Цветомузыка как средство увееличения показателей физической подготовленности у детей дошкольного возраста с нарушением слуха

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 22:02, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность. Проблема исследования физической подготовленности учащихся остается по-прежнему актуальной, поскольку физическая подготовленность является одним из основных факторов, определяющих здоровье и уровень физического состояния населения.
Особую роль в этой проблеме играет аспект организации двигательного режима в течение учебного года. С началом обучения в школе объем двигательной активности учащихся снижается на 40-50% от привычного и необходимого для нормального уровня развития ребенка.

Оглавление

Введение 3
ГЛАВА 1. Физическая подготовленность слабослышащих дошкольников 7
1.1.Особенности психо - физического развития детей с нарушением слуха
1.2. Ограничение движений у детей с нарушением слуха 9
1.3.Формирование двигательного режима слабослышащих
дошкольников . 10
1.4.Общие сведения о цветомузыке 11
1.5.Влияние цветомузыки на организм человека 14
ГЛАВА 2. Цель, задачи исследования 18
2.1.Цели и задачи исследования 18
2.2.Методы исследования 18
2.3.Организация исследования 19
ГЛАВА 3.Исследование особенностей физического развития детей с
нарушением слуха 23
3.1.Характеристика экспериментальной группы 23
3.2.Содержание методики цветомузыки у дошкольников с нарушением
слуха 26
3.3.Влияние экспериментальной методики на физическую подготовлен-
ность слабослышащих дошкольников 30
3.4.Обсуждение результатов исследования 32
Выводы 34
Список литературы 36
Приложение1

Файлы: 1 файл

конрольная по афк.docx

— 83.47 Кб (Скачать)

Нарушение слухового восприятия вызывает специфические  изменения в снижении двигательной памяти, произвольного внимания ,особенно у учащихся младшего и среднего дошкольного возраста.(Розанова Т.В.,1987).

Слух  неснейшим образом связан с движением. Взаимосвязь двигательного и слухового анализаторов чрезвычайно важно, так как движение корректируется не только зрением ,но и слухом. Слуховые сигналы, как и зрительные , участвуют в регулировании движений. Выключение слуха из системы анализаторов означает не просто изолированное «выпадение» одной сенсорной системы . а нарушение всего хода развития детей данной категории. Между нарушением слуха, речевой функции и двигательной системой существует тесная функциональная взаимозависимость.(Крет Я.В..,2002).  

  1.2.Ограничение движений у детей  с  нарушением слуха.

    Данные  отечественной и зарубежной статистики показывают, что число детей с  отсутствием или пониженной функцией органа слуха постоянно увеличивается .

    Практически у всех детей с нарушениями  слуха проблемы формирования и развития жизненно важных двигательных функций  связаны с  ограниченной двигательной активностью ( Л.В. Глубокова, 1998; Л.Д. Хода, 1999).

    Именно  функциональной запущенностью двигательного  анализатора и несовершенством  применяемой методики обучения физическим упражнениям ряд исследователей объясняют недостатки в физической подготовленности слабослышащих детей (Л.Д. Хода, 1999; Л.П. Носкова, Л.А. Головчиц, 2001).

    Движения  у слабослышащих детей отличаются бедностью и однообразием, часто напоминают манипулятивные движения. Отмечается замедленная скорость выполнения отдельных движений и всего темпа деятельности в целом. Отстаёт развитие скорости движения, особенно скорости двигательной реакции и одиночного движения . У детей с нарушением слуха сочетанными дефектами осанки уменьшена мышечная рецепция, что ведёт к замедлению развития скоростно-силовых качеств, точности движений, гибкости и ловкости. Имеются недостатки в технике выполнения движений, нарушение деятельности вестибулярного аппарата .

    Данные  отклонения оказывают отрицательное  влияние на внимание, приводя к  уменьшению объёма получаемой информации, что негативно сказывается на развитии всех познавательных процессов, тем самым влияя на овладение  всеми видами двигательных навыков.

    При исследовании познавательной деятельности детей отмечены нарушения интеллекта, процессов восприятия, памяти, мышления, речи, мелкой моторики, что существенно затрудняет процесс их обучения и воспитания .Поэтому необходимо  исследовать и разрабатывать  более эффективные методы и средства физического развития  детей, имеющих нарушение слуха, в целях улучшения их физического состояния, а также коррекции отклонений в личностной сфере ребёнка со слабым слухом. 

1.3.Формирование  двигательного режима у слабослышащих школьников.

       Применение упражнений скоростно-силового характера (бег, прыжки, метания) в «Программе воспитания и обучения глухих детей дошкольного возраста» (1991) занимают большую часть как основные виды движения, относящиеся к разряду жизненно важных двигательных умений и навыков. Необходимо научить неслышащих детей правильно и уверенно выполнят эти движения в изменяющихся условиях повседневной жизни.

     Целесообразность  использования упражнений скоростно-силовой  направленности подтверждается двумя  теоретическими положениями: 1) к базовым  видам координационных способностей относятся те координационные проявления, которые необходимы при проявлении любых действий (ходьба, бег, прыжки, учебные и бытовые действия); 2) повышения уровня одной физической способности влечет позитивные изменения других («положительный перенос») (Шапкова Л.В., 2002).

       Установлено, что в старшем дошкольном возрасте наибольший прирост показателей физических качеств у неслышащих детей происходит в те же периоды жизни, что и у здоровых детей – с 4 до 6 лет. Это наиболее благоприятный возрастной период для развития всех физических качеств слабослышащих детей дошкольного возраста.

     Методика  скоростно-силовой направленности учебного процесса опирается на принцип  сопряженного развития координационных  и кондиционных физических способностей. Для усиления коррекционного воздействия  методика включает упражнения для развития равновесия, активизации психических процессов и нарушений слуховой функции упражнения выполняются под ритмичные удары барабана, бубна. Сначала звук воспринимается детьми через слух и зрительно, а потом только на слух. Средствами развития скоростно-силовых качеств в коррекционном процессе на физкультурном занятии являются различные виды бега, прыжки, метания, упражнения с мячами (набивными, волейбольными, теннисными). Основные методы – игровой и соревновательный – включают эстафеты, подвижные игры, повторные задания, сюжетные игровые композиции, круговую форму организации занятий.

     1.4.Общие сведения о цветомузыке

Цветомузыка (также светомузыка— вид художественной деятельности, основанный на синтезе музыки и света. 
Также — электронное устройство для построения световых картин, формирования цветовых зрительных образов, сопоставленных с музыкальным сопровождением.
Цветомузыка прочно вошла в нашу жизнь. Сейчас практически невозможно представить современный дискотечный клуб, ресторан или концертный зал без световых эффектов, которые позволяют создавать в помещении специфический антураж. Для увеличения эмоционального воздействия музыки на слушателя применяется синхронизация звука, света и цвета, то есть цветомузыка. Современная электронная и компьютерная техника, использующаяся в концертных установках, достаточно сложна в эксплуатации. К тому же очень дорога, чтобы использовать ее для домашних музыкальных центров. Однако аналогичные функции, воспроизводимые сложной аппаратурой, можно получить при помощи более простых традиционных устройств: автоматов цветовых эффектов, стробоскопов и цветомузыкальных установок.

Преобразование  звука в цвет осуществляется цветомузыкальными  установками, или, как их еще называют, цветомузыкой. Причем световые и цветовые эффекты могут использоваться в  синхронном ритме с музыкой, либо как самостоятельный элемент  дизайна, например, в качестве декоративной подсветки. Для создания комплексной  установки цветомузыки своими руками применяются различные устройства: автоматы «бегущих огней», лазерные световые излучатели, стробоскопы, проекционные системы, частотные фильтры. Различными могут быть и системы управления цветомузыкой – от простейшего преобразования частоты звука в цветовое излучение  до сложных анализаторов амплитуды, лада и ритма звукового сигнала.

Принцип работы цветомузыкальной аппаратуры заключается  в трансформации звука в цвет переменной интенсивности по определенным параметрам. Чаще всего градация осуществляется по частотному спектру звука. В зависимости  от частотных характеристик звукового  сигнала, цветовой автомат воспроизводит  определенный цвет:

•    20 – 400 Гц – красный

•    400 - 800 Гц – оранжевый

•    800 – 1600 Гц – желтый

•    1600 – 3000 Гц – зеленый

•    3000 – 8000 Гц – голубой

•    8000 – 12000 Гц – синий

•    12000 – 20000 Гц – фиолетовый. 

Любая схема  цветомузыки включает такие основные блоки:

•    Световые излучатели – для сборки цветомузыки своими руками чаще всего используют мощные лампы с напряжением питания до 220В или маломощные лампы-вспышки ИФК-120, ИФК-80.

•    Схемы коммутации светоизлучателей, которые отвечают за включение и выключение, а также регулируют яркость свечения ламп. Простейшие схемы построены симисторах или тиристорах. Более сложные – на оптронах, мощных транзисторах или электромагнитном реле.

•    Несколько схем фильтров. Каждый фильтр настраивается на свой цветовой канал.

Самые простые  схемы цветомузыки построены  по трехканальному принципу. То есть звук преобразовывается в три основных цвета. Как правило, это зеленый, синий и красный. Такую цветомузыку  могут собрать даже начинающие радиолюбители  из доступных недорогих радиодеталей .

К цветомузыке  также можно отнести различные  виды елочных гирлянд и устройства для подсветки интерьера в  виде «мигающих картинок» и «бегущих огней», лазерные световые излучатели, стробоскопы, проекционные системы, частотные фильтры. Различными могут быть и системы управления цветомузыкой – от простейшего преобразования частоты звука в цветовое излучение до сложных анализаторов амплитуды, лада и ритма звукового сигнала. Принцип работы цветомузыкальной аппаратуры заключается в трансформации звука в цвет переменной интенсивности по определенным параметрам.(Ершов В.А.,1948).

1.5 Влияние цветомузыки на организм человека

Целебная сила музыки заслужила признание у  многих народов. Многие известные деятели  медицины различных стран рассматривали  музыку как эффективное средство воздействия на настроение и психическое  состояние, а через него на весь организм больного. Со временем музыкотерапия, т. е. использование музыки в целях  лечения, профилактики и укрепления здоровья, все прочнее вставала на научные рельсы.

И. Р. Тараханов экспериментально проследил действие музыки на ЧСС и ритм дыхания. Его опыты показали, что радостная музыка ускоряет выделение пищеварительных соков, улучшает аппетит, повышает работоспособность и может на время снять мышечную усталость.

В. М. Бехтерев отметил, что даже простые удары метронома, отбивающего определенный ритм, вызывают замедление пульса и успокаивают  или, наоборот, учащение пульса и соответствующее  ощущение усталости и неудовольствия. (Яньшин П.В.,1995).

Цветомузыка существенно  влияет на ритм дыхания. При спокойной  мелодии дыхание обычно становится глубоким и равномерным; музыка, исполняемая  в быстром темпе, вызывает учащение дыхания.

Исследования  показали, что применение цветомузыки  на занятиях влияет и на работу мышц. Мышечная деятельность усиливается, если началу работы предшествует прослушивание  музыкальных произведений. В большинстве  случаев мажорный характер их усиливает  работу мышц, а минорный – ослабляет. Картина меняется в том случае, когда человек утомлен.

В своих работах  В. М. Бехтерев отмечал положительное  влияние музыки на физическое состояние  организма. Он активно пропагандировал  музыку как средство борьбы с переутомлением, утверждал, что наиболее сильный и ярко выраженный эффект дает однородная по своему характеру музыка.

Результаты ряда исследований говорят о благоприятном  влиянии цветомузыки на восстановление после тренировочных занятий  и соревнований. Подбор музыкальных  записей следует проводить очень  тщательно. Он должен соответствовать  склонностям спортсменов. Одни любят  классическую музыку, другие – джазовую, третьи – песни и т. д. . Поэтому у тренера и психолога должна быть разнообразная фонотека. Подбирать музыку следует, имея в виду необходимую направленность воздействия на спортсмена (вызвать радость, бодрость, успокоить и т.д.). При переутомлении, например, хорошо воспринимаются “Утро” Грига, “Молдавия” Сметаны; при меланхолии – “К радости” Бетховена. Успокаивающая и нежная мелодия ноктюрнов Шопена, “Осенней песни” Чайковского способствует восстановлению работоспособности.

Для профилактики переутомления, перегрузок, снятия утомления  широко применяется цветомузыка. В  ней сочетается воздействие целебных звуков музыки и лечебного цвета. Установку с цветомузыкой обычно располагают в комнате отдыха спортсменов, в массажной, в раздевальне. Восстановительный массаж даст больший эффект, если проводится в сопровождении цветомузыки. Когда спортсмены находятся в раздевальне перед выходом на старт или в перерыве между таймами (в футболе), периодами (в хоккее), цветомузыка помогает унять волнение, нормализует функциональное состояние, снимает утомление.

Особенно перспективно использование музыкотерапии как  дополнения к другим методам профилактики и лечения. Музыкотерапию можно  сочетать с любыми средствами восстановительной  терапии. 
 
 

Больше всего  информации об окружающем мире человек  получает с помощью зрения. Свет представляет собой электромагнитные волны, а звук - это механические волны, распространяющиеся в среде. С давних времен это сходство заставляло искать способы соединения воздействия  звуковых и зрительных образов на человека. интервалам между Различные виды синтеза музыки и света лежат в основе цветомузыки. Первыми , кто попытался обосновать психоэстетические основы цветомузыки, были русские музыкальные гении Скрябин и Римский-Корсаков. За основу светозвуковых ассоциаций они брали прежде всего соответствие музыкальных тональностей и определенных цветов. В начале XX века были созданы синтетические музыкальные произведения с использованием цвета, изображения, пространственно-организованного света, например, поэма Скрябина "Прометей", "Счастливая рука" Шенберга. Количество возможных свето-звуковых ассоциаций огромно. Например, определенному ритму музыки, динамике звука соответствует определенный ритм, динамика светового пятна; определенной громкости звука – соответствующий размер светового пятна. Эффекты цветомузыки широко применяются в рок-музыке и постановке массовых зрелищ для усиления воздействия на психику людей. 
Под влиянием чрезмерно громкой, ритмичной музыки толпа часто становится агрессивной. Такое психическое воздействие оказывается на концертах многих современных групп, которые проходят при большом скоплении слушателей, например на стадионах. Цветомузыка давно используется в психотерапевтических целях. Ее применяют при лечении нервных расстройств. Спокойная мелодичная музыка благоприятно воздействует на человека. Она не мешает выполнению работы, способствует концентрации внимания. Исследования показали, что водители, слушавшие в пути спокойную музыку, реагировали на опасность на 10% быстрее, чем водители, в кабине которых звучала громкая ритмичная музыка. 
Цветомузыка прочно вошла в нашу жизнь. Сейчас практически невозможно представить современный дискотечный клуб, ресторан или концертный зал без световых эффектов, которые позволяют создавать в помещении специфический антураж. Для увеличения эмоционального воздействия музыки на слушателя применяется синхронизация звука, света и цвета, то есть цветомузыка. Современная электронная и компьютерная техника, использующаяся в концертных установках, достаточно сложна в эксплуатации. К тому же очень дорога, чтобы использовать ее для домашних музыкальных центров. Однако аналогичные функции, воспроизводимые сложной аппаратурой, можно получить при помощи более простых традиционных устройств: автоматов цветовых эффектов, стробоскопов и цветомузыкальных установок. (Фрилинг Г.,1948).

Информация о работе Цветомузыка как средство увееличения показателей физической подготовленности у детей дошкольного возраста с нарушением слуха