Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 20:06, шпаргалка
Работа содержит ответы на 67 вопросов для экзамена по дисциплине "Финансовое право".
Валютный контроль — деятельность государства, направленная на обеспечение валютного законодательства при осуществлении валютных операций.
Валютный
контроль является частью, видом финансового
кпн-пзоля. поэтому валютному контролю
присущи все общие черты
Законом «О валютном регулировании и валютном контроле» (ст. 12) закреплены полномочия органов и агентов валютного контроля. Указанные органы: 1) издают в пределах своей компетенции нормативные акты, обязательные к исполнению всеми резидентами и нерезидентами в Российской Федерации; 2) определяют порядок и формы учета, отчетности и документации по валютным операциям резидентов и нерезидентов. а) осуществляют контроль за проводимыми в Российской Федерации резидентами и нерезидентами валютными операциями, за соответствием этих операций законодательству, условиям лицензий и разрешений, а также за соблюдением ими актов органов валютного контроля, б) проводят проверки валютных операций резидентов и нерезидентов в Российской Федерации.
Валютный
контроль осуществляет также Государственный
таможенный комитет Российской Федерации.
В соответствии со ст. 198 Таможенного кодекса
Российской Федерации" Государственный
таможенный комитет — орган валютного
контроля, а иные таможенные органы —
агенты валютного контроля, подотчетные
этому Государственному комитету.
Органами валютного контроля в Российской Федерации являются Центральный банк РФ, а также правительство РФ в лице таких органов, как Министерство финансов РФ, Государственный таможенный комитет РФ, правоохранительные органы.
Агентами валютного контроля являются организации, которые в соответствии с законодательными актами Российской Федерации могут осуществлять функции валютного контроля. К агентам валютного контроля в настоящее время отнесены уполномоченные банки, иные небанковские кредитные организации, имеющие лицензии на осуществление валютных операций.
Уполномоченные банки являются агентами валютного контроля, подотчетными Центральному банку Российской Федерации.
Органы валютного контроля в пределах своей компетенции издают нормативные акты, обязательные к исполнению всеми резидентами и нерезидентами в Российской Федерации.
Органы и агенты валютного контроля в пределах своей компетенции:
Министерство финансов РФ контролирует, в частности, соблюдение резидентами и нерезидентами законодательства России и ведомственных нормативных актов, регулирующих осуществление валютных операций, и выполнение резидентами обязательств перед государством в иностранной валюте; осуществляет контроль за полнотой поступления в установленном порядке средств в иностранной валюте по внешнеэкономическим операциям; участвует в ведении контроля за соблюдением порядка квотирования и лицензирования экспорта товаров и услуг; контролирует эффективность использования кредитов в иностранной валюте, предоставляемых Российской Федерации на основе международных договоров и соглашений, осуществляет иные функции, связанные с валютным и экспортным контролем.
Государственный таможенный комитет как орган валютного контроля в соответствии со ст. 199 Таможенного кодекса Российской Федерации, а иные таможенные органы как агенты валютного контроля, осуществляют валютный контроль за перемещением лицами через таможенную границу валюты Российской Федерации, ценных бумаг в валюте Российской Федерации, валютных ценностей, а также за валютными операциями, связанными с перемещением через границу товаров и транспортных средств.
Должностные лица органов и агентов валютного контроля в пределах компетенции этих органов имеют право:
а) проверять
все документы, связанные с осуществлением
ими функций валютного
б) приостанавливать операции по счетам
в уполномоченных банках в случае непредставления
упомянутых в настоящей статье документов
и информации;
в) приостанавливать действие или лишать
резидентов, включая уполномоченные банки,
а также нерезидентов лицензий и разрешений
на право осуществления валютных операций;
г) другие права, предусмотренные законодательством
Российской Федерации.
Операции
с иностранной валютой и
Совершение текущих валютных операций связано с:
— переводами в РФ и из РФ иностранной валюты для осуществления расчетов без отсрочки платежа по экспорту и импорту товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности), а также для осуществления расчетов, связанных с кредитованием экспортно-импортных операций на срок не более 90 дней;
— получением и предоставлением финансовых кредитов на срок не более 180 дней;
— переводами в РФ и из РФ процентов, дивидендов и иных доходов по вкладам, инвестициям, кредитам и прочим операциям, связанным с движением капитала;
— переводами неторгового характера в РФ и из РФ, включающими: выплаты заработной платы, стипендий, пенсии, алиментов, государственных пособий, доплат и компенсаций; платежи в связи с принятием наследства; платежи, связанные с нотариальными и следственными действиями, с судебными и арбитражными издержками, платежи по возмещению расходов арбитражным и административным органом, а также суммы государственной пошлины, уплаченные в связи с производством указанных действий и рассмотрением дел в судах; плату за обучение граждан в образовательных учреждениях другого государства, лечение граждан в лечебно-профилактических учреждениях другого государства; выплату авторских вознаграждений; иные валютные операции.
Под валютными операциями, связанными с движением капитала, понимаются:
— прямые инвестиции, т.е. вложения в уставный капитал предприятия с целью извлечения дохода и получения прав на участие в управлении предприятием;
— портфельные инвестиции, т.е. приобретение ценных бумаг; переводы в оплату права собственности на здания, сооружения и иное имущество, включая землю и ее недра, относимое по зако нодательству страны его местонахождения к недвижимому имуществу, а также иных прав на недвижимость;
— предоставление и получение отсрочки платежа на срок более 90 дней по экспорту и импорту товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности);
— предоставление и получение финансовых кредитов на срок более 180 дней;
— все
иные валютные операции, не являющиеся
текущими валютными операциями.
Особенностью ответственности за нарушения валютного законодательства является то, что если объектом валютного правонарушения являются одновременно и общественные отношения, регулируемые таможенным законодательством, т.е. валютное правонарушение одновременно нарушает таможенные правила либо посягает на нормальную деятельность таможенных органов России, то ответственность наступает в соответствии с таможенным законодательством (ст. 201 Таможенного Кодекса РФ).
Объективную
сторону валютного
в неисполнении обязанностей, налагаемых валютным законодательством;
в нарушении установленных им условий и процедур проведения валютных операций (например, нарушения порядка приобретения иностранной валюты на внутреннем валютном рынке России);
в препятствовании
осуществлению органам и
Субъектом валютного правонарушения могут быть физические и юридические лица - резиденты и нерезиденты. Ответственность агентов валютного контроля предусмотрена только для уполномоченных банков. Физические лица за валютное правонарушение несут уголовную и административную ответственность, а юридические лица - административную ответственность. В случае совершения неправомерного деяния юридическим лицом, в некоторых случаях, имеет место наличие двух составов правонарушений. Одним субъектом будет само юридическое лицо, а вторым - его руководитель. Так, при невозвращении валютной выручки на организацию налагается штраф в размере суммы невозвращенной выручки. Одновременно руководитель в соответствии со ст. 193 УК РФ несет уголовную ответственность, если сумма невозвращенной выручки превысила 10 000 минимальных размеров труда.
Субъективная сторона представляет собой внутреннее психическое содержание правонарушения.
Основным из её элементов является вина в форме умысла или неосторожности, т.е. психическое отношение лица к совершаемому противоправному деянию. Валютные правонарушения, субъектом которых является физическое лицо (в т. ч. руководитель организации) в обязательном порядке должно предусматривать наличие вины в той или иной форме. В том случае, если одно деяние влечет ответственность одновременно и организации, и её руководителя, то независимо от формы вины физического лица организация должна быть привлечена к ответственности. Субъективная сторона в значительной мере определяет степень общественной опасности совершенного правонарушение, а, следовательно, и характер ответственности и размер наказания.
Таким
образом, валютное правонарушение следует
рассматривать как
Таблица
1. Основания общей
Основания
ответственности
(правонарушения) |
Санкции |
1. Совершение недействительных в силу Закона РФ “О валютном регулировании и валютном контроле” сделок | 1. Взыскание
в доход государства всего
полученного по |
2. Необоснованное
приобретение не по сделке, а
в результате незаконных |
2. Взыскание в доход государства всего полученного по такой сделке |
3. Отсутствие учета валютных операций | 3. Штраф в пределах суммы, которая не была учтена |
4. Ведение
учета валютных операций с
нарушением установленного |
4. Штраф в пределах суммы, которая была учтена ненадлежащим образом |
5. Непредставление
либо несвоевременное |
5. Штраф в
пределах суммы, по которой
документы и информация не
были
представлены в установленном порядке |