Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2010 в 21:46, реферат
В наши дни все больше видов трудовой деятельности вместо грубых физических усилий требуют точно рассчитанных и точно скоординированных мышечных усилий. Некоторые профессии предъявляют повышенные требования к психологическим возможностям человека, сенсорным возможностям и некоторым другим физическим качествам. Особенно высокие требования предъявляются представителям
технических профессий, деятельность которых требует повышенного уровня общей физической подготовленности. Одним из главных условий является высокий уровень общей работоспособности, гармоничное развитие профессиональных, физических качеств. Используемые в теории, методики физической культуры понятия о физических качествах очень удобны для классификации многообразия тренировочных средств и, по существу, являются критерием качественной оценки моторной функции человека. Выделяются четыре основных двигательных качества: сила, быстрота, выносливость, гибкость. Каждому из этих качеств человека присущи свои структуры и особенности, которые в целом характеризуют его физические особенности.
1 Введение………………………………………………………………………..3
2 Движение грудного ребенка (до 1 года)…………………………………….4
3 Возраст «первого детства»…………………………………………………7
4 Школьная и студенческая жизнь………………………………………….8
5 Движение женщины во время беременности……………………………..10
6 Средний возраст…………………………………………………………….14
7 Старение……………………………………………………………………...15
8 Заключение…………………………………………………………………….17
Список использованной литературы…………………………………………18
Установлена закономерность, что физически слабым детям учиться труднее. Это обусловлено их более низкой не только физической, но и умственной работоспособностью, в связи с чем у таких ослабленных детей при выполнении учебных заданий быстрее наступает утомление. Им в общей сложности приходится сидеть для выполнения этих заданий дольше, что, в свою очередь, отрицательно сказывается на их общем и физическом здоровье. Среди школьников с низким уровнем физического развития 30-40% неуспевающих, со средним развитием таких учащихся - 10%, а с хорошим развитием - 4-5%. Понятно, что без целенаправленной физической культуры разорвать этот порочный круг для имеющих низкий уровень развития детей невозможно.
В возрасте второго детства (до 10-12 лет) детям можно рекомендовать любые физические упражнения. Исключение надо сделать лишь для видов с длительным статическим удержанием грузов (что отрицательно сказывается на опорно-двигательном аппарате и росте тела ребенка в длину) и видов с длительным натуживанием (через повышение внутри грудного и внутрибрюшного давлений это неблагоприятно сказывается на сердечно-сосудистой системе школьника). У ребенка этого возраста относительно слабы процессы внутреннего торможения в ЦНС, в связи, с чем он не любит выполнять монотонные длительные упражнения, поэтому лучшим средством физического воспитания для них являются игры.
Не может быть двух мнений по поводу врачебных справок об освобождении школьников от уроков физкультуры. Речь даже не идет о «липовых» справках, а об освобождении учащихся, имеющих определенные отклонения в состоянии здоровья. Нет оправдания выписывающему такую справку врачу, так как чисто профессионально он должен понимать, что, обрекая ребенка на покой и фармакологию, он только усугубит его состояние. В этих условиях есть только одно действенное и естественное средство терапии большинства заболеваний - движение. Разумеется, не обязательно в форме только школьных уроков физкультуры.
В подростковом возрасте (11-14 лет у девочек, 12-15 лет у мальчиков) бурно текущие процессы полового созревания ведут к серьезным изменениям во всем функционировании организма. В этих условиях роль физической культуры исключительно высока.
Активизация
функций половых желез с
Юношеский возраст (до 20 лет у девушек, до 21 года у юношей) - это возраст возмужания, когда приближаются к достаточно высоким показателям функциональные возможности организма, когда, в контексте разговора о здоровье, человек должен быть физически подготовленным к решению основных социально-бытовых задач: высокопроизводительно трудиться, выполнять свой долг по защите Родины (юноша, хотя отметим, что в 18 лет он в полной мере к решению этой задачи еще не готов) и рожать крепких здоровых детей (девушка).
Физическое воспитание юноши и девушки теперь должно носить четкую половую дифференциацию, обусловленную биологическими и социальными их различиями. Поэтому вряд ли целесообразно рекомендовать девушке те виды физических упражнений, которые в той или иной степени могут неблагоприятно сказаться на ее детородной функции. Сюда прежде всего следует отнести чисто силовые упражнения, отрицательный эффект которых для женского организма очевиден: повышение в организме гормонов - андрогенов и кортикостероидов, рост внутрибрюшного давления, снижение эластичности мягких тканей и т.д. Не могут быть рекомендованы девушке и упражнения, сопровождающиеся резкими сотрясениями (например, соскоки с гимнастических снарядов, прыжки с шестом в легкой атлетике и др.), ударами (бокс, футбол), бросками (все виды спортивной борьбы) и пр. Девушке следует готовиться к своему основному биологическому предназначению - деторождению, для чего она, прежде всего, должна быть в полной мере здоровым человеком. В свой двигательной режим ей следует включать те упражнения, которые были упомянуты при рассмотрении физического воспитания беременной. Девушка должна заботиться и о чисто внешних обаянии и красоте, в чем ей помогут упражнения на осанку, массаж (самомассаж и косметический), баня, упражнения на пластику, грацию движений и др.
Биологическое
предназначение мужчины обусловливает
и некоторые специфические подходы
к выбору средств физической культуры
для юношей. Помимо уже упоминавшихся
упражнений на выносливость, во многом
предопределяющих совершенное функционирование
систем жизнеобеспечения организма, ему
можно рекомендовать и целый ряд других.
В первую очередь, это гимнастические,
включающие две разновидности: 1) силовые
и скоростно-силовые и 2) на гибкость. Заметное
место в физическом воспитании должны
занимать игры, воспитывающие ловкость,
точность движений, глазомер, чувство
товарищества и коллективизма - все те
качества, которые необходимы мужчине
в реализации его бытового, социального
и личностного предназначения.
5 Движение женщины во время беременности
Полноценное развертывание генетической программы человека во времени определяется адекватным уровнем его двигательной активности. Это условие проявляет себя уже с момента зачатия.
В животном мире (впрочем, как это было и у наших первобытных и даже гораздо более поздних предков) образ жизни самки, после оплодотворения меняется мало, так как она по-прежнему должна бороться за выживание, избегая опасности, добывая; пищу, борясь за сохранение своей температуры. Более того, связи с ростом массы ее тела функциональные требования к организму возрастают. Такое положение, сохраняющееся на протяжении миллионов лет эволюции, закрепилось в генетически; механизмах животного. Трудно представить, что эти механизм? принципиально изменились у человека. Тем более что на протяжении большей части его существования на Земле беременная женщина вынуждена была вести довольно активный образ жизни. Однако впоследствии в силу все большего проявления социального начала у человека постепенно формировалась разумная установка ответственности не только самки, но и семьи и общества за продолжение рода. В связи с этим начал формироваться культ беременной. Особенно отчетливо это проявлялось в тех случаях, когда ближайшая перспектива бытия для нее трудно прогнозировалась: в условиях тяжелого труда и дефицита питания не было известно, когда будущая мать сможет отдохнуть, когда сможет опять поесть. Вот почему семья в этих условиях пыталась создать для нее относительно комфортные условия для физического отдыха и еды. Но вряд ли это существенно сказывалось на развитии плода, потому что беременной все-таки приходилось много трудиться, а порой и вынужденно голодать.
Положение изменилось в современном мире. Сейчас в цивилизованных странах тяжелый физический труд остался уделом лишь отдельных профессий (преимущественно мужских), а достаточное питание перестало быть насущной проблемой. В нашей стране беременная получает в законодательном порядке целый ряд льгот в социальном и физическом отношениях, которые должны помочь ей подготовиться к рождению здорового ребенка. Однако при этом чаще всего (с учетом щадящего отношения к ней в семье) совершенно игнорируются созданные эволюцией механизмы обеспечения оптимальных условий для развития плода, и женщина следует лишь режиму физических ограничений и избыточных удовольствий. Эволюционные же предпосылки, как уже отмечалось, требуют от беременной постоянной борьбы за выживание. Вот почему, например, для нормального развития плода в крови беременной периодически должно происходить снижение концентрации питательных веществ, соответствующее физиологическим критериям голода, и кислорода, свойственного, например, напряженной мышечной работе. Именно напряженной: содержание кислорода в крови беременной периодически должно опускаться до уровня, соответствующего пребыванию человека на высоте Джомолунгмы! Чем важны эти требования для нормального развития эмбриона? Оказывается, в условиях дефицита кислорода и питательных веществ он начинает проявлять активность, двигаться (хорошо известный матерям факт). При этом происходит интенсификация кровообращения плода, увеличивается кровоток в пуповине, и через плаценту в единицу времени протекает больше крови плода, чем при его покое. Естественно, что это позволяет ему получать и большее количество необходимых для обеспечения жизнедеятельности и развития веществ. Такое учащение шевелений плода отмечается при физических нагрузках и при длительных перерывах в еде. Так, наблюдения показывают, что через 1,5-2 часа после плотного обеда матери плод делает лишь 3-4 движения в час, а через 10 часов воздержания от пищи - 50-90!
Заслуживает внимания и другое обстоятельство. Исследованиями установлено, что ребенок, родившийся у двигательно активной в период беременности матери, вырабатывает условные рефлексы при меньшем количестве повторений комбинаций условного раздражителя с безусловным подкреплением, чем у двигательно ленивой. Это связывают с тем, что при движениях плода от проприорецепторов, заложенных в мышцах и суставно-связочном аппарате, в мозг направляется мощный поток импульсов, стимулирующих развитие мозга зародыша.
Физические упражнения, рекомендуемые женщине во время беременности, можно подразделить на 4 группы.
1. Упражнения
на расслабление. Это особенно
важно в связи с тем, что
в период родов у женщины
наступает мощное напряжение
мускулатуры, затрудняющее
2. Дыхательные
упражнения позволяют избежать
нарушений дыхания и
3. Гимнастические
упражнения необходимы для
4. Длительные
малоинтенсивные упражнения
В период
беременности необходимо воздерживаться
от выполнения ряда упражнений, преимущественно
связанных с резкими
В последние
3 месяца перед родами в арсенале
беременной среди физических упражнений
могут быть плавание (с элементами ныряния),
прогулки, лыжи, дыхательные упражнения
с акцентом на выдохе и упражнения для
мышц ног, промежности и тазового дна.
Видимо, утренняя гимнастика в сочетании
с любым из названных средств будет достаточна
беременной для того, чтобы подойти к родам
с хорошим состоянием и своего организма,
и новорожденного.
6 Средний возраст
Так называемый репродуктивный возраст у мужчин гораздо длительнее (с 14-15 до 50-55 лет), чем у женщин (с 13-14 до 40-42). Видимо, с этих позиций именно детородный возраст надо было бы называть средним. Однако у человека помимо биологических предпосылок значимыми оказываются и социальные мотивы. Вот почему границы среднего возраста в различных странах заметно отличаются, причем за счет верхних границ, что обусловлено принятой в каждой стране возрастной границей выхода на пенсию. Исходя из этого в нашей стране у женщины пожилым считается возраст с 55, а у мужнин - с 60 лет до 75лет. В дальнейшем же половых различий в возрастной классификации не отмечается, и возраст человека до 90 лет принято называть старческим, а людей, перешагнувших эту границу, называют долгожителями.
С момента
прекращения деятельности половых
желез в организме нарастают
энтропийные процессы. В анатомо-физиологическом
отношении они сопровождаются снижением
функциональных показателей, уменьшением
массы тела, все большим преобладанием
торможения в ЦНС, изменениями в опорно-двигательном
аппарате, прогрессированием хронических
заболеваний и т.д. Происходящие с возрастом
изменения, однако, не представляют собой
простого увядания организма, а отражают
качественно иное его состояние, когда
формируются новые адаптационные механизмы,
охраняющие жизненно важные системы и
органы от глубоких изменений. Поэтому
нельзя говорить о зависимости возникновения
тех или иных видов патологии от возраста.
Их возникновение обусловлено, с одной
стороны, индивидуальными генетическими
особенностями человека, с другой - его
образом жизни в предшествующие возрастные
периоды и с третьей - тем образом жизни,
которого он придерживается с момента
выхода на пенсию. Следует отметить, что
люди пожилого и старшего возрастов, ведущие
активный образ жизни, сохраняют более
высокий уровень здоровья и жизнеспособность
гораздо дольше, чем низкоактивные. И в
первую очередь это касается двигательного
режима.
Информация о работе Двигательная активность человека в различные периоды жизни