Финансовая система

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2011 в 07:58, реферат

Краткое описание

Финансовая система – это совокупность разнообразных видов фондов финансовых ресурсов, сконцентрированных в распоряжении государства, нефинансового сектора экономики (хозяйствующих субъектов), отдельных финансовых институтов и населения (домохозяйств) для исполнения возложенных на них функций, а также для удовлетворения экономических и социальных потребностей.

Файлы: 1 файл

Состав финансовой системы.doc

— 96.00 Кб (Скачать)

     Основой организации финансов предприятий  всех форм собственности является наличие  финансовых ресурсов в размерах, необходимых для хозяйственной и коммерческой деятельности. Финансы предприятий составляют основу микроэкономики. Здесь формируется преобладающая часть финансовых ресурсов. От состояния финансов предприятий во многом зависит общее положение финансовой системы. Они позволяют управлять стоимостной оценкой материальных, трудовых и финансовых ресурсов, обеспечивать их сбалансированность. Прибыль предприятий играет решающую роль в формировании доходов бюджетов всех уровней. Из бюджета обеспечивается финансирование социальной сферы экономики, инвестиционных программ, обороны, экологии.

     Кредитно-банковская система – это совокупность банков и иных кредитных организаций, осуществляющих кредитные отношения.

     Объективная необходимость существования кредитных  отношений в государстве обусловлена кругооборотом товарных ресурсов и денежных средств в процессе общественного воспроизводства. У их владельцев в ходе кругооборота образуются временно свободные денежные средства. В то же время у других предприятий возникает потребность в привлечении денежных средств. Это и создает реальную основу для возникновения кредитных отношений.

     Аккумулируют  временно свободные денежные средства хозяйственных организаций, главным  образом, банки и иные кредитные организации. Возможность пользоваться кредитом (ссудой) позволяет предприятиям ускорять реализацию намеченных мероприятий (проектов), не дожидаясь накопления собственных денежных фондов.

     Мобилизацию денежных средств и их трансформацию в ссудный капитал обеспечивает банковская система – одно из важнейших подразделений финансовой системы государства. 2 декабря 1990г. был принят закон РСФСР "О банках и банковской деятельности в РСФСР", где была определена новая структура банковской системы страны, состоящая из двух уровней:

  • первый уровень – Центральный банк Российской Федерации (Банк России);
  • второй уровень – коммерческие банки и специализированные кредитно-финансовые учреждения.
 

     1.2 Состав и структура  финансовой системы 

     По  причине сложности не всегда можно исследовать и провести анализ системы в целом. В этом случае прибегают к декомпозиции – разделению системы на части (подсистемы) – и исследуют эти части как самостоятельные объекты. В частности выделяют субъект и объект управления.

     Каждая  из этих подсистем является сложной  системой. Подсистемами называют крупные  составляющие сложных систем, которые  обычно, в свою очередь, являются сложными системами. В качестве подсистем  финансовой системы выступают сферы  и звенья.

     Структура финансовой системы – это совокупность её элементов и связей между ними.

     Финансовая  система состоит из трёх основных элементов:

  1. совокупность сфер и звеньев финансовых отношений (собственно финансовая система в узком понимании);
  2. совокупность создаваемых в каждом звене денежных фондов;
  3. система финансовых органов – финансовый аппарат (инфраструктура финансовой системы), или финансовая система с точки зрения управления финансами.

     Финансовая  система – 1) вся совокупность звеньев  и сфер; 2) совокупность учреждений финансовой системы, которая существует на предприятии, в государстве и т.д.

     Первая  сфера, где необходимы финансы –  государство. Система, с помощью  которой государство собирает и  расходует средства, называется государственные  финансы.

     Кроме государства существуют различного рода предприятия, следовательно, вторая сфера называется финансы предприятий. Это инструмент, с помощью которого предприятие собирает средства.

     Третья  сфера – прочие финансы (в том  числе финансы страхования).

     Звенья  первой сферы:

  1. Федеральный бюджет;

     2. Внебюджетные фонды (денежные  средства, которые концентрируются  в руках неправительственных,  но государственных организаций):

    • Пенсионный фонд;
    • Фонд социального обеспечения (концентрирует деньги, предназначенные на оплату отпусков, больничных и т.д.);
    • Фонд обязательного медицинского страхования.

     Правительство стремится распоряжаться этими  фондами, так как в них оседают  колоссальные средства, которые правительство  может использовать для своих  целей.

     3. Государственный кредит.

     Звенья второй сферы (финансы предприятий):

  1. Финансы предприятий, функционирующих на коммерческих началах;
  2. Финансы учреждений и организаций, которые осуществляют некоммерческую деятельность;
  3. Финансы общественных объединений (профсоюзов, политических партий, общественных фондов).

     Страхование – специфическая сфера, которая  имеет свои звенья:

  1. Социальное страхование;
  2. Личное страхование;
  3. Имущественное страхование;
  4. Страхование ответственности;
  5. Страхование предпринимательских рисков.

     Разграничение финансовой системы на отдельные звенья обусловлено различиями в задачах каждого звена, а также в методах формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

     Каждому звену системы финансов присущи  свои специфические формы и методы образования и использования денежных фондов и доходов.

     Финансовые  системы разных стран имеют разный состав, что определяется разными  государственными структурами и  организационно – правовыми формами.

     В учебниках советского периода в  структуре системы финансов выделялись обычно две подсистемы: финансы предприятий и отраслей народного хозяйства и общегосударственные финансы. Иногда к ним добавляли, как отдельную подсистему – государственный кредит. Сравнительно простая система финансов СССР соответствовала его экономическому базису и проводимой финансовой политике. Проведение рыночных реформ в России, осуществление принципиально новой экономической и финансовой политики, объективно обусловили выделение новых звеньев финансовых отношений.

     Следует иметь в виду, что первичные доходы сферы финансов частных и государственных предприятий, а также доходы граждан создают основу системы финансов любого государства. И это не только теоретическое предположение, поскольку вся совокупность этих ресурсов отражается в сводном балансе финансовых ресурсов России.

     В целом, вся система финансов состоит  из двух укрупнённых подсистем (сфер):

  • государственных и муниципальных финансов;
  • финансов хозяйствующих субъектов.

     Как уже говорилось ранее, классификационным  признаком такого деления является роль субъекта в общественном воспроизводстве. В соответствии с этим критерием имеются различия в потребностях финансовых ресурсов и соответственно финансовых фондов.

     Так, непосредственно участники общественного  воспроизводства, организации и граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью, производят товары и занимаются оказанием услуг.

     Для осуществления своей деятельности им необходимы финансовые ресурсы, которые  обеспечили бы процесс производства, необходимая сумма денежных средств.

     Таким образом, для субъектов хозяйствования будут характерны такие финансовые отношения, которые будут обеспечивать непрерывность процесса производства товаров и оказания услуг.

     Каждая  сфера финансовой системы в свою очередь имеет структурные элементы. Финансы субъектов хозяйствования выступают исходным финансовой системы, так как именно в этой сфере происходит формирование первичных доходов и финансовых ресурсов, и начинаются прочие распределения и перераспределения стоимости.

     Группировка финансовых отношений внутри сферы субъекта хозяйствования осуществляется в зависимости от характера деятельности субъекта. Он оказывает влияние на источники формирования финансовых ресурсов и порядок их использования. Часть организаций в качестве целей своей деятельности, преследует извлечение прибыли, они являются коммерческими. Помимо коммерческих организаций для нормального функционирования общества необходимы организации для удовлетворения потребностей общества в образовательных, культурных, научных, благотворительных и других общественно необходимых благах.

     Такие организации не преследуют цель получения  прибыли и не распределяют полученную прибыль между учредителями. Финансовые ресурсы им необходимы только для  осуществления своей уставной деятельности. Это также оказывает влияние на состав финансовых отношений, участниками которых являются такие организации.

     Участниками товарного производства также выступают  ПБЮЛ (предприятия без образования  юридического лица). Под деятельностью  таких предприятий понимается самостоятельная, осуществляющаяся на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг, лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законе порядке.

     Таким образом, выделяют следующие звенья в сфере субъектов хозяйствования:

  • финансы коммерческих организаций;
  • финансы некоммерческих организаций;
  • финансы ПБЮЛ.

     Сфера финансов государственных и муниципальных  финансов состоит из двух звеньев:

  • финансы государственного бюджета;
  • финансы внебюджетных фондов.

     Центральное место в финансовой системе любого государства занимает государственный  бюджет, имеющий силу закона финансовый план государства (роспись доходов  и расходов) на текущий (финансовый) год. Таким образом, государственный бюджет, являясь для государства средством аккумулирования финансовых ресурсов, даёт государственной власти возможность содержания государственного аппарата, армии, выполнения социальных мероприятий, реализации приоритетных экономических задач, т.е. выполнения государством присущих ему функций.

 

      ЗАКЛЮЧЕНИЕ
 

     Финансовые  системы возникли с зарождением  классового общества и развивались  как часть политической, социальной и экономической системы государства.

     Наряду  с прямым администрированием, информационным воздействием, законодательной и нормативной деятельностью финансы являются одним из инструментов социального менеджмента.

     История экономического развития и финансов показывает, что в периоды относительного благополучия и устойчивого развития государства для оживления деловой активности используют либеральный подход, а в периоды кризисов и возрастания социальной напряжённости усиливается роль государства, государственных финансов в социальных и экономических преобразованиях.

     Возможны  широкая и узкая трактовка  предмета финансов, связанные с использованием положений теории систем, известных  как процедуры агрегирования (объединения  элементов в целое) и декомпозиции (расчленение целого на части) при  исследованиях.

     Аргументом  в пользу того, что финансы охватывают все стадии воспроизводственного процесса, может быть то, что движение денежных средств носит как пространственный, так и временной характер. При этом движение во времени существует объективно и всегда вне зависимости от воли хозяйствующих субъектов. Такое движение объективно обеспечивает перераспределение денежных средств даже тогда, когда нет их пространственного движения.

     Существует  тесная взаимосвязь цены, зарплаты, кредита с возможностью и интенсивностью источников финансовых ресурсов, временной ценностью финансовых потоков. Наличие такой тесной взаимосвязи, представляется, может позволять отнести цену, зарплату, кредит к категориям относительно самостоятельным, но входящим в сферу финансовых отношений.

Информация о работе Финансовая система