Управление оборотным капиталом предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 18:55, курсовая работа

Краткое описание

Оборотный капитал - это финансовые ресурсы, вложенные в объекты, использование которых осуществляется фирмой либо в рамках одного воспроизводственного цикла, либо в рамках относительно короткого календарного периода времени (как правило, не более одного года).

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (4).docx

— 55.66 Кб (Скачать)

В отчетном периоде объем  оборота розничной торговли уменьшился на 2595 тыс. руб. или на 11,7% и составил 19520 тыс. руб. Данная тенденция очень  значительна, и может оказать  отрицательное влияние на другие показатели предприятия в целом.

Основным источником роста  издержек обращения послужила сумма  затрат на оплату труда, которая возросла в отчетном периоде по сравнению  с предыдущим периодом на 357 тыс. руб. или 38,2% и составила 1291 тыс. руб. Вследствие этого возросла средняя заработная плата на одного работника, составившая в отчетном периоде 5,4 тыс. руб.

Торговая площадь предприятия  в отчетном периоде осталась неизменной и составила 700 кв. м. Снижение оборота  розничной торговли обеспечило менее  эффективное использование торговой площади на 1 кв. м. В 2010г. по сравнению с 2011г. оборот розничной торговли на 1 кв. м. торговой площади составил на 5,8 тыс. руб. меньше. На данный показатель стало приходиться 29,8 тыс. руб. объема оборота розничной торговли. Таким образом, в отчетном периоде торговое предприятие ООО «Водолей» ухудшило свою финансово-хозяйственную деятельность в плане сокращения оборота розничной торговли, вследствие чего сократилась производительность труда.

Таблица 2.2 -  Основные показатели финансово-хозяйственной деятельности  ООО «Водолей» за 2010-2011гг.

Показатели 

Ед.изм. 

Годы 

Отклонение  (+;-) 

Темп изменения,%

2010

2011

1. Выручка-нетто от реализации

Тыс.руб.

85600

89320

3720

104,35

2. Себестоимость проданных товаров

Тыс.руб.

51360

53592

2232

104,35

3. Коммерческие расходы

Тыс.руб.

5264

4130

-1134

78,5

4. Прибыль от реализации

Тыс.руб.

28976

31598

2622

109,1

5. Рентабельность продукции 

%

56,42

59,0

2,58

104,57


Прибыль от реализации  в 2011г. по сравнению с 2010 выросла на 9,1%.

Отношение выручки от реализации 2011г. от 2010г. составило 104,35%, отношение себестоимости 2011г. от 2010г. составило 104,35%, отношение коммерческих расходов  2011г. от 2010г. составило 78,5%, отношение прибыли от реализации 2011г. от 2010г. составило 109,1%, отношение рентабельности продукции  2011г. от 2010г. составило 104,57%. 

По результатам проведенного анализа, можно сделать общий  вывод, что на предприятии при незначительном увеличении объемов продаж возрастает прибыль, как от продажи, так и чистая в несколько раз.

Таблица 2.3 – Анализ динамики оборотных средств предприятия ООО «Водолей» за 2010-2011гг.

Статьи 

2010г. 

2011г. 

Отклонение (+;-)

Запасы 

6390 

6210 

-180

НДС 

2624 

2371 

-253

Дебиторская задолженность  долгосрочная

0

0

Дебиторская задолженность  краткосрочная 

3150 

4147 

997

Краткосрочные финансовые вложения 

0

Денежные средства 

3086 

5962 

2876

Прочие активы 

0

Всего оборотный капитал 

15250 

18690 

3440


 

Как видно из таблицы 2.3, на протяжении 2010-2011гг. оборотный капитал вырос на 3440 тыс.руб.

Рост оборотного капитала в 2011 году по сравнению с 2010 годом происходит за счет превышения роста по краткосрочной дебиторской задолженности на 997 тыс.руб. и денежных средств на 2876 тыс.руб. над снижением запасов и НДС.

Долгосрочная дебиторская  задолженность, краткосрочные финансовые вложения и прочие оборотные активы отсутствуют в течении 2010-2011гг.

Источниками финансирования оборотных средств могут быть собственные средства (уставный капитал, чистая прибыль), приравненные к собственным (минимальная задолженность по заработной плате и отчислениям на социальные нужды), заемные средства (краткосрочные  кредиты и займы) и привлеченные средства (кредиторская задолженность  и прочие средства).

2.3Направления повышения эффективности использования оборотных средств      ООО «Водолей»

Проведём расчёт основных показателей эффективности использования  оборотных средств на предприятии  ООО «Водолей».

Рентабельность продукции  характеризует выход прибыли  на единицу издержек в основной деятельности предприятия. Может быть рассчитана по товарной и по реализованной продукции:

Pпр2010=56,42%                 Pпр2011=59,00%

Вывод: предприятие имеет  высокую норму рентабельности продукции, которая в 2010 году составляет 56,42%, а в 2011 году – 59,0%. Таким образом видно, что в 2011 году рентабельность продукции выросла на 2,58% т.е. продукция предприятия приносит высокие доходы.

Рентабельность продаж - это отношение прибыли от реализации продукции к выручке от ее реализации, показывает долю прибыли в выручке:

Pпр2010=56,42%                 Pпр2011=59,00%

Вывод: Чтобы получить 1 рубль  выручки, в 2008 году было вложено 0,178 рублей оборотных средств, а в 2011 году – 0,209 рублей.

Вывод: В 2010 году оборотные средства полностью совершали свой кругооборот за 64,1 дня, а в 2011 – за 75,3 дней. Продолжительность оборота в 2011 году по сравнению с 2010 годом увеличилась на 11,2 дня (оборотные средства, проходят полный цикл и снова принимают денежную форму на 11,2 дней медленнее, чем в предыдущем периоде).

Отсюда можно сделать вывод, что в 2010 году оборотные средства использовались лучше и эффективнее, чем в 2011. В 2011 году в оборот вовлекаются дополнительные средства, так как оборачиваемость замедляется.

     Для совершенствования  управления оборотным капиталом  предприятия необходимо принять  следующие меры:

1. Сменить поставщика. В  настоящее время  нефтепродукты  закупаются в г.Тула и перевозятся в Клинцы. При этом в стоимость продажи закладываются затраты на перевозку.

Предлагается закупать нефтепродукты  в г.Москва у ООО «Моснефтепродукт».

Сотрудничество с «Моснефтепродукт»  обеспечивает:

- низкие цены на предлагаемую  продукцию; 

- широкий ассортимент; 

- бесплатная доставка  крупной партии товара;

- накопительная система  скидок.

Смена поставщика позволит получить следующую выгоду и значительные преимущества перед своими конкурентами:

- отсутствие транспортных  расходов; экономия времени; 

- отсутствие разнообразных  рисков, характерных для длительной  поездки с деньгами;

- более быстрая оборачиваемость  и постоянное наличие сырья  в производстве.

2. Снизить цены. Это возможно  путем уменьшения транспортных  расходов  (переход к новому  поставщику).

3. Ввести ориентацию на  среднего покупателя и изменить  выкладку товаров.

Необходимо перевести  предприятие  на безвыходное обслуживание, чтобы избежать в выходные и предпраздничные  дни массового оттока покупателей  к конкурентам.

Также нужно изменить выкладку товара.  В настоящее время  используется горизонтальная выкладка. Горизонтальная выкладка - когда товаром  одного вида занимается полка на всю  длину. Попытка удовлетворить различные  вкусы и расположить огромное количество товара на ограниченной площади  приводит к тому, что выкладка выглядит неаккуратно, упаковки громоздятся  друг на друге. Чрезмерная перегруженность  может стать причиной снижения товарооборота.

Необходимо навести порядок  в выкладке - обеспечить правило  «зрительной оправы» для более  дорогих товаров, применять средства композиции и декоративную выкладку в витринах и прилавках. А также  не допускать нежелательного соседства  на полке дорогих и дешевых  товаров.

Введение работы  в  выходные и праздничные дни приведет к увеличению затрат на заработную плату продавцов.  Но это в свою очередь предполагает рост выручки.

Изменение выкладки входит в обязанности продавцов, поэтому  затрат организация не понесет.

4.     Проведение  рекламной компании.

Цели рекламной компании:

- создать   «образ»   относительно  дешевых  качественных  товаров и благоприятную эмоциональную  предрасположенность к ним;

- внедрить информацию  о выгодах и преимуществах  покупки товара;

-  укрепить имидж предприятия;

- подготовить потенциальных  покупателей к посещению предприятия.

В основном предполагается радиореклама. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В курсовом проекте было рассмотрено управление оборотным  капиталом  на примере  торгового  предприятия ООО «Водолей».  Основным видом деятельности  ООО «Водолей»  является продажа оптом и в   розницу автомасел, смазок, автокосметики, автохимии, автоспецжидкостей, аксессуаров.

В отчетном периоде объем  оборота розничной торговли уменьшился на 2595 тыс. руб. или на 11,7% и составил 19520 тыс. руб. Данная тенденция очень  значительна, и может оказать  отрицательное влияние на другие показатели предприятия в целом.

Основным источником роста  издержек обращения послужила сумма  затрат на оплату труда, которая возросла в отчетном периоде по сравнению  с предыдущим периодом на 357 тыс. руб. или 38,2% и составила 1291 тыс. руб. Вследствие этого возросла средняя заработная плата на одного работника, составившая  в отчетном периоде 5,4 тыс. руб.

Торговая площадь предприятия  в отчетном периоде осталась неизменной и составила 700 кв. м. Снижение оборота  розничной торговли обеспечило менее  эффективное использование торговой площади на 1 кв. м. В 2011г. по сравнению  с 2010г. оборот розничной торговли на 1 кв. м. торговой площади составил на 5,8 тыс. руб. меньше. На данный показатель стало приходиться 29,8 тыс. руб. объема оборота розничной торговли. Таким  образом, в отчетном периоде торговое предприятие ООО «Водолей» ухудшило свою финансово-хозяйственную деятельность в плане сокращения оборота розничной  торговли, вследствие чего сократилась  производительность труда.

Прибыль от реализации  в 2011г. по сравнению с 2010 выросла на 9,1%.

Отношение выручки от реализации 2011г. от 2010г. составило 104,35%, отношение  себестоимости 2011г. от 2010г. составило 104,35%, отношение коммерческих расходов  2011г. от 2010г. составило 78,5%, отношение  прибыли от реализации 2011г. от 2010г. составило 109,1%, отношение рентабельности продукции  2011г. от 2010г. составило 104,57%. 

Рост оборотного капитала в 2011 году по сравнению с 2010 годом  происходит за счет превышения роста  по краткосрочной дебиторской задолженности  на 997 тыс.руб. и денежных средств  на 2876 тыс.руб. над снижением запасов  и НДС.

Долгосрочная дебиторская  задолженность, краткосрочные финансовые вложения и прочие оборотные активы отсутствуют в течении 2010-2011гг.

В 2011 году по сравнению с 2010 годом происходит снижение доли запасов на 8,67% и НДС  - на 4,52%. Снижение запасов говорит о повышение  деловой активности предприятия. Рост доли краткосрочной дебиторской  задолженности на 1,55% говорит об ухудшении расчетов с клиентами. Рост доли денежных средств на 11,66% является благоприятным моментом.

Собственные оборотные средства за 2011г. по сравнению с прошлым  годом увеличились на 1778 тыс. руб. за счет роста прибыли предприятия  и составили 2480 тыс. руб., удельный вес  в общей структуре источников вырос до 13,27%. Основным источником финансирования в 2010 и 2011гг. послужило привлечение  кредитных ресурсов.

На конец периода 2010г. доля привлеченных средств составила 45,8%, т.е. возросла на 13,09% в связи с  покупкой товаров с отсрочкой  платежа.

Предприятие имеет высокую  норму рентабельности продукции, которая  в 2010 году составляет 56,42%, а в 2011 году – 59,0%. Таким образом, видно, что в 2011 году рентабельность продукции выросла  на 2,58% т.е. продукция предприятия  приносит высокие доходы.

Доля прибыли в выручке  составляет в 2010 году 33,85%, а в 2009 – 35,38%,  что положительно характеризует  деятельность предприятия, это довольно высокий показатель.

Оборачиваемость активов  показывает, что на 1 рубль, вложенный  в активы в 2010 году, было получено 5,613 рубля выручки, в 2011 году – 4,78 рубля, это на 0,833 копейки меньше, что  не очень хорошо, так как замедление оборачиваемости капитала  не способствует его росту, но при этом выручка  увеличивается.

В 2010 году оборотные средства полностью совершали свой кругооборот  за 64,1 дня, а в 2011 – за 75,3 дней. Продолжительность  оборота в 2009 году по сравнению с 2010 годом увеличилась на 11,2 дня (оборотные  средства, проходят полный цикл и снова  принимают денежную форму на 11,2 дней медленнее, чем в предыдущем периоде).

Отсюда можно сделать  вывод, что в 2010 году оборотные средства использовались лучше и эффективнее, чем в 2011. В 2011 году в оборот вовлекаются  дополнительные средства, так как  оборачиваемость замедляется.

Для более эффективного использования  оборотного капитала можно предпринять  ряд мероприятий:

1.     Сменить поставщика;

2.     Снизить цены;

3.     Ввести ориентацию  на среднего покупателя и изменить  выкладку товара

4.     Провести  рекламную компанию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

1.    Алексеева А.И., Васильев Ю.В., Малеева А.В., Ушвицкий  Л.И. «Комплексный      экономический   анализ  хозяйственной  деятельности»,  Москва: «Финансы и статистика», 2010.

Информация о работе Управление оборотным капиталом предприятия