Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2012 в 21:21, курсовая работа
Несмотря на широкий спектр проведенных работ в этом направлении, в портфельной теории остались неизученными некоторые аспекты моделирования процесса принятия решений, особенно связанные с оценкой риска в динамическом случае. Вынужденное удлинение инвестиций, недостаточная ликвидность рынков, суженный спектр инвестиционных возможностей, связанных с портфельным инвестированием – это темы, которые не нашли полного отражения в современной экономической литературе.
Цель работы состоит в анализе процесса формирования и управления портфелем ценных бумаг, а также рассмотрение существующих стратегий управления портфелем ценных бумаг.
Введение
Глава 1. Теоретические основы управления портфелем ценных бумаг
1 .1 Понятие портфеля ценных бумаг. Типы портфелей ценных бумаг
1.2 Понятие управления портфелем ценных бумаг. Этапы управления
Глава 2. Формирование портфеля ценных бумаг
2.1 Принципы формирования инвестиционного портфеля
2.2 Этапы формирования портфеля ценных бумаг
Глава 3. Стратегии управления портфелем ценных бумаг
3.1 Активная стратегия
3.2 Пассивная стратегия
Заключение
Список используемой литературы
В зависимости
от плана доходности, дюрации и
степени принятия риска инвесторы
могут вводить дополнительные ограничения
на структуру портфеля. В соответствии
с этими ограничениями
Существует ряд альтернативных стратегий относительно распределения сроков инвестирования, каждая из которых обладает своим исключительным набором преимуществ и недостатков. Все их можно разбить на две категории - пассивные и активные.
Активная стратегия основана на предположении, что рынки неэффективны, и что инвестор либо умеет выявлять неверно оцененные бумаги, либо умеет предсказывать процентные ставки и правильно играть на сроках. Эта стратегия предполагает тщательное отслеживание и немедленное приобретение инструментов, отвечающих инвестиционным целям портфеля, а также быстрое изменение состава фондовых инструментов, входящих в портфель. Реализацией активной стратегии является подход процентных ожиданий.
Базовыми характеристиками активного управления являются:
При активном управлении считается, что содержание любого портфеля является временным. Когда разница в ожидаемых доходах, полученная в результате либо удачного, либо ошибочного решения или из-за изменения рыночных условий, исчезает, составные части портфеля или он целиком заменяются другими.
Активное управление характеризуется тем, что инвестор:
не верит в постоянную эффективность инвестиций и поэтому часто пересматривает состав и структуру портфеля, иногда весьма существенно;
считает, что
инвесторы имеют различные
Активная
стратегия управления портфелем
предполагает тщательное отслеживание
и быстрое приобретение инструментов,
соответствующих инвестиционным целям
формирования портфеля; максимально
быстрое избавление от активов, которые
перестали удовлетворять
Существуют четыре основные формы активного управления, которые базируются на свопинге, что означает постоянные обмен, ротацию ценных бумаг через финансовый рынок16:
1) так называемый
подбор чистого дохода — самая
простая форма, когда из-за
временной рыночной
2) подмена
— прием, при котором
3) сектор-своп
— более сложная форма
4) операции, основанные на предвидении учетной ставки. Идея этой формы заключается в стремлении удлинить срок действия портфеля, когда ставки снижаются, и сократить срок действия, когда ставки растут. Чем больше срок действия портфеля, тем больше цена портфеля подвержена изменениям учетных ставок.
Приемы активного управления, применяемого к портфелям, состоящим из разных видов ценных бумаг, различны17.
В рамках активного стиля управления портфелем обыкновенных акций выделяют:
стратегию акций роста основана на ожидании того, что компании, прибыль которых растет более быстрыми темпами (выше средних), со временем принесут больший (выше среднего) доход для инвесторов. Для таких акций, как правило, характерен высокий риск.
Следует отбирать акции, цена которых на данный момент времени не отражает в достаточной степени высокие темпы роста доходов компании (текущие и ожидаемые);
стратегию недооцененных акций, заключающуюся в отборе акций с высоким дивидендным доходом или высоким отношением рыночной цены акции к ее балансовой стоимости, или низким отношением цена — доход. Разновидностью данного подхода является фомирование портфеля из акций непопулярных в данный момент времени секторов и отраслей;
стратегию компании с низкой капитализацией. Акции небольших по размеру компаний часто приносят более высокий доход, поскольку те обладают большим потенциалом роста, хотя их акции и имеют более высокую степень риска;
стратегию market timing — выбор времени покупки и продажи ценных бумаг на основе анализа конъюнктуры рынка (покупать, когда цены низкие, и продавать, когда цены высокие). В использовании этой стратегии основная роль принадлежит техническому анализу.
В отношении
портфеля облигаций используются следующие
стратегии активного
стратегия «Market timing». Основана на прогнозе рыночных процентных ставок. Применяется наиболее часто. Если ожидается повышение процентных ставок, то инвестор будет стремиться к тому, чтобы сократить дюрацию (средневзвешенный срок жизни) портфеля с целью минимизировать убытки от снижения цен облигаций. Это достигается заменой (операция своп) долгосрочных облигаций на краткосрочные. Напротив, если ожидается падение процентных ставок, инвестор удлинит дюрацию портфеля облигаций. При этом необходимо, чтобы информация, на которой строится прогноз, не была заранее отражена в текущих рыночных ценах облигаций;
стратегия выбора сектора. Портфель формируется из облигаций определенного сектора, находящегося, по мнению инвестора, в более благоприятных условиях — казначейских, муниципальных, корпоративных облигаций или, например, высокодоходных облигаций с низким кредитным рейтингом. Если ситуация на рынке меняется, происходит переключение на облигации другого сектора;
стратегия принятия кредитного риска. В портфель отбираются (с помощью фундаментального анализа) те облигации, по которым, по мнению инвестора, вероятно повышение кредитного рейтинга;
стратегия иммунизации
портфеля облигаций. Процентный риск по
купонной облигации состоит из двух
компонентов: ценового риска и риска
реинвестирования, которые изменяются
в противоположных
Таким образом, иммунизация имеет место тогда, когда требуемый период владения портфелем облигаций равняется дюрации данного портфеля. Например, иммунизация портфеля на пять лет требует приобретения набора облигаций со средней дюрацией (не средним сроком до погашения) равной пяти годам. Существуют определенные ограничения в использовании иммунизации: дюрация меняется с течением времени и при изменении рыночных процентных ставок. Поэтому для постоянной иммунизации портфеля облигаций необходимо периодически проводить его ревизию.
Активный стиль управления весьма трудоемок и требует значительных трудовых и финансовых затрат, так как связан с активной информационной, аналитической и торговой деятельностью на финансовом рынке:
1) проведением самостоятельного анализа;
2) составлением
прогноза состояния рынка в
целом и его отдельных
3) созданием
обширной собственной
Как правило,
активным управлением портфеля занимаются
крупные профессиональные участники
финансового рынка; банки, инвестиционные
фонды и др., обладающие большими
финансовыми возможностями и
штатом высококвалифицированных
Активную
стратегию проводят инвесторы, полагающие,
что рынок не всегда, по крайней
мере в отношении отдельных бумаг,
является эффективным, а инвесторы
имеют различные ожидания относительно
их доходности и риска. В итоге
цена данных активов завышена или
занижена. Поэтому активная стратегия
сводится к частому пересмотру портфеля
в поисках финансовых инструментов,
которые неверно оценены
Активную стратегию инвестор может строить на основе приобретения рыночного портфеля в сочетании с кредитованием или заимствованием19.
Вследствие изменения конъюнктуры рынка инвестор периодически будет пересматривать портфель. Покупка и продажа активов повлечет дополнительные комиссионные расходы. Поэтому, определяя целесообразность пересмотра портфеля, следует учесть в издержках данные расходы, поскольку они будут снижать доходность портфеля.
Пассивные стратегии основываются на предположении, что рынки активов имеют среднюю степень эффективности, т.е. их текущие цены точно реагируют на всю доступную для широкого круга инвесторов информацию.
Основной
принцип пассивного стиля управления
портфелем — «купить и держать»
Пассивное управление основано на представлении, что рынок достаточно эффективен для достижения успеха в выборе ценных бумаг или в учете времени и предполагает создание хорошо диверсифицированного портфеля с определенными на длительную перспективу показателями ожидаемого дохода и риска; изменения структуры портфеля редки и незначительны.
Применение пассивной стратегии управления портфелем основывается на выполнении следующих условий:
рынок эффективен. Это означает, что цены финансовых инструментов отражают всю имеющуюся информацию и считаются «справедливыми». Поскольку нет недооцененных или переоцененных ценных бумаг, то нет и смысла в активной торговле ими;
все инвесторы
имеют одинаковые ожидания относительно
дохода и риска по ценным бумагам,
поэтому нет необходимости
Типичный пассивный инвестор формирует свой портфель из комбинации безрискового актива и так называемого рыночного портфеля. Он не рассчитывает «побить» рынок, а лишь ожидает справедливого дохода по своему портфелю — вознаграждения за принимаемый им риск. Важным преимуществом пассивного управления является низкий уровень накладных расходов20.
Примером
пассивной стратегии может
Простейшим подходом в рамках пассивного управления портфелем акций является попытка «купить» рынок. Такая стратегия часто называется методом индексного фонда.
Индексный фонд — это портфель, созданный для зеркального отражения движения выбранного индекса, характеризующего состояние всего рынка ценных бумаг. Чтобы добиться соответствия структуры портфеля структуре индекса, различные ценные бумаги включаются в портфель в такой же пропорции, как и при расчете индекса. Если доля какой-то фирмы при подсчете индекса составляет 10%, то инвестор, создающий портфель из обычных акций и желающий, чтобы его портфель зеркально отражал состояние рынка ценных бумаг, должен иметь в своем портфеле 10% акций этой фирмы из общего числа акций портфеля. Иногда портфель формируется не из всех акций, входящих в индекс, а лишь из тех, которые занимают в индексе наибольший удельный вес. Или же портфель может быть сформирован из некоторого набора акций при сохранении доли, которую занимает в индексе определенный сегмент рынка, например отрасль.
При пассивном
управлении портфелем ценных бумаг
применяется также метод
Информация о работе Портфель ценных бумаг, его типы. Управление портфелем ценных бумаг предприятия