Цветомузыка как средство увееличения показателей физической подготовленности у детей дошкольного возраста с нарушением слуха

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 22:02, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность. Проблема исследования физической подготовленности учащихся остается по-прежнему актуальной, поскольку физическая подготовленность является одним из основных факторов, определяющих здоровье и уровень физического состояния населения.
Особую роль в этой проблеме играет аспект организации двигательного режима в течение учебного года. С началом обучения в школе объем двигательной активности учащихся снижается на 40-50% от привычного и необходимого для нормального уровня развития ребенка.

Оглавление

Введение 3
ГЛАВА 1. Физическая подготовленность слабослышащих дошкольников 7
1.1.Особенности психо - физического развития детей с нарушением слуха
1.2. Ограничение движений у детей с нарушением слуха 9
1.3.Формирование двигательного режима слабослышащих
дошкольников . 10
1.4.Общие сведения о цветомузыке 11
1.5.Влияние цветомузыки на организм человека 14
ГЛАВА 2. Цель, задачи исследования 18
2.1.Цели и задачи исследования 18
2.2.Методы исследования 18
2.3.Организация исследования 19
ГЛАВА 3.Исследование особенностей физического развития детей с
нарушением слуха 23
3.1.Характеристика экспериментальной группы 23
3.2.Содержание методики цветомузыки у дошкольников с нарушением
слуха 26
3.3.Влияние экспериментальной методики на физическую подготовлен-
ность слабослышащих дошкольников 30
3.4.Обсуждение результатов исследования 32
Выводы 34
Список литературы 36
Приложение1

Файлы: 1 файл

конрольная по афк.docx

— 83.47 Кб (Скачать)

    В первой части урока, на фоне зелёного цветового освещения, с первой минуты работы со слабослышащими детьми, проигрывалась музыка в среднем темпе. В спортивном зале создавался статичный общий фон синего и зелёного цветов, с целью приведения к норме деятельности физиологических систем организма и повышения уровня внимания слабослышащих детей. В момент построения и выполнения строевых упражнений зал освещался статичным жёлтым светом на фоне звучащей музыки в ритме andantino (умеренно спокойной). Затем выполнялись упражнения в ходьбе и осуществлялся переход на беговые упражнения в ритме allegrett (быстрый). В процессе выполнения беговых упражнений воздействие света и цвета заключалось в сообщении им интенсивности, направления движения и частоты выполнения двигательных действий. Переход слабослышащих учащихся на шаг с последующим выполнением дыхательных упражнений осуществлялся под музыку в ритме andante (спокойная), отражённом в световых импульсах.

    Повышение внимания слабослышащих  детей экспериментальной группы достигалось с помощью инвентаря различной окраски, а также включением в игры предметов, в окраске которых имелись цветовые контрасты. К цветам, стимулирующим внимание детей с нарушением слуха, относятся: жёлтый, оранжевый, красный, а также их сочетание с чёрным цветом.

    В основной части урока проводилось  знакомство детей с правилами  игры и особенностями выполнения физических упражнений в строгом  соответствии с ритмом музыкальных  композиций и цветовых импульсов. После  сообщения задач урока и выполнения строевых упражнений дети начинали выполнять  упражнения в ходьбе. С момента  начала выполнения упражнений проигрывалась  музыка в ритме andante (спокойная), соответствующая интенсивности выполняемых упражнений. С целью повышения общей и, соответственно, моторной плотности урока, при выполнении ряда циклических упражнений выполняемых на месте, в ходьбе и беге, активно использовались аудиовизуальные воздействия. Интенсивность и частота выполнения таких действий регулировалась ритмом звуковых колебаний и цветовых вспышек красного и жёлтого цветов. Это позволяло увеличить количество выполняемых упражнений в полтора – два раза. После выполнения упражнений в беге осуществлялся переход на шаг с одновременным выполнением дыхательных упражнений в сочетании с медленными композициями в ритме andante (спокойный). Одновременно с изменениями в характере звука изменялся и общий цветовой фон спортивного зала. Делался плавный переход от синего цвета к голубому, зелёному, затем жёлтому. После восстановления дыхания на фоне адекватного цветомузыкального сопровождения дети выстраивались в шеренгу с интервалом на вытянутые руки вдоль гирлянды так, чтобы она находилась в их поле зрения. В зависимости от поставленных задач урока заранее осуществлялась подготовка того светового режима и зоны его воздействия, который наиболее эффективно влияет на развитие скоростно-силовых качеств.

    При развитии силы и быстроты реакции  или скоростно-силовых качеств  на данном уроке преимущественно  использовались цвета агрессивных  тонов (красный, оранжевый, фиолетовый и их оттенки), стимулирующие работу детей на физиологическом и психологическом  уровне.

    Упражнение, выполненное на «отлично» или  «хорошо», отмечалось сменой статичного красного освещения на пульсирующий того же цвета и похвалой за выполнение данного упражнения со стороны педагога. Достижение среднего результата обозначалось жёлтым пульсирующим цветовым освещением.

    Выполнение  упражнений на развитие силы или силовой  выносливости - сгибание и разгибание рук от второй или третьей ступени  гимнастической стенки - осуществлялось следующим образом: ритмичная пульсация  красного цвета и его оттенков под музыку, выбранную самим ребёнком (ритм, который он считает для  себя оптимальным для выполнения данного упражнения). При выполнении упражнений, направленных на развитие мышц брюшного пресса, проигрывались музыкальные композиции с большой мощностью звучания.

    В заключительной части урока использовались элементы дыхательной гимнастики, физические упражнения или подвижные игры с  меньшей двигательной активностью. Например, игры на внимание, умение сохранять  правильную осанку в статике и  моторике. Перед завершением урока  проводились строевые упражнения без  музыкального сопровождения, но с использованием статичного зелёного освещения. 
 

3.3. Влияние экспериментальной методики на увеличение двигательной активности дошкольников с нарушением слуха

    Педагогический  эксперимент проводился в течение  месяца на базе коррекционного детского сада.

    Разработанная на основе применения средств  цветомузыки методика позволила повысить устойчивость внимания у слабослышащих детей на уроках физической культуры в экспериментальной группе на достоверно значимую величину, в отличие от контрольной группы (табл.3).  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Таблица 3

    Сравнительная характеристика показателей  устойчивости внимания слабослышащих дошкольников контрольной и экспериментальной групп до и после педагогического эксперимента

      
Периоды эксперимента Символы Контрольная

Группа

Экспериментальная

Группа

Разница Р
Показатели  устойчивости внимания
Баллы Баллы ед. %
1.До  эксп. М+m 38,8+4,2 39,05+3,3 0,2 0,5 >0,05
2. После эксп. М+m 42,4+3,6 55,2+3,7 12,8 30 <0,05
     % 9,2 41      
  T 0,6 3,2      
  Р >0,05 <0,05      
 

    Анализ  результатов хронометрирования урока физической культуры выявил возможность повышения общей и моторной плотности урока в экспериментальной группе по сравнению с контрольной. При использовании аудиовизуального сопровождения в процессе выполнения физических упражнений и подвижных игр в экспериментальной группе произошло достоверное увеличение общей плотности урока c 84% до 97% (на 13%), а моторной плотности - с 68% до 90% (на 22%). В контрольной группе общая плотность урока увеличилась лишь на 2%, а моторная плотность урока за время проведения эксперимента даже снизилась на 3% относительно исходных данных и составила 70%. Педагогические наблюдения за двигательной активностью слабослышащих детей на уроках физической культуры с использованием  средств аудиовизуального воздействия выявили, что темпо-ритмические характеристики музыки, а именно колебания звуковых волн в строгом соответствии с передаваемыми световыми импульсами, воздействуя на зрительный и тактильные анализаторы, помогают детям запомнить движения, максимально точно их выполнить.

    Выполнение  упражнений в сопровождении средств цветомузыки информационного воздействия позволило повысить количество и улучшить качество выполняемых в процессе урока двигательных действий слабослышащими детьми. Из таблицы 5, приведенной в Приложении можно сделать следующие выводы.

    Средний возраст испытуемых 6,5 лет.

    Простая зрительно-моторная реакция в контрольной  группе улучшилась на 9,4%, в то время  как в экспериментальной группе на 43,9%. Показатель ловкости улучшился как в контрольной, так и в экспериментальной группе (соответственно на 2,7% и 8,3%). В экспериментальной группе по сравнению с контрольной зарегистрирован существенный рост показателей гибкости (86%), силовой выносливости мышц кистей рук (94%), статического равновесия на правой и левой ноге (соответственно на 36,7% и 65,3%), а также простой зрительно-моторной реакции (44%). Не было выявлено достоверных отличий лишь в изменении показателей динамического равновесия и челночного бега.

    Достоверно  улучшилась подвижность позвоночника: назад – на 135,2 %, вправо – на 37,5 %, влево – на 49,5 %; силовая выносливость мышц спины: слева – на 50 %, справа – на 55,2 %.

    Результаты исследования отношения слабослышащих детей к занятиям физической культурой выявили, что желание заниматься и важность уроков физической культуры с применением средств аудиовизуального воздействия в экспериментальной группе значительно изменяются в процессе проведения педагогического эксперимента. Так, изменение показателей отношения к занятиям физической культурой, формирования потребности в двигательной активности (желание заниматься физической культурой) наблюдается уже через месяц после начала занятий по экспериментальной методике.

    Если  в контрольной группе после занятий этот показатель улучшился на 0,5 балла, то в экспериментальной группе - на 2,5 балла. У детей экспериментальной группы сформировалась устойчивая мотивация к занятиям физической культурой. Данный показатель возрос до 7,5 балла, в то время как в контрольной группе данный показатель не превысил 4,5 баллов .   
 
 

    3.4.Обсуждение  результатов

    К завершению педагогического эксперимента в эксперимен-тальной группе уровень мотивации повысился до 8,5 балла, а в контрольной группе - даже снизился до 2,5 баллов. Опрос детей контрольной группы показал, что это связано с однообразием и трудностью выполнения физических упражнений в процессе урока, отрицательными эмоциями, испытываемыми при непонимании и неумении выполнять заданные упражнения.

    По  нашим данным, уровень психической  напряженности в течение педагогического  эксперимента у слабослышащих детей экспериментальной группы достоверно снижается по отношению к фоновым данным и имеет достоверно значимые различия (Р<0,05) с данными показателями в контрольной группе.

    При этом снижение уровня психического напряжения у испытуемых экспериментальной  группы происходит с периода появления  уверенности в своих движениях, получения радости от двигательной деятельности, осознания важности занятий  физической культурой для здоровья и проявления устойчивого интереса к урокам физической культуры.

    Соответствующее игре или физическим упражнениям  цветомузыкальное сопровождение позволяет слабослышащему ребёнку выполнять движения более точно, целенаправленно двигаться и, соответственно, добиваться успехов в физическом и психомоторном развитии. При этом у него формируется умение различать собственные мышечные ощущения по направлениям: плавность, темп, ритм, амплитуда движений, моторная ловкость.

    Благодаря этому развиваются и психические  функции – умение управлять вниманием  и своими ощущениями.

    Таким образом, методика проведения занятий  адаптивной физической культурой в  сочетании со средствами аудиовизуального воздействия позволила усовершенствовать  процесс физического воспитания, способствуя повышению двигательной активности и точности выполнения двигательных действий слабослышащими детьми, что в свою очередь сказалось на улучшении уровня физического развития, физической подготовленности и формировании позитивной мотивации к урокам физической культуры. 
 
 

    ВЫВОДЫ:

    Дети  с нарушением слуха значительно  отстают в физическом и психическом  развитии от нормально слышащих детей.       

    1. Установлено, что слабослышащие дети дошкольного возраста отстают от нормально слышащих сверстников по показателям физической подготовленности и общему физическому развитию:

- гибкость  ниже на 72%; скоростно-силовые качества - прыжок в длину с места  – на 32,6%; показатели в челночном  беге – на 52%; силовая выносливость  мышц живота – на 88%; простая  зрительно-моторная реакция –  на 50%.

- способность  к сохранению статического равновесия  значительно ниже показателей  слышащих сверстников: на правой  ноге – на 60% и на левой –  на 78%.

    2. Экспериментальная методика, заключающаяся  в комплексном использовании  средств аудиовизуального воздействия,  обеспечивает создание искусственной  информационной среды, позволяет  раскрыть компенсаторные возможности сенсорных систем слабослышащих дошкольников в управлении своими двигательными действиями, что на достоверно значимом уровне  (Р<0,05) повышает уровень физической подготовленности, которая увеличилась по показателям общей и моторной плотности урока в экспериментальной группе на 13% и 22% соответственно. Устойчивость внимания в экспериментальной группе повысилась на 24,2% относительно исходных показателей.

3. В экспериментальной  группе отмечено достоверное увеличение     показателей физической подготовленности : гибкости – на 86%,  силовой выносливости мышц кистей рук – на 94%, статического равновесия на правой и левой ногах – на 36,7% и 65,3%, а также простой зрительно-моторной реакции – на 44%. Улучшилось также функциональное состояние мышечно-связочного аппарата позвоночника: подвижность – на 49,5 – 135,2 %, силовая выносливость мышц спины – на 50,0 – 50,5 %.

4. У слабослышащих детей экспериментальной группы желание заниматься физической культурой за время исследования возросло на 47,3%, интерес к занятиям повысился на 52,9 % (Р<0,05); достоверно улучшились показатели, характеризующие самочувствие (48,0 %), активность (40,7 %) и настроение (44,4 %).

    Следовательно, целенаправленное применение музыки, а именно низкочастотных звуковых колебаний  и световых импульсов, может оказывать  эффективное управляющее воздействие на показатели физической подготовленности занимающихся физической культурой.

Информация о работе Цветомузыка как средство увееличения показателей физической подготовленности у детей дошкольного возраста с нарушением слуха