Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 22:02, курсовая работа
Актуальность. Проблема исследования физической подготовленности учащихся остается по-прежнему актуальной, поскольку физическая подготовленность является одним из основных факторов, определяющих здоровье и уровень физического состояния населения.
Особую роль в этой проблеме играет аспект организации двигательного режима в течение учебного года. С началом обучения в школе объем двигательной активности учащихся снижается на 40-50% от привычного и необходимого для нормального уровня развития ребенка.
Введение 3
ГЛАВА 1. Физическая подготовленность слабослышащих дошкольников 7
1.1.Особенности психо - физического развития детей с нарушением слуха
1.2. Ограничение движений у детей с нарушением слуха 9
1.3.Формирование двигательного режима слабослышащих
дошкольников . 10
1.4.Общие сведения о цветомузыке 11
1.5.Влияние цветомузыки на организм человека 14
ГЛАВА 2. Цель, задачи исследования 18
2.1.Цели и задачи исследования 18
2.2.Методы исследования 18
2.3.Организация исследования 19
ГЛАВА 3.Исследование особенностей физического развития детей с
нарушением слуха 23
3.1.Характеристика экспериментальной группы 23
3.2.Содержание методики цветомузыки у дошкольников с нарушением
слуха 26
3.3.Влияние экспериментальной методики на физическую подготовлен-
ность слабослышащих дошкольников 30
3.4.Обсуждение результатов исследования 32
Выводы 34
Список литературы 36
Приложение1
В первой части урока, на фоне зелёного цветового освещения, с первой минуты работы со слабослышащими детьми, проигрывалась музыка в среднем темпе. В спортивном зале создавался статичный общий фон синего и зелёного цветов, с целью приведения к норме деятельности физиологических систем организма и повышения уровня внимания слабослышащих детей. В момент построения и выполнения строевых упражнений зал освещался статичным жёлтым светом на фоне звучащей музыки в ритме andantino (умеренно спокойной). Затем выполнялись упражнения в ходьбе и осуществлялся переход на беговые упражнения в ритме allegrett (быстрый). В процессе выполнения беговых упражнений воздействие света и цвета заключалось в сообщении им интенсивности, направления движения и частоты выполнения двигательных действий. Переход слабослышащих учащихся на шаг с последующим выполнением дыхательных упражнений осуществлялся под музыку в ритме andante (спокойная), отражённом в световых импульсах.
Повышение внимания слабослышащих детей экспериментальной группы достигалось с помощью инвентаря различной окраски, а также включением в игры предметов, в окраске которых имелись цветовые контрасты. К цветам, стимулирующим внимание детей с нарушением слуха, относятся: жёлтый, оранжевый, красный, а также их сочетание с чёрным цветом.
В
основной части урока проводилось
знакомство детей с правилами
игры и особенностями выполнения
физических упражнений в строгом
соответствии с ритмом музыкальных
композиций и цветовых импульсов. После
сообщения задач урока и
При
развитии силы и быстроты реакции
или скоростно-силовых качеств
на данном уроке преимущественно
использовались цвета агрессивных
тонов (красный, оранжевый, фиолетовый
и их оттенки), стимулирующие работу
детей на физиологическом и
Упражнение, выполненное на «отлично» или «хорошо», отмечалось сменой статичного красного освещения на пульсирующий того же цвета и похвалой за выполнение данного упражнения со стороны педагога. Достижение среднего результата обозначалось жёлтым пульсирующим цветовым освещением.
Выполнение упражнений на развитие силы или силовой выносливости - сгибание и разгибание рук от второй или третьей ступени гимнастической стенки - осуществлялось следующим образом: ритмичная пульсация красного цвета и его оттенков под музыку, выбранную самим ребёнком (ритм, который он считает для себя оптимальным для выполнения данного упражнения). При выполнении упражнений, направленных на развитие мышц брюшного пресса, проигрывались музыкальные композиции с большой мощностью звучания.
В
заключительной части урока использовались
элементы дыхательной гимнастики, физические
упражнения или подвижные игры с
меньшей двигательной активностью.
Например, игры на внимание, умение сохранять
правильную осанку в статике и
моторике. Перед завершением урока
проводились строевые упражнения без
музыкального сопровождения, но с использованием
статичного зелёного освещения.
3.3. Влияние экспериментальной методики на увеличение двигательной активности дошкольников с нарушением слуха
Педагогический эксперимент проводился в течение месяца на базе коррекционного детского сада.
Разработанная
на основе применения средств цветомузыки
методика позволила повысить устойчивость
внимания у слабослышащих детей на уроках
физической культуры в экспериментальной
группе на достоверно значимую величину,
в отличие от контрольной группы (табл.3).
Таблица 3
Сравнительная характеристика показателей устойчивости внимания слабослышащих дошкольников контрольной и экспериментальной групп до и после педагогического эксперимента
Периоды эксперимента | Символы | Контрольная
Группа |
Экспериментальная
Группа |
Разница | Р | |
Показатели устойчивости внимания | ||||||
Баллы | Баллы | ед. | % | |||
1.До эксп. | М+m | 38,8+4,2 | 39,05+3,3 | 0,2 | 0,5 | >0,05 |
2. После эксп. | М+m | 42,4+3,6 | 55,2+3,7 | 12,8 | 30 | <0,05 |
% | 9,2 | 41 | ||||
T | 0,6 | 3,2 | ||||
Р | >0,05 | <0,05 |
Анализ результатов хронометрирования урока физической культуры выявил возможность повышения общей и моторной плотности урока в экспериментальной группе по сравнению с контрольной. При использовании аудиовизуального сопровождения в процессе выполнения физических упражнений и подвижных игр в экспериментальной группе произошло достоверное увеличение общей плотности урока c 84% до 97% (на 13%), а моторной плотности - с 68% до 90% (на 22%). В контрольной группе общая плотность урока увеличилась лишь на 2%, а моторная плотность урока за время проведения эксперимента даже снизилась на 3% относительно исходных данных и составила 70%. Педагогические наблюдения за двигательной активностью слабослышащих детей на уроках физической культуры с использованием средств аудиовизуального воздействия выявили, что темпо-ритмические характеристики музыки, а именно колебания звуковых волн в строгом соответствии с передаваемыми световыми импульсами, воздействуя на зрительный и тактильные анализаторы, помогают детям запомнить движения, максимально точно их выполнить.
Выполнение упражнений в сопровождении средств цветомузыки информационного воздействия позволило повысить количество и улучшить качество выполняемых в процессе урока двигательных действий слабослышащими детьми. Из таблицы 5, приведенной в Приложении можно сделать следующие выводы.
Средний возраст испытуемых 6,5 лет.
Простая зрительно-моторная реакция в контрольной группе улучшилась на 9,4%, в то время как в экспериментальной группе на 43,9%. Показатель ловкости улучшился как в контрольной, так и в экспериментальной группе (соответственно на 2,7% и 8,3%). В экспериментальной группе по сравнению с контрольной зарегистрирован существенный рост показателей гибкости (86%), силовой выносливости мышц кистей рук (94%), статического равновесия на правой и левой ноге (соответственно на 36,7% и 65,3%), а также простой зрительно-моторной реакции (44%). Не было выявлено достоверных отличий лишь в изменении показателей динамического равновесия и челночного бега.
Достоверно улучшилась подвижность позвоночника: назад – на 135,2 %, вправо – на 37,5 %, влево – на 49,5 %; силовая выносливость мышц спины: слева – на 50 %, справа – на 55,2 %.
Результаты исследования отношения слабослышащих детей к занятиям физической культурой выявили, что желание заниматься и важность уроков физической культуры с применением средств аудиовизуального воздействия в экспериментальной группе значительно изменяются в процессе проведения педагогического эксперимента. Так, изменение показателей отношения к занятиям физической культурой, формирования потребности в двигательной активности (желание заниматься физической культурой) наблюдается уже через месяц после начала занятий по экспериментальной методике.
Если
в контрольной группе после занятий
этот показатель улучшился на 0,5 балла,
то в экспериментальной группе - на 2,5 балла.
У детей экспериментальной группы сформировалась
устойчивая мотивация к занятиям физической
культурой. Данный показатель возрос до
7,5 балла, в то время как в контрольной
группе данный показатель не превысил
4,5 баллов .
3.4.Обсуждение результатов
К завершению педагогического эксперимента в эксперимен-тальной группе уровень мотивации повысился до 8,5 балла, а в контрольной группе - даже снизился до 2,5 баллов. Опрос детей контрольной группы показал, что это связано с однообразием и трудностью выполнения физических упражнений в процессе урока, отрицательными эмоциями, испытываемыми при непонимании и неумении выполнять заданные упражнения.
По
нашим данным, уровень психической
напряженности в течение
При этом снижение уровня психического напряжения у испытуемых экспериментальной группы происходит с периода появления уверенности в своих движениях, получения радости от двигательной деятельности, осознания важности занятий физической культурой для здоровья и проявления устойчивого интереса к урокам физической культуры.
Соответствующее игре или физическим упражнениям цветомузыкальное сопровождение позволяет слабослышащему ребёнку выполнять движения более точно, целенаправленно двигаться и, соответственно, добиваться успехов в физическом и психомоторном развитии. При этом у него формируется умение различать собственные мышечные ощущения по направлениям: плавность, темп, ритм, амплитуда движений, моторная ловкость.
Благодаря
этому развиваются и
Таким
образом, методика проведения занятий
адаптивной физической культурой в
сочетании со средствами аудиовизуального
воздействия позволила
ВЫВОДЫ:
Дети
с нарушением слуха значительно
отстают в физическом и психическом
развитии от нормально слышащих детей.
1. Установлено, что слабослышащие дети дошкольного возраста отстают от нормально слышащих сверстников по показателям физической подготовленности и общему физическому развитию:
- гибкость ниже на 72%; скоростно-силовые качества - прыжок в длину с места – на 32,6%; показатели в челночном беге – на 52%; силовая выносливость мышц живота – на 88%; простая зрительно-моторная реакция – на 50%.
- способность
к сохранению статического
2.
Экспериментальная методика, заключающаяся
в комплексном использовании
средств аудиовизуального
3. В экспериментальной группе отмечено достоверное увеличение показателей физической подготовленности : гибкости – на 86%, силовой выносливости мышц кистей рук – на 94%, статического равновесия на правой и левой ногах – на 36,7% и 65,3%, а также простой зрительно-моторной реакции – на 44%. Улучшилось также функциональное состояние мышечно-связочного аппарата позвоночника: подвижность – на 49,5 – 135,2 %, силовая выносливость мышц спины – на 50,0 – 50,5 %.
4. У слабослышащих детей экспериментальной группы желание заниматься физической культурой за время исследования возросло на 47,3%, интерес к занятиям повысился на 52,9 % (Р<0,05); достоверно улучшились показатели, характеризующие самочувствие (48,0 %), активность (40,7 %) и настроение (44,4 %).
Следовательно,
целенаправленное применение музыки,
а именно низкочастотных звуковых колебаний
и световых импульсов, может оказывать
эффективное управляющее