Цветомузыка как средство увееличения показателей физической подготовленности у детей дошкольного возраста с нарушением слуха

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 22:02, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность. Проблема исследования физической подготовленности учащихся остается по-прежнему актуальной, поскольку физическая подготовленность является одним из основных факторов, определяющих здоровье и уровень физического состояния населения.
Особую роль в этой проблеме играет аспект организации двигательного режима в течение учебного года. С началом обучения в школе объем двигательной активности учащихся снижается на 40-50% от привычного и необходимого для нормального уровня развития ребенка.

Оглавление

Введение 3
ГЛАВА 1. Физическая подготовленность слабослышащих дошкольников 7
1.1.Особенности психо - физического развития детей с нарушением слуха
1.2. Ограничение движений у детей с нарушением слуха 9
1.3.Формирование двигательного режима слабослышащих
дошкольников . 10
1.4.Общие сведения о цветомузыке 11
1.5.Влияние цветомузыки на организм человека 14
ГЛАВА 2. Цель, задачи исследования 18
2.1.Цели и задачи исследования 18
2.2.Методы исследования 18
2.3.Организация исследования 19
ГЛАВА 3.Исследование особенностей физического развития детей с
нарушением слуха 23
3.1.Характеристика экспериментальной группы 23
3.2.Содержание методики цветомузыки у дошкольников с нарушением
слуха 26
3.3.Влияние экспериментальной методики на физическую подготовлен-
ность слабослышащих дошкольников 30
3.4.Обсуждение результатов исследования 32
Выводы 34
Список литературы 36
Приложение1

Файлы: 1 файл

конрольная по афк.docx

— 83.47 Кб (Скачать)

Преобразование  звука в цвет осуществляется цветомузыкальными  установками, или, как их еще называют, цветомузыкой. Причем световые и цветовые эффекты могут использоваться в  синхронном ритме с музыкой, либо как самостоятельный элемент  дизайна, например, в качестве декоративной подсветки 

       Гипотеза исследования: предполагалось, что методика проведения занятий по физической культуре с применением методики цветомузыки  позволит целенаправленно увеличит показатели физической подготовленности слабослышащих детей, тем самым будет способствовать улучшению их физического состояния, а также формированию у них позитивной мотивации к занятиям физической культурой. 

            

ГЛАВА 2 . ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ

             2.1.Цели и задачи исследования

Целью данного исследования является обоснование степени влияния методики цветомузыки на показатели физической подготовленности дошкольников с нарушением слуха.

Данная  цель определила ряд последовательных задач:

    1.Выявить  уровень физической подготовленности и особенности физического состояния слабослышащих дошкольников, их отношение к занятиям физической культурой.

    2.Разработать  методику создания искусственной  управляемой информационной среды  на основе использования  средств  аудиовизуального воздействия для  раскрытия компенсаторных возможностей сенсорных систем слабослышащих детей в управлении своими движениями и уровнем физической подготовленности  на уроках физической культуры.

    3.Экспериментально  обосновать эффективность разработанной методики на увеличения показателей физической подготовленности детей с нарушением слуха с использованием целенаправленного цветомузыкального сопровождения для улучшения физического состояния, формирования у них позитивной мотивации к урокам физической культуры. 

2.2.Методы  исследования

     Для решения поставленных задач использовались следующие методы:

     1.Методы  теоретического анализа:

     -научно-теоретический  анализ источников литературы;

     -анализ  документов (учебных планов ,программ и т.д.)

     -2.Диагностические  методы:

     -анализ  медицинских,карт медико- психолого-педагогического контроля ,индивидуальных карт психофизического развития;

     -опрос,  анкетирование

     -тестирование общих показателей физической подготовленности.

     3.Педагогическое  наблюдение (визуальные методы, динамика  физической и психо-эмоциональной нагрузки, поведение, отношение к физическому воспитанию).

     4.Метод статистической обработки данных, математическая статистика.

     5.Педагогический  эксперимент. 

  2.3.Организация исследования.

    Данное  исследование проводилось в детском  дошкольном образовательном учреждении Центре развития ребенка «Кудесница» по адресу Берёзовая аллея д.2.

      Исследовались  18 учащихся старшего дошкольного возраста с нарушением слуха коррекционного детского сада  для слабослышащих детей. Все дети имеют заболевания уха разной этиологии и степени (двухсторонний неврит слухового нерва, двухсторонняя или односторонняя тугоухость 2-3 степени). В таблице 1 приведены характеристики испытуемых.

    В центре работают высококвалифицированные  специалисты: дефектологи, сурдопедагог, воспитатели, специалист адаптивной физической культуры. Проводятся занятия лечебной физкультурой, подбираются индивидуальные программы обучения с детьми.

                                       

    Таблица 1.Характеристика испытуемых

Имя   Дата 

рождения

           Диагноз
1. Эмма  Е. 30.01.2004 Двусторонняя  нейросенс.тугоухость 2ст.

Сопутствующий:ЗРР

2. Мартин  Г. 22.02.2005 Двусторонняя нейросенсорн.тугоухость 2-3ст.

Сопутств.:X-обр;.форма нижн.ко-тей,плоско-вальгусные стопы,ЗРР

3. Марк  К. 26.08.2004 Двусторонняя сенсоневр.тугоухость2-3ст.

Сопутств.:ЗРР

4. Милена С. 05.11.2004 Двусторонняя  сенсоневр.тугоухость 2-3ст.

Сопутств.:ЗРР,плоскостопие

5. Белла П. 02.08.2004 Двусторонн.сенсоневр.тугоухость 2ст.Сопутств.:ЗРР,вальгусн.

стопы,вялая осанка

6. Лилия А. 08.02.2004 Двусторон.сенсоневральн.туго-ухость2ст.Сопутствующ.:ЗРР
7. Андриано К. 06.11.2003 Двусторонн.сенсоневр.тугоухость2-3ст.Сопутствующ.:ЗРР
8. Никита  Г. 29.10.2003 Двусторонняя  сенсоневра.тугоухость3ст

Сопутсв.:ЗРР

9. Валерия Е. 24.11.2003 Двустор.сенсоневр.тугоухость

3ст.Сопутств.:ЗРР

 Проведён анализ научной и методической литературы с целью теоретического обоснования проблемы, исследовано состояние здоровья, физического развития, функционального состояния мышечно-связочного аппарата позвоночника и физической подготовленности  слабослышащих

дошкольников  в возрасте 6-7 лет, коррекционного общеобразовательного детского сада. Проведен опрос для выявления мотивов посещения учащимися занятий по физической культуре.

     На  основании анализа научно-методической литературы, исследования полученных показателей по физическому развитию, функциональному состоянию мышечно-связочного аппарата позвоночника и физической подготовленности была разработана  методика по интенсификации и оптимизации занятий адаптивной физической культурой слабослышащих дошкольников на основе использования цвето-музыкального воздействия технических средств.

     На  завершающем этапе  на базе коррекционного детского сада проводился педагогический эксперимент с целью выявления эффективности разработанной методики. Для проведения педагогического эксперимента методом случайной выборки были сформированы контрольная (КГ) и экспериментальная (ЭГ) группы. В каждую из групп входило по 9 человек, в возрасте 6-7 лет. Группы были относительно однородны по полу и состоянию здоровья (хроническая нейросенсорная тугоухость 2-3 степени, нарушения осанки вплоть до сколиотической).

    Уроки физической культуры проводились два  раза в неделю. Продолжительность  урока тридцать минут. Различия содержания уроков физической культуры в контрольной  и экспериментальной группах заключались в методике проведения вариативной части программы урока.

    В экспериментальной группе использовалась разработанная нами методика, включающая использование цветомузыки на уроках со слабослышащими детьми в сочетании со средствами адаптивной физической культуры, применяемыми с учетом выявленных особенностей физического развития и физической подготовленности слабослышащих дошкольников. В контрольной группе занятия проводились в соответствии с комплексной программой физического воспитания дошкольного учреждения по общепринятой методике.

    В начале эксперимента, в ходе его  проведения и по завершению исследования проводилось тестирование и анкетирование  групп с целью выявления динамики показателей и изучения заинтересованности детей в применении экспериментальной  методики. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 3 ИССЛЕДОВАНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА    

3.1.Характеристика экспериментальной группы

Анализ  медицинских карт детей дошкольного возраста показал, что они имеют различные нарушения осанки, сопутствующие заболевания, которые проявляются в общей слабости организма, низкой работоспособности, быстрой утомляемости, частых простудных заболеваниях. Выявлено отставание слабослышащих дошкольников в уровне физического развития, в показателях функционального состояния мышечно-связочного аппарата от своих слышащих сверстников (табл. 2), что, по-видимому, связано с пониженной двигательной активностью.

Выявлено, что потеря слуха у детей сопровождается дисгармоничным развитием в 62 процентах случаев. У детей с нарушением слуха отмечается задержка развития локомоторных статических функций, что в свою очередь сужает «ближнее пространство».

                                                                                                    
 

  
 
 
 
 
 
 
 
 

 

                                                                                                                Таблица 2

                   Характеристика показателей физической  подготовленности

                     мышечно-связочного аппарата детей  с нарушением слуха

      
 
Тестовые показатели
Дети  с нарушением слуха
M ± m
Подвижность позво-ночника (см)

- вперед

1,9 0,1
- назад (см) 3,7 0,2
- вправо (см) 9,3 0,8
- влево (см) 9,1 0,8
Силовая выносливость  - мышц спины (сек)           29,3 5,4
- левой стороны (сек) 17,2 1,08
- правой стороны(сек) 18,5 0,9
Скоростно-силовые-прыжок в длину         129,8               7,8
Гибкость –наклон вперед          3,6              0,7
Челночн.бег          14,5              0,3
Равновесие динамическ.          139,9              5,4
Статическ.равновесие           30,4              2,5
 

В дыхательной  системе слабослышащих  дошкольников отмечается диспропорция в объёме и экскурсии грудной клетки, неумение координировать ритм дыхания с ритмом установочной речи, что объясняется отсутствием у них речи, слабостью дыхательной мускулатуры и артикуляционного аппарата.

    Снижены такие показатели, как подвижность  позвоночника во всех направлениях на 63-93%, снижена силовая выносливость мышц спины на 77%, мышц правой стороны  туловища на 90% и левой - на 83% (табл.).

    Наиболее  выражены у слабослышащих детей нарушения моторики. Нескоординированные движения лишены пластичности, точности, в результате чего наблюдается неуверенность в двигательной деятельности. Отстаёт развитие такого качества, как быстрота движения, особенно скорость простой двигательной реакции. Снижена способность сохранять статическое равновесие. В то же время достоверных различий между глухими и слышащими детьми в динамическом равновесии в старшем дошкольном возрасте не наблюдается. 
 

Анализ результатов опроса показал, что занятия физической культурой считают важными лишь 53% опрошенных слабослышащих дошкольников, неважными - 28% и затрудняются ответить - 19% учеников. Посещают занятия физической культурой ради отметки 61% учащихся, по желанию - 21% и 18% учащихся  вообще не желают посещать уроки физической культуры (рис.1). Педагогические наблюдения показали,что слабослышащие дошкольники тратят на освоение сложно-координационных навыков значительно больше времени, чем их нормально слышащие сверстники.  
 
 
 

Рис.1. Мотивы посещения  занятий физической культурой у глухих младших школьников (в %) 
 

3.2.Содержание методики цветомузыки у дошкольников с нарушением слуха.

    В основу экспериментальной методики положена возможность компенсации  отсутствия слуха через активизацию сенсорных систем слабослышащих детей (тактильной и зрительной) в процессе занятий по физической культуре. Чтобы воспроизведение движений детьми (направление, темп, скорость, последовательность действий и т.п.) были точными, они сопровождались характерным цветовым и музыкальным сопровождением. Физические нагрузки регулировались низкочастотными колебаниями звуковых волн, а также интенсивностью пульсаций цветовых режимов.

    Для достижения необходимых цветовых эффектов в спортивном зале была разработана цветовая установка, состоящая из набора светильников, фонарей – прожекторов, закреплённых на потолке и по верхним углам зала. Осветительные приборы, снабжённые различными цветными фильтрами, позволяли «окрашивать» физкультурный зал статичным, динамичным или дискретным освещением, которое менялось в зависимости от преобладающего двигательного режима игр или физических упражнений. Скорость и направление передачи светового импульса, несущего слабослышащим детям информацию об интенсивности и направлении их движений, осуществлялись световой гирляндой «световое лидирование».

Информация о работе Цветомузыка как средство увееличения показателей физической подготовленности у детей дошкольного возраста с нарушением слуха