Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2013 в 13:26, реферат
Нормы финансового права Российской Федерации содержатся в большом числе разнообразных правовых нормативных актов, или источниках. К ним относятся акты представительных и исполнительных органов государственной власти разных масштабов и уровней и органов местного самоуправления (общие и отраслевые, федеральные, субъектов Федерации, местные и др.).
В настоящее время расширяется сфера регулирования финансовых отношений законодательными актами, что важно для повышения авторитетности финансово-правовых норм
- ФЗ «О кредитной кооперации»
от 18 июля 2009 г., определяющий правовые,
экономические и
- ФЗ «О бюджете фонда социального страхования на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов» от 28 ноября 2009 г.;
- Закон РФ «О налогах на имущество физических лиц» от 9 декабря 1991 г.;
- Закон РФ «О налоговых органах Российской Федерации» от 21 марта 1991 г.;
- ФЗ «Об аудиторской деятельности» от 7 августа 2001г.;
- ФЗ «Об обязательном
пенсионном страховании в
- ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10 декабря 2003 г.;
Особое место среди
них занимают законы, устанавливающие
те или иные налоги и порядок их
взимания. Например, Закон РФ «О налоге
на добавленную стоимость», Закон
РФ «О налоге на прибыль предприятий
и организаций» и др. Все нормы,
составляющие такого рода законы, являются
финансово-правовыми. Вместе с тем
имеются федеральные законы, которые
являются источником финансового права
не полностью, а лишь в определенной
части. Примером может служить ФЗ
«О финансовых основах местного самоуправления
в Российской Федерации», содержащий
финансово-правовые нормы, регулирующие
основы построения муниципального бюджета,
организацию муниципальных
Как мы видим, перечень законов, являющихся источниками финансового права, многообразен как и сфера его регулирования. Этот список законов далеко не исчерпывающий.
3) Наиболее важное место
в системе источников
Одним из основных источников является Налоговый кодекс РФ (часть первая от 31 июля 1998 г. И часть вторая от 5 августа 200г.), регулирующий отношения по установлению, взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения по поводу налогового контроля и ответственности за совершение налогового правонарушения.
Кроме того, кодифицированным источником финансового права является Бюджетный кодекс РФ, принятый 17 июля 1998 г. и регулирующий отношения, возникающие в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга, а также отношения, возникающие в ходе бюджетного процесса. Как отмечается в преамбуле, Бюджетный кодекс Российской Федерации служит целям финансового регулирования, устанавливает общие принципы бюджетного законодательства Российской Федерации, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, порядок регулирования межбюджетных отношений, определяет основы бюджетного процесса в Российской Федерации, основания и виды ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации. Следует отметить, что принятие Бюджетного кодекса Российской Федерации, кодифицировавшего нормы бюджетного права, способствовало совершенствованию бюджетной системы государства, упорядочило бюджетный процесс, укрепило законность в данной сфере.
Источником финансового права является также Гражданский кодекс РФ
- часть первая от 30.10.1994 г., содержащая понятие сделок, основные понятия о юридических лицах;
- часть вторая от 26.01.1996 г., содержащая общие положения об аренде, страховании, займе и кредите, банковском вкладе, банковском счёте, расчётах и т.д.;
- часть третья от 26.11.2001г.
В связи с тем, что и в сфере финансовой деятельности совершаются преступления, Кодекс об административных правонарушениях РФ также можно рассматривать как источник финансового права.
В этой же связи источником
финансового права можно
4) Среди нормативно-правовых
актов как источников
- «О мерах по обеспечению
государственного финансового
- «О системе и структуре
федеральных органов
- «О мерах по укреплению
финансовой дисциплины и
- «О федеральном казначействе» от 8 декабря 1992 г.;
- «О мерах по укреплению
финансовой дисциплины и
- «О предоставлении гарантий или поручительств по займам и кредитам» от 23 июля 1997 г.;
5) Постановления Правительства
РФ также являются источниками
финансового права в случаях,
когда содержат финансово-
Примером могут служить постановления Правительства:
- «О порядке финансового
обеспечения в 2010 году расходов
на оплату государственным и
муниципальным учреждениям
- «Об утверждении положения о постановке на учёт в федеральной службе по финансовому мониторингу организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы» от 18 января 2003 г.
Аналогично федеральному уровню источниками финансового права являются акты органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.
6) Часто источником финансового
права являются ведомственные
нормативно-правовые акты. Основное
место среди них занимают
Все ведомственные финансово-
Примером ведомственных финансово-правовых актов могут служить:
- приказ Министерства
финансов «Об утверждении
- приказ Министерства
финансов РФ «Об упорядочении
работы по формированию и
- приказ Министерства
РФ по антимонопольной
В регулировании финансовой деятельности государства особую роль играют приказы и инструкции Министерства финансов Российской Федерации, а также указания, письма и телеграммы Центрального банка Российской Федерации.
7) Источником финансового
права являются и локальные
нормативно-правовые акты, содержащие
финансово-правовые нормы. В
8)Источником финансового
права являются также
3.4 Нормативный
договор как источник
Помимо нормативно-правового акта в качестве источника финансового права в последние годы стал выступать нормативный договор. В данном случае в качестве источника финансового права выступают международные договоры Российской Федерации с другими странами в сфере налогообложения. К примеру:
- Соглашение между
- Соглашение между
Общепризнанные принципы и нормы
международного права и международные
договоры Российской Федерации являются
составной частью ее правовой системы.
Если международным договором
Часть 1 ст.15 Конституции РФ конкретизирована в ст,7 НК РФ. Таким образом, международный договор можно считать источником финансового права. В науке международные договоры Российской Федерации рассматриваются как часть ее национальной правовой системы.
Помимо международных договоров в качестве нормативного договора как источника финансового права выступают договоры между органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектами, а также между самими субъектами РФ по бюджетным и налоговым вопросам. Например, договор о бюджетных отношениях между органами государственной власти Красноярского края и Таймырского автономного округа от 2 ноября 1995 г.
Источниками финансового права являются и соглашения между финансово-кредитными органами по различным финансовым вопросам, которые регулируют определенные отношения, складывающиеся на финансовом рынке (например, соглашения между Министерством финансов Российской Федерации и Центральным банком Российской Федерации)
3.5 Судебный прецедент как источник финансового права
В качестве источника российского права в последние годы в теории права все чаще признается судебный прецедент.
Судебный прецедент –
это правило поведения, сформулированное
судом при рассмотрении конкретного
дела в судебном решении, имеющее
общеобязательное значение. Судебный
прецедент как источник финансового
права представлен главным
Решения Конституционного суда
РФ удовлетворяют требованиям
- принятие решения
- прецедент может быть
создан как единственным
- публикация прецедентов в регулярных судебных отчетах.
- обязательность решений.
- прецедент рассчитан на многократное применение.
- юридическая сила прецедента выше, чем у закона.
Общеобязательность решений Конституционного Суда РФ выражается в том, что в соответствии со ст. 79 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. «О Конституционном Суде Российской Федерации» акты или отдельные положения, признанные Конституционным Судом РФ неконституционными, утрачивают силу. Таким образом. Конституционный Суд РФ формулирует для всех обязательное правило не применять эти акты.
Кроме того, Конституционный Суд РФ часто в ходе рассмотрения дела формулирует правило поведения общего характера, которое ранее не было зафиксировано в каком-либо нормативном акте.
Более того, многие из этих правоположений затем находят свое закрепление в нормативно-правовых актах. Особое значение имеют правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации в отношении проблем законодательства о налогах и сборах. Например, в решении Конституционного Суда РФ по делу о проверке конституционности п. 2 и 3 ч. 1 ст. 11 Закона РФ от 24 июня 1993 г. «О федеральных органах налоговой полиции» было впервые сформулировано правоположение о том, что бесспорный порядок взыскания штрафов в случае несогласия налогоплательщика с решением органа налоговой полиции является превышением конституционно допустимого ограничения права собственности, поскольку никто не может быть лишен своего имущества иначе, как по решению суда. Это правоположение было воспринято законодателем и закреплено в ст. 104 Налогового кодекса РФ.