Управление сбалансированностью федерального бюджета

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 17:37, реферат

Краткое описание

Федеральный бюджет предназначен для исполнения расходных обязательств Российской Федерации. На современном этапе развития бюджетной системы России федеральный бюджет характеризуется повышенной степенью контроля за целевым расходованием бюджетных средств в ходе исполнения бюджета. Кроме того, на федеральный уровень бюджетной системы возлагаются наиболее масштабные, стратегически обоснованные и политически связанные расходные полномочия, например, национальная оборона, международная деятельность, социальная политика, обслуживание государственного долга.

Оглавление

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 2
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РФ 4
1.1.Бюджетная система РФ и принципы ее построения 4
1.2. Бюджетная сбалансированность 7
1.3. Дефицит и профицит Федерального бюджета 13
2.СБАЛАНСИРОВАННОСТЬ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА РФ 17
2.1. Анализ доходов и расходов Федерального бюджета 2008-2014 гг. 17
2.2. Источники финансирования дефицита федерального бюджета 21
3.ПРОБЛЕМЫ СБАЛАНСИРОВАННОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 34

Файлы: 1 файл

Управление сбалансированностью Федерального бюджета.doc

— 251.50 Кб (Скачать)

Источник: Регионы – за пересмотр принципов сбалансированности бюджетов//Бюджет.-2011 декабрь.- с.32

 

В таблицы 2 видно, общий объем доходов и расходов в динамике увеличивается, за исключение 2009 г. В 2009 году по сравнению с 2008 доходы федерального бюджета снизились на 1938,1 млрд. руб., а расходы за этот же период возросли на 2069,2 млрд. руб.,  связано это с мировым финансовым кризисом 2008 г.

Рис. 2. Доля нефтегазовых и ненефтегазовых доходов федерального бюджета за 2008-2011 год.

Предполагается рост доходов федерального бюджета в 2012-2014 гг. на 3 023,2 млрд. руб. по сравнению с 2011 годом. Общая сумма доходов федерального бюджета выражена соответствующими значениями 11 779,2 млрд.руб. в 2012г., в 2013г. – 12 705,9 млрд.руб., в 2014г. – 14 091,8 млрд.руб.

Рассмотрим доходы федерального бюджета более подробно. Из рисунка 2  мы видим, что удельный вес нефтегазовых доходов  растет, в 2008 год составит 26,58%  в общем объеме доходов, а к 2011 г. он вырастит 22,77% и составит 49,35%. В абсолютном выражении этот показатель тоже возрастет на 2996,3 млрд. руб.

Ненефтегазовые доходы или ещё их называют доходы без учета нефтегазовых доходов. В общем объеме удельный вес этого показателя снижется, к 2011 году составит 50,65%, сократившись на 22,77%. по отношению к 2008 году. В абсолютном выражении 2009 году наблюдается снижение на 2456,4 млрд. руб. по сравнению с 2008. А с 2009 года ненефтегазовые доходы увеличатся и в 2011 году составят 5606,6 млрд. руб.

В принятом федеральном  бюджете на 2012 г. и плановый период 2013-2014 гг. сохранится тенденция превышения расходов федерального бюджета над доходами, т.е. планируется дефицит федерального бюджета с последовательным его снижением.

Общая сумма расходов федерального бюджета выражена соответствующими значениями 12 656,4  млрд.руб. в 2012г., в 2013г. – 13 730,6 млрд.руб., в 2014г. – 14 582,9 млрд.руб. Расходная часть превышает доходную, образуется дефицит.

 

Рис. 3. Дефицит/профицит Федерального бюджета за 2008-2014 гг. в млрд. руб.

 

В 2009г. наблюдается пик дефицита бюджета, и большая часть средств из Резервного фонда ушла на покрытие дефицита бюджета. Для сохранения бюджетных резервов в форме средств Фонда национального благосостояния в 2010-2012гг. повышается доля государственных заимствований в финансировании дефицита федерального бюджета. В 2009г. на срок до 1 января 2013г. приостановлена норма Бюджетного кодекса Российской Федерации, ограничивающая общий объем иных источников финансирования дефицита федерального бюджета одним процентом прогнозируемого ВВП.

Таким образом, на протяжении ближайших трех лет федеральный бюджет РФ будет дефицитным.

2.2. Источники финансирования дефицита федерального бюджета

В ходе составления и  рассмотрения бюджета может выясниться, что бюджет будет сведен с превышением расходов над доходами, т. е. с дефицитом.

В случае принятия бюджета  на очередной год с дефицитом, одновременно утверждаются источники  финансирования дефицита бюджета.  Источниками финансирования дефицита федерального бюджета согласно БК РФ являются:

1) внутренние источники  в следующих формах: кредиты, полученные Российской Федерацией от кредитных организаций в валюте Российской Федерации; государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации; бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации; поступления от продажи имущества, находящегося в государственной собственности; сумма превышения доходов над расходами по государственным запасам и резервам; изменение остатков средств на счетах по учету средств федерального бюджета;

2) внешние источники  в следующих формах: государственные займы, осуществляемые в иностранной валюте путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации; кредиты правительств иностранных государств, банков и фирм, международных финансовых организаций, предоставленные в иностранной валюте, привлеченные Российской Федерацией.

 

В составе источников внутреннего финансирования дефицита федерального бюджета учитываются:

  • разница между средствами, поступившими от размещения государственных займов, осуществляемых путем выпуска государственных ценных бумаг от имени Российской Федерации, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерации, и средствами, направленными на их погашение;
  • разница между полученными и погашенными Российской Федерацией в валюте Российской Федерации бюджетными кредитами, предоставленными федеральному бюджету другими бюджетами бюджетной системы Российской Федерации;
  • разница между полученными и погашенными Российской Федерацией в валюте Российской Федерации кредитами кредитных организаций;
  • разница между полученными и погашенными Российской Федерацией в валюте Российской Федерации кредитами международных финансовых организаций;
  • изменение остатков средств на счетах по учету средств федерального бюджета в течение соответствующего финансового года;
  • иные источники внутреннего финансирования дефицита федерального бюджета (поступления от продажи акций и иных форм участия в капитале, от продажи земельных участков, государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней, уменьшенные на выплаты на их приобретение; курсовая разница по средствам федерального бюджета и др.).

В составе источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета учитываются:

  • разница между средствами, поступившими от размещения государственных займов, осуществляемых путем выпуска государственных ценных бумаг от имени Российской Федерации, номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, и средствами, направленными на их погашение;
  • разница между полученными и погашенными Российской Федерацией в иностранной валюте кредитами иностранных банков и организаций, международных финансовых организаций и правительств иностранных государств, включая целевые иностранные кредиты;
  • разница между полученными и погашенными Российской Федерацией в иностранной валюте кредитами кредитных организаций.
  • прочие источники внешнего финансирования дефицита федерального бюджета (например, объем средств, направляемых на исполнение государственных гарантий Российской Федерации в иностранной валюте).

В приложении 1 представленная таблица отражающая источники финансирования дефицита федерального бюджета 2010 -2012 гг. и на плановый период 2013 г. и 2014 г.

Из данной таблицы видно, что в 2010-2014 годы основная доля источников финансирования дефицита бюджета приходилась и будет приходиться на внутреннее финансирование и лишь небольшая – на внешнее.

Анализ динамики показывает,  что источники внутреннего финансирования дефицита федерального бюджета в 2012  году    сократятся по сравнению с 2010  годом на  1364,4 млрд.  рублей,  а в % соотношении этот показатель увеличится на 22,65% к общему объему источников покрытия дефицита федерального бюджета.

Наибольший удельный вес в составе внутренних источников финансирования занимает разница между средствами, поступившими от размещение государственных ЦБ РФ, номинальная стоимость которых указана в валюте РФ, и средствами, направленными на их погашение, составляет 71,93% и 137,9%  соответственно 2011 и 2012 г., и на плановый период 2013 и 2014 г составляет 115,75% и 222,66%.  В номинальном же выражении данный показатель снижается на 254,9 млрд.руб. в 2014 г. по сравнению с 2010 г.

 Однако в 2010 г.  наибольший удельный вес в  составе внутренних источников финансирования федерального бюджета составляла статья изменение остатков средств на счетах по учету средств федерального бюджета в течение соответствующего финансового года 60,72%, в т.ч.:

    1. За счет средств Резервного фонда на 50,13%
    2. Фонда Национального благосостояния 0,09%

Т.о в 2010 г. дефицит  федерального бюджета на 50% был покрыт за счет Резервного фонда. В абсолютном выражении сумма составит 1419,3 млрд. руб. В 2011 г. дефицит т.ж. покрывался за счет резервного фонда в сумме 284,4 млрд.руб.

Приоритетами  политики в 2011 - 2013 годах в области государственных  внутренних заимствований Российской Федерации является финансирование дефицита федерального бюджета и  развитие рынка государственных  ценных бумаг.

Источники внешнего финансирования дефицита федерального бюджета в 2014 году    сократятся    на  45,2  млрд.  рублей  по сравнению с 2010  годом.

Наибольший удельный вес среди внешних источников финансирования дефицита бюджета занимает статья разница между полученными и погашенными РФ в иностранной валюте кредитами иностранных государств, включая целевые иностранные кредиты (заимствования), с учетом средств, перечисленных из федерального бюджета российским поставщикам товаров и услуг на экспорт в счет погашения государственного внешнего долга РФ, международных  финансовых  организации, иных субъектов международного права и иностранных юридических лиц 6- 35% к общему объему источников. В 2010 – 6,33%, 2011 – 7,57%, 2012 – 18,34% 2013- 16,12%, а т 2014 – 35,47%.

В 2009 г. данный показатель снижается на 41,9 млрд. руб. В дальнейшем данный показатель увеличивается и к 2014 г. составит 174,2 млрд. руб.

Политика на 2013-2014 гг. в сфере государственных внешних заимствований Российской Федерации заключается в:

- обеспечении частичного  финансирования дефицита федерального бюджета через осуществление регулярных заимствований в иностранной валюте путем размещения облигационных займов Российской Федерации в умеренных объемах на международных финансовых рынках капитала;

- поддержании репрезентативной кривой доходности по государственным долговым обязательствам в иностранной валюте, необходимой для формирования адекватных ориентиров для российских заемщиков.

В связи с увеличением  объема размещения государственных  ценных бумаг Российской Федерации, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерации, обусловленного перераспределением заимствований с международных финансовых рынков на внутренний рынок обслуживание государственного внутреннего долга Российской Федерации увеличится в 2011 году на 52,2% по сравнению с 2010 годом, в 2012 году на 37,8% по сравнению с 2011 годом, в 2013 году на 17,4% по сравнению с 2012 годом.

При планируемой доходности в 2011 году по краткосрочным инструментам до 4,5 - 5,5% и по среднесрочным и  долгосрочным инструментам до 6,0 - 7,5% и 7,5 - 8,5% соответственно, предполагается размещать новые выпуски облигаций федерального займа с постоянным купонным доходом и государственных сберегательных облигаций, купонные ставки по которым были рассчитаны исходя из условия размещения облигаций по цене, близкой к номиналу.7

Помимо внешних и  внутренних заимствований для покрытия дефицита бюджета вводятся также  изменения в налоговом законодательстве. 

В 2010г. ЕСН был заменен  страховыми взносами в Пенсионный фонд, ФСС, ФОМС. В первый год работы взносов общая выплачиваемая работодателями сумма будет также равняться 26 процентам (в ПФ 20%, в ФСС 2,9%, ФФОМС – 1,1%, ТФОМС – 2%). С 2011г. идет повышение ставок взносов до 34 процентов. С 2015г. отменяются все льготы, все страхователи будут уплачивать взносы по одинаковым ставкам. Доля поступлений в Пенсионный фонд за счет таких структурных изменений должна увеличиться.8

В настоящее время  законодательство о налогах и  сборах формируется в условиях завершения реализации срочных антикризисных действий и перехода к устойчивому развитию экономики. При этом в отличие от предыдущих лет налоговая политика в ближайшей перспективе впервые после долгого перерыва будет проводиться в условиях дефицита федерального бюджета.

Планируется увеличение налоговых поступлений на потребление, недра, недвижимость. Проиндексированы ставки акцизов на период 2011–2013 годов (Федеральный закон «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и Закон Российской Федерации “О налоговых органах”»). Это дополнительно принесет в бюджет в 2011 году 109,9 миллиарда рублей, в том числе в федеральный бюджет — 103,4 миллиарда рублей, в 2012 году — 225,8 миллиарда рублей, в том числе в федеральный бюджет — 121 миллиард рублей.

Значительной индексации подверглись ставки на бензин, моторные масла и дизельное топливо. Особое внимание предполагается уделить акцизам  на табачную продукцию, алкоголь. При  этом можно прогнозировать, что в  перспективе ставки акцизов на табачную продукцию будут доведены до среднего уровня акцизных ставок в странах Европейского региона Всемирной организации здравоохранения. Аналогичное увеличение акцизов может коснуться алкогольной продукции. Также можно отметить введение авансового платежа по подакцизной продукции при приобретении спирта, расширение списка подакцизной продукции (за счет включения коньячного спирта, пива и изготовленных на его основе напитков).

Увеличиваются ставки по налогу на добычу полезных ископаемых на нефть обессоленную, обезвоженную и стабилизированную: с 1 января 2012 года — 446 рублей, с 1 января 2013 года — 470 рублей за 1 тонну добытой нефти. Повышение налоговой ставки по НДПИ на добычу горючего природного газа: с 1 января 2011 года — 237 рублей (или на 61,2 %), с 1 января 2012 года — 251 рубль, с 1 января 2013 года — 265 рублей за одну тысячу кубических метров газа (Федеральный закон «О внесении изменений в статьи 342 и 361 части второй Налогового кодекса Российской Федерации»). Дополнительные поступления в федеральный бюджет по НДПИ должны составить: в 2011 году — 51,2 миллиарда рублей, в 2012 году — 138,5 миллиарда рублей, в 2013 году — 261,1 миллиарда рублей9.

Информация о работе Управление сбалансированностью федерального бюджета