именно советские фигуристы. В предвоенные и послевоенные годы у нас в стране была заложена достаточно прочная основа для того, чтобы начать борьбу на международной арене. К началу 50-х годов лучшие фигуристы страны, успешно выступавшие в 30-40-е годы стали тренерами. Полные творческих замыслов и энергии, они были преисполнены желанием так подготовить своих учеников, чтобы те с успехом могли бороться за высшие титулы на чемпионатах Европы, мира и Олимпийских играх. Среди них следует отметить таких умелых воспитателей, как Т.А. Толмачева и П.П. Орлов - многократные чемпионы Советского Союза. Группы молодых спортсменов, сформировавшиеся вокруг них, стали лидерами.
В
Государственном центральном
Первыми успеха добились ученики П.П. Орлова, многие годы проходившего «курс наук» у Панина - Коломенкина. В течение трех лет с 1958 по 1960 год - Н. и С. Жук блестяще выступали на европейских первенствах, завоевывая серебряные медали. Их появление на международном горизонте было ошеломляющим, а сложность программ поразила всех специалистов. К сожалению, молодые фигуристы выступали сравнительно недолго, но зато это привело к быстрому рождению нового тренера С. Жука, который на многие годы возглавил советскую школу парного катания.
В 1964 и 1968 года советские фигуристы покорили олимпийские вершины Инсбрука и Гренобля, а в 1969 году лидерами в парном катании стали И. Роднина и А. Уланов, ученики С.А. Жука. В течение четырех лет они собирали весь урожай золотых наград на чемпионатах Европы и мира и закрепили успех отличной победой на Олимпийских играх в Саппоро (1972 г.).
Затем в качестве партнера И. Родниной начал выступать А. Зайцев (если Роднина - воспитанница московской школы фигурного катания, то Зайцев вырос на ленинградском льду). Вместе они дважды становились олимпийскими чемпионами - в 1976 году в Инсбруке и в 1980 году (после того, как в их семье появился ребенок) в Лейк-Плэсиде. В те же годы они семь раз завоевывали звания чемпионов Европы и шесть раз - чемпионов мира. Два года вел их к победам С. Жук, а с осени 1974 года и до конца спортивной карьеры И. Роднину и А. Зайцева тренировала Т.А. Тарасова.
Отличительными признаками стиля И. Родниной и ее партнеров была высокая спортивность, насыщенность программ сложными элементами: прыжками, уникальными дорожками шагов, поддержками, подкрутками, вращениями. Все это органически сплеталось в программах, которые подчеркивали жизнерадостность, оптимизм, открытый характер советских фигуристов. Именно это и приносило им лавры победителей.
Представители советского парного катания первыми пробились на мировой пьедестал. Были годы, когда сразу пять - шесть наших пар могли бы бороться за право считаться сильнейшими, Т. Жук и А. Горелик, Т. Москвина и А. Мишин, Л. Смирнова и А. Сурайкин, Л. Смирнова и А. Уланов, Г. Карелина и Г. Проскурин, а позднее М. Черкасова и С. Шахрай, И. Воробьева с А. Власовым, потом с И. Лисовским, М. Пестова и С. Леонович, наконец Е. Валова и О. Васильев… Какой великолепный список чемпионов и призеров самых крупных международных турниров! Ни одна страна не может ныне похвастаться такими достижениями!
За последние годы только американская пара Т. Бабилония - Р. Гарднер и С. Бэсс- Т. Тирбах из ГДР сумели потеснить, да и то не на долго, наших спортсменов на мировом и европейском пьедестале.
Если говорить о советской школе парного катания в целом, то ее отличает разнообразие стилей, обращение к нестандартным решениям, постоянное стремление создать запоминающийся сценический образ.
Как это обычно бывает в истории любого вида спорта, появление чемпионов вызывает общий рост спортивных достижений. И в советском фигурном катании вслед за лучшими спортивными парами стали быстро прогрессировать представители и других видов. В первую очередь танцоры. Они позже всех вышли на международную арену и резко отставали в мастерстве. Но им понадобилось всего три - четыре года, чтобы пройти путь до пьедестала. Первым это удалось сделать ученикам экс-чемпионки СССР в одиночном катании балетмейстера Е.Чайковской - Л. Пахомовой и А. Горшкову. В 1969 году они стали призерами чемпионатов Европы и мира, а в 1970-м году - чемпионами.
Л. Пахомовой и А. Горшкову с их тренером пришлось вести тяжелейшую борьбу за укрепление позиций советской школы. И в 1976 году они пришли к самой замечательной победе, завоевав первыми в истории - звание Олимпийских чемпионов в спортивных танцах на льду.
Победную эстафету подхватили И. Моисеева и А. Миненков - ученики Т. Тарасовой, а затем в лидеры вышли Н. Линичук и Г. Карпоносов, ученики Е.Чайковской. Обе пары по два раза завоевывали звания чемпионов мира и Европы. Н. Линичук и Г. Карпоносов в Лейк -Плэсиде стали и Олимпийскими чемпионами.
В последние годы пальма первенства перешла к родоначальникам спортивных танцев на льду англичанам Д. Торвилл и К. Дину. Но в 1983 году, когда англичане из-за травмы не выступали на чемпионате Европе, на верхнюю ступеньку пьедестала почета взошли Н. Бестемьянова и А. Букин, воспитанники Т. Тарасовой. А серебряными призерами стали О. Волжинская и А. Свинин, которых тренирует Е.Чайковская.
Наши
лучшие танцевальные дуэты неизменно
характеризует блестящее
Самая сложная борьба всегда идет в соревновании мужчин. Сегодня они овладели сложнейшими техническими приемами, а процесс усложнения программ продолжается. Когда в начале столетия Сальхов, Лутц, Риттбергер, Аксель Паульсен изобрели свои прыжки и фигуристы в благодарность за это оставили навсегда их имена в названиях элементов, никто не предполагал, что когда-нибудь все прыжки будут исполняться в три оборота. Действительно, сегодня для победы требуются уже трехоборотные аксели, сальховы, лутцы, риттбергеры, тулупы, флипы, и желательно в полном ассортименте. Да еще в комбинациях с другими прыжками нужны прыжки в четыре оборота.
Но
это еще не все. Фигурист должен выглядеть
на льду гармоничным, музыкальным, пластичным.
Современное фигурное катание
Современное фигурное катание на коньках включает в себя четыре самостоятельных вида: одиночное катание (мужское и женское), парное катание, спортивные танцы и синхронное катание. Каждый вид по-своему своеобразен.
В настоящее время одиночное и парное катание включают в себя короткую и произвольную программы под музыку.
В спортивных танцах выполняются два обязательных, оригинальный (с требуемым ритмом), и произвольный танцы.
В короткой программе оценивается техника восьми предписанных элементов со связующими или соединительными шагами в течение 2 мин 40 сек. и представленная программа. В произвольной программе оценивается техника и артистичность. В произвольном танце оценивается техническое мастерство и художественное впечатление. Место каждого участника или пары определяется абсолютным большинством судей (нечетное количество).
Наибольшую
популярность в последние годы завоевали
соревнования по синхронному катанию.
Широкое распространение
Спортивные танцы на льду - самый молодой вид фигурного катания. Советские спортсмены не принимали в нем участие вплоть до 1965 года. Быстро достигнув высокого мастерства, наши дуэты стали претендовать на ведущие роли. В 1970 году Л. Пахомова и А. Горшков по праву заняли ведущее место на чемпионатах Европы и мира, блестяще выиграли звание первых Олимпийских чемпионов по спортивным танцам на льду в 1976 году. Победную эстафету подхватили И. Моисеева и А. Миненков, а затем в лидеры вышли Н. Линичук и Г. Карпоносов. Обе пары по два раза завоевывали звания чемпионов мира и Европы.
А первопроходцем в мужском одиночном катании был С.Четверухин. Именно ему удалось первым среди наших одиночников стать серебряным призером чемпионатов мира, Европы и Олимпийских игр (Саппоро 1972г.). Следующее поколение сумело завоевать высшие награды. На чемпионате Европы 1975года это впервые удалось сделать В. Ковалеву. А через месяц на чемпионате мира вперед вышел С. Волков. В 1977 и 1979 годах В. Ковалев стал чемпионом мира. На Олимпийских играх 1976года он завоевал серебро, а через год на чемпионате мира в Токио Ковалев доказал, что он сильнейший в одиночном катании.