Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 17:37, реферат
Федеральный бюджет предназначен для исполнения расходных обязательств Российской Федерации. На современном этапе развития бюджетной системы России федеральный бюджет характеризуется повышенной степенью контроля за целевым расходованием бюджетных средств в ходе исполнения бюджета. Кроме того, на федеральный уровень бюджетной системы возлагаются наиболее масштабные, стратегически обоснованные и политически связанные расходные полномочия, например, национальная оборона, международная деятельность, социальная политика, обслуживание государственного долга.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 2
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РФ 4
1.1.Бюджетная система РФ и принципы ее построения 4
1.2. Бюджетная сбалансированность 7
1.3. Дефицит и профицит Федерального бюджета 13
2.СБАЛАНСИРОВАННОСТЬ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА РФ 17
2.1. Анализ доходов и расходов Федерального бюджета 2008-2014 гг. 17
2.2. Источники финансирования дефицита федерального бюджета 21
3.ПРОБЛЕМЫ СБАЛАНСИРОВАННОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 34
Возможным долгосрочным источником стабилизации и балансировки доходов бюджета правительство РФ видит Таможенный Союз (России, Белоруссии и Казахстана). Выгоды от образования единого таможенного пространства будут стимулировать рост экономики России (также и других стран-участниц), что обеспечит прирост ВВП, а, следовательно, и доходы федерального бюджета Российской Федерации.
В принятом федеральном бюджете на 2012 г. и на плановый период 2013-2014 гг. планируется дефицит бюджета – в размере 876,6 млрд. руб. или 1,% ВВП. Данный бюджет сформирован исходя из следующих параметров макроэкономического прогноза: рост ВВП в 2012 г. ожидается в размере 3,7%; инфляция – в размере 6%, что на 1% ниже, чем в 2011 г., цена на нефть марки «Urals» планируется в размере 100 дол. за баррель.
Т.е. общая сбалансированность бюджета может быть достигнута лишь при цене на нефть 117 дол. за баррель. Изменение величины цены на нефть только на 1 дол. увеличит или уменьшит бюджетные доходы на 55 млрд. руб. Еще недавно Россия имела масштабный профицит при ценах на нефть на уровне 60-70 долларов за баррель. Сейчас же и показателя 100-120 оказывается недостаточно. Еще выше цены вряд ли вырастут в обозримой перспективе, а вот упасть в случае, например, долгового кризиса в Европе могут запросто. Поэтому основная проблема состоит в зависимости поступлений доходных источников в бюджет от внешнеэкономической конъюнктуры.
В трехлетнем бюджете предусмотрено снижение зависимости от нефти, то есть общая сбалансированность бюджета при цене на нефть снижается. Если общая сбалансированность бюджета в 2012 году, будет достигнута при цене на нефть 117,2 долларов за баррель, то в 2014 году - 107 долларов. Предусмотрено постепенное сокращение дефицита бюджета, а на 2015 г. планируется выход на бездефицитный бюджет.
Постепенно будет сокращаться размер и ненефтегазового дефицита. то есть дефицит бюджета, в случае, если доходы от нефтегазового сектора к нам бы не поступали.10
На сегодняшний день дефицит бюджета России в начале 2012 года оказался сенсационно высоким, составив почти 250 миллиардов рублей за два месяца. В прошлом году в этот же период бюджет был профицитным, а сейчас дефицит сразу вдвое превысил прогнозы.
Значительный дефицит бюджета России, сложившийся в январе-феврале 2012 года на уровне около 245 миллиардов рублей, связан с более активным расходованием средств министерствами и ведомствами страны. Об этом заявил министр финансов Антон Силуанов, передает "Интерфакс".
По словам Силуанова, за два месяца текущего года было израсходовано 16,7 процента средств, предусмотренных в бюджете. В прошлом году за аналогичный период было потрачено 12,8 процента средств. "В этом году как никогда идет хорошее использование бюджетных ресурсов", - добавил глава Минфина, объяснив это тем, что Минобороны более эффективно заключает контракты в рамках оборонзаказа, а также переходом на новую систему взаимоотношений с бюджетными учреждениями.
«Мы перешли на новую
форму взаимоотношений с
Напомним, что ранее чиновники и экономисты не раз говорили о том, что бюджетные деньги расходуются с большим опозданием и основная сумма денег, заложенных в расходную часть бюджета на год, перечисляется под новый год. Это создавало препятствия для получателей денег, госзаказа и ФЦП.
По официальному прогнозу, по итогам всего 2012 года дефицит бюджета должен составить около 900 миллиардов рублей, или 1,5 процента от годового ВВП. По данным Минфина, прошлый год Россия завершила с профицитом в 427,8 миллиарда рублей в номинальном выражении. Таким образом, заметны отклонения от за планируемых прогнозов11.
В 2009-2010 годах подобную проблему удалось разрешить за счет накопленных в государственных фондах резервов. Сейчас их объем недостаточно высок, чтобы закрывать дефицит на протяжении нескольких лет. В случае чего придется либо повышать налоги, либо идти на рынок заимствований. Какова будет реакция этого рынка, если Россия начнет брать в долг в больших объемах, предсказать трудно. Ситуация осложняется тем, что расходы и дальше будут расти.
Соблюдение баланса бюджета – это нелегкая задача на любом уровне управления, даже если это личный бюджет, а уж тем более нелегка она на федеральном уровне. Для стабилизации экономики и соблюдения баланса бюджета следует экономно расходовать оставшиеся накопленные средства и рационально строить не только систему доходов, но и систему расходов средств федерального бюджета. Доходная же часть должна преимущественно перестраиваться в социально-ориентированную систему, дающую с одной стороны средства на подпитку бюджета, с другой не угнетающую население страны, так как от экономического развития каждого жителя зависит совокупность поступлений в тот же бюджет. Чем больше у человека, у предприятия возможностей для развития и экономического взлета тем больше со временем будут налоговые и неналоговые поступления в бюджет.
Итак, на данном этапе наиболее остро стоит задача покрытия дефицита бюджета и снижение зависимости федерального бюджета от внешнеэкономической конъюнктуры.
Проведенный анализ федерального бюджета в 2008-2011 г.г. и на плановый период 2012-2014 позволил выявить следующие факты. За анализируемый период наблюдается устойчивая тенденция роста доходов федерального бюджета, постепенное сокращение дефицита бюджета.
Для макроэкономической стабильности необходимо:
1 Бюджетная система Российской Федерации: Учебник для вузов. 4-е изд. / Под ред. О. Врублевской, М. Романовского. – МПб.: Питер, 2008.- с. 53.
2 Фетисов В.Д. Бюджетная система Российской Федерации: Учеб. пособие для вузов.- М.: ЮНИТИ-ДАНА. 2010.- 367 с.
3 Бюджетный кодекс РФ с изм. и доп.
4 Википедия [Электронный ресурс]; Бюджет США. – режим доступа: http://ru.wikipedia.
6 «Голд.ру». [Электронный ресурс]: Профицит
бюджета РФ в 2011 году более чем 400 млрд.
руб. режим доступа: http://gold.ru/articles/
8 Сборник научных трудов Института бизнеса и права [Электронный ресурс] Филипчук О.А.- СПб.: Россия на пути выхода из экономического кризиса - режим доступа: http://www.ibl.ru. – 2010 г.
10 Силуанов А.Г. Бюджет макроэкономической стабильности / А.Г. Силуанов // Финансы. – 2011. - №12. – С. 3-7.
Информация о работе Управление сбалансированностью федерального бюджета