Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 22:02, курсовая работа
Актуальность. Проблема исследования физической подготовленности учащихся остается по-прежнему актуальной, поскольку физическая подготовленность является одним из основных факторов, определяющих здоровье и уровень физического состояния населения.
Особую роль в этой проблеме играет аспект организации двигательного режима в течение учебного года. С началом обучения в школе объем двигательной активности учащихся снижается на 40-50% от привычного и необходимого для нормального уровня развития ребенка.
Введение 3
ГЛАВА 1. Физическая подготовленность слабослышащих дошкольников 7
1.1.Особенности психо - физического развития детей с нарушением слуха
1.2. Ограничение движений у детей с нарушением слуха 9
1.3.Формирование двигательного режима слабослышащих
дошкольников . 10
1.4.Общие сведения о цветомузыке 11
1.5.Влияние цветомузыки на организм человека 14
ГЛАВА 2. Цель, задачи исследования 18
2.1.Цели и задачи исследования 18
2.2.Методы исследования 18
2.3.Организация исследования 19
ГЛАВА 3.Исследование особенностей физического развития детей с
нарушением слуха 23
3.1.Характеристика экспериментальной группы 23
3.2.Содержание методики цветомузыки у дошкольников с нарушением
слуха 26
3.3.Влияние экспериментальной методики на физическую подготовлен-
ность слабослышащих дошкольников 30
3.4.Обсуждение результатов исследования 32
Выводы 34
Список литературы 36
Приложение1
Преобразование
звука в цвет осуществляется цветомузыкальными
установками, или, как их еще называют,
цветомузыкой. Причем световые и цветовые
эффекты могут использоваться в
синхронном ритме с музыкой, либо
как самостоятельный элемент
дизайна, например, в качестве декоративной
подсветки
Гипотеза исследования: предполагалось, что методика
проведения занятий по физической культуре
с применением методики цветомузыки
позволит целенаправленно увеличит показатели
физической подготовленности слабослышащих
детей, тем самым будет способствовать
улучшению их физического состояния, а
также формированию у них позитивной мотивации
к занятиям физической культурой.
ГЛАВА 2 . ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1.Цели и задачи исследования
Целью данного исследования является обоснование степени влияния методики цветомузыки на показатели физической подготовленности дошкольников с нарушением слуха.
Данная цель определила ряд последовательных задач:
1.Выявить уровень физической подготовленности и особенности физического состояния слабослышащих дошкольников, их отношение к занятиям физической культурой.
2.Разработать
методику создания
3.Экспериментально
обосновать эффективность разработанной
методики на увеличения показателей физической
подготовленности детей с нарушением
слуха с использованием целенаправленного
цветомузыкального сопровождения для
улучшения физического состояния, формирования
у них позитивной мотивации к урокам физической
культуры.
2.2.Методы исследования
Для решения поставленных задач использовались следующие методы:
1.Методы теоретического анализа:
-научно-теоретический анализ источников литературы;
-анализ документов (учебных планов ,программ и т.д.)
-2.Диагностические методы:
-анализ медицинских,карт медико- психолого-педагогического контроля ,индивидуальных карт психофизического развития;
-опрос, анкетирование
-тестирование общих показателей физической подготовленности.
3.Педагогическое
наблюдение (визуальные методы, динамика
физической и психо-
4.Метод статистической обработки данных, математическая статистика.
5.Педагогический
эксперимент.
2.3.Организация исследования.
Данное исследование проводилось в детском дошкольном образовательном учреждении Центре развития ребенка «Кудесница» по адресу Берёзовая аллея д.2.
Исследовались 18 учащихся старшего дошкольного возраста с нарушением слуха коррекционного детского сада для слабослышащих детей. Все дети имеют заболевания уха разной этиологии и степени (двухсторонний неврит слухового нерва, двухсторонняя или односторонняя тугоухость 2-3 степени). В таблице 1 приведены характеристики испытуемых.
В центре работают высококвалифицированные специалисты: дефектологи, сурдопедагог, воспитатели, специалист адаптивной физической культуры. Проводятся занятия лечебной физкультурой, подбираются индивидуальные программы обучения с детьми.
Таблица 1.Характеристика испытуемых
№ | Имя |
Дата
рождения |
Диагноз |
1. | Эмма Е. | 30.01.2004 | Двусторонняя
нейросенс.тугоухость 2ст.
Сопутствующий:ЗРР |
2. | Мартин Г. | 22.02.2005 | Двусторонняя
нейросенсорн.тугоухость 2-3ст.
Сопутств.:X-обр;.форма нижн.ко-тей,плоско-вальгусные стопы,ЗРР |
3. | Марк К. | 26.08.2004 | Двусторонняя
сенсоневр.тугоухость2-3ст.
Сопутств.:ЗРР |
4. | Милена С. | 05.11.2004 | Двусторонняя
сенсоневр.тугоухость
2-3ст.
Сопутств.:ЗРР,плоскостопие |
5. | Белла П. | 02.08.2004 | Двусторонн.сенсоневр. стопы,вялая осанка |
6. | Лилия А. | 08.02.2004 | Двусторон.сенсоневральн.туго- |
7. | Андриано К. | 06.11.2003 | Двусторонн.сенсоневр. |
8. | Никита Г. | 29.10.2003 | Двусторонняя
сенсоневра.тугоухость3ст
Сопутсв.:ЗРР |
9. | Валерия Е. | 24.11.2003 | Двустор.сенсоневр.тугоухость
3ст.Сопутств.:ЗРР |
Проведён анализ научной и методической литературы с целью теоретического обоснования проблемы, исследовано состояние здоровья, физического развития, функционального состояния мышечно-связочного аппарата позвоночника и физической подготовленности слабослышащих
дошкольников в возрасте 6-7 лет, коррекционного общеобразовательного детского сада. Проведен опрос для выявления мотивов посещения учащимися занятий по физической культуре.
На
основании анализа научно-
На завершающем этапе на базе коррекционного детского сада проводился педагогический эксперимент с целью выявления эффективности разработанной методики. Для проведения педагогического эксперимента методом случайной выборки были сформированы контрольная (КГ) и экспериментальная (ЭГ) группы. В каждую из групп входило по 9 человек, в возрасте 6-7 лет. Группы были относительно однородны по полу и состоянию здоровья (хроническая нейросенсорная тугоухость 2-3 степени, нарушения осанки вплоть до сколиотической).
Уроки физической культуры проводились два раза в неделю. Продолжительность урока тридцать минут. Различия содержания уроков физической культуры в контрольной и экспериментальной группах заключались в методике проведения вариативной части программы урока.
В экспериментальной группе использовалась разработанная нами методика, включающая использование цветомузыки на уроках со слабослышащими детьми в сочетании со средствами адаптивной физической культуры, применяемыми с учетом выявленных особенностей физического развития и физической подготовленности слабослышащих дошкольников. В контрольной группе занятия проводились в соответствии с комплексной программой физического воспитания дошкольного учреждения по общепринятой методике.
В
начале эксперимента, в ходе его
проведения и по завершению исследования
проводилось тестирование и анкетирование
групп с целью выявления
ГЛАВА 3
ИССЛЕДОВАНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ФИЗИЧЕСКОГО
РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА
3.1.Характеристика экспериментальной группы
Анализ медицинских карт детей дошкольного возраста показал, что они имеют различные нарушения осанки, сопутствующие заболевания, которые проявляются в общей слабости организма, низкой работоспособности, быстрой утомляемости, частых простудных заболеваниях. Выявлено отставание слабослышащих дошкольников в уровне физического развития, в показателях функционального состояния мышечно-связочного аппарата от своих слышащих сверстников (табл. 2), что, по-видимому, связано с пониженной двигательной активностью.
Выявлено, что потеря слуха у детей сопровождается дисгармоничным развитием в 62 процентах случаев. У детей с нарушением слуха отмечается задержка развития локомоторных статических функций, что в свою очередь сужает «ближнее пространство».
Характеристика показателей
мышечно-связочного аппарата
Тестовые показатели |
Дети с нарушением слуха | ||||
M | ± m | ||||
Подвижность
позво-ночника (см)
- вперед |
1,9 | 0,1 | |||
- назад (см) | 3,7 | 0,2 | |||
- вправо (см) | 9,3 | 0,8 | |||
- влево (см) | 9,1 | 0,8 | |||
Силовая выносливость - мышц спины (сек) | 29,3 | 5,4 | |||
- левой стороны (сек) | 17,2 | 1,08 | |||
- правой стороны(сек) | 18,5 | 0,9 | |||
Скоростно-силовые-прыжок в длину | 129,8 | 7,8 | |||
Гибкость –наклон вперед | 3,6 | 0,7 | |||
Челночн.бег | 14,5 | 0,3 | |||
Равновесие динамическ. | 139,9 | 5,4 | |||
Статическ.равновесие | 30,4 | 2,5 |
В дыхательной системе слабослышащих дошкольников отмечается диспропорция в объёме и экскурсии грудной клетки, неумение координировать ритм дыхания с ритмом установочной речи, что объясняется отсутствием у них речи, слабостью дыхательной мускулатуры и артикуляционного аппарата.
Снижены такие показатели, как подвижность позвоночника во всех направлениях на 63-93%, снижена силовая выносливость мышц спины на 77%, мышц правой стороны туловища на 90% и левой - на 83% (табл.).
Наиболее
выражены у слабослышащих детей нарушения
моторики. Нескоординированные движения
лишены пластичности, точности, в результате
чего наблюдается неуверенность в двигательной
деятельности. Отстаёт развитие такого
качества, как быстрота движения, особенно
скорость простой двигательной реакции.
Снижена способность сохранять статическое
равновесие. В то же время достоверных
различий между глухими и слышащими детьми
в динамическом равновесии в старшем дошкольном
возрасте не наблюдается.
Анализ
результатов опроса показал, что занятия
физической культурой считают важными
лишь 53% опрошенных слабослышащих дошкольников,
неважными - 28% и затрудняются ответить
- 19% учеников. Посещают занятия физической
культурой ради отметки 61% учащихся, по
желанию - 21% и 18% учащихся вообще не
желают посещать уроки физической культуры
(рис.1). Педагогические наблюдения показали,что
слабослышащие дошкольники тратят на
освоение сложно-координационных навыков
значительно больше времени, чем их нормально
слышащие сверстники.
3.2.Содержание методики цветомузыки у дошкольников с нарушением слуха.
В основу экспериментальной методики положена возможность компенсации отсутствия слуха через активизацию сенсорных систем слабослышащих детей (тактильной и зрительной) в процессе занятий по физической культуре. Чтобы воспроизведение движений детьми (направление, темп, скорость, последовательность действий и т.п.) были точными, они сопровождались характерным цветовым и музыкальным сопровождением. Физические нагрузки регулировались низкочастотными колебаниями звуковых волн, а также интенсивностью пульсаций цветовых режимов.
Для достижения необходимых цветовых эффектов в спортивном зале была разработана цветовая установка, состоящая из набора светильников, фонарей – прожекторов, закреплённых на потолке и по верхним углам зала. Осветительные приборы, снабжённые различными цветными фильтрами, позволяли «окрашивать» физкультурный зал статичным, динамичным или дискретным освещением, которое менялось в зависимости от преобладающего двигательного режима игр или физических упражнений. Скорость и направление передачи светового импульса, несущего слабослышащим детям информацию об интенсивности и направлении их движений, осуществлялись световой гирляндой «световое лидирование».