Управление собственным капиталом предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 08:02, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы данной курсовой работы состоит в том, что собственный капитал – это основа деятельности предприятия, а управление собственным капиталом позволяет наиболее эффективно использовать его в целях процветания предприятия.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ …3
Состав собственного капитала и собственных средств финансовых ресурсов предприятия …4
Управление формированием прибыли на основе операционного Левериджа …12
Дивидендная политика предприятия …15
Эмиссионная политика предприятия …18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …21
Список литературы …22
Расчетная часть …23

Файлы: 1 файл

Управление собственным капиталом предприятия_курсовая.doc

— 315.50 Кб (Скачать)

      2. Определение общей потребности в собственных финансовых ресурсах. Эта потребность определяется по следующей формуле:

где Псфр –общая потребность в собственных  финансовых ресурсах предприятия в  планируемом периоде;

    Пк  – общая потребность в капитале на конец планового периода;

     Уск – планируемый удельный вес собственного капитала в общей его сумме;

    СКн – сумма собственного капитала на начало планируемого периода;  

     Пр  – сумма прибыли направляемой на потребление в плановом периоде.

      Рассчитанная  общая потребность охватывает необходимую  сумму собственных финансовых ресурсов формируемых как за счет внутренних, так и за счет внешних источников.

      3. Оценка стоимости  привлечения собственного  капитала из различных  источников. Такая оценка проводится в разрезе основных элементов собственного капитала формируемого за счет внутренних и внешних источников. Результаты такой оценки служат основой разработки управленческих решений относительно выбора альтернативных источников формирования собственных финансовых ресурсов, обеспечивающих прирост собственного капитала предприятия.

      4. Обеспечение максимального  объема привлечения  собственных финансовых  ресурсов за счет  внутренних источников. До того, как обращаться к внешним источникам формирования собственных финансовых ресурсов, должны быть реализованы все возможности их формирования за счет внутренних источников. Так как ровными планируемыми внутренними источниками формирования собственных финансовых ресурсов предприятия являются сумма чистой прибыли и амортизационных отчислении, то в первую очередь следует в процессе планирования этих показателей предусмотреть возможности их роста за счет различных резервов.

      Метод ускоренной амортизации активной части  основных средств увеличивает возможности  формирования собственных финансовых ресурсов за счет этого источника. Однако, следует иметь в виду, что рост суммы амортизационных отчислении в процессе проведения ускоренной амортизации отдельных видов основных средств приводит к определенному уменьшению суммы чистой прибыли. Поэтому при изыскании резервов роста собственных финансовых ресурсов за счет внутренних источников следует исходить из необходимости максимизации совокупной их суммы, т.е. из следующего критерия:

      

где ЧП – планируемая сумма чистой прибыли предприятия;

       АО – планируемая сумма амортизационных  отчислений;

       СФРмакс – максимальная сумма собственных финансовых ресурсов, формируемых за счет внутренних источников,

      5. Обеспечение необходимого  объема привлечения  собственных финансовых ресурсов из внешних источников. Объем привлечения собственных финансовых ресурсов из внешних источников призван обеспечить ту их часть, которую не удалось сформировать за счет внутренних источников финансирования. Если сумма привлекаемых за счет внутренних источников собственных финансовых ресурсов полностью обеспечивает общую потребность в них в плановом периоде, то в привлечении этих ресурсов за счет внешних источников нет необходимости.

      Потребность в привлечении собственных финансовых ресурсов за счет внешних источников предлагает рассчитывать по следующей формуле:

где СФРвнеш – потребность в привлечении собственных финансовых ресурсов за счет внешних источников;

    Псфр – общая потребность в собственных финансовых ресурсах предприятия в планируемом периоде;

    СФРвнут – сумма собственных финансовых ресурсов планируемых к привлечению за счет внутренних источников.

      Обеспечение удовлетворения потребности в собственных  финансовых ресурсах за счет внешних  источников планируется за привлечения дополнительного паевого капитала, дополнительной эмиссии акций или за счет других источников.

      6. Оптимизация соотношения  внутренних и внешних  источников формирования  собственных финансовых  ресурсов. Процесс этой оптимизации основывается на следующих критериях:

  • обеспечении минимальной совокупной стоимости привлечения собственных финансовых ресурсов. Если стоимость привлечения собственных финансовых ресурсов за счет внешних источников существенно превышает планируемую стоимость привлечения заемных средств, то от такого формирования собственных ресурсов следует отказаться;
  • обеспечении сохранения управления предприятием первоначальными его учредителями. Рост дополнительного паевого или акционерного капитала за счет сторонних инвесторов может привести к потере такой управляемости.

      Эффективность разработанной политики формирования собственных финансовых ресурсов оценивается  с помощью коэффициента самофинансирования развития предприятия в предстоящем  периоде. Его уровень должен соответствовать поставленной цели.

      Коэффициент самофинансирования развития предприятия  рассчитывается по следующей формуле:

где Ксф  – коэффициент самофинансирования предстоящего развития предприятия;

     СФР – планируемый объем формирования собственных финансовых ресурсов;

    А – планируемый прирост активов  предприятия;

     Псфр – планируемый объем расходования собственных финансовых ресурсов предприятия на цели потребления.

      Успешная  реализация разработанной политики формирования собственных финансовых ресурсов связана с решением следующих  основных задач:

  • обеспечением максимизации формирования прибыли предприятия с учетом допустимого уровня финансового риска;
  • формированием эффективной политики распределения прибыли (дивидендной политики) предприятия;
  • формированием и эффективным осуществлением политики дополнительной эмиссии акций (эмиссионной политики) или привлечения дополнительного паевого капитала.

      Основу формирования собственных внутренних финансовых ресурсов предприятия, направляемых на производственное развитие, составляет балансовая прибыль, которая характеризует один из важнейших результатов финансовой деятельности предприятия.

      Она представляет собой сумму следующих видов прибыли предприятия:

      - прибыли от реализации продукции  (или операционную прибыль);

      - прибыли от реализации имущества; 

      - прибыли от внереализационных  операций.

      Среди этих видов главная роль принадлежит  операционной прибыли, на долю которой приходится в настоящее время 90-95 % общей суммы балансовой прибыли. На многих предприятиях она является единственным источником формирования балансовой прибыли. Поэтому управление формированием прибыли предприятия рассматривается обычно как процесс формирования операционной прибыли (прибыли от реализации продукции).

      Основной  целью управления формированием  операционной прибыли предприятия  является выявление основных факторов, определяющих ее конечный размер, и  изыскание резервов дальнейшего  увеличения ее суммы.

      Механизм  управления формированием операционной прибыли строится с учетом тесной взаимосвязи этого показателя с  объемом реализации продукции, доходов  и издержек предприятия. Система  этой взаимосвязи, получившая название „Взаимосвязь издержек, объема реализации и прибыли" [Cost-Volume-Profit-relationships; „CVP"] позволяет выделить роль отдельных факторов в формировании операционной прибыли и обеспечить эффективное управление этим процессом на предприятии.

      В процессе управления формированием операционной прибыли на основе системы «CVP» предприятие решает следующие задачи:

      1. Определение объема реализации  продукции, обеспечивающего безубыточную  операционную деятельность в  течение короткого периода. 

      2. Определение объема реализации  продукции, обеспечивающего безубыточную операционную деятельность в длительном периоде.

      3. Определение необходимого объема  реализации продукции, обеспечивающего  достижение запланированной (целевой)  суммы валовой операционной прибыли.  Эта задача может иметь и  обратную постановку: определение плановой суммы валовой операционной прибыли при заданном плановом объеме реализации продукции.

      4. Определение суммы «предела безопасности»  (или «запаса прочности») предприятия,  т.е. размера возможного снижения  объема реализации продукции.

      5. Определение необходимого объема  реализации продукции, обеспечивающего  достижение запланированной (целевой)  суммы маржинальной операционной  прибыли предприятия. Эта задача  может иметь и обратную постановку: определение плановой суммы маргинальной операционной прибыли при заданном плановом объеме реализации продукции.  

УПРАВЛЕНИЕ  ФОРМИРОВАНИЕМ ПРИБЫЛИ  НА ОСНОВЕ ОПЕРАЦИОННОГО  ЛЕВЕРИДЖА

      Разделение  всей совокупности операционных затрат предприятия на постоянные и переменные позволяет использовать также механизм управления операционной прибылью, известный как «операционный леверидж».

      Действие  этого механизма основано на том, что наличие в составе операционных затрат любой суммы постоянных их видов приводит к тому, что при  изменении объема peaлизации продукции, сумма операционной прибыли всегда изменяется еще более высокими темпами. Иными словами, постоянные операционные затраты (издержки) самим фактом своего существования вызывают непропорционально более высокое изменение суммы операционной прибыли предприятия при любом изменении объема реализации продукции вне зависимости от размера предприятия, отраслевых особенностей его операционной деятельности и других факторов.

      Однако  степень такой чувствительности операционной прибыли к изменению  объема реализации продукции неоднозначна на предприятиях, имеющих различное соотношение постоянных и переменных операционных затрат. Чем выше удельный вес постоянных издержек в общей сумме операционных затрат предприятия, тем в большей степени изменяется сумма операционной прибыли по отношению к темпам изменения объема реализации продукции.

      Соотношение постоянных и переменных операционных затрат предприятия, позволяющее включать механизм операционного левериджа  с различной интенсивностью воздействия  на операционную прибыль предприятия, характеризуется коэффициентом операционного левериджа, который рассчитывается по следующей формуле:

  

где Кол – коэффициент операционного левериджа;

    Ипост– сумма постоянных операционных издержек;

    Ио– общая сумма операционных издержек.  

      Чем выше значение коэффициента операционного  левериджа на предприятии, тем в  большей степени оно способно ускорять темпы прироста операционной прибыли по отношению к темпам прироста объема реализации продукции. Иными словами, при одинаковых темпах прироста объема реализации продукции предприятие, имеющее больший коэффициент операционного левериджа, при прочих равных условиях всегда будет в большей степени приращивать сумму своей операционной прибыли в сравнении с предприятием с меньшим значением этого коэффициента.

      Конкретное  соотношение прироста суммы операционной прибыли и суммы объема реализации, достигаемое при определенном коэффициенте операционного левериджа, характеризуется  показателем «эффект операционного  левериджа». Принципиальная формула расчета этого показателя имеет вид:

Информация о работе Управление собственным капиталом предприятия