Управление сбалансированностью федерального бюджета

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 17:37, реферат

Краткое описание

Федеральный бюджет предназначен для исполнения расходных обязательств Российской Федерации. На современном этапе развития бюджетной системы России федеральный бюджет характеризуется повышенной степенью контроля за целевым расходованием бюджетных средств в ходе исполнения бюджета. Кроме того, на федеральный уровень бюджетной системы возлагаются наиболее масштабные, стратегически обоснованные и политически связанные расходные полномочия, например, национальная оборона, международная деятельность, социальная политика, обслуживание государственного долга.

Оглавление

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 2
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РФ 4
1.1.Бюджетная система РФ и принципы ее построения 4
1.2. Бюджетная сбалансированность 7
1.3. Дефицит и профицит Федерального бюджета 13
2.СБАЛАНСИРОВАННОСТЬ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА РФ 17
2.1. Анализ доходов и расходов Федерального бюджета 2008-2014 гг. 17
2.2. Источники финансирования дефицита федерального бюджета 21
3.ПРОБЛЕМЫ СБАЛАНСИРОВАННОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 34

Файлы: 1 файл

Управление сбалансированностью Федерального бюджета.doc

— 251.50 Кб (Скачать)

Возможным долгосрочным источником стабилизации и балансировки доходов бюджета правительство  РФ видит Таможенный Союз (России, Белоруссии и Казахстана). Выгоды от образования единого таможенного пространства будут стимулировать рост экономики России (также и других стран-участниц), что обеспечит прирост ВВП, а, следовательно, и доходы федерального бюджета Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

3.ПРОБЛЕМЫ СБАЛАНСИРОВАННОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

 

В принятом федеральном  бюджете на 2012 г. и на плановый период 2013-2014 гг. планируется дефицит бюджета  – в размере 876,6 млрд. руб. или 1,% ВВП.  Данный бюджет сформирован исходя из следующих параметров макроэкономического прогноза: рост ВВП в 2012 г. ожидается в размере 3,7%; инфляция – в размере 6%, что на 1% ниже, чем в 2011 г., цена на нефть марки «Urals» планируется в размере 100 дол. за баррель.

Т.е. общая сбалансированность бюджета может быть достигнута лишь при цене на нефть 117 дол. за баррель. Изменение величины цены на нефть только на 1 дол. увеличит или уменьшит бюджетные доходы  на 55 млрд. руб.  Еще недавно Россия имела масштабный профицит при ценах на нефть на уровне 60-70 долларов за баррель. Сейчас же и показателя 100-120 оказывается недостаточно. Еще выше цены вряд ли вырастут в обозримой перспективе, а вот упасть в случае, например, долгового кризиса в Европе могут запросто. Поэтому  основная проблема состоит в зависимости поступлений доходных источников в бюджет от внешнеэкономической конъюнктуры.

В трехлетнем бюджете  предусмотрено снижение зависимости  от нефти,  то есть общая сбалансированность бюджета при цене на нефть снижается. Если общая сбалансированность бюджета в 2012 году, будет достигнута при цене на нефть 117,2 долларов за баррель, то в 2014 году - 107 долларов. Предусмотрено постепенное сокращение дефицита бюджета, а на 2015 г. планируется выход на бездефицитный бюджет.

Постепенно будет сокращаться размер и ненефтегазового дефицита. то есть дефицит бюджета, в случае, если доходы от нефтегазового сектора к нам бы не поступали.10

На сегодняшний день дефицит бюджета России в начале 2012 года оказался сенсационно высоким, составив почти 250 миллиардов рублей за два месяца. В прошлом году в этот же период бюджет был профицитным, а сейчас дефицит сразу вдвое превысил прогнозы.

Значительный дефицит  бюджета России, сложившийся в  январе-феврале 2012 года на уровне около 245 миллиардов рублей, связан с более активным расходованием средств министерствами и ведомствами страны. Об этом заявил министр финансов Антон Силуанов, передает "Интерфакс".

По словам Силуанова, за два месяца текущего года было израсходовано 16,7 процента средств, предусмотренных в бюджете. В прошлом году за аналогичный период было потрачено 12,8 процента средств. "В этом году как никогда идет хорошее использование бюджетных ресурсов", - добавил глава Минфина, объяснив это тем, что Минобороны более эффективно заключает контракты в рамках оборонзаказа, а также переходом на новую систему взаимоотношений с бюджетными учреждениями.

«Мы перешли на новую  форму взаимоотношений с бюджетными учреждениями, то есть целый ряд министерств и ведомств перечислил субсидии в квартальной сумме — об этом мы уже говорили. Также мы говорили о том, что в этом году по Министерству обороны очень неплохо идет контрактация. Министерство обороны также перечисляет средства бюджета непосредственно уже исполнителям гособоронзаказа, поэтому бюджетный дефицит связан именно с более равномерным расходованием бюджетных средств», — пояснил министр.

Напомним, что ранее  чиновники и экономисты не раз  говорили о том, что бюджетные  деньги расходуются с большим опозданием и основная сумма денег, заложенных в расходную часть бюджета на год, перечисляется под новый год. Это создавало препятствия для получателей денег, госзаказа и ФЦП.

По официальному прогнозу, по итогам всего 2012 года дефицит бюджета должен составить около 900 миллиардов рублей, или 1,5 процента от годового ВВП. По данным Минфина, прошлый год Россия завершила с профицитом в 427,8 миллиарда рублей в номинальном выражении. Таким образом,  заметны отклонения от за планируемых прогнозов11.

В 2009-2010 годах подобную проблему удалось разрешить за счет накопленных в государственных  фондах резервов. Сейчас их объем недостаточно высок, чтобы закрывать дефицит  на протяжении нескольких лет. В случае чего придется либо повышать налоги, либо идти на рынок заимствований. Какова будет реакция этого рынка, если Россия начнет брать в долг в больших объемах, предсказать трудно. Ситуация осложняется тем, что расходы и дальше будут расти.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Соблюдение баланса  бюджета – это нелегкая задача на любом уровне управления, даже если это личный бюджет, а уж тем более нелегка она на федеральном уровне. Для стабилизации экономики и соблюдения баланса бюджета следует экономно расходовать оставшиеся накопленные средства и рационально строить не только систему доходов, но и систему расходов средств федерального бюджета. Доходная же часть должна преимущественно перестраиваться в социально-ориентированную систему, дающую с одной стороны средства на подпитку бюджета, с другой не угнетающую население страны, так как от экономического развития каждого жителя зависит совокупность поступлений в тот же бюджет. Чем больше у человека, у предприятия возможностей для развития и экономического взлета тем больше со временем будут налоговые и неналоговые поступления в бюджет. 

Итак, на данном этапе  наиболее остро стоит задача покрытия дефицита бюджета и снижение зависимости  федерального бюджета от внешнеэкономической  конъюнктуры.

       Проведенный  анализ  федерального бюджета  в 2008-2011 г.г. и на плановый  период 2012-2014 позволил выявить следующие факты. За анализируемый период наблюдается устойчивая тенденция роста доходов федерального бюджета, постепенное сокращение дефицита бюджета.       

Для макроэкономической стабильности необходимо:

  • создавать благоприятный инвестиционный климат, для чего необходимо ввести налоговые льготы;
  • развивать наукоемкие отрасли и ускорять развитие экономики;
  • перестраивать систему экспортной ориентации с экспорта сырья на экспорт высокотехнологичного оборудования, вкладывать средства в развитие производства продукции с высокой степенью обработки;
  • необходимо не просто закрывать дыры в бюджете, а вкладывать средства так, чтобы в дальнейшем они приносили прибыль;
  • снизить зависимость поступлении доходных источников в бюджет от цен на нефть;
  • обеспечить стабильность курсовой политики;
  • снизить инфляцию;
  • обеспечить планируемые темпы роста экономики на следующий год.

 

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Бюджетный кодекс РФ.
  2. Федеральный закон от 30 ноября 2011 года № 371-ФЗ «О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов»
  3. Федеральный закон от 28 декабря 2009 г. № 382–ФЗ «Об исполнении Федерального бюджета за 2008 год».
  4. Федеральный закон от 3 ноября 2010 г.  № 255–ФЗ «Об исполнении Федерального бюджета за 2009 год».
  5. Федеральный закон Российской Федерации от 7 октября 2011 г. № 272-ФЗ «Об исполнении Федерального бюджета за 2010 год».
  6. О бюджетной политике в 2012-2014 годах: Бюджетное Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 29 июня 2011 г.
  7. Постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2007 года №955 «О порядке управления средствами Резервного Фонда».
  8. Постановление Правительства Российской Федерации от 19 января 2008 года № 18 «О порядке управления средствами Фонда национального благосостояния».
  9. Афанасьев Мст. Управление сбалансированностью федерального бюджета: иностранный долг перед Россией /Мст. Афанасьев, И.  Кривогов // Вопросы Экономики. – 2005. – №4. – с.4.
  10. Бюджетная система Российской Федерации: учеб. / Под ред. М.В.Романовского, О.В.Врублевской. 2-е изд., испр. и перераб. М.: Юрайт, 2008. – 565 с.
  11. Колчин С. П., Морозова Е. А., Окунева Л. П., Пилипенко О. И., Поляк Г. Б., Поляк Г. Б. Бюджетная система России. - M.:ЮНИТИ, 2008. – 703 с.
  12. Меньшиков С.М. Новая экономика. Основы экономических знаний: учебник для вузов / С.М. Меньшиков. – М. : Международные отношения, 2002. – 367 с.
  13. Попова Е.В. Стабилизационный фонд: новые возможности // Россия и современный мир, 2007 №3, с. 152 – 164.
  14. Соколова А.А. О проблемах несбалансированности в бюджетной системе Российской Федерации / А.А. Соколова // Финансы и кредит. – 2011. –№38. –С. 10-14.
  15. Сорокина Т.В., Файберг Т.В., Деревцова И.В. Бюджетный учет: учебно-практическое пособие. – Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2007. – 203 с.
  16. Фетисов В.Д.  Бюджетная система Российской Федерации: Учеб. пособие для вузов.- М.: ЮНИТИ-ДАНА. 2010.- 367 с.
  17. Издательский дом «Бюджет» [Электронный ресурс] С.В. Разгулин. – Налоги в 2011–2012 годах –   режим доступа:   http://bujet.ru. – (15.01.2011)
  18. Официальный сайт Министерства финансов РФ  // http://www.minfin.ru.
  19. Сборник научных трудов Института бизнеса и права [Электронный ресурс] Филипчук О.А. – СПб.: Россия на пути выхода из экономического кризиса –   режим доступа:   http://www.ibl.ru. – 2010 г.
  20. "Лента.Ру"  [Электронный ресурс] ; Дмитрий Мигунов: Глава Минфина назвал причины резкого роста бюджетного дефицита. – режим доступа: http//www/lenta.ru/ – (15.03.2012).

1 Бюджетная система Российской Федерации: Учебник для вузов. 4-е изд. / Под ред. О. Врублевской, М. Романовского. – МПб.: Питер, 2008.- с. 53.

2 Фетисов В.Д.  Бюджетная система Российской Федерации: Учеб. пособие для вузов.- М.: ЮНИТИ-ДАНА. 2010.- 367 с.

3 Бюджетный кодекс РФ с изм. и доп.

4 Википедия [Электронный ресурс]; Бюджет США. – режим доступа: http://ru.wikipedia.

5 Новости. Экономика. Вести [Электронный ресурс]; Профицит бюджета России в 2011 году составил 0,8% ВВП. – режим доступа: http://www.vesti.ru/doc.html?id=690571

6 «Голд.ру». [Электронный ресурс]: Профицит бюджета РФ в 2011 году более чем 400 млрд. руб. режим доступа: http://gold.ru/articles/economics/proficit-bjudzheta-rossii-v-2011-godu-bolee-400-mlrd-rublej.html

7 Гарант [Электронный ресурс]; Основные направления бюджетной политики на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов.- режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/12077757/

8 Сборник научных трудов Института бизнеса и права [Электронный ресурс] Филипчук О.А.- СПб.: Россия на пути выхода из экономического кризиса -  режим доступа:   http://www.ibl.ru. – 2010 г.

9  Издательский дом «Бюджет» [Электронный ресурс] С.В. Разгулин.- Налоги в 2011–2012 годах -  режим доступа:   http://bujet.ru. – (15.01.2011)

10 Силуанов А.Г. Бюджет макроэкономической стабильности / А.Г. Силуанов // Финансы. – 2011. - №12. – С. 3-7.

11  "Лента.Ру"  [Электронный ресурс] ; Дмитрий Мигунов:  Глава Минфина назвал причины резкого роста бюджетного дефицита. – режим доступа: http//www/lenta.ru/ - (15.03.2012).

 


Информация о работе Управление сбалансированностью федерального бюджета