Субъекты финансового права

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 19:50, реферат

Краткое описание

Круг участников финансовых отношений, субъектов финансового права очень широк и разнообразен. Однако они могут быть классифицированы, исходя из места, занимаемого ими в финансовой системе, и особенностей участия в финансовых правоотношениях, это можно проследить по приложению.

Оглавление

Введение. 3
1. Понятие субъектов финансового права . 4
2. Классификация субъектов финансового права. 6
2.1. Общественно-территориальные образования. 6
2.2.Коллективные субъекты финансового права. 9
2.3.Индивидуальные субъекты финансового права. 16
Заключение. 20
Список литературы. 23

Файлы: 1 файл

финансовое право.docx

— 41.16 Кб (Скачать)
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА 

По дисциплине «Финансовое право»

Субъекты  финансового права 
 
 

Содержание 

Введение.                                                                                                           3

  1. Понятие субъектов финансового права .                                              4
  2. Классификация субъектов финансового права.                                   6

     2.1. Общественно-территориальные образования.                                   6

    2.2.Коллективные  субъекты финансового права.                                     9

    2.3.Индивидуальные  субъекты финансового права.                                16

    Заключение.                                                                                                  20

    Список литературы.                                                                                     23 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Введение  

     Круг  участников финансовых отношений, субъектов  финансового права очень широк  и разнообразен. Однако они могут  быть классифицированы, исходя из места, занимаемого ими в финансовой системе, и особенностей участия  в финансовых правоотношениях, это  можно проследить по приложению.

     Особенности предмета финансового права обусловливают  классификацию его субъектов  по различным основаниям, наиболее значимыми из которых выступают  следующие.

    В зависимости  от организационно-правового статуса  выделяются: 1) общественно-территориальные субъекты (государство в целом – Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования);

  1. коллективные субъекты РФ (государственные и общественные организации, органы государственной власти и органы местного самоуправления, предприятия, учреждения, организации, финансово-промышленные группы и т. д.);
    1. индивидуальные субъекты (физические лица, в некоторых случаях – должностные лица). 

В зависимости  от полноты обладания финансово-правовым статусом выделяются:

    1) субъекты  с общим финансово-правовым статусом;

    2)субъекты  с особенным финансово-правовым  статусом (например, административно-территориальные  единицы (населенные пункты), входящие  в состав муниципального образования,  административно-территориальные образования  особого режима – закрытые  административно-территориальные образования,  свободные экономические зоны). 

1. Понятие субъект  финансового права

    Финансовое  право, регулируя относящиеся к  его предмету общественные отношения, определяет круг участников или субъектов этих отношений, наделяет их юридическими правами и обязанностями, которые обеспечивают планомерное образование, распределение и использование государственных денежных фондов. Носители этих прав и обязанностей являются субъектами финансового права. Следует различать понятие «субъект финансового права» и «субъект (или участник) финансового правоотношения», хотя они во многом совпадают.

    Субъект финансового права  — это лицо, обладающее правосубъектностью, т.е. потенциально способное быть участником финансовых правоотношений, поскольку оно наделено необходимыми правами и обязанностями. А субъект финансового правоотношения — это реальный участник конкретных правоотношений. Юридические права и обязанности в сфере финансовой деятельности принадлежат субъектам финансового права в силу действия финансово-правовых норм, независимо от участия в конкретных правоотношениях. Но нельзя и противопоставлять данные понятия. Ведь субъект финансового права, вступая в конкретные правоотношения при реализации своих прав и обязанностей, приобретает новые свойства — он становится субъектом (участником) правоотношения. Но при этом он сохраняет свои качества, которыми обладал до вступления в них, т.е. остается субъектом финансового права.

    Таким образом, субъект финансового права  — понятие более широкое, чем  субъект (участник) финансового правоотношения. В данный момент носители финансовых прав и обязанностей могут еще  не вступить в конкретные правоотношения. Кроме того, какая-то часть прав и  обязанностей может остаться нереализованной. Однако ее объем гораздо меньший, чем по другим отраслям права в силу особенностей финансовых правоотношений, обусловленных возникновением этих отношений в процессе финансовой деятельности государства, муниципальных образований. Например, не требуется и не предполагается реализация всех прав, которыми наделяет законодательство субъектов гражданского права (права наследования, дарения, купли-продажи и т.д.). Иное дело финансовые правоотношения: участие в них государственных органов (или органов местного самоуправления) с определенной компетенцией в принципе предполагает необходимость полного осуществления входящих в нее прав и обязанностей в области финансов. Но и в этой области в связи с действием уполномочивающих финансово-правовых норм и другими факторами субъекты могут не проявить волю к реализации некоторых своих прав (например, право изыскания и использования дополнительно выявленных, сверх утвержденных по бюджету доходов, право обращения с заявлением об отсрочке или рассрочке налоговых платежей и др.).

    Особенности круга субъектов финансового  права состоит в том, что в  него входят три основные группы, на которые подразделяются субъекты российского права: а) государство и его территориальные подразделения; б) коллективные субъекты; в) индивидуальные субъекты. Каждая из них отличается своеобразием. Возможно подразделение субъектов финансового права и на две группы:

    а) организации, куда входят две первые из названных выше групп, и б) граждане (или физические лица) в качестве индивидуальных субъектов. Такая классификация также целесообразна и имеет значение при рассмотрении ряда вопросов (например, об ответственности субъектов финансового права). Однако подразделение на три группы полнее раскрывает особенности круга субъектов финансового права 

    2.Классификация  субъектов финансового  права.

2.1. Общественно-территориальные образования.

     Определяющим  свойством, характеризующим публичных  субъектов в современный период как самостоятельных субъектов, является возложение на них юридической  ответственности, которая наступает  не за финансовое правонарушение, а  вытекает из обязанности обеспечивать выполнение экономических и других задач, направленных на укрепление финансового  состояния своей территории.  

     В современных условиях для осуществления  публичной финансовой деятельности особое значение приобретают общественно-территориальные  субъекты.

     Государство (Российская Федерация в целом  и субъекты РФ) является субъектом  финансового права, обладая компетенцией в области финансовой деятельности, которая закреплена в Конституции  РФ, Налоговом кодексе РФ, Бюджетном  кодексе РФ, в конституциях и уставах  субъектов РФ и других актах.

     Российская  Федерация в целом должна рассматриваться  как субъект финансового права  и в случае взимания, а также  взыскания федеральных налогов  и сборов. В Российской Федерации  право государства на взимание налогов  и сборов не зафиксировано в Конституции  РФ. О его существовании можно  сделать вывод при анализе  ст. 1 и 2 Налогового кодекса РФ, где  записано, что «настоящий Кодекс устанавливает  систему налогов, взимаемых в  федеральный бюджет…», а «законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации…». Под взиманием федеральных налогов и сборов следует понимать право Российской Федерации требовать уплаты налогов и сборов от субъектов, обязанных их уплачивать. Это право государства проявляется в налоговом обязательстве, где у налогоплательщика существует обязанность уплатить налог, а у государства право требовать его уплаты. Право Российской Федерации на взыскание налогов и сборов также не зафиксировано в Конституции РФ, но его наличие можно предположить из анализа ст. 45, 46 НК РФ. Под взысканием федеральных налогов и сборов следует понимать право Российской Федерации в целом на применение мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога и сбора. Права Российской Федерации на взимание и взыскание налогов и сборов производны от ее суверенного права на установление налогов и сборов, и также являются суверенными. Они не принадлежат и не могут принадлежать никому другому, а потому должны рассматриваться как проявление верховенства государства по отношению ко всем другим властям, которые возникают в процессе жизнедеятельности общества.

     Таким образом, Российская Федерация выступает  в качестве суверена и казны, причем применительно к различным сферам финансовой деятельности эти критерии присутствуют как в совокупности (например, в бюджетном праве), так  и отдельно (например, в отношении  денежной эмиссии или государственного кредита).

     Российское  государство – субъект финансового права не только в целом, но и в качестве субъектов РФ, через которые также реализуется суверенитет Российской Федерации. Субъекты РФ являются субъектами финансового права также в бюджетных отношениях, в отношениях по установлению и взиманию региональных налогов и сборов, а также в отношениях по поводу государственного кредита.

     Следующий общественно-территориальный субъект финансового права – муниципальные образования. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определяет муниципальное образование как городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородскую территорию города федерального значения. Особый правовой статус муниципальных образований проявляется в том, что именно к ведению муниципальных образований относятся вопросы местного значения, а также отдельные государственные полномочия, которыми могут наделяться органы местного самоуправления. В своей совокупности они составляют предметы ведения местного самоуправления, для реализации которых ему необходимо осуществлять финансовую деятельность, т. е. быть субъектом финансового права.

     Исходя  из ст. 5, 8, 15 ФЗ «О финансовых основах  местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальное образование  является субъектом финансового  права в отношении прав: формирования и исполнения местного бюджета; установления местных налогов и сборов; выпуска  муниципальных займов, а также  взаимосвязанных с этими правами  обязанностей и прав.

     Кроме того, из бюджета субъекта РФ местному бюджету выделяются: а) средства из фонда финансовой поддержки муниципальных  образований; б) субвенции и иные формы помощи, предусмотренные бюджетным  законодательством субъекта РФ. Соответственно, муниципальное образование является субъектом финансового права  в отношении прав на получение  вышеназванных финансовых ресурсов.

     Во  всех вышеперечисленных случаях  муниципальные образования (т.е. население), являясь субъектом финансового  права, выступают в финансовых правоотношениях  в лице представительных и соответствующих  исполнительных органов местного самоуправления.

     Важный  гарант самостоятельности муниципального образования  – это его финансовая независимость, которая предоставляет возможность органам местного самоуправления управлять рисками; отвечать по своим обязательствам; самостоятельно определять судьбу муниципальной собственности; формировать, утверждать и исполнять местный бюджет и многое другое.

     Осуществляя финансовую деятельность и решая  вопросы местного значения, муниципальные  образования реализуют налоговые, бюджетные, кредитные и другие полномочия. Свидетельством тому, что муниципальные образования обладают финансовой правосубъектностью, служит значительная нормативная база.

     В соответствии с названным Федеральным  законом, БК РФ и НК РФ муниципальное  образование является субъектом  финансового права относительно муниципальной бюджетной деятельности; введения местных налогов и сборов; выпуска муниципальных займов; финансовой деятельности муниципальных предприятий. Права и обязанности муниципальных  образований как субъектов финансового  права от их имени реализуют соответствующие  органы местного самоуправления либо непосредственно население муниципального образования  
 

2.2 Коллективные субъекты  финансового права

Большой круг субъектов финансового права  составляют коллективные субъекты. Под  коллективными субъектами финансового  права, следует понимать организованные, обособленные, самоуправляемые группы людей, наделенные финансовыми правами  выступать в отношениях с другими  субъектами персонифицированно, как  единое целое.

 Существование  коллективных субъектов в нашем  государстве, обусловлено объективными  причинами, в том числе и  динамично развивающимися рыночными  отношениями, оказывающими значительное  влияние на их качественный  состав и разнообразие. К ним  относятся, за исключением публичных  субъектов, организации с правами  юридического лица, а также субъекты, не обладающие признаками таковых  (объединения, союзы, филиалы,  представительства и др.). Резюмируется, что большая часть коллективных  субъектов финансового права  представлена органами государственной  власти федерального и регионального  уровня, органами местного самоуправления.

Среди коллективных субъектов выделяется круг участников, присутствие которых  в финансовых правоотношениях обязательно. Императив участия в финансовой деятельности относится к органам  государственной власти и органам  местного самоуправления. Посредством  участия государственных и муниципальных  органов в процессах аккумулирования, распределения и использования  фондов денежных средств осуществляется реализация публичной финансовой деятельности. В силу этого государственные  органы подразделяются на имеющие общую  компетенцию и обладающие специальными финансово-правовыми полномочиями.

Информация о работе Субъекты финансового права