Совершенствование депозитной системы банков второго уровня Республики Казахстан

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 18:05, курсовая работа

Краткое описание

Достаточно спорным и дискуссионным остаётся вопрос необходимости привлечения внешних займов. С одной стороны, привлечение зарубежного финансирования позволяет банкам, в классическом варианте, снижать стоимость заимствования за счет более низких ставок на международном рынке, тем самым создать условия для развития бизнеса и, соответственно, экономики государства в целом. Однако, вновь созданная, в условиях рыночной экономики банковская система Казахстана, создала в первую очередь, условия для собственного развития. Ставки по займам остались почти неизменными, что сдерживало рост инвестиций, производства и ВВП.

Оглавление

Введение
1. Теоретические основы депозитных операций банков второго уровня Республики Казахстан
1.1Коммерческие банки
1.2 Ресурсы коммерческих банков: состав и структура
1.3 Классификация депозитов
1.4 Экономическая сущность депозитных операций, их место и роль при формировании ресурсов банка
2 Текущее состояние депозитной системы банков второго уровня Республики Казахстан
2.1 Анализ основных показателей работы банков второго уровня Республики Казахстан
2.2 Анализ структуры депозитных операций клиентов банков второго уровня Республики Казахстан
2.3 Сравнительный анализ депозитных предложений банков второго уровня Республики Казахстан
2.4 SWOT-анализ развития депозитной системы банков второго уровня Республики Казахстан на современном этапе развития
3 Совершенствование депозитной системы банков второго уровня Республики Казахстан
3.1 Предложения по совершенствованию депозитной системы банков второго уровня Республики Казахстан
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 139.01 Кб (Скачать)

     Угрозы  — это события, наступление которых  может оказать неблагоприятное  воздействие на систему. Примеры  рыночных угроз: выход на рынок новых  конкурентов, рост налогов, снижение рождаемости  и т.п.

     При определении возможностей и угроз, необходимо определять при каких  значениях возможности и угрозы являются возможностями и угрозами. Т.е. ниже определённого нормативного значения возможность становится угрозой.

     В результате формулирования SWOT-анализа  в общей форме мы получим проранжированный список сильных и слабых сторон системы, возможностей и угроз внешней  среды.

     Основная  идея SWOT-анализа состоит в комплексном рассмотрении внешних и внутренних стратегических факторов, влияющих на систему, и генерации на этой основе стратегических альтернатив, учитывающих различные сочетания стратегических факторов.

     SWOT-анализ развития депозитной системы банков второго уровня Республики Казахстан на современном этапе развития представлен в таблице 6.

     Таблица 6 - SWOT-анализ развития депозитной системы банков второго уровня Республики Казахстан на современном этапе развития

Внутренняя  среда
Сильные стороны Слабые  стороны
1. Расширение  спектра депозитных операций  банками второго уровня

2. Персонал: высокий профессиональный уровень  сотрудников, хорошо развитая  корпоративная культура

3. Наличие  стратегий у банков второго  уровня

4. Соблюдение  коммерческой тайны о клиентах

1. Кризис в  банковской системе обозначен  как кризис ликвидности (внешние  заимствования банков Казахстана  на 1.01.2009 года году оценивались  в 92 млрд. долларов, что составляло  более 102 % к ВВП), казахстанские  банки обеспечивают свою кредитоспособность  внешними займами, а не вкладами  населения

2. Отсутствие  информации об условиях работы  филиалов и расчетно-кассовых  центров коммерческих банков

3. Невозможность  принимать оперативные решения  в отделениях

4. Текучесть  кадров

5. Отсутствие  единой кредитной политики в  банках второго уровня

Внешняя среда
Возможности Угрозы
1. Капитализация  банков за счёт средств, стабилизационного  фонда

2. Политика  Национального Банка, направленная  на директивное увеличение уставных  фондов коммерческих банков.

3. Интеграция  банковской системы Казахстана  в международную.

4. Банки  второго уровня Республики Казахстан  - участники системы обязательного  гарантирования (страхования) вкладов  (депозитов) физических лиц

5. Совершенствование  методов управления персоналом

6. Участие  в интеграционных процессах в  рамках региональных объединений  (гармонизация законодательств между  странами таможенного союза, развитие  финансовых и валютных отношений)

1. Увеличение  рыночных рисков банков, связанных  с экспортом банковского капитала  в страны с более высоким  риском.

2. Не  ликвидность корпоративных ценных  бумаг говорит о слабой развитости  финансовых инструментов в Республике, что оказывает негативное влияние  на стабилизацию экономики и  поддержку отечественных производителей.

3. Рост  числа безработных среди кадров, не сумевших в одночасье перестроиться  на новые стандарты и качество  работы

4. Угроза  финансовой стабильности

5. Мировой  финансовый кризис

6. Снижение  уровня доверия населения к  Банку.

 

 

      3 Совершенствование  депозитной системы  банков второго  уровня Республики  Казахстан 

     3.1 Предложения по  совершенствованию  депозитной системы  банков второго  уровня Республики  Казахстан 

     Проблема  формирования привлеченных ресурсов является одной из наиболее актуальных в работе банка в настоящее время. Если раньше для целей технического перевооружения, расширения, реконструкции производства, нового строительства преимущественно  использовались бюджетные средства, а не долгосрочные или среднесрочные  банковские ссуды, то и потребность  в аккумуляции срочных вкладов, а также поиск других источников средне и долгосрочных кредитных  вложений, отсутствовали. Переход к  двухуровневой банковской системе, создание экономически самостоятельных  коммерческих банков, перевод хозяйства  на принципы самофинансирования привели  к увеличению заинтересованности банков в привлечении свободных денежных средств на свои счета. Теперь размеры  активных операций определяют не установленные  государством лимиты кредитных вложений, а реально привлеченные на банковские счета ресурсы.

     Необходимо  разработать мероприятия, направленные на повышение доверия населения  к банкам второго уровня. Для этого  необходимо совершенствовать систему  обязательного гарантирования вкладов  физических лиц. Внедрение в 2000 году системы обязательного гарантирования (страхования) вкладов (депозитов) физических лиц в банках второго уровня позволило  значительно повысить защиту интересов  вкладчиков банков и, тем самым, доверие  населения к банковскому сектору, недостаток которого является основной проблемой, препятствующей дальнейшему  институциональному развитию банковского  сектора. Система страхования депозитов  Республики Казахстан соответствует  международным стандартам построения систем страхования депозитов, указанным в документах Международного валютного фонда и Форума финансовой стабильности. Важным моментом теперь будет являться совершенствование этой системы, привлечение к участию оставшихся банков второго уровня Республики. Также нужно добиться получения банками Республики Казахстан высоких международных рейтинговых оценок, обеспечить уровень прозрачности деятельности банков второго уровня, их филиалов и структурных подразделений. В целях повышения прозрачности деятельности банковской системы необходимо раскрытие банками информации о реальных собственниках банка, о стратегии развития бизнеса банка, о перечне контролируемых банком организаций, об аффилированных лицах банка и совершаемых с ними сделках. Также необходима прозрачность работы каждого филиала и структурного подразделения, чтобы жители любого региона владели текущей ситуацией в банковском секторе. На сайтах банковских организаций необходимо отражать оперативную информацию об услугах и их стоимости, о возможности клиентов участвовать в различных программах. Кроме того, необходимо перестроить организационную структуру в направлении повышения гибкости управления, создать оптимальные распределения полномочий и фокусирования работы подразделений на рост финансовых результатов, расширить полномочия филиалов и подразделений, непосредственно работающих с клиентами, оптимизировать организационную структуру и филиальную сеть с учетом региональных особенностей и потребностей клиентов, поднять профессиональный уровень сотрудников филиалов и структурных подразделений, обеспечить доступ иностранных банков на финансовый рынок Казахстана, финансировать научную деятельность частных инициатив на льготных условиях.

     Сегодня банки предлагают разнообразные  виды депозитов. Учитываются особенности  разных категорий вкладчиков: банк определяет ассортимент предлагаемых видов депозитов, различные социальные группы. Потенциальному вкладчику предлагаются различные виды депозитов исходя из их приоритетности для него, доходности или возможности снятия в любой момент, накопления или удобства в проведении расчетов (банковские пластиковые карточки).

     Банки стремятся максимально учесть потребность  различных категорий вкладчиков:

     - детские вклады, пенсионные, до востребования;

     - творческий подход к определению  названия вклада («Будущее», «Формула  успеха»);

     - учет психологического фактора:  предложение вкладов с подчеркиванием  в названии влияющего стимула  («Гарантированный доход»);

     - увязка отдельных видов вкладов  с социальными и материальными  потребностями вкладчиков («Жилищно-накопительный», «К отпуску»);

     - наряду с новыми вкладами сохранение  традиционных названий с расчетом  на консервативных вкладчиков («Срочный»,  «Накопительный»);

     В пределах одного вида вклада банками  предлагаются различные условия, как  правило, это касается минимальной  суммы и срока вклада: чем выше минимальная сумма вклада, тем  выше проценты.

     Важной  тенденцией является развитие технологий гибких депозитных счетов, когда в  одном счете сочетаются преимущества счетов до востребования и срочных  счетов. По таким счетам устанавливается, как правило, сравнительно небольшая  сумма первоначального взноса и  предоставляется возможность неограниченных дополнительных взносов и снятий в любое время средств сверх  основной суммы вклада.

     В настоящее время каждый клиент имеет  право самостоятельно выбирать себе банк для расчетно-кассового обслуживания, а банк вынужден вести жесткую  борьбу за вкладчика, потерять которого довольно легко. Поэтому возникла необходимость  в научно-обоснованной теории организации  отношений банков с потенциальными вкладчиками по поводу привлечения  их денежных средств.

     1. Во-первых, для расширения круга  вкладчиков банку нужна грамотная  депозитная политика, в основу  которой ставится поддержание  необходимого уровня диверсификации, обеспечение возможности привлечения  денежных средств из других  источников и поддержание сбалансированности  с активами по срокам, объемам  и процентным ставкам.

     Активизировать  свою депозитную политику можно с  помощью расширения перечня вкладов  и использования стимулирующего эффекта размера дохода по вкладу. Так, в первом случае, можно предположить, что для клиентов будут выгодны  целевые вклады, выплата которых  будет приурочена к периоду отпусков, дням рождений или другим праздникам. Их сроки короче традиционных, а  процент – выше. Для клиентов с разным уровнем дохода банк мог  бы предложить принципиально новые  финансовые услуги, например, соединение традиционного вклада с целым  набором небанковских услуг –  страховых, туристических или по приобретению товаров со скидкой.

     Во  втором случае следует отметить, что  стимулирующий эффект процента по вкладам  зависит, главным образом, от уровня и дифференциации процентных ставок в зависимости от вида, срока вклада, периода уведомления об изъятии. Если при определении процентной ставки будут учтены также темпы  инфляции, то повысится ценность самих  денег, а увеличение вкладов поможет  сбить ажиотажный спрос на потребительском  рынке. Кроме того, повысится ответственность  государства и коммерческих банков за эффективное использование денежных накоплений и сбережений, что будет  способствовать развитию не только коммерческого  банка, но и экономики страны в  целом.

     Также, привлечению средств вкладчиков в коммерческие банки способствует изменение порядка выплаты процентов. Ведь большая часть коммерческих банков выплачивает проценты по вкладам  один раз в год. Поэтому в условиях острого дефицита на банковские ресурсы  коммерческие банки стали выплачивать  проценты по вкладам ежеквартально  или даже ежемесячно, что позволило им привлекать средства по более низким процентным ставкам.

     3. Во-вторых, при необходимости привлечения  средств в депозиты следует  учитывать особенности и различия  депозитов юридических и физических  лиц.

     При разработке нового депозита банк должен ориентироваться на потребности  клиентов. Обычно возникновение новой  услуги следует за появлением совершенно новой потребности или существенным изменением старой. Выявить новую  потребность можно в результате маркетинговых исследований.

     Депозит характеризуется несколькими параметрами:

     - размером минимального взноса;

     - величиной и постоянством процента;

     - минимальным сроком хранения;

     - условиями дополнительных взносов;

     - условиями снятия денег со  счета.

     Изменяя эти характеристики, можно получить совершенно новый вид услуги. Но так как такая банковская услуга, как депозит, является продолжительной  во времени (имеется в виду то, что  деньги кладут на определенный срок), то банк должен прогнозировать изменения  во внешней среде, чтобы получить прибыль.

     Варьируя  величину минимального взноса, банк может  привлекать различные сегменты клиентов на более выгодных для них условиях. Обычно величина минимального взноса сильно взаимосвязана с величиной  процентной ставки. Чем больше минимальная  сумма, тем выше процент. Тем самым  банк экономит на операционных расходах по обслуживанию одного вклада, увеличивая свои прибыли и давая клиенту  премию в виде повышенного процента.

     Также банк может предложить специальные  условия вкладов для различных  групп клиентов: для студентов, пенсионеров, тех, кто ездит за границу.

     Самым перспективным направлением привлечения  средств как юридических, так  и физических лиц в нынешний момент является самое широкое использование  банковских пластиковых карточек, так  как денежные средства, которые «оседают»  на карт - счетах являются дешевой ресурсной  базой. К «плюсам» пластиковых карточек следует также отнести:

     - облегчение работы касс и бухгалтерии  банка и любого предприятия  (в случае выплаты заработной  платы посредством банковских  пластиковых карточек);

     - безопасное использование заработанных  средств (в отличие от наличных  денежных средств пропавшая карточка  не означает потерю денег).

     Мерами  по совершенствованию механизма  операций с пластиковыми карточками для юридических лиц являются:

     - увеличение числа эмитентов на  рынке пластиковых карточек, рост  числа банкоматов и POS-терминалов;

     - популяризация коммерческим банком  среди своих и потенциальных  клиентов операций с применением  банковских пластиковых карточек, в частности, заключение договоров  по выплате заработной платы  сотрудникам предприятий посредством  банковских пластиковых карточек;

Информация о работе Совершенствование депозитной системы банков второго уровня Республики Казахстан