Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 12:47, курсовая работа
В наше время тема развития альтернативных способов получения энергии как нельзя более актуальна. Традиционные источники стремительно иссякают и уже через каких-нибудь пятьдесят лет могут быть исчерпаны. И уже сейчас энергетические ресурсы довольно дороги и в значительной мере влияют на экономику многих государств.
Всё это заставляет жителей нашей планеты искать новые способы получения энергии. Преобразование солнечной энергии в электричество является одним из самых перспективных и активно развиваемых направлений возобновляемой энергетики. Солнечная энергия широко доступна, обладает практически безграничными ресурсами, при ее фотоэлектрическом преобразовании не происходит загрязнения окружающей среды.
Введение………………………………………………………………………….5.
Глава 1. Устройство и принцип работы солнечных элементов.
1.1. История открытия солнечной энергии…………………………………..7.
2.1. Способы получения электричества и тепла из солнечного излучения..12.
2.2. Фотоэлемент. Физический принцип работы фотоэлемента……………13.
2.3. Конструкция солнечного элемента………………………………………14.
2.4. Виды солнечных элементов………………………………………………16.
2.4.1. Фотоэлементы первого поколения – на основе пластин кристаллического кремния…………………………………………………………………………………..17.
2.4.2. Фотоэлементы второго поколения – на основе тонких пленок полупроводников………………………………………………………………………..21.
Фотоэлементы на основе аморфного кремния
Фотоэлементы на основе кристаллических пленок кремния
Фотоэлементы на основе кристаллических пленок CdTe
Фотоэлементы на основе кристаллических пленок CuInSe2 (CIS)
Фотоэлементы на основе кристаллических пленок III-V групп
Фотоэлементы на основе органических материалов
Фотоэлементы на красителях
2.4.3. Фотоэлементы третьего поколения…………………………………………31.
2.5. Потери в солнечных элементах и пути их уменьшения…………….33.
Глава 2. Устройство и принцип работы солнечных батарей. Применение.
2.1. Характеристики и устройство солнечных батарей………………….35.
2.2. Элементы солнечных батарей и дополнительные компоненты……38.
2.2.1. Регуляторы отбора мощности батареи………………………………...……38.
2.2.2. Аккумуляторы в системе солнечной батареи………………………………39.
2.2.3. Регуляторы зарядки и разрядки аккумуляторов……………………………42.
2.2.4. Инверторы………………………………………………………………….…42.
2.3. Применение солнечных батарей…………………………………......44.
2.4. Перспективы использования солнечных батарей…………………..52.
Глава 3. Методы исследований солнечных батарей.
3.1. Модели расчетов мощности солнечных батарей……………………56.
3.1.1. модель КПД;
3.1.2. модель поправочных коэффициентов;
3.1.3. модель физическая;
3.1.4. модель статистическая.
3.2. Анализ работы солнечных батарей в зависимости от природных факторов……………………………………………………………………..59.
3.2.1. Солнечная радиация……………………………………………………........59.
3.2.2. Температура воздуха и скорость ветра……………………………………..60.
3.2.3. Влажность и давление воздуха……………………………………………...61.
3.3. Детальный расчет проектирования солнечной батареи со всеми теоритическими и математическими выкладками и при помощи пакет программ моделирования DesignLab и Matlab Simulink…………….........62.
3.3.1. Алгоритм построения модели СБ……………………………………………63.
3.3.2. Математическая модель солнечного элемента при протекании постоянного тока………………………………………………………………………………………….64.
3.3.3. Определение профиля освещенности………………………………………..66.
3.3.4. Определение необходимой емкости и выбор аккумуляторной батареи…..74.
3.3.5. Определение минимального времени зарядки аккумуляторной батареи…76.
3.3.6. Определение профиля нагрузки……………………………………………..77.
3.3.7. Расчет эффективного значения плотности потока солнечного излучения.79.
3.3.8. Определение факторов, влияющих на выходную мощность солнечных элементов…………………………………………………………………………………..81.
3.3.9. Определение числа последовательно и параллельно соединенных элементов солнечной батареи…………………………………………………………………………85.
Выводы…………………………………………………………………88.
Список использованной литературы………………………………89.
•способность переносить без
последствий перегрузки (как кратковременные,
так и длительные);
•маленькие потери при малых нагрузках
и на холостом ходу;
•стабилизация выходного напряжения;
•низкий коэффициент гармоник;
•высокий КПД;
•отсутствие помех на радиочастотах.
Иностранные фирмы предлагают
широкий ассортимент
К выходному сигналу сетевых инверторов предъявляются наиболее жесткие требования. Для понижения потерь на преобразование такие инверторы работают при высоких входных напряжениях. Поскольку их входные цепи запитываются напрямую от солнечной батареи, инверторы имеют регулятор отбора максимальной мощности (встроенный в инвертор). Сетевые инверторы имеют также блок контроля мощности солнечной батареи (и включаются автоматически, как только мощность солнечной батареи становится достаточной для формирования переменного сигнала).
3.3. Применение солнечных батарей.
Солнечная электростанция - инженерное сооружение, служащее преобразованию солнечной радиации в электрическую энергию. Способы преобразования солнечной радиации различны и зависят от конструкции электростанции.
Получение электроэнергии от
солнца давно применяется во всем
мире. Главной задачей ученых на
данный момент является необходимость
так усовершенствовать
Солнечные электростанции преобразуют энергию солнечной радиации в электроэнергию. Они бывают двух видов:
1. фотоэлектрические - непосредственно преобразуют солнечную энергию в электроэнергию при помощи фотоэлектрического генератора.
2. термодинамические - преобразуют солнечную энергию в тепловую, а потом в электрическую; мощность термодинамических солнечных электростанций выше, чем мощность фотоэлектрических станций.
Фотоэлектрические солнечные электростанции.
Главным элементом фотоэлектрических
станций являются солнечные батареи.
Они состоят из тонких пленок кремния
или других полупроводниковых материалов
и могут преобразовывать
Фотоэлектрические преобразователи
отличаются надежностью, стабильностью,
а срок их службы практически не
ограничен. Они могут преобразовывать
как прямой, так и рассеянный солнечный
свет. Небольшая масса, простота обслуживания,
модульный тип конструкции
Солнечные батареи используют для энергоснабжения автономных потребителей малой мощности, питания радионавигационной и маломощной радиоэлектронной аппаратуры, привода экспериментальных электромобилей и самолётов. Есть надежда, что в будущем им найдут применение в отоплении и электроснабжении жилых домов.
Термодинамические солнечные электростанции.
В устройстве термодинамических солнечных электростанций используют теплообменные элементы с селективным светопоглощающим покрытием. Они способны поглощать до 97% попадающего на них солнечного света. Эти элементы даже за счет обычного солнечного освещения могут нагреваться до 200°С и более. С помощью них воду превращают в пар в обычных паровых котлах, что позволяет получить эффективный термодинамический цикл в паровой турбине. КПД солнечной паротурбинной установки может достигать 20%.
На основе этого эффекта
была разработана конструкция
Пар из баллона отводится
в паровую турбину посредством
гибкого паропровода, а на выходе
из турбины превращается в конденсаторе
в воду. Из него воду с помощью
насоса подают обратно в баллон.
За счет пара накопленного за день, такая
электростанция может работать и
ночью. В течение суток мощность
турбогенератора можно
Главной проблемой является способ размещения солнечных аэростатных электростанций. Такие электростанции можно размещать над землей, над морем или в горах. В каждом случае есть свои плюсы и минусы. Здесь необходимо все учитывать и длину паропровода, и место размещения турбогенератора, и то, чтобы баллоны не мешали движению самолетов
Существуют и другие способы получения энергии от солнца, и если удастся решить все проблемы, то спрос на такую продукцию может быть практически неограничен. С помощью новых разработок можно будет решить проблемы энергоснабжения отсталых труднодоступных районов, сократить потребление топливных ресурсов в больших мегаполисах, защитить окружающую среду от излишнего загрязнения выбросами вредных веществ.
Типы солнечных электростанций.
Все солнечные электростанции (сэс) подразделяют на несколько типов:
" СЭС башенного типа.
" СЭС тарельчатого типа.
" СЭС, использующие фотобатареи.
" СЭС, использующие параболические концентраторы.
" Комбинированные СЭС.
" Аэростатные солнечные электростанции.
СЭС башенного типа.
Данные электростанции основаны на принципе получения водяного пара с использованием солнечной радиации. В центре станции стоит башня высотой от 18 до 24 метров (в зависимости от мощности и некоторых других параметров высота может быть больше либо меньше), на вершине которой находится резервуар с водой. Этот резервуар покрыт чёрным цветом для поглощения теплового излучения. Также в этой башне находится насосная группа, доставляющая пар на турбогенератор, который находится вне башни. По кругу от башни на некотором расстоянии располагаются гелиостаты. Гелиостат - зеркало площадью в несколько квадратных метров, закреплённое на опоре и подключённое к общей системе позиционирования. То есть, в зависимости от положения солнца, зеркало будет менять свою ориентацию в пространстве. Основная и самая трудоемкая задача - это позиционирование всех зеркал станции так, чтобы в любой момент времени все отраженные лучи от них попали на резервуар. В ясную солнечную погоду температура в резервуаре может достигать 700 градусов. Такие температурные параметры используются на большинстве традиционных тепловых электростанций, поэтому для получения энергии используютс я стандартные турбины. Фактически на станциях такого типа можно получить сравнительно большой КПД (около 20 %) и высокие мощности.
Пример: Солнечная башня, Севилья, Испания. Построена в 2007 СЭС в Крыму.
В Крыму была построена СЭС такого же типа в Щёлкино как резервный источник электричества для планируемой там АЭС. Но по большому счету, эта станция была экспериментальной: ее мощность 5 МВт. При эксплуатации этой станции было выявлено множество трудностей. Одна из них - система позиционирования отражателей практически полностью (95 %) расходовала энергию, вырабатываемую станцией. Также возникали трудности с очисткой зеркал. Вскоре эта станция прекратила своё существование и была разворована.
СЭС тарельчатого типа.
Данный тип СЭС использует
принцип получения
СЭС, использующие фотобатареи.
СЭС этого типа в настоящее время очень распространены, так как в общем случае СЭС состоит из большого числа отдельных модулей (фотобатарей) различной мощности и выходных параметров. Данные СЭС широко применяются для энергообеспечения как малых, так и крупных объектов (частные коттеджи, пансионаты, санатории, промышленные здания и т. д.). Устанавливаться фотобатареи могут практически везде, начиная от кровли и фасада здания и заканчивая специально выделенными территориями. Установленные мощности тоже колеблются в широком диапазоне, начиная от снабжения отдельных насосов, заканчивая электроснабжением небольшого посёлка.
СЭС, использующие параболические концентраторы.
Принцип работы данных СЭС заключается в нагревании теплоносителя до параметров, пригодных к использованию в турбогенераторе.
Конструкция СЭС: на ферменной
конструкции устанавливается
Комбинированные СЭС.
Часто на СЭС различных
типов дополнительно
Солнечная энергетика - непосредственное
использование солнечного излучения
для получения энергии в каком-
Солнечный транспорт.
Фотоэлектрические элементы могут устанавливаться на различных транспортных средствах: лодках, электромобилях и гибридных автомобилях, самолётах, дирижаблях и т.д.
Фотоэлектрические элементы вырабатывают электроэнергию, которая используется для бортового питания транспортного средства, или для электродвигателя электрического транспорта.
В Италии и Японии фотоэлектрические элементы устанавливают на крыши ж/д поездов. Они производят электричество для кондиционеров, освещения и аварийных систем.
Компания Solatec LLC продаёт тонкоплёночные фотоэлектрические элементы для установки на крышу гибридного автомобиля ToyotaPrius. Тонкоплёночные фотоэлементы имеют толщину 0,6 мм, что никак не влияет на аэродинамику автомобиля. Фотоэлементы предназначены для зарядки аккумуляторов, что позволяет увеличить пробег автомобиля на 10%.
Самолеты на солнечных батареях.
Одним из самых
важных достижений не только в самой истории
самолетостроения, но и в самолетостроении
21 века – стало, безусловно, создание самолетов
на солнечных батареях, способных длительное
время находиться в воздухе, не расходуя
при этом ни капли горючего. Моторы таких
самолетов работают только за счет электричества,
вырабатываемого лучами солнца.
Эта отрасль в самолетостроении
является приоритетной из-за своих положительных
перспектив. Экологически чистый транспорт
- это не только очень модно, но и со временем
становится жизненно необходимой мерой.
Учащающиеся примеры последствий глобального
потепления и его антропогенная природа
заставляет человечество искать альтернативные
виды топлива. Такие самолеты существенно
экономят электроэнергию, т.к. солнечная
энергия является возобновляемым источником.
Для обеспечения полноценной
работы четырех электромоторов на крыльях
самолета расположены солнечные батареи
общей площадью 200-300 квадратных метров.
КПД самых лучших батарей составляет около
30%, но они имеют существенный недостаток
- они самые тяжелые и толстые. Поэтому
в строительстве используют более легкие
и тонкие литиевые аккумуляторы весом
450 – 500 кг. В целях снижения массы конструкция
самолета предполагает применение деталей
сделанных из облегченных материалов.
Корпус самолета изготавливается из сверхлегких
материалов, а все конструкции самолета
сделаны из прочных углепластиков. Используя
энергию солнца, они могут летать и днем,
и ночью, как обычные самолеты.
Принцип работы самолета
на солнечных батареях состоит в том, что
днем он поднимается со скоростью в 35 км/час
на максимальную высоту 9500 метров, получая
энергию от 12000 фотогальванических элементов,
которые расположены на крыльях самолета
размахом 65 метров. Это необходимо для
того, чтобы солнечные батареи полностью
зарядились, а затем самолет опускается
до высоты 1500 метров и совершает ночной
полет на этой высоте. Крейсерская скорость
самолета на солнечных батареях сопоставима
со скоростью движения автомобиля по городу
— около 70 км/ч, это скоростное ограничение
связано с недостаточной мощностью двигателей
(каждый двигатель мощностью 10 лошадиных
сил). К тому же для экономии электроэнергии
самолет должен стабильно поддерживать
такую скорость. Утром следующего дня
самолет вновь набирает высоту, чтобы
подзарядиться солнечной энергией, а с
приближением ночи опускается и летит,
благодаря накопленной днем энергии.
Область применения самолетов
на солнечных батареях довольно обширна.
Такие аппараты нужны для разведки и связи,
а также для осуществления наблюдения
за поверхностью земли в тех или иных научных,
гражданских и военных целях. Главное
их преимущество - способность на длительное
время зависать над определенным участком
местности.
Пока что успехи в этой области
касаются только беспилотных самолетов,
но уже сейчас ведутся технические и конструкторские
работы по усовершенствованию беспилотных
самолетов и их превращению в пилотируемые.
Планируются строительство более крупных
моделей, в которых будет использована
усовершенствованная летная аппаратура,
вдобавок кабина пилота будет полностью
герметичной. Глобальная цель создания
таких самолетов – осуществление пилотируемого
полета вокруг Земли с минимальным числом
посадок исключительно за счет солнечной
энергии. И вот в 2012 году самолет с двигателем
на солнечных батареях и не выбрасывающий
в атмосферу загрязняющие вещества, совершает
первый кругосветный полет.