Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 08:52, реферат
Фигурное катание является старейшей дисциплиной в программе зимних Олимпийских игр. Еще в 1908 году соревнования фигуристов впервые были включены в программу летних Олимпийских игр в Лондоне, а в 1920 году — в программу летней Олимпиады в Антверпене.
Введение 2
История зарождения фигурного катания на коньках 2
Формирование фигурного катания как вида спорта 4
Развитие российского фигурного катания 8
Выдающиеся фигуристы России 11
Современное фигурное катание 15
Заключение 18
Литература 19
Содержание:
Введение
Фигурное катание является старейшей дисциплиной в программе зимних Олимпийских игр. Еще в 1908 году соревнования фигуристов впервые были включены в программу летних Олимпийских игр в Лондоне, а в 1920 году — в программу летней Олимпиады в Антверпене.
С Олимпийских игр 1924 года в Париже одиночное и парное фигурное катание прочно вошло в программу зимних Олимпийских игр.
Фигурное катание - зимний вид конькобежного спорта, основу которого составляют движения спортсмена на льду под музыку, на одной или обеих ногах, с переменами направления скольжения, вращением, прыжками, комбинациями шагов и рисунков фигур в одиночном катании, и поддержек в парном катании.
В официальных соревнованиях, как правило, разыгрываются четыре комплекта медалей: в женском одиночном катании, в мужском одиночном катании, в парном катании, а также в спортивных танцах на льду. Часто фигуристы принимают участие в различных шоу, на которых их мастерство оценивают не судьи, а зрители.
Чем
глубже мы будем знать историю фигурного
катания, тем точнее и глубже сможем прогнозировать
пути развития нашего вида спорта.
История зарождения фигурного катания на коньках
Историки заглядывают в очень далекое прошлое, чтобы найти истоки фигурного катания, чтобы познакомиться с его первопроходцами. Уже в рукописях XII века встречаются сообщения о примитивных костяных коньках, на которых катались жители древнего Лондона. Вот что писал Кентерберийский монах Стефаниус в своей «Хронике знатного города Лондона»: «…целые группы молодых людей идут заняться спортом на льду. Одни, шагая, как можно шире, быстро скользят… Другие, более опытные в играх на льду, подвязывают берцовые кости некоторых животных и, держа в руках палки с острыми железными наконечниками, по временам отталкиваются ими об лед и несутся с такой же быстротой, как птица в воздухе или копье, пущенное из баллисты».
О костяных коньках много упоминаний в скандинавском эпосе. Подобные коньки были найдены при археологических раскопках на территории многих стран Европы, например в Швейцарии. Конечно, обладатели костяных коньков не могли заложить основы будущего фигурного катания. Для этого должны были появиться совсем другие коньки - из железа. И первое упоминание о таких коньках имеется в исландской саге о Фритьофе, записанной в 1380 г.
В голландской книге «Жизнь Людвины» можно даже увидеть, каким был конек с железным лезвием. На гравюре, запечатлевшей группу конькобежцев у городской стены, видны коньки того времени. Это комбинированные коньки - деревянная колодка с железными лезвиями.
Появление коньков нового типа дало мощный толчок развитию скоростного бега на коньках и собственного фигурного катания, которое в то время заключалось главным образом в умении вычерчивать на льду замысловатые фигуры и сохранять при этом красивую позу. Именно это привлекало многих людей искусства. Страстным поклонником коньков был, в частности, великий немецкий писатель И.В. Гете. Сохранились даже картины, которые запечатлели поэта на льду скользящим в изысканной позе. Вообще, ни одному виду спорта, существующему по сей день, не посвящено так много картин, гравюр, рисунков и даже карикатур, как бегу на коньках и фигурному катанию.
Заметный след в истории фигурного катания оставил художник XVIII столетия Бэнджамин Вест из Филадельфии. В 1783 году он приехал в Европу и продемонстрировал великолепную пластику, грацию и смелость. Выяснилось, что американские фигуристы не только не уступают европейским, но и превосходят их в техничности катания.
К
тому времени относится и появление
первого учебника по фигурному катанию.
Английский лейтенант артиллерии Роберт
Джоунз, сам отличный мастер катания, издал
« Трактат о катании на коньках», в
котором описал все основные фигуры, которые
были тогда известны. Там уже разбирается
техника исполнения внутренних и наружных
дуг, спиралей вперед-наружу, внутренних
и наружных корабликов, восьмерки вперед-наружу
и многих других элементов.
Формирование фигурного катания как вида спорта
Понадобилось около ста лет, чтобы в основном разработать почти все нынешние обязательные фигуры и основные технические приемы для их исполнения. Во всяком случае, книга «Искусство катания на коньках», изданная в Глазго и принадлежащая перу Д. Андерсона, президента клуба конькобежцев этого города, и труд Х. Вандервела и Т. Масквелла Уитмана из Лондона уже содержат описания всех восьмерок, троек, крюков и других элементов, без которых немыслимо сегодняшнее фигурное катание. Закономерность того факта, что почти все обязательные фигуры были созданы в Великобритании, объясняется тем, что именно здесь возникли первые клубы конькобежцев (Эдинбург, 1742г.) и разработаны первые официальные правила соревнований.
Однако и заокеанские фигуристы не дремали. В США и Канаде тоже организовались многочисленные клубы фигуристов, разрабатывались новые модели коньков, создавалась своя школа техники. И когда в Европу в 60-х годах прошлого столетия прибыл лучший фигурист США Джексон Гейнц, то выяснилось, что даже самым опытным из хозяев льда есть чему у него поучиться.
Гейнц выступал также в Петербурге, и многочисленные зрители, среди которых были, конечно, и фигуристы, немало взяли из того, что продемонстрировал им этот лучший по тем времена фигурист мира.
Среди зрителей оказался и Алексей Павлович Лебедев - тот русский фигурист, чье мастерство неизменно вызвало уважение - у сильнейших зарубежных спортсменов. Именно Лебедеву суждено было стать победителем нескольких крупных турниров, в том числе и состязаний 1890 года в Санкт-Петербурге, где собрались сильнейшие спортсмены мира. Этот турнир проводился в честь 25-летия катка в Юсуповском саду. В нем участвовали чемпион США Л. Рубенстейн, чемпион Германии Ф. Кайзер, лучшие фигуристы Швеции, Австрии, Финляндии. По своему составу это был фактически неофициальный чемпионат мира. Победа в нем досталась А. Лебедеву, показавшему не только каллиграфическую точность в исполнении обязательных фигур, но и превосходное произвольное катание, насыщенное артистическими находками и поразившее всех своей гармоничностью.
А. Лебедев не скрывал, что своим успехом он обязан и дружбе с известными художниками, которые советами, особым видением и пониманием пластики помогли создать необычную произвольную программу.
Победа на этом турнире позволила многим спортивным историкам считать А. Лебедева первым неофициальным чемпионом мира. Успешное завершение состязаний в С.-Петербурге во многом ускорило создание Международного союза конькобежцев (1892г.) и последующую организацию первых чемпионатов Европы и мира. Для многих зарубежных знатоков успехи русских фигуристов в начале 90-х годов прошлого столетия стали полной неожиданностью. Но внимательный наблюдатель мог бы отметить тот факт, что фигурное катание в России было популярным еще со времен Петра I. Именно русский царь после своей поездки в Европу привез домой первые образцы коньков. Именно Петр I, как об этом писалось не раз, придумал новый способ крепления коньков - прямо к сапогам и создал, таким образом, прамодель сегодняшнего оснащения фигуристов.
Можно кстати, вспомнить и строки из «Евгения Онегина»:
«
Мальчишек радостный народ
В 1877 году каток в Юсуповском саду перешел из владения Яхтклуба в собственность небольшого кружка истых поклонников конькобежного искусства. Вот тогда-то и родилось Санкт-Петербургское общество любителей бега на коньках, которому суждено было сыграть выдающуюся роль в развитии фигурного катания у нас в стране. Именно на катке Юсуповского сада в 1896 году состоялся первый чемпионат мира по фигурному катанию. Его победителем стал фигурист из Мюнхена Гилберт Фукс.
В чемпионате принимали участие только мужчины. Их было четверо, и среди них два русских спортсмена - Г. Сандерс и Н. Падусков. Очередь женщинам разыгрывать звание чемпионки мира наступила лишь десять лет спустя, да и то официально право, проводить свой чемпионат, было признано лишь в 1924 году. А первой чемпионкой в 1906 была провозглашена М. Сайерс.
Организатором чемпионатов выступил тогда (и сохраняет это право, по сей день) Международный союз конькобежцев.
Парное катание и спортивные танцы на льду появились в программе мировых чемпионатов много позже. Только в 1908 году впервые было разыграно первенство среди спортивных пар. В тот раз чемпионат мира вновь проводился в С.-Петербурге. Немецкие фигуристы А. Хюблер и Г. Бюргер вошли в историю как первые владельцы золотых наград в парном катании. А танцоры свои награды впервые разыграли лишь в 1952 году в г.Париже. Как и следовало ожидать, сильнее всех оказались англичане - Д. Вествуди и Л. Демми. Ведь именно фигуристы Великобритании были создателями нового «жанра».
Поначалу мировые турниры собирали всего несколько спортсменов. Это были своего рода кулуарные соревнования. Но популярность фигурного катания росла с фантастической быстротой, и уже в 1908 году соревнования фигуристов впервые были включены в программу летних IV Олимпийских игр, проходивших в Лондоне. Уже тогда олимпийцы соревновались на искусственном льду. Кстати первый каток с искусственным льдом был построен в Англии в 1876 году по проекту Д. Пиктэ.
Заметим
попутно, что в России первый каток
с искусственным льдом в
Первыми олимпийскими чемпионами в одиночном катании в 1908 году стали М. Сайерс (Великобритания), У. Сальхов (Швеция), спортивная пара А. Хюблер - Г.Бюргер (Германия) и Н. Панин-Коломенкин из России. Русский фигурист, призер чемпионатов мира и Европы, был недосягаем в соревнованиях на лучшее исполнение так называемых специальных фигур - были тогда такие соревнования. Фигуристы сами чертили для себя сложные узоры, а затем с помощью коньков переносили их на лед. Фигуры, предложенные судейской коллегии Олимпийских игр Н. Паниным - Коломенкиным, были настолько оригинальны, красивы и сложны, что их посчитали абсолютно невыполнимыми. И когда русский фигурист все-таки начертил их, заслуженной наградой ему была золотая медаль - первая в истории отечественного спорта вообще!
Н.
Панин успешно выступал не только на
Олимпийских играх. Его спортивный путь
украшен многими достижениями и наградами.
Он был обладателем - серебряной медали
чемпионата мира в 1903 году в Петербурге,
проиграв многократному чемпиону Ульриху
Сальхову из Швеции. В его послужном списке
бронзовая награда первенства Европы
1903 года в Давосе и серебряная медаль
европейского чемпионата 1908 года в Варшаве.
Награды доставались ему в напряженнейшей
борьбе, в ходе которой приходилось преодолевать
и необъективность арбитров (как это случилось
на Олимпийских играх в Лондоне) и препятствия,
чинимые русскому чемпиону дома чиновниками-бюрократами.
По этой причине ему приходилось скрывать
свою настоящую фамилию и выступать на
международных соревнованиях под псевдонимом
Панин. Этот псевдоним так прижился, что
впоследствии Н.А. Коломенкин всегда присоединял
его к своей фамилии.
Развитие российского фигурного катания
Вклад Н.А. Панина - Коломенина в развитие фигурного катания настолько велик, что еще многие поколения с благодарностью будут вспоминать о нем. Он создал первый в мире фундаментальный учебник, в котором изложил практически все основные технические, постановочные, воспитательные аспекты современной тренировки и соревнований фигуристов. Он сконструировал свою модель конька, которая будучи модернизированной, остается по сей день на вооружении у фигуристов. Более того, именно Панин - Коломенкин создал и апробировал успешно действующую и поныне систему спортивных разрядов как основу для совершенствования и роста мастерства.
Большой заслугой Н.А. Панина - Коломенкина стало открытие отделения фигурного катания в Ленинградском институте физической культуры имени П.Ф. Лесгафта, что положило начало изучению этого вида спорта и подготовке квалифицированных кадров в рамках высшей школы.