Финансовый контроль: понятие, виды, формы, методы

Автор: Мариана @, 03 Ноября 2010 в 21:25, реферат

Краткое описание

Контроль за состоянием экономики, развитием социально-экономических процессов в обществе является важной сферой деятельности по управлению народным хозяйством. Одним из звеньев системы контроля выступает финансовый контроль. Его назначение заключается в содействии успешной реализации финансовой политики государства, обеспечении формирования и эффективного использования финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях народного хозяйства.
Роль финансового контроля в условиях рыночной экономики многократно возрастает. Финансовый контроль является формой реализации контрольной функции финансов, которая и определяет назначение и состояние финансового контроля. Вместе с тем в зависимости от социально-экономического положения государства, расширения прав хозяйствующих субъектов в осуществлении финансовой деятельности, возникновения различных организационно-правовых форм предпринимательства содержание финансового контроля существенно обогащается.
Коренные перемены в социально-экономическом строе России и в методах управления экономикой сделали неизбежным радикальное преобразование одного из важнейших рычагов финансово-хозяйственного управления – финансового контроля.
Ликвидация административно-командной системы управления экономикой со всесторонней регламентацией хозяйственной деятельности серьезно поколебала основы сложившейся ранее системы финансового контроля, который престал отвечать потребностям общества, его социально-экономическом реалиям. Это не замедлило проявиться на практике, вызвало ряд негативных последствий.
Как свидетельствует мировой опыт, цивилизованное экономическое развитие возможно только при соблюдении установленных государством законов и норм и защите интересов граждан. Соблюдение экономическими субъектами действующего законодательства, эффективное распоряжение управляющими вверенной им собственностью необходимо контролировать. Именно поэтому в развитых странах уделяется такое внимание вопросам организации финансового контроля всех сторон экономической жизни и особенно сферы государственных финансов.
Для России в высшей степени актуальна организация эффективной и всеобъемлющей системы финансового контроля. Существовавшая ранее в стране система финансового контроля была ориентирована на экономику, в которой основная роль принадлежала государственной собственности, управляемой административно-командными методами. Экономические преобразования вызвали необходимость построения принципиально новой системы финансового контроля – целостной, действующей на единых принципах, охватывающей все стороны экономической жизни.
Актуальность темы финансовый контроль, вызванная объективными причинами социально-экономического и политического положения в стране, обеспечила определенный интерес ученых-экономистов. Поэтому можно сказать, что данная тема широко освещена в учебной литературе. Современное состояние финансового контроля в России, его развитие и изменения в сфере финансового контроля в достаточной мере отражаются в периодических изданиях. В своей работе я хочу дать общее представление о финансовом контроле.

Оглавление

Введение 3
1. Понятие финансового контроля 5
2. Виды финансового контроля 10
3. Методы проведения и формы финансового контроля 13
Заключение………………………………………………………………………17
Список использованной литературы…………………………………………...18

Файлы: 1 файл

мой реферат по финансовому праву (1).docx

— 37.91 Кб (Скачать)

     Таким образом, в условиях демократического общества, экономика которого базируется на равноправии различных форм собственности и рыночных методах хозяйствования, организация финансового контроля не является привилегией государства, хотя его потребности в проведении финансового контроля остаются значительными.

     Необходимость проведения финансового контроля при  рыночной экономике определяется прежде всего потребностями рационального  и эффективного хозяйствования на любом  уровне управления. При этом управляющие  хозяйствующих субъектов, которым  владельцы или собственники доверили управление, сами определяют, насколько  выгодно им проведение финансового  контроля, в какой форме и в  каком объеме его необходимо проводить, чтобы лица, доверившие им управление (или возможные инвесторы), остались довольны их деятельностью. Аналогичная  ситуация характерна и для государственного сектора, где руководители, которым  общество доверило распоряжаться государственной  собственностью, также организуют финансовый контроль прежде всего с целью  повышения эффективности своей  деятельности, а также чтобы показать, что они распоряжаются вверенным  государственным имуществом и финансовыми  средствами с максимальной пользой  для общества.

       
 
 
 
 
 
 
 

     2. Виды финансового контроля

 

      Существует  несколько классификаций видов  финансового контроля по различным  признакам.

     В зависимости от субъектов, осуществляющих финансовый контроль, различают государственный, внутрихозяйственный и независимый (аудиторский) финансовый контроль.

      Государственный финансовый контроль реализуется через  общегосударственный и ведомственный. Общегосударственный финансовый контроль осуществляют органы государственной  власти и управления. Он направлен  на объекты, подлежащие контролю независимо от их ведомственной подчиненности. Ведомственный финансовый контроль производят контрольно-ревизионные  отделы министерств, концернов, соответствующие  управления местных органов власти и др. Его объектом является производственная и финансовая деятельность подведомственных предприятий, учреждений.

      Внутрихозяйственный финансовый контроль осуществляется экономическими службами предприятий, организаций  и учреждений (бухгалтерии, финансовые отделы и т.д.). Объектом здесь выступает  производственная и финансовая деятельность самого предприятия, а также его  структурных подразделений.

      Независимый финансовый контроль осуществляют специальные  аудиторские фирмы и службы. Контрольные  и консультационные услуги аудиторские  фирмы оказывают всем предприятиям и организациям на платной основе. Аудиторские фирмы являются независимыми организациями, призванными способствовать повышению качества контроля, его  объективности.

      Иногда  такого рода классификацию представляют в виде деления на государственный  контроль, аудит и общественный контроль. Поясним понятие общественного  контроля. Общественный контроль реализуется  без посредства специальных государственных  органов через общественные институты  и на основе законов, обязывающих  власть предоставлять информацию обществу. Поскольку в демократическом  обществе важное значение придается  неуклонному соблюдению принципа свободы  слова, то большую роль в осуществлении  общественного контроля играют средства массовой информации, выражающие интересы различных общественных и политических объединений. Нередко деятельность общественного контроля базируется на информации, предоставляемой органами государственного финансового контроля, прежде всего счетными палатами, для  которых гласность является важнейшим  принципом работы.

      Принцип гласности, который законодательно определен как базовый принцип  деятельности счетных палат, реализуется  через представление отчетов  об их деятельности органам представительной власти, проведение открытых слушаний по материалам этих отчетов на заседаниях органов законодательной или  исполнительной власти с участием заинтересованных граждан, публикацию отчетов о проведенных  контрольных мероприятиях в средствах  массовой информации, размещение этих материалов в Интернете (на официальных  сайтах этих органов). Таковым является официальный сайт Счетной палаты РФ, где размещена информация о  деятельности контрольного органа и  отчеты по выполненной работе.

         По формам проведения финансовый контроль делится на предварительный, текущий и последующий.

      Предварительный финансовый контроль осуществляется на стадии составления, рассмотрения и  утверждения финансовых планов предприятий, смет расходов учреждений и организаций, проектов бюджетов, текстов договорных соглашений, учредительных документов и т.д.

      Текущий финансовый контроль проводится в процессе исполнения финансовых планов, в ходе осуществления хозяйственно-финансовых операций, когда проверяется соблюдение норм и нормативов расходования товарно-материальных ценностей и денежных средств, соответствие отпуска средств выполнению планов расходов, использованию ранее выданных ресурсов.

      Последующий финансовый контроль осуществляется после  завершения отчетного периода и  финансового года в целом. Проверяется  целесообразность расходования государственных  денежных средств при исполнении бюджетов, выполнении финансовых планов предприятий и организаций, смет расходов бюджетных учреждений.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     3.  Методы проведения и формы финансового контроля

 

     Под формой финансового контроля понимают конкретное выражение и организацию  контрольных действий.

     По  характеру материала, на основе которого проводится, контроль подразделяется на документальный (формальный) и фактический.

     Источниками информации для документального (формального) контроля служат первичные документы, регистры бухгалтерского учета, бухгалтерская, статистическая и оперативно-техническая  отчетность, нормативная, проектно-конструкторская, технологическая и другая документация.

     Фактический контроль базируется на изучении фактического состояния проверяемых объектов по данным их осмотра (пересчета, взвешивания, лабораторного анализа и т.п.), а поэтому он не может быть всеобъемлющим  из-за непрерывности хозяйственных  ситуаций. Полноценность и неопровержимая доказательность первичных документов и учетных записей при необходимости  устанавливаются с помощью специальных  приемов фактического контроля. Поэтому  оба вида контроля существуют не изолированно, а дополняют друг друга.

     Для осуществления контроля могут использоваться различные методы, к числу которых  относятся:

     а) проверки, которые подразделяются на документальные и камеральные. Документальные проверки проводятся непосредственно  на предприятии или в организации. При этом изучаются сметы расходов, бухгалтерская и статистическая отчетность, расчеты с бюджетом по налогам и другим обязательным платежам, иные финансовые документы. Контрольные  органы имеют право изымать документы, свидетельствующие о сокрытии объектов налогообложения и незаконном использовании  бюджетных средств в том случае, если их сохранность не гарантируется (то есть если они могут быть подменены  или уничтожены). Особенностью камеральных  проверок является то, что они не связаны с посещением проверяемых  организаций. Такие проверки проводятся по месту нахождения контрольного органа на основе документов, предоставленных  предприятиями и организациями, а также иных сведений, имеющихся  в его распоряжении;

     б) обследование. Основано на личном ознакомлении проверяющего с отдельными сторонами деятельности предприятий и организаций по месту их нахождения. При этом могут не только изучаться финансовые документы, но и проводиться наблюдение, опрос сотрудников, контрольные замеры, обследование помещений, используемых для осуществления хозяйственной деятельности, и др.;

     в) экономический анализ – анализ финансового состояния, предполагает оценку результатов финансовой деятельности хозяйствующего субъекта, эффективности использования его капитала. Особое значение экономический анализ приобретает при осуществлении контроля в бюджетной системе. Поскольку бюджетная система является одним из важнейших инструментов регулирования социально-экономических процессов, важно проанализировать ее влияние на отдельные стороны общественной жизни. Результаты такого исследования служат основой для выработки стратегии экономической политики государства на перспективу;

     г) ревизия. Это наиболее распространенный метод контроля. Ревизия – это  комплекс взаимосвязанных проверок финансово-хозяйственной деятельности предприятий, учреждений, организаций. Проверкой может быть также охвачена работа финансовых органов. Ревизии проводятся в органах государственной власти и их отдельных структурных подразделениях; во внебюджетных фондах; на предприятиях и в организациях с государственным участием; в организациях всех форм собственности, получающих бюджетное финансирование, и др. Они служат основой для принятия управленческих решений, способствуют профилактике нарушений в бюджетной сфере.

     В зависимости от того, насколько широко ревизии охватывают деятельность проверяемого объекта, можно выделить следующие их виды:

  • комплексные ревизии. Это наиболее распространенный вид проверок. Он охватывает все стороны деятельности ревизуемой организации: финансовые и хозяйственные операции, организацию производства, эффективность использования ресурсов, расчеты с бюджетом и внебюджетными фондами, состояние бухгалтерского учета и др. Для проверки отдельных вопросов могут привлекаться специалисты в предметной области;
  • тематическая ревизия, при которой проверке подлежит лишь определенный участок деятельности организации. Такая ревизия не дает полного представления о работе объекта, но позволяет провести углубленный анализ по какой-либо одной проблеме. Если проверка однородных участков проводится в нескольких организациях, это дает возможность выявить типичные недостатки, разработать рекомендации по их преодолению.

     Все нарушения, которые были выявлены в  процессе проверки, отражаются в акте ревизии. Акт является официальным  документом, на основе которого делаются выводы о деятельности организации  и принимаются последующие управленческие решения. Ответственность за точность его составления несет ревизор. В акте ревизии должно содержаться  описание фактов нарушений, указано  время их совершения, стоимостная  оценка, а также виновные лица. Нельзя отражать в акте личные выводы и  предположения ревизора. Ревизоры также  не имеют права вмешиваться в  управление проверяемой организацией, налагать штрафы и дисциплинарные взыскания.

     После ознакомления с актом ревизии  руководитель контрольного органа выносит  решение по устранению выявленных недостатков. Материалы проверок могут быть также  направлены в вышестоящие инстанции, а при наличии серьезных нарушений  – в следственные органы.

      В целом, можно отметить, что системы  финансового контроля в разных странах  имеют отличия, обусловленные их финансово-промышленными развитием, степенью централизации управления экономикой и социальной сферой, историческими  и законодательными особенностями.

      Однако  общим для систем финансового  контроля во всех демократических странах  с рыночной экономикой является их нацеленность на всестороннюю защиту финансовых интересов государства  и общества в целом и интересов  экономически активных групп его  граждан. Различные звенья этих систем охватывают практически все виды финансовой деятельности в государственном  и негосударственном секторах экономики, все объекты и сферы, финансовый контроль которых отвечает потребностям общества.  

 

     Заключение

     Финансовый  контроль – это совокупность действий и операций по проверке финансовых и связанных с ними вопросов деятельности субъектов хозяйствования и управления с применением специфических форм и методов его организации. Для осуществления финансового контроля создаются особые контрольные органы, укомплектованные высококвалифицированными специалистами. Их права, обязанности и ответственность строго регламентированы, в том числе и в законодательном порядке. Объектом финансового контроля являются денежные, распределительные процессы при формировании и использовании финансовых ресурсов, в том числе в форме фондов денежных средств, на всех уровнях и звеньях народного хозяйства.

Информация о работе Финансовый контроль: понятие, виды, формы, методы