Управление пассивами в банке

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 01:45, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – изучить сущность управления финансами, изучить управление пассивами банка и их структуру.
Задачи работы:
- рассмотреть процесс управления пассивами банка;
- изучить структуру пассивов банка;
- дать краткую характеристику анализируемого предприятия;

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1. СУЩНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ ПАССИВАМИ БАНКА И ИХ СТРУКТУРА 5
1.1. Управление пассивами банка 5
1.2. Структура пассивов банка 7
2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ БАНКОВСКИХ РИСКОВ 9
2.1. Понятие и сущность банковского риска 9
2.2. Классификация банковских рисков 11
3. АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ЗАО «КЕДР» 19
3.1. Краткая характеристика 19
3.2. Финансовое положение ЗАО «Кедр» 22
3.3. Эффективность финансового менеджмента банка 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 37
ПРИЛОЖЕНИЯ 39

Файлы: 1 файл

управление фин вариант 8.docx

— 1.04 Мб (Скачать)


СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ 3

1. Сущность управления пассивами банка и их структура 5

1.1. Управление пассивами банка 5

1.2. Структура пассивов банка 7

2. Определение и классификация банковских рисков 9

2.1. Понятие и сущность банковского риска 9

2.2. Классификация банковских рисков 11

3. АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ЗАО «КЕДР» 19

3.1. Краткая характеристика 19

3.2. Финансовое положение ЗАО «Кедр» 22

3.3. Эффективность финансового менеджмента банка 28

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 37

приложения  39

 

 

 

                                      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 ВВЕДЕНИЕ

 

Современное банковское дело принадлежит к одной  из самых динамических сфер экономики. Техническая революция, усиление конкурентной борьбы, стремительная инфляция, экономические  кризисы привели к повышению  рискованности банковской деятельности.

На текущем  этапе развития банковской системы  главная задача состоит в поиске реальных путей минимизации рисков и получение достаточных прибылей для сохранности средств вкладчиков и поддержание жизнедеятельности  банка.

Успешное  решение этой сложной проблемы нуждается  в использовании многих методов, приемов, способов, систем и разработки новых подходов к управлению коммерческим банком, которые объединены понятиям менеджмента.

В общем  понимании менеджмент - это наука о наиболее рациональных системах организации и управление определенными видами деятельности.

Отметим, что единой мысли относительно определения  термина «менеджмент» в экономической  литературе не существует.

Под менеджментом понимают как систему управления финансовыми и организационными сферами деятельности, так и управленческий персонал, который осуществляет управление, т.е. руководящий состав организации.

Во всем мире менеджмент рассматривается как  один из важнейших факторов эффективной  деятельности. В условиях жесткой  конкуренции, которая сопровождает развитие рыночной экономики, необходимо постоянно совершенствовать системы  и формы управления, быстро овладевать нагроможденные в теории и практике знания, находить новые неординарные решения в динамической ситуации. Лишь такой подход к управлению обеспечивает выигрыш в конкурентной среде или по крайней мере нормальные условия развития организации.

Банковская  деятельность в современном мире - одна из наиболее конкурентных, поэтому  успех и жизнедеятельность банка  существенным образом определяется его менеджментом. Банковский менеджмент имеет определенную специфику, обусловленную  характером и особенностями осуществления  банковских операций.

Коммерческий  банк - это финансовый институт, который предлагает широкий спектр услуг по кредитованию, сбережению средств и проведению платежей. Банк выполняет разнообразные финансовые функции относительно любого предприятия в экономике, а также является проводником монетарной политики государства.

Вообще  банки сохраняют и распоряжаются  общественным капиталом, а, следовательно, должны нести ответственность перед владельцами за сохранение денежных средств.

Специфика банковской деятельности состоит в  том, что банки работают большей  частью с чужими деньгами, временно аккумулированными на их счетах. Поэтому  надежность отдельного банка и банковской системы в целом рассматривается  как необходимое условие их деятельности. В связи с вышеизложенным тема работы очень актуальна.

Предмет: финансы банка.

Объект: пассивы банка.

Цель  данной работы – изучить сущность управления финансами, изучить управление пассивами банка и их структуру.

Задачи  работы:

- рассмотреть  процесс управления пассивами  банка;

- изучить  структуру пассивов банка;

- дать  краткую характеристику анализируемого  предприятия;

- изучить  финансовое положение;

- рассмотреть  эффективность финансового менеджмента  банка.

 

 

1. Сущность управления пассивами банка и их структура

1.1. Управление пассивами  банка

 

Общий объем  и структура активов в разрезе  отдельных статей баланса определяются теми источниками средств, за счет которых  они сформированы. Или иначе пассивами  коммерческого банка.

Управление  ликвидностью банка включает в себя поиск источников заемных средств, выбор среди них самых надежных с наиболее длительными сроками  привлечения и установление необходимого оптимального соотношения между  отдельными видами пассивов и активов, позволяющего банку всегда выполнять  свои обязательства перед кредиторами. Поэтому процессы управления активами и пассивами взаимосвязаны, взаимозависимы и осуществляются одновременно. При  формировании кредитных ресурсов следует  учитывать все издержки банка, связанные  с привлечением средств, с тем  расчетом, чтобы они имели минимально допустимый уровень; позволяющий банку  не снижать норму прибыли при  размещении этих средств в активные операции.

Основными видами привлеченных средств, которые  должны объективно использоваться коммерческими  банками в качестве кредитных  ресурсов для цели последующего предоставления ссуд предприятиям, организациям, являются срочные депозиты. Однако, как показывает банковская практика, с момента организации  системы коммерческих банков и по настоящее время при формировании этих видов пассивов вследствие влияния  ряда факторов складываются неблагоприятные  тенденции. Хотя в последнее время  и наметилась некоторая активизация  процесса привлечения средств предприятий, организаций, граждан, но в целом срочные депозиты занимают в структуре пассивов коммерческих банков сравнительно невысокий удельный вес.

В то же время основной удельный вес в  структуре пассивов коммерческих банков занимают денежные средства на расчетных  и текущих счетах предприятий, организаций, т. е. средства на счетах до востребования, с которых они могут быть изъяты в любой момент. Несмотря на то, что  это очень дешевые для банков кредитные ресурсы, величина их может  в течение времени существенно  колебаться, особенно в условиях кризисного состояния экономики, а поэтому  значительную часть этих ресурсов банки  объективно без ущерба для своей  ликвидности не могут использовать для предоставления ссуд. Это подтверждается теми случаями, когда у коммерческих банков возникают проблемы с наличием необходимых средств на корреспондентском  счете, т.е. вложения средств в активы не покрываются полностью денежными  ресурсами и соответственно банки  не могут обеспечить выполнение обязательств перед кредиторами1.

В процессе управления ликвидностью банков определенную роль играет межбанковский кредит. Удельный вес кредита, предоставляемого коммерческими банками друг другу, первоначально имел тенденцию к  росту, хотя на него оказывает влияние  в определенные периоды времени  денежно-кредитная и финансовая политика государства. Для регулирования  уровня ликвидности этот вид пассивов может быть достаточно приемлемым для  коммерческих банков, так как его  отличают в определенных случаях  надежность, значительная величина ресурсов, которую можно получить в предельно  сжатые сроки, сравнительно более длительное время пользования по сравнению  с другими видами ресурсов.

Наряду  с межбанковскими кредитами коммерческие банки в необходимых случаях  могут формировать свои пассивы  и за счет кредитов Центрального банка  России.

Одним из основных видов пассивов, как по величине, так и по значению являются собственные средства коммерческого  банка. Главная их функция заключается  в защите интересов акционеров, вкладчиков, всех кредиторов банка, т.е., как уже  указывалось, собственные средства банка служат обеспечением его обязательств перед контрагентами. Наряду с этим собственные средства, находящиеся  в денежной форме, могут использоваться в определенной мере в качестве кредитных  ресурсов. Эффективность участия  собственных средств в управлении ликвидностью банка зависит от их величины, структуры и размещения. Коммерческие банки, владеющие крупными собственными средствами, имеют по сравнению с мелкими и средними банками, при всех прочих равных условиях, более высокий уровень ликвидности, поскольку обладают гораздо большей  способностью осуществлять диверсификацию своей деятельности и, что особенно важно в области ссудных операций, переносить потерю части кредитных  ресурсов, вложенных в ссуды и  не возвращенных заемщиками.

В мировой  банковской практике управление ликвидностью осуществляется посредством ряда методов, к которым, в частности, относятся  метод общего фонда средств и  метод распределения активов.

 

1.2. Структура пассивов  банка

 

В пассиве  банковского баланса отражаются все источники формирования банковских ресурсов, которые аккумулируются банком для прибыльного использования  в процессе осуществления операций.

Пассивы банка («банковские ресурсы») можно  разделить на две крупные группы:

1) Банковский капитал и приравненные к нему статьи (Собственные средства (капитал) банка).

2) Привлеченные средства (депозитные и недепозитные)2.

Основным  источником ресурсов коммерческого  банка являются привлеченные средства, которые составляют 86-88% и более  всех банковских ресурсов. На долю собственных  средств российских коммерческих банков приходится 12-14%, что в целом отвечает сложившейся структуре в мировой  банковской практике.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Определение и классификация банковских рисков

2.1. Понятие и сущность  банковского риска

 

 

Банковский  риск – это вероятность возникновения  потерь в виде утраты активов, недополучения  запланированных доходов или  появления дополнительных расходов в результате осуществления банком финансовых операций.

Коммерческий  банк, как и любые хозяйствующие субъекты, действующие в условиях рыночной экономики, при осуществлении своей деятельности нацелен на получение максимальной прибыли. Помимо того, что деятельность банка подвергается влиянию общих рисков, свойственных хозяйствующим субъектам, для него характерны риски, вытекающие из специфики деятельности. Специфика риска банковских операций заключается в том, что та степень риска, которую банк принимает на себя, в значительной степени определяется той степенью риска, которую он объективно или субъективно получает от своих клиентов. Чем выше степень риска, присущего типу бизнеса клиентов банка, тем выше риск, который может ожидать банк, работая с этими клиентами. Операции, связанные с привлечением на денежном рынке временно свободных средств и размещением их в различные виды активов (в том числе в кредиты) обусловливают особую зависимость коммерческих банков от финансовой устойчивости их клиентов, а также от состояния денежного рынка и экономики государства в целом. Банковский риск входит в систему экономических рисков, в которой он одновременно является самостоятельным видом риска. Вопрос анализа риска в экономике очень важен, поскольку с ним тесно связан процесс принятия решений в условиях информационной неопределенности.

Стоит отметить, что сбор и анализ информации являются одними из самых важных составляющих при оценке банковского риска. Только после этого этапа можно приступить к выявлению факторов, которые могут привести к потенциальным убыткам банка, и измерению риска.

Предпосылки роста коммерческих организаций  интереса к управлению рисками

Можно отметить три основных причины роста интереса коммерческих организаций к управлению рисками:

1) Ужесточение нормативных требований

Только  за последние два года Центральный  банк Российской Федерации внес существенные изменения в инструкции, регламентирующие управление кредитными рисками и рисками ликвидности. Впервые регулятором охарактеризованы нефинансовые виды рисков и изложены рекомендации по их управлению. Банк обязан разрабатывать политику управления рисками. Объявленный ЦБ РФ курс на поддержание положений Базельского комитета только усиливает регулятивное давление на банковский менеджмент, заставляя банк обращать пристальное внимание на управление рисками. Следует отметить, что Базельское соглашение ужесточило требование к достаточности собственного капитала кредитных организаций до 10%, а принципы формирования МСФО основаны на элементах риск-менеджмента.

2) Формирование положительного инвестиционного имиджа

В связи  с тем, что российские банки активно  выходят на международные рынки, они нуждаются в привлечении  инвестиций и, следовательно, заинтересованности контрагентов в заключении крупных  сделок.

Потенциальные инвесторы и контрагенты для  оценки устойчивости финансового учреждения изучают, в том числе и систему  управления рисками, принятую банком. В ряде случаев демонстрация системы  управления рисками позволяет банкам привлечь на международном рынке  крупные средства под процент  существенно ниже среднерыночного, тем самым увеличить общую доходность финансовой схемы. Таким образом, банки, заинтересованные в инвестициях и международном сотрудничестве, вынуждены решать вопросы построения качественной системы управления рисками.

3) Контроль рискового профиля, стабилизация доходности

Кредитные организации испытывают потребность  в анализе и управлении рисками  в рамках своей основной деятельности. Для удержания соотношения «доходность-риск»  на нужном уровне банк, прежде всего, нуждается  в выработке собственного рискового  профиля, то есть в определении того, каким рискам подвержен банк и  какой уровень рисков менеджмент считает приемлемым. После принятия рискового профиля встает задача контроля рисков и удержания их на заданном уровне, что усложняется  тем, что в поисках новых продуктов, способов повышения доходности, расширения клиентской базы достаточно велика вероятность  недооценки рисков, что ведет к  увеличению возможных потерь.

Информация о работе Управление пассивами в банке