Порядок защиты прав и законных интересов субъектов финансовых правоотношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 10:39, контрольная работа

Краткое описание

Соблюдение правил, закрепленных в финансово-правовых нормах, означает и обеспечение прав субъектов финансового права. В этих целях широко применяется метод убеждения в различных формах, прежде всего в проведении разъяснительных работ. В результате большей частью субъектов они выполняются добровольно. В случае нарушения установленных в области образования, распределения и использования государственных и местных денежных фондов правил вводится в действие метод принуждения в различных его проявлениях (применение санкций, запретительных мер и др.).

Файлы: 1 файл

все.docx

— 31.66 Кб (Скачать)

 

1.Порядок защиты  прав и законных интересов  субъектов финансовых правоотношений

Соблюдение правил, закрепленных в финансово-правовых нормах, означает и обеспечение прав субъектов  финансового права. В этих целях  широко применяется метод убеждения  в различных формах, прежде всего  в проведении разъяснительных работ. В результате большей частью субъектов  они выполняются добровольно. В  случае нарушения установленных  в области образования, распределения  и использования государственных  и местных денежных фондов правил вводится в действие метод принуждения  в различных его проявлениях (применение санкций, запретительных мер и др.). Важно, чтобы в соотношении этих методов противоречивость принадлежала методу убеждения; такая последовательность свойственна высокому уровню правосознания, к которому область финансов в  условиях перехода к рыночным отношениям предъявляет повышенные требования.

 Вместе с тем, еры  государственного принуждения являются  неотъемлемым элементом механизма  правового регулирования финансовых  отношений, как и любых других  общественных отношений. Следовательно,  использование мер государственного  принуждения необходимо и в  случаях возникновения потребностей  в защите либо в восстановлении  нарушенных прав и законных  интересов субъектов финансового  права. Это относится ко всем  видам субъектов - государству,  административно-территориальным образованьям, гражданам, государственным и  местным органам власти, предприятиям, организациям, учреждениям.

 Для защиты прав  и законных интересов субъектов,  участвующих в финансовых правоотношениях,  применяется административный и  судебный порядок, что в настоящее  время является общим правовым  правилом. Естественно, что содержание  их в области финансовых правоотношений  имеет свои особенности.

 Следует заметить, что  до 90-х годов преобладал административный  порядок защиты прав субъектов  финансового права. Судебный порядок  применялся в основном при  защите интересов государства  в целях взыскания налогов,  не внесенных в установленные  сроки. Гражданин же свои права  защищал в административном порядке.

 Латвийское законодательство  с тех пор расширило сферу  применения судебного порядка  применительно ко всем субъектам  финансового права. При этом  в финансовых отношениях действуют  оба названных порядка защиты  прав, а разрешение дела в административном  порядке не исключает возможности  обращаться при не удовлетворяющем  исходе в суд или арбитраж.

3. Административный порядок  защиты прав субъектов финансовых  правоотношений;

 Административный порядок  защиты действует главным образом  в случае применения мер государственного  принуждения, связанного с защитой  прав в области финансовых  отношений, к государственным  и муниципальным органам, предприятиям, организациям, учреждениям. Широкая  сфера его применения в этом  случае вызвана необходимостью  оперативных действий в области  финансов. Однако он по прежнему предусмотрен и в случаях защиты прав граждан в этих отношениях при возможности их обращения в суд.

 В различных финансовых  отношениях административный порядок  защиты прав имеет свои особенности,  но везде он проявляется в  форме властных велений при  внесении решения соответствующими  государственными органами (помимо  судебного разбирательства). Например, при защите прав государства  на получение налоговых платежей - бесспорный порядок взыскания  их с предприятий, организаций,  учреждений по распоряжению органов  государственной налоговой службы  при не внесении платежей в срок; тот же порядок взыскания платежей, не внесенных в государственные внебюджетные фонды, и целевых субвенций, выделяемых в нижестоящие бюджеты или внебюджетные фонды вышестоящими органами при нарушении условий использования на основании решений этих органов и т.д. В денежно-кредитной сфере Банк Латвии в целях защиты интересов клиентов в одностороннем порядке вправе повысить нормы обязательных резервов коммерческих банков, депонируемых в нем.

 В свою очередь,  субъекты, к которым применены  меры, вытекающие из рассмотренного  порядка, в целях защиты своих  прав и законных интересов  вправе, во-первых, обжаловать действия  соответствующих государственных  органов также в административном  порядке по подчиненности и,  во-вторых, обратиться в суд или  арбитраж. Оба порядка защиты  прав указанных субъектов в  области финансовых отношений  могут быть использованы и  в других случаях их нарушения.

4. Судебный порядок защиты  прав субъектов финансовых правоотношений;

 В финансовом законодательстве  последнее время особое внимание  уделяется праву на судебную  защиту. Так по законодательству  Латвии представительным и исполнительным  органам власти и органам местного  самоуправления гарантируется судебная  защита этих прав - они могут  обратиться в районные и окружные  суда. Закреплено также право  Банка Латвии обращаться в  суды с исками о признании  недействительными актов государственной  власти и органов местных самоуправлений.

 В финансовых правоотношениях  государства с участием граждан  также действует административный  и судебный порядки защиты  прав и законных интересов  обеих сторон. При этом усилена  ориентация на использование  судебного порядка который имеет конституционную основу. По Конституции Латвии, в разделе о правах и свободах человека и гражданина каждому гарантирована судебная защита прав и свобод. Решения и действия (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. Если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты, каждый гражданин вправе в соответствии с международными договорами ЛР обращаться в международные органы по защите прав.

 На основании законодательства  Латвии можно обжаловать решения  суда. К таким действиям (решениям) отнесены единоличные и коллегиальные  действия (решения).

 Помимо всего вышесказанного  в законодательных актах, регулирующих  финансовую деятельность государства,  могут особо закрепляться полномочия  граждан по обжалованию в суд  принятых в данной сфере решений  государственных органов.

 Однако граждане по  своему выбору могут обратиться  за защитой их прав не в  суд, а к вышестоящему органу  или должностному лицу, то есть  использовать административный  порядок защиты.

 Судебный порядок применяется  и при защите финансовых интересов  и прав гражданства во взаимоотношениях  с гражданами (взыскание с них  налогов, финансовых санкций и  т.д.).

 Важной стороной защиты  прав в финансовых отношениях  с государством является установление  в законодательстве гарантий  возмещения ущерба гражданам  и юридическим лицам, причиненного  незаконными действиями государственных  органов и их должностных лиц.  Так, суммы налогов и других  обязательных платежей, неправильно  взысканные государственными налоговыми  инспекциями, подлежат возврату, а причиненный налогоплательщикам  вследствие ненадлежащего осуществления  обязанностей ущерб - возмещению. Эта норма имеет конституционную  основу.

5. Роль Конституционного  суда в защите прав субъектов  финансовых правоотношений 

 Ролью Конституционного  суда в защите прав субъектов  финансовых правоотношений выступает  судебный контроль за соблюдением конституционных прав, т.к. содержание законов, регулирующих нашу жизнь не должны идти в разрез с конституцией. У нас в Латвии Конституционный суд был создан и начал свою работу с 1996 года, в функции которого входит контроль за соблюдением Конституционных норм.

 Следует отметить, что  в период посттоталитарных реформ конституционные суды начали учреждаться в странах Восточной Европы. В СССР времен перестройки Комитет конституционного надзора был скорее одной из модифицированных имитаций государственно-правовых форм, чем реальным гарантом конституционных прав и свобод. Напротив, Конституционный суд Российской Федерации, учрежденный в 1991 г., уже в одном из первых постановлений продемонстрировал свои возможности в деле защиты конституционных прав и свобод, в частности, он признал законодательство и обыкновение правоприменительной практики, ограничивающее право граждан на судебную защиту по делам о восстановлении на работе, не соответствующими Конституции". Однако пока еще не представляется возможным делать какие-либо выводы о практике этого суда как в России так и в Латвии.

 

 

 

 

 

 

2.Смета бюджетного  учреждения

 

Финансирование бюджетных  учреждений из всех видов бюджетов осуществляется на основе смет расходов бюджетных учреждений (см. ст. 221 БК РФ).

Смета бюджетного учреждения — это финансово-плановый акт, который  имеется у всех бюджетных учреждений. В ней определяются объем, целевое  направление и поквартальное  распределение ассигнований, выделяемых из бюджета тому или иному бюджетному учреждению. Исходя из того, что смета  является финансово-плановым актом, который  является разновидностью финансово-правового  акта, она имеет юридическое значение.

Юридическое значение сметы  заключается в том, что она  определяет права и обязанности  руководителя бюджетного учреждения по целевому использованию средств, выделенных из соответствующего бюджета, а также  обязанности финансовых органов  по контролю за целевым использованием бюджетных средств. «Если у бюджетного учреждения отсутствует смета, то поступившие бюджетные ассигнования расходовать запрещено и любой их кассовый расход может быть признан нецелевым».

Составление и исполнение смет учреждений, состоящих на том  или ином бюджете — составная  часть бюджетного процесса, которая  именуется сметным процессом.

Все сметы подразделяются по кругу охватываемых ими учреждений и мероприятий на индивидуальные, сводные и сметы централизованных мероприятий.

  Индивидуальная смета  составляется каждым бюджетным  учреждением и содержит только  его расходы.

  Индивидуальные сметы  объединяются в сводные. Эту работу  осуществляют федеральные министерства, ведомства в отношении подведомственных бюджетных учреждений, а также исполнительные органы власти субъектов РФ и местного самоуправления  в отношении соответствующих бюджетных учреждений. Сводные сметы включают в себя два вида смет: а) индивидуальные сметы бюджетных учреждений; б) сметы расходов на централизованные мероприятия.

Смета расходов на централизованные мероприятия составляется министерствами, ведомствами, исполнительными органами власти субъектов РФ и местного самоуправления для расходов на централизованные мероприятия. Например, проведение областных семинаров  учителей, конференции и т.д.

Составление индивидуальной сметы бюджетным учреждением  совпадает по времени с периодом составления проекта бюджета. Оно  осуществляется на основе контрольных  цифр, сообщаемых бюджетному учреждению вышестоящей организацией. Контрольные  цифры содержат информацию о лимите бюджетных ассигнований, который  предусмотрено выделить бюджетному учреждению после утверждения бюджета. Эти контрольные цифры вышестоящая  организация доводит до каждого  подведомственного ей бюджетного учреждения исходя из общей контрольной цифры, полученной от финансового органа, составляющего проект бюджета.

Бюджетное учреждение в ходе составления сметы в пределах контрольных цифр, установленных  вышестоящей организацией, руководствуется  также нормативами расходов по отдельным  статьям сметы. Нормативы расходов — это установленные компетентными  органами размеры затрат на расчетную  единицу. Например, норма расхода  хлеба на одного человека в больнице, норма расхода в один год одежды на одного ребенка в детском доме и т.д.

Нормы затрат определяются по различным объектам постановлениями  Правительства РФ, а в ряде случаев  и самими бюджетными учреждениями по согласованию с вышестоящими органами. Например, в соответствии с постановлением Правительства РФ «О неотложных мерах  по социальной защите детей-сирот и  детей, оставшихся без попечения  родителей» от 20 июня 1992 г. определены нормы питания, обеспечения одеждой, обувью, мягким инвентарем и необходимым  оборудованием.

Нормы расходов подразделяются на обязательные и необязательные (расчетные), материальные и денежные.

Обязательные нормы расходов — это такие, которые не подлежат изменению. К их числу относятся  расходы на командировки, на питание, на спецодежду и т.д. Необязательные (расчетные) нормы — это такие, которые определяются индивидуально  для каждого бюджетного учреждения исходя из его специфики. К их числу  относятся расходы на освещение, на отопление и т.д.

Материальные нормы расходов — это такие, которые определяют количество материальных средств на единицу расходов. Например, определяется количество обуви, которая необходима в год на одного ребенка в детском  доме и т.д. Денежные нормы представляют собой стоимостную форму выражения  материальных норм. Они образуются путем умножения затрат в натуральном  выражении на среднюю цену этих растрат. Именно денежные нормы непосредственно  принимаются во внимание бюджетными учреждениями при составлении смет.

Информация о работе Порядок защиты прав и законных интересов субъектов финансовых правоотношений