Управление собственным капиталом предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 08:02, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы данной курсовой работы состоит в том, что собственный капитал – это основа деятельности предприятия, а управление собственным капиталом позволяет наиболее эффективно использовать его в целях процветания предприятия.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ …3
Состав собственного капитала и собственных средств финансовых ресурсов предприятия …4
Управление формированием прибыли на основе операционного Левериджа …12
Дивидендная политика предприятия …15
Эмиссионная политика предприятия …18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …21
Список литературы …22
Расчетная часть …23

Файлы: 1 файл

Управление собственным капиталом предприятия_курсовая.doc

— 315.50 Кб (Скачать)

      

где ЭОЛ  – эффект операционного левериджа, достигаемый при конкретном значении его коэффициента на предприятии;

    ВОП – темп прироста валовой операционной прибыли, в %;

    ОР – темп прироста объема реализации продукции, в %.

      Задавая тот или иной темп прироста объема реализации продукции, используя указанную формулу, можно определить, в каких размерах возрастет сумма операционной прибыли при сложившемся на предприятии коэффициенте операционного левериджа.

      Управление  собственным капиталом предприятия включает также определение оптимального соотношения между собственными и заемными финансовыми ресурсами.

      Для того чтобы ответить на этот вопросы, необходимо ознакомиться с понятием финансового рычага и рассмотреть  вопрос его функционирования.

      Финансовый рычаг («финансовый леверидж») - это финансовый механизм управления рентабельностью собственного капитала за счет оптимизации соотношения используемых собственных и заемных финансовых средств.

      Эффект  финансового рычага – это приращение к рентабельности собственных средств, получаемое благодаря использованию кредита, несмотря на платность последнего.

      Эффект  финансового рычага возникает из-за расхождения между экономической  рентабельностью и «ценой» заемных  средств. Экономическая рентабельность активов представляет собой отношение величины эффекта производства (т.е. прибыли до уплаты процентов за кредиты и налога на прибыль) к суммарной величине совокупного капитала предприятия (т.е. всех активов или пассивов).

      Иными словами, предприятие должно изначально наработать такую экономическую рентабельность, чтобы средств хватило, по крайней мере, для уплаты процентов за кредит.

      Для расчета эффекта финансового  рычага можно применять следующую  формулу:

      

 

где Рк - рентабельность совокупного капитала (отношение суммы чистой прибыли и цены, уплаченной за заёмные средства и сумме капитала);

    Рзк - рентабельность заёмного капитала (отношение  цены, уплаченной за заёмные средства к сумме заёмных средств);

    ЗК - заёмный капитал (среднее значение за период);

    СК - собственный капитал (среднее значение за период).  

      Таким образом, эффект финансового рычага определяет границу экономической  целесообразности привлечения заёмных  средств.

      Высокое положительное значение ЭФР показателя свидетельствует о том, что предприятие предпочитает обходиться собственными средствами, недостаточно использует инвестиционные возможности и не преследует цели максимизации прибыли. В этой ситуации акционеры, получив скромные дивиденды, могут начать продавать акции, снижая рыночную стоимость компании.

      Если  рентабельность вложений в предприятие  выше цены заёмных средств, следует  увеличивать финансирование из заёмных  источников, при этом темп роста  прибыли будет зависеть от скорости изменения структуры капитала предприятия (отношения сумм заёмного и собственного капитала). Однако наращивание суммы долга в структуре пассивов сопровождается снижением ликвидности и платёжеспособности заёмщика, ростом рисков, повышением цены предоставляемых кредитов. В результате прибыль от использования и цена заёмных источников выравниваются, что приводит к нулевому значению эффекта финансового рычага.

      Дальнейший  рост удельного веса заёмного капитала чрезвычайно увеличивает риск банкротства  хозяйствующего субъекта и должно восприниматься руководством как сигнал к погашению части долга или поиску источников роста прибыли.

      Согласно  рентабельности совокупного капитала изменяется в зависимости от динамики отдельных составляющих приведённой  формулы. Влияние оказывают следующие  факторы: прибыль от хозяйственных операций, цена привлечённых ресурсов, соотношение собственного и заёмного капитала.

      Очевидно, с увеличением доли привлечённых средств в структуре капитала и снижением финансовой устойчивости происходит уменьшение темпа роста  прибыли вплоть до отрицательного значения (т.е. до абсолютного уменьшения прибыли). Таким образом, преследуя цель максимизации прибыли, предприятие должно наращивать долю заёмного капитала в источниках финансирования при положительном значении ЭФР, одновременно не допуская финансовой неустойчивости.

      При анализе ЭФР необходимо отметить проблему обеспечения достоверности  информации, используемой при расчёте  показателя. ЭФР рассчитывается на базе традиционных бухгалтерских источников информации, что предполагает её корректировку с учётом особенностей анализа. Например, замещение денежной формы расчётов товарной подрывает основу определения рентабельности и доходности предприятия, финансовый результат искажается бартерными сделками. В этой ситуации необходимо корректировать исходные данные с использованием детализированной информации.

      Таким образом, эффективное управление финансовыми  ресурсами предприятия предполагает активное и целенаправленное воздействие  на структуру капитала с целью  получения максимальной прибыли  от вложенных средств. Оценить оптимальный объём финансирования из заёмных источников возможно с помощью критерия ЭФР. Он позволяет заблаговременно принять решение о воздействии на динамику источников финансирования в нужном направлении для недопущения роста риска инвестиций.

      На  наш взгляд, решая задачу формирования рациональной структуры средств  предприятия, помимо расчета количественных показателей, необходимо учитывать  качественные факторы, в том числе:

      Стабильность  динамики оборота. Предприятие со стабильным оборотом может позволить себе относительно больший удельный вес заемных средств и более значительные постоянные расходы.

      Уровень и динамика рентабельности. Предприятие  генерирует достаточную прибыль  для финансирования развития и обходится  в большей степени собственными средствами.

      Структура активов. Если предприятие располагает  значительными активами общего назначения, способными служить обеспечением кредитов, то увеличение доли заемных средств  в структуре пассива вполне оправдано.

      Тяжесть налогообложения. Чем выше налог на прибыль, чем меньше налоговых льгот и возможностей использовать ускоренную амортизацию, тем более предпочтительным выглядит долговое финансирование из-за отнесения хотя бы части процентов за кредит на себестоимость. Более того, чем выше налоги, тем сильнее предприятие ощущает недостаток средств и тем чаще оно вынуждено обращаться к кредиту.

      Отношение кредиторов к предприятию. Конкретные условия предоставления кредита  могут отклоняться от средних  в зависимости от финансово-хозяйственного положения предприятия. Для малого и/или начинающего свою деятельность предприятия доступ к кредитным ресурсам особенно затруднен из-за рискованного финансового положения предприятия, недостаточности обеспечения кредита, отсутствия кредитной истории.

      Состояние рынка капиталов. При неблагоприятной конъюнктуре на рынке капиталов иногда приходится просто подчиняться обстоятельствам, откладывая до лучших времен формирование рациональной структуры источников средств.

ДИВИДЕНДНАЯ ПОЛИТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ

      Основной  целью разработки дивидендной политики является установление необходимой пропорциональности между текущим потреблением прибыли собственниками и будущим ее ростом, максимизирующим рыночную стоимость предприятия и обеспечивающим стратегическое его развитие.

      Исходя из этой цели, понятие дивидендной политики может быть сформулировано следующим образом: дивидендная политика представляет собой составную часть общей политики управления прибылью, заключающуюся в оптимизации пропорций между потребляемой и капитализируемой ее частями с целью максимизации рыночной стоимости предприятия.

      Проблемами, решение которых обуславливает  необходимость выработки дивидендной  политики, являются следующие: с одной  стороны, выплата дивидендов должна обеспечить защиту интересов собственника и создать предпосылки для роста курсовой цены акций, и в этом смысле их максимизация является положительной тенденцией; с другой стороны, максимизация выплаты дивидендов сокращает долю прибыли, реинвестируемой в развитие производства. При формировании дивидендной политики необходимо учитывать, что классическая формула: «курс акций прямо пропорционален дивиденду и обратно пропорционален процентной ставке по альтернативным вложениям» применима на практике далеко не во всех случаях. Инвесторы могут высоко оценить стоимость акций предприятия даже и без выплаты дивидендов, если они хорошо информированы о его программах развития, причинах невыплаты или сокращения выплаты дивидендов и направлениях реинвестирования прибыли. Принятие решения о выплате дивидендов и их размерах в значительной мере определяется стадией жизненного цикла предприятия. Например, если руководство предприятия предполагает осуществить серьезную программу реконструкции и для ее реализации намечает осуществить дополнительную эмиссию акций, то такой эмиссии должен предшествовать достаточно долгий период устойчиво высоких выплат дивидендов, что приведет к существенному повышению курса акций и, соответственно, к увеличению суммы заемных средств, полученной в результате размещения дополнительных акций.

      В таблице даны характеристики существующих методик дивидендных выплат (таблица 2.1.).  

Таблица 2.1. Методики дивидендных  выплат

Название  методики Основной  принцип Преимущества  методики Недостатки  методики Примечания
1 2 3 4 5
Методика  постоянного процентного распределения прибыли Соблюдение  постоянства показателя дивидендного выхода Простота  Снижение суммы  дивиденда на акцию (приуменьшении  чистой прибыли) приводит к падению  курса акций  Методика довольно часта в практике, несмотря на предостережения теоретиков
Методика  фиксированных дивидендных выплат  1. Соблюдение  постоянства суммы дивиденда  на акцию в течение длительного  периода вне зависимости от  динамики курса акций. 

2. Регулярность  дивидендных выплат 

1. Простота 

2. Сглаживание  колебаний курсовой стоимости акций

Если прибыль  сильно снижается, выплата фиксированных  дивидендов подрывает ликвидность  предприятия    
Методика  выплаты гарантированного минимума и "Экстра" дивидендов 1. Соблюдение  постоянства регулярных выплат  фиксированных сумм дивиденда 2. В зависимости от успешности работы предприятия выплата чрезвычайного дивиденда ("Экстра") как премии в дополнение к фиксированной сумме дивиденда Сглаживание колебаний  курсовой стоимости акций  "Экстра" - дивиденд при слишком частой  выплате становится ожидаемым и перестает играть должную роль в поддержании курса акций "Экстра" - дивиденды не должны выплачиваться  слишком часто 
Методика  выплаты дивидендов акциями  Вместо денежного  дивиденда акционеры получают дополнительные акции  1. Облегчается решение ликвидных проблем при неустойчивом финансовом положении

2. Вся нераспределенная  прибыль поступает на развитие 

3. Появляется  большая свобода маневра структурой  источников средств 

4. Появляется  возможность дополнительного стимулирования  высших управленцев, наделяемых акциями

Ряд инвесторов может предпочесть деньги и начнет продавать акции Расчет на то, что большинство акционеров устроит  получение акций, если эти акции  достаточно ликвидны, чтобы в любой  момент превратиться в наличность

      Дивидендная политика акционерного общества формируется по следующим основным этапам:

      1. Оценка основных факторов, определяющих  формирование дивидендной политики.

      2. Выбор типа дивидендной политики  осуществляется в соответствии  с финансовой стратегией акционерного общества с учетом оценки отдельных факторов.

      3. Механизм распределения прибыли  акционерного общества в соответствии  с избранным типом дивидендной  политики.

      4. Определение уровня дивидендных  выплат на одну простую акцию. 

      5. Оценка эффективности дивидендной политики акционерного общества.

ЭМИССИОННАЯ ПОЛИТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ

      Основной  целью эмиссионной политики является привлечение на фондовом рынке необходимого объема собственных финансовых средств  в минимально возможные сроки. С  учетом сформулированной цели эмиссионная  политика предприятия представляет собой часть общей политики формирования собственных финансовых ресурсов, заключающейся в обеспечении привлечения необходимого их объема за счет выпуска и размещения на фондовом рынке собственных акций.

       Разработка эффективной эмиссионной  политики предприятия охватывает следующие этапы (рис.1.3). 

      

      

      

        

      

      

      

        

        

      

      

      1.3 «Основные этапы  формирования эмиссионной  политики предприятия»

      1. Исследование возможностей эффективного размещения предполагаемой эмиссии акций. Решение о предполагаемой первичной (при преобразовании предприятия в акционерное общество) или дополнительной (если предприятие уже создано в форме акционерного общества и нуждается в дополнительном притоке собственного капитала) эмиссии акций можно принять лишь на основе всестороннего предварительного анализа конъюнктуры фондового рынка и оценки инвестиционной привлекательности своих акций.

Информация о работе Управление собственным капиталом предприятия