Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 22:02, курсовая работа
Актуальность. Проблема исследования физической подготовленности учащихся остается по-прежнему актуальной, поскольку физическая подготовленность является одним из основных факторов, определяющих здоровье и уровень физического состояния населения.
Особую роль в этой проблеме играет аспект организации двигательного режима в течение учебного года. С началом обучения в школе объем двигательной активности учащихся снижается на 40-50% от привычного и необходимого для нормального уровня развития ребенка.
Введение 3
ГЛАВА 1. Физическая подготовленность слабослышащих дошкольников 7
1.1.Особенности психо - физического развития детей с нарушением слуха
1.2. Ограничение движений у детей с нарушением слуха 9
1.3.Формирование двигательного режима слабослышащих
дошкольников . 10
1.4.Общие сведения о цветомузыке 11
1.5.Влияние цветомузыки на организм человека 14
ГЛАВА 2. Цель, задачи исследования 18
2.1.Цели и задачи исследования 18
2.2.Методы исследования 18
2.3.Организация исследования 19
ГЛАВА 3.Исследование особенностей физического развития детей с
нарушением слуха 23
3.1.Характеристика экспериментальной группы 23
3.2.Содержание методики цветомузыки у дошкольников с нарушением
слуха 26
3.3.Влияние экспериментальной методики на физическую подготовлен-
ность слабослышащих дошкольников 30
3.4.Обсуждение результатов исследования 32
Выводы 34
Список литературы 36
Приложение1
Институт специальной
педагогики и психологии
Кафедра адаптивной
физической культуры
КУРСОВАЯ РАБОТА
ВЛИЯНИЕ ЦВЕТОМУЗЫКИ
НА
ФИЗИЧЕСКУЮ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ
ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ
СЛУХА
д.п.н.,профессор Шапкова Людмила Васильевна
Оглавление
Введение
ГЛАВА 1. Физическая
подготовленность слабослышащих дошкольников
7
1.1.Особенности психо - физического развития детей с нарушением слуха
1.2. Ограничение движений
у детей с нарушением слуха
1.3.Формирование двигательного режима слабослышащих
дошкольников .
1.4.Общие сведения
о цветомузыке
1.5.Влияние цветомузыки
на организм человека
ГЛАВА 2. Цель, задачи
исследования
2.1.Цели и
задачи исследования
2.2.Методы
исследования
2.3.Организация
исследования
ГЛАВА 3.Исследование особенностей физического развития детей с
нарушением слуха
3.1.Характеристика
экспериментальной группы
3.2.Содержание методики цветомузыки у дошкольников с нарушением
слуха
3.3.Влияние экспериментальной методики на физическую подготовлен-
ность слабослышащих
дошкольников
3.4.Обсуждение результатов
исследования
Выводы
Список литературы
Приложение1
Введение
Актуальность. Проблема исследования физической подготовленности учащихся остается по-прежнему актуальной, поскольку физическая подготовленность является одним из основных факторов, определяющих здоровье и уровень физического состояния населения.
Особую
роль в этой проблеме играет аспект
организации двигательного
Глухие и слабослышащие дети отличаются от своих слышащих сверстников соматической ослабленностью, недостаточной подвижностью, отставанием в физическом и моторном развитии. Резко сниженная или полностью отсутствующая функциональная деятельность слухового анализатора вызывает заторможенность центра двигательного анализатора, внешними признаками этого процесса является резкое ограничение двигательной активности детей с нарушениями слуха и их постоянный контроль над каждым своим движением.
Известно, что поражение функции слухового анализатора приводит к целому ряду вторичных отклонений и прежде всего к задержке в речевом развитии. Речь выступает как средство взаимосвязи людей с окружающим миром. Нарушение такой связи приводит к уменьшению объема получаемой информации, что сказывается на развитии всех познавательных процессов, и тем самым влияет в первую очередь на процесс овладения всеми видами двигательных навыков.
Для слабослышащих дошкольников характерны следующие разнообразные нарушения в двигательной сфере, которые необходимо учитывать при организации работы:
Данные отечественной и зарубежной статистики показывают, что число детей с отсутствием или пониженной функцией органа слуха постоянно увеличивается .
Практически у всех детей с нарушениями слуха проблемы формирования и развития жизненно важных двигательных функций связаны с ограниченной двигательной .
Именно функциональной запущенностью двигательного анализатора и несовершенством применяемой методики обучения физическим упражнениям ряд исследователей объясняют недостатки в физической подготовленности слабослышащих детей (Л.Д. Хода, 1999; Л.П. Носкова, Л.А. Головчиц, 2001).
Движения у слабослышащих детей отличаются бедностью и однообразием, часто напоминают манипулятивные движения . Отмечается замедленная скорость выполнения отдельных движений и всего темпа деятельности в целом. Отстаёт развитие скорости движения, особенно скорости двигательной реакции и одиночного движения . У детей с нарушением слуха с сочетанными дефектами осанки уменьшена мышечная рецепция, что ведёт к замедлению развития скоростно-силовых качеств, точности движений, гибкости и ловкости. (В.Г. Алёхина, 1987; Л.Д. Хода, 1999). Имеются недостатки в технике выполнения движений, нарушение деятельности вестибулярного аппарата .
Данные отклонения оказывают отрицательное влияние на внимание, приводя к уменьшению объёма получаемой информации, что негативно сказывается на развитии всех познавательных процессов, тем самым влияя на овладение всеми видами двигательных навыков .
При исследовании познавательной деятельности слабослышащих детей отмечены нарушения интеллекта, процессов восприятия, памяти, мышления, речи, мелкой моторики, что существенно затрудняет процесс их обучения и воспитания (С.И. Венцев, 2000).
Поэтому необходимо исследовать и разрабатывать более эффективные методы и средства физического развития детей, имеющих нарушение слуха, в целях улучшения их физического состояния, а также коррекции отклонений в личностной сфере слабослышащего ребёнка.
Большинство
исследований (Л.Д. Хода, 1999; Я.А. Смекалов,
2000; М.А. Игнатьев, 2002; Л.А. Добрынина, 2002;
С.А. Мясищев, 2003; Е.В. Новичихина, 2005), проводилось
со слабослышащими детьми дошкольного
возраста и преимущественно изучались
координационные способности детей.
Нарушения в двигательной сфере слабослышащих детей старшего дошкольного возраста носят взаимосвязанный характер и обусловлены общими причинами: структурой слухового дефекта, недостаточностью речевой функции, сокращением объема поступающей информации , состоянием двигательного анализатора, степенью функциональной активности.
Своеобразие психического
и физическое развитие слабослышащих
детей обусловлено рядом
Объект исследования: процесс физического воспитания слабослышащих детей в специальном образовательном учреждении.
Предмет
исследования: методика
применения цветомузыки в управлении
двигательными действиями слабослышащих
дошкольников.
ГЛАВА 1.ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ СЛАБОСЛЫШАЩИХ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1.Особенности психо физического развития детей с нарушением слуха
Известно, что слабослышащий ребёнок при поступлении в школу-интернат отстаёт в психическом и физическом развитии от здорового ребёнка на 1-3 года. По данным P.M. Боскиса (1988), из 155 и обследованных слабослышащих школьников подготовленными к школе были только 54 (34.8%) школьников; 43 ребенка (27.7%) не овладели программой дошкольного обучения; 35 детей (22.5%) имели ЗПР; 7 (4.7%) - страдали ДЦП и 16 (10.3%)- имели умственную отсталость.
Отмечается, что отставание от нормы в физическом развитии детей с нарушениями слуха составляет: в 1 классе - 62.5%, в 3 классе - 80.5%. По данным Г.А. Ильинской (1988), показатели ЖЕЛ у детей младшего школьного возраста с нарушениями слуха снижены на 200-300 куб.см.; в 7 лет отставание по параметрам ЖЕЛ составляет 23%, в 10 лет - 35% (выводы сделаны при обследовании 223 слабослышащих и 242 слышащих - НИИ дефектологии г. Минска, 1991г.); у 62% слабослышащих детей обнаружены дисфункции вестибулярного аппарата; у многих нарушена деятельность центральной нервной системы, отмечены частые простудные заболевания.
Слабослышащие
дети склонны к головокружениям,
повышенному артериальному