Упрощённая система налогообложения РБ

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 19:57, курсовая работа

Краткое описание

Неотъемлемой частью любого государства в любые времена была налоговая система, основная цель существования которой заключается в обеспечении текущих потребностей государства.
Начало создания налоговой системы Республики Беларусь связано с образованием суверенного государства Республики Беларусь. С 1 января 1992 г. вступил в силу Закон Республики Беларусь «О налогах и сборах,

Оглавление

Содержание
Введение 3
Глава 1. Упрощенная система налогообложения как особый режим налогообложения. 4
1.1. История формирования упрощенной системы налогообложения в Республике Беларусь. 5
1.2. Основные характерные черты упрощенной системы налогообложения. 8
Глава 2. Юридическая конструкция упрощенной системы налогообложения. 13
Глава 3. Упрощенная система налогообложения как способ стимулирования в налоговом праве. 22
Заключение 24
Список используемых источников

Файлы: 1 файл

Министерство образования Республики Беларусь.docx

— 46.70 Кб (Скачать)

 

Введение

Неотъемлемой частью любого государства в любые времена  была налоговая система, основная цель существования которой заключается  в обеспечении текущих потребностей государства.

Начало создания налоговой  системы Республики Беларусь связано  с образованием суверенного государства  Республики Беларусь. С 1 января 1992 г. вступил  в силу Закон Республики Беларусь «О налогах и сборах,

взимаемых в бюджет Республики Беларусь», а позже и ряд других законов по каждому налогу, заложивших правовую базу налогообложения в стране.

Одна из функций налоговой  системы заключается в стимулировании развития перспективных отраслей и  сфер экономики. Для выполнения этой функции помимо основного режима налогообложения существуют специальные  налоговые режимы.

Упрощённая система налогообложения - это специальный налоговый режим, направленный на снижение налоговой  нагрузки на субъекты малого бизнеса  и среднего бизнеса, а также облегчения и упрощения ведения налогового учёта и бухгалтерского учёта.

В связи с тем, что упрощенная система налогообложения исключает  необходимость уплаты некоторых  налогов (обильно представленных в  общей системе налогообложения), законодательно закреплены ограничения  по субъектам хозяйствования, средней  численности работников, объему валовой  выручки в течение первых девяти месяцев года, предшествующего году, с которого претендуют на ее применение, индивидуальные предприниматели.

 

 

 

Глава 1. Упрощенная система  налогообложения как особый режим  налогообложения.

Упрощенная система налогообложения (УСН) не является отдельным видом  налога, это специальный налоговый  режим, который применяется организациями  и индивидуальными предпринимателями  наряду с общей системой налогообложения. Под специальным режимом понимается особая форма исчисления и уплаты налогов и сборов в течении определенного периода времени, который применяется случаях и в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом Республики Беларусь.

Упрощенная система налогообложения  регулируется указом Президента РБ от 9 марта 2007 г. № 119 «Об упрощенной системе  налогообложения»[7]. Указом утверждено Положение об упрощенной системе налогообложения.

В целях упрощения порядка  налогообложения, создания благоприятных  условий для осуществления предпринимательской  деятельности правительством Республики Беларусь было принято предоставить возможность организациям и индивидуальным предпринимателям, чья хозяйственная  деятельность отвечает определенным условиям использовать систему упрощенного  налогообложения, которая позволяет  значительно упростить процедуру  уплаты налогов, а так же сократить  их количество до минимума.

Уплата Налога при упрощенной системе налогообложения заменяет уплату налогов, сборов (пошлин), отчислений в государственные целевые бюджетные  и внебюджетные фонды, арендной платы  за земельные участки, находящиеся  в государственной собственности, арендодателями которых являются сельские, поселковые, районные, Минский городской  и городские (городов областного подчинения) исполнительные комитеты.

 

Сущность единого налога, уплачиваемого в связи с применением  упрощенной системы налогообложения  организациями и индивидуальными  предпринимателями, заключается в  том, что он заменяет уплату целого ряда налогов, устанавливаемых общим  налоговым режимом.

 

    1. История формирования упрощенной системы налогообложения в Республике Беларусь.

 

В Беларуси упрощенная система  налогообложения применяется с 1998 года. Однако по ряду причин она не получила в свое время действительно широкого распространения. Новое дыхание  упрощенной системе налогообложения  придал вступивший в силу в 2007 году указ №119, которым было утверждено положение  об упрощенной системе налогообложения. Основными его нововведениями являлись: существенное расширение критериев по численности наемных работников и валовой выручки, используемых для перехода на упрощенную систему налогообложения, упрощение статистической и бухгалтерской отчетности для микроорганизаций, предоставление микросубъектам права принятия решений по применению упрощенной системы налогообложения с уплатой и без уплаты налога на добавленную стоимость самостоятельно, установление преференциальных условий ее применения в сельской местности и малых городах. Работа организаций, перешедших с 1 июля 2007 года в соответствии с Указом № 119 на упрощенную систему налогообложения, показала, что при ведении бухгалтерского учета по упрощенной системе налогообложения труд бухгалтера существенно облегчился и упростился:

- четко регламентированная  Указом № 119 налоговая база  исключает возможность иного  толкования терминов и определений,  а также возможность ошибок  при определении валовой выручки  и валового дохода;

- возможные ошибки при  определении себестоимости не  влияют на величину налоговой  базы и, следовательно, на величину  налога при упрощенной системе налогообложения. Таким образом ликвидируется возможность появления штрафных санкций;

- при упрощенной системе налогообложения организации, являющиеся плательщиками налога на добавленную стоимость, исчисляют и уплачивают два налога, а не являющиеся плательщиками налога на добавленную стоимость исчисляют и уплачивают один налог. Соответственно, в налоговые органы представляются две или одна налоговые декларации в месяц;

- для организаций средней  численностью до 15 человек статистическая  отчетность сократилась до одного  квартального и двух-трех годовых  отчетов: формы 1-МП "Квартальный  отчет о финансово-хозяйственной  деятельности субъекта малого  предпринимательства", формы 6-т  (кадры) "Отчет о численности,  составе и профессиональном обучении  кадров" (годовая), формы 7-ТВН "Отчет  о численности потерпевших при  несчастных случаях на производстве  и профессиональных заболеваниях" (годовая) и формы 1-реклама  "Отчет об оказании услуг в области рекламы" (годовая, для организаций, основным видом деятельности которых является производство и (или) размещение (распространение) рекламы);

- при автоматизированном  бухгалтерском учете программа  по упрощенной системе налогообложения прикрепляется к существующему лицензионному продукту, стоимость программы упрощенной системы налогообложения небольшая и не требует от бухгалтера дополнительного обучения. Бухгалтерский учет ведется в обычной бухгалтерской программе, прикрепленная программа по упрощенной системе формирует все необходимые ведомости и налоговые декларации (одну или две в месяц) автоматически;

- суммарная налоговая  нагрузка для организаций и  индивидуальных предпринимателей, занимающихся оказанием услуг  или выпускающих продукцию с  низкой материалоемкостью (с "низким" входным НДС) или высокой рентабельностью,  оказалась ниже, чем при обычной  системе налогообложения;

- с 1 января 2008 года к  организациям и индивидуальным  предпринимателям, применяющим упрощенную систему налогообложения и ведущим учет в книге учета доходов и расходов, Указом Президента Республики Беларусь № 694 отменено требование представления в органы ценообразования экономического обоснования повышения отпускных цен и тарифов на производимые ими товары, работы, услуги (за исключением медицинских услуг); а также отменена регистрация цен и тарифов (в случае их изменения) в порядке, определяемом Советом Министров Республики Беларусь; [8]

- бухгалтерская отчетность  организаций и индивидуальных  предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения и ведущих бухгалтерский учет, состоит из:

  • бухгалтерского баланса;
  • отчета о прибылях и убытках;
  • пояснительной записки.

В итоге данные нововведения оказали положительный результат. По состоянию на 1 декабря 2008 года упрощенную систему налогообложения применяли 35 289 организаций и ИП, что в 9,6 раза больше, чем по состоянию на 1 июля 2007 года и в 4 раза больше, чем на 1 января 2008 года.

 

 

 

    1. Основные характерные черты упрощенной системы налогообложения.

 

Упрощенная система налогообложения  применяется организациями и  индивидуальными предпринимателями, валовая выручка которых в  течение первых девяти месяцев года, предшествующих году, с которого они  претендуют на применение упрощенной системы, составляет не более 2 861,25 млн. рублей (в 2011 году – 3,4 млрд. рублей) и средняя численность работников организации за каждый месяц не более 100 человек.

Численность работников организации в среднем за период с начала года по отчетный период включительно определяется путем суммирования средней численности работников за все месяцы, истекшие за период с начала года по отчетный период включительно, и деления полученной суммы на число истекших месяцев. Она за каждый месяц определяется как списочная численность работников в среднем за месяц.

 Расчет численности работников производится в целом по организации, включая филиалы, представительства и иные ее обособленные подразделения.

Уплата налога при упрощенной системе:

1. заменяет уплату налогов,  сборов (пошлин) и отчислений в  бюджет или государственные внебюджетные  фонды, арендной платы за земельные  участки, находящиеся в государственной  собственности, арендодателями которых  являются сельские, поселковые, районные, Минский городской и городские  (городов областного подчинения) исполнительные комитеты, отчислений  в инновационные фонды, образуемые  в соответствии с законодательными  актами.

2. не освобождает от  перечисления в соответствии  с законодательством части прибыли  (дохода) в бюджет республиканские  и коммунальные унитарные предприятия,  имущество которых находится  на праве хозяйственного ведения,  хозяйственные общества, в отношении  которых Республика Беларусь  либо ее административно-территориальная  единица, обладая акциями (долями  в уставных фондах) или иным, не  противоречащим законодательству  образом, может определять решения,  принимаемые этими хозяйственными  обществами.

Пользователи упрощенной системы также не освобождаются от уплаты:

налогов, сборов (пошлин), взимаемых  при ввозе (вывозе) товаров на территорию Республики Беларусь;

государственной пошлины;

патентных пошлин;

консульского сбора;

оффшорного сбора;

гербового сбора;

сбора за проезд автомобильных  транспортных средств иностранных  государств по автомобильным дорогам  общего пользования Республики Беларусь;

налога на прибыль в  отношении:

прибыли, полученной от реализации (погашения) ценных бумаг;

обязательных страховых  взносов и иных платежей в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь;

налога на добавленную  стоимость;

налога на недвижимость со стоимости принадлежащих индивидуальным предпринимателям зданий и сооружений (их частей), не используемых в предпринимательской  деятельности;

земельного налога, арендной платы за землю, налога на недвижимость для некоммерческих организаций.

При установлении иных налогов, сборов (пошлин) и отчислений в бюджет либо в государственные внебюджетные фонды обязанность по их уплате возлагается  на организации и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему.

Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему:

  • с численностью работников в среднем за период с начала года по отчетный период включительно не более 15 человек, если размер их валовой выручки нарастающим итогом с начала года составляет не более 1177200000 белорусских рублей, вправе уплачивать налог на добавленную стоимость при реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав. При этом налог на добавленную стоимость уплачивается до окончания налогового периода в отношении всех объектов обложения этим налогом. Действие настоящего подпункта не распространяется на организации и индивидуальных предпринимателей, которые используют в качестве налоговой базы валовой доход;
  • уплачивающие налог на добавленную стоимость, вправе перейти на применение упрощенной системы без уплаты налога на добавленную стоимость с начала нового отчетного (налогового) периода при условии одновременного соблюдения критериев средней численности работников и валовой выручки;
  • исполняют обязанности налоговых агентов, в том числе удерживают при выплате заработной платы и иных доходов с начисляемых (перечисляемых) сумм налоги, сборы (пошлины) в порядке, установленном настоящим Кодексом.

Не вправе применять упрощенную систему:

организации и индивидуальные предприниматели:

  • производящие подакцизные товары;
  • реализующие ювелирные изделия из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней (включая сдачу указанных изделий ломбардами в Государственное хранилище ценностей Министерства финансов Республики Беларусь);
  • занимающиеся игорным бизнесом;

осуществляющие:

  • лотерейную деятельность;
  • туристическую деятельность;
  • профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг;
  • деятельность в рамках простого товарищества и (или) хозяйственной группы, холдинга;
  • деятельность в качестве резидентов свободных экономических зон или Парка высоких технологий;
  • деятельность по организации и проведению электронных интерактивных игр;

Информация о работе Упрощённая система налогообложения РБ