Управление заемными средствами коммерческого банка

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 17:07, курсовая работа

Краткое описание

Цель и задачи курсовой работы. Цель заключается в разработке теоретических положений и практических рекомендаций по совершенствованию методов управления привлеченными ресурсами коммерческого банка.
Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:
- изучить теоретические предпосылки формирования привлеченных ресурсов коммерческого банка;
- рассмотреть современные представления о содержании понятий «банковские ресурсы», «привлеченные ресурсы»;
- проанализировать существующие в теории классификации привлеченных ресурсов;
- раскрыть содержание управления привлеченными ресурсами коммерческого банка с позиций системы, процесса и механизма управления;

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………………………..…5
1. Управление привлеченными ресурсами коммерческого банка………………………….7
2.1 Краткая характеристика заемных средств коммерческого банка…………………...7
2.2 Оценка ресурсной базы коммерческого банка……………………………………...12
2.3 Понятие и сущность системы управления заемными финансовыми средствами коммерческого банка……………………………………………………..…………..15
2.4 Методы управления привлеченными ресурсами банка …………………………...18
1.5 Эффективность управления заемными средствами через управление активными операциями банка …………………………………………………………………………21
2. Анализ привлеченных ресурсов коммерческого банка и оценка эффективности системы её управления……………………………………………………………………25
3.5 Анализ базы привлеченных ресурсов коммерческого банка и оценка эффективности системы ее управления на примере деятельности ОАО «БинБанк» и ОАО «РосДорБанк»…………………………………………………………….…..25
2.2 Оценка рейтинга крупнейших банков……………………………………………......33
Заключение………………………………………………………………………………………....37
Список используемой литературы………………………

Файлы: 1 файл

Dokument_Microsoft_Office_Word.docx

— 55.20 Кб (Скачать)

Увеличение доли вкладов  до востребования уменьшает процентные расходы банка и позволяет  получать более высокую процентную прибыль. Срочные депозиты считаются  наиболее стабильной частью привлекаемых ресурсов. Увеличение доли срочных  депозитов в ресурсной базе способствует повышению устойчивости банка, позволяет  осуществлять эффективное управление ликвидностью и платежеспособностью  банка.

Таким образом, целесообразно  шире использовать в современной  российской банковской практике анализ соотношений активов и пассивов банков по суммам и по срокам, а также  по источникам и направлениям использования  средств. Кроме того, структура пассива  баланса банка в большой степени  определяет и структуру актива его  баланса, то есть те направления, по которым  идет использование этих средств.

1.3 Понятие и сущность  системы управления заемными  финансовыми средствами коммерческого  банка

Суть управления финансовыми  ресурсами коммерческого банка  заключается в формировании стратегий  и осуществления мероприятий, которые  приводят структуру баланса в  соответствие с его стратегическими  программами. Система управления финансовыми  ресурсами также рассматривается  как действия банка, направленные на оптимизацию структуры активов  и пассивов с точки зрения их срочности, качества и ценовых характеристик, а также на предотвращение потерь в процессе деятельности.

В настоящее время большое  значение в управлении финансовыми  ресурсами банка приобретает  управление привлеченными ресурсами.

Главной целью управления составом привлекаемых ресурсов является достижение такой ситуации, когда  чистая прибыль, извлекаемая из их использования, будет максимальной. Обычно банкам не составляет труда просто привлечь средства в допустимом нормативами  объеме, однако важно постоянно следить  за тем, чтобы, с одной стороны, реальный объем «рабочих» средств сильно не уменьшался за счет отчислений в  Центральный банк и, с другой стороны  извлекаемая из их использования  прибыль сильно не уменьшалась расходами  на уплату процентов.

Разные направления изменения  состава привлекаемых банком средств  по разному «эластичны», то есть не всегда возможно оперативное управление объемом составных частей общего объема привлеченных средств. Это объясняется  тем, что банк не может в одностороннем  порядке «разорвать» отношения  с кредитором, с которым заключен договор на определенный срок. Таким  образом, можно ввести ограничивающий параметр - привлечение средств на очень большие сроки отрицательно влияет на способность поддаваться  управлению этого объекта.

Основным условием, при  котором возможно управление составом привлекаемых банком ресурсов, является наличие полноценного и цивилизованного  рынка, на котором товаром являются временно свободные средства тех  или иных субъектов. В настоящее  время этот фактор является актуальным для всех кредитных учреждений, без  исключения. Последние политические события не могут положительно сказываться  на состоянии рынка свободных  ресурсов. Поэтому принятия только решения о каком-либо управлении рассматриваемым объектом недостаточно для того, чтобы это дало желаемые результаты.

Процесс принятия решения  по определению состава ресурсов приведен на рисунке 2:

Исследование состояния  рынка свободных ресурсов  (со стороны предложения)

 

Исследование поведения  потенциальных кредиторов

 

Определение тактики поведения  на рынке в существующей ситуации

 

Разработка альтернативных вариантов управления

 

Выбор варианта управления составом ресурсов

 

Исследование текущего состояния  объекта и выбор направления  возможного изменения

 

Измерение результатов управления

 

Рисунок 2 - Процесс принятия управленческого решения по составу  финансовых ресурсов

Управление финансовыми  ресурсами банка требует наличие  точной и достаточной информации, как из внутренних, так и из внешних  источников.

Предпочтения участников рынка свободных ресурсов

Информация о текущем  состоянии рынка

Информация о нормативах Центрального банка

Привлечение ресурсов

Оборотные средства для размещения

 

Рисунок 3 – Информационная модель управления ресурсами. Согласно рисунку 1.6 входными данными процесса управление являются:

   *   предпочтения участников рынка свободных ресурсов;

   *   информация о текущем состоянии рынка

   *   информация о нормативах Центрального банка

Выходные  данные – это оборотные средства для размещения.

Сущность управления информационной моделью состоит в том, что  в зависимости от рассчитанного  оптимального состава (по срокам) привлекаемых средств можно ограничить отдельные  операции по привлечению и, напротив, активизировать другие. На практике это  может выглядеть так: для увеличения доли обязательств «до востребования» можно предлагать потенциальным  клиентам льготные условия для открытия расчетных счетов, предлагать предприятиям и организациям открыть их работникам счета для перечисления на них  заработной платы и т.п. Для увеличения доли долгосрочных пассивов разрабатываются  новые виды вкладов, предоставляются льготы клиентам - юридическим лицам, имеющим долгосрочные депозиты в банке. Для уменьшения соответствующих долей, напротив условия привлечения средств изменяются так, что клиенту становится невыгодно хранить свои свободные денежные ресурсы при таких условиях и он вынужден использовать свои средства по другому.

1.4. Методы управления привлеченными  ресурсами банка

Привлеченные средства являются наиболее значительной частью пассивов банка, в несколько раз превышающей  его собственные средства. Фактически привлеченные средства — это основной источник формирования ресурсов коммерческого  банка, которые направляются на проведение активных операций.

К привлеченным средствам  банка принадлежат остатки средств  на текущих, бюджетных и расчетных  счетах клиентов, сберегательные и  срочные вклады физических и юридических  лиц, вклады до востребования, разные виды депозитных счетов, таких как условные, залоговые, брокерские, целевые депозиты, депозиты в иностранной валюте, а  также средства на корреспондентских  счетах других банков (лоро-счета). В  банковской практике все счета клиентов, открытые в банке, в целом называют депозитами, а привлеченные средства — депозитными обязательствами.

Целью банковского менеджмента  в сфере управления обязательствами  банка является привлечение достаточного объема средств с наименьшими  затратами для финансирования тех  активных операций, которые намеревается осуществить банк. Итак, в процессе формирования фондов менеджер должен учитывать два основных параметра  управления — стоимость привлеченного  средства и их объем.

Для обеспечения желательной  структуры, объемов и уровня затрат по депозитным обязательствам используются разные методы привлечения средств, вообще сводящиеся к двум группам  — ценовые и неценовые методы управления привлеченным средством.

Сущность ценовых методов  состоит в использовании процентной ставки по депозитам как главного рычага в конкурентной борьбе за свободные  денежные средства физических и юридических  лиц. Повышение предлагаемой банком ставки позволяет привлечь дополнительные ресурсы. И, наоборот, банк, перенасыщенный ресурсами, но ограниченный немногими  прибыльными направлениями их размещения, сохраняет или даже уменьшает  депозитные ставки.

Неценовые методы управления привлеченными средствами банка  базируются на использовании разнообразных  приемов поощрения клиентов, которые  прямо не связаны с изменением уровня депозитных ставок. К таким  приемам принадлежат: реклама; улучшенный уровень обслуживания; расширение спектра  предлагаемых банком счетов и услуг; комплексное обслуживание; дополнительные виды бесплатных услуг; расположение филиалов в местах, максимально приближенных к клиентам; приспособление графика  работы к потребностям клиентов и  т.п. В условиях обострения конкурентной борьбы в банковской сфере менеджмент большое внимание уделяет именно неценовым методам управления, поскольку  повышение депозитных ставок имеет  ограничения, и не всегда такой метод  управления можно применять. В борьбе за клиентов банки прибегают к  таким приемам, как проведения лотереи  среди клиентов, бесплатная рассылка выписок из счетов, открытие депозитов  новорожденным как подарок от банка, оснащение бесплатных автомобильных  стоянок возле банка, расположение банкоматов в общественных местах, проведение безналичных расчетов с помощью пластиковых карточек, рассылка клиентам приветствий и подарков к праздникам от лица руководства банка и т.п.

Неценовые методы управления основываются на маркетинговых исследованиях  того сектора рынка, который обслуживается  банком, в изучении потребностей клиентуры, в разработке новых финансовых инструментов и операций, предлагающихся клиентам. В целом применение неценовых  методов требует некоторых (иногда и значительных) затрат. Поэтому  выбирая метод управления привлеченными  средствами, менеджмент банка должен сравнить затраты, связанные с повышением депозитной ставки, и затраты, которые  будут сопровождать внедрение неценовых  приемов. На практике эти методы могут  применяться параллельно.

Одним из факторов стабилизации банковской системы является система  страхования депозитов, существование  которой на равные государства разрешает  банкам снизить премию за риск как  одной с составных базовой  депозитной ставки. Во многих развитых странах создана государственная  система страхования депозитов, предусматривающая компенсацию  определенной суммы депозитного  вклада собственнику в случае банкротства  банка

Подытоживая сказанное, можно  прийти к выводу: поиск оптимального уровня депозитной ставки — сложная  задача, которую менеджмент каждого  банка должен решать самостоятельно в зависимости от рыночной ситуации, собственных потребностей и возможностей. Слишком низкий уровень ставки приводит к оттоку депозитов из банка, уменьшает  объем кредитных ресурсов, а, следовательно, суживает возможности проведения активных операций и получения доходов. Завышение  депозитной ставки ведет за собою  возрастание процентных выплат за счетами  клиентов и из-за отсутствия высокоэффективных  направлений размещения ресурсов ведет  к уменьшению маржи или даже к  убыткам.

Традиционным источником формирования ресурсов банка являются вклады клиентов, но с расширением  банковской деятельности возникает  потребность в поиске новых путей  роста ресурсной базы. Если имеющихся  привлеченных средств недостаточно для проведения всех активных операций, которые намеревается осуществить  банк, то можно или отказаться от операции, или позаимствовать ресурсы  на рынке.

Операцию заимствования  средств называют куплей фондов, а  источника заимствования — недепозитными  обязательствами банка. Особенностью заимствованных средств является то, что в процессе их формирования инициатором  выступает банк, тогда как при  создании депозитной базы инициатива принадлежит клиентам. Если речь идет о заимствовании, банк самостоятельно определяет, сколько и на какой  период нему нужно средств, а в  процессе привлечения вкладов их сумма и сроки определяются клиентами, учитывая собственные потребности.

Развитию подходов к управлению недепозитными источниками средств  банка оказала содействие концепция  приоритетных отношений с клиентами, получившая развитие в 70-е годы. К  тому времени банковская практика развитых стран убедительно показала, что  банк должен предоставлять клиентам все кредиты, несущие чистую прибыль. В таком случае задача менеджеров — обеспечить достаточный объем  кредитных ресурсов и поддержать нормативы ликвидности. При таком  подходе решения о предоставлении займов принимается раньше, чем решение  о формировании ресурсов. Если имеющихся  средств недостаточно, то менеджер вынужден искать наиболее дешевый и  доступный источник быстрого их пополнения. С этой целью он выходит на финансовый рынок и покупает фонды, то есть заимствует временно свободные средства у других участников.

Основные источники заимствования  средств для банковских учреждений таковы:

   * займы в центральном  банке;

   * межбанковский рынок  ресурсов;

   * проведение операций  РЕПО;

   * международный финансовый  рынок (еврорынок);

   * рынок депозитных  сертификатов;

   * рынок коммерческих  бумаг;

   * займа в небанковском  секторе.

 

1.5 Эффективность управления  заемными средствами через управление  активными операциями банка

Для того, чтобы проанализировать эффективность использования заемных  источников, необходимо иметь представление  о способах управления активными  операциями банка.

Ранее в банковской практике считалось, что банк способен управлять  только активной стороной баланса. Способы  управления активными операциями банка  оказались по этой причине наиболее проработанными.

С ускорением развития банковской практики в последние 10-20 лет спектр активов, в которые может инвестировать  банк, значительно расширился, все  большую роль начинают играть производные  и смешанные банковские продукты.

Рассмотрим краткие характеристики основных видов банковских активов.

Прежде всего о кассовых остатках и остатках на корреспондентских  счетах в Центральном банке и  собственно коммерческих банках. Поддержание  достаточного уровня кассового остатка  в виде банкнот и монет необходимо для обеспечения выполнения банком текущих обязательств и платежей в наличной форме, в основном для  расчетов с физическими лицами (размен денег, возврат вкладов, выдача ссуд в наличной форме). Формируется он за счет инкассации выручки торговых операций, принимаемой банком в наличной форме. Как правило, банки устанавливают  жесткие ограничения на размер кассового  остатка и стремятся к его  разумной минимизации, поскольку кассовый остаток не только не приносит дохода, но и требует значительных расходов (хранение, пересчет и охранные мероприятия). Средства в наличной денежной форме  также вызывают повышенную опасность  криминального характера. Излишки  кассового остатка уменьшаются  путем передачи части наличности Центральному банку для последующего зачисления переданной суммы на корреспондентский  счет коммерческого банка. При недостатке же наличных средств коммерческий банк может получить нужную сумму из Центрального банка. В некоторых странах операции с наличными средствами разрешается  осуществлять напрямую между банками.

Информация о работе Управление заемными средствами коммерческого банка