Управление денежными средствами

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2014 в 10:05, дипломная работа

Краткое описание

Целью выпускной квалификационной работы является изучение управления денежными средствами и повышение платежеспособности организации.
Цель исследования определила необходимость постановки и раскрытия следующих задач:
1. Понятие и классификация денежных средств и денежных потоков;
2. Теоретические основы управления денежными средствами;
3. Методика анализа денежных потоков в целях повышения платежеспособности организации;
4. Экономическая характеристика ООО «Янаавтодор»;
5. Анализ финансового состояния ООО «Янаавтодор»;
6. Анализ денежных потоков ООО «Янаавтодор»;
7. Разработать рекомендации по повышению платежеспособности ООО «Янаавтодор».
Объектом исследования является ООО «Янаавтодор».

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ ЯНААВТОДОР.doc

— 475.00 Кб (Скачать)

 

Как видно из таблицы 2.7 баланс укрупнен, свернут по статьям, хотя выделенных статей может быть и большее количество. К отчету добавлена дополнительная колонка, показывающая абсолютные изменения по статьям баланса.

Мы видим, что непокрытый убыток за 2009г. составил 3 633 тыс. руб., фиксируем эту сумму как выбытия. Далее идем по статьям баланса. Следуя логике составления отчета о движении денежных средств косвенным методом, уменьшение активов означает поступление, уменьшение пассивов – выбытие. Если дебиторская задолженность уменьшилась, значит денежные средства инкассированы и поступили на расчетный счет предприятия, соответственно означает поступление денежных средств.

Из составленной таблицы 2.8 наглядно видно, какие статьи баланса влияли на отток и приток денежных средств, и соответственно принимать управленческие решения для воздействия на данные статьи баланса в благоприятную сторону.

 

Таблица 2.8 – Сводная таблица поступления и выбытия денежных средств, (тыс.руб.)

Показатели

Сумма

2009

2010

1

2

3

Остаток денежных средств на начало периода

3 177

4 724

Поступление денежных средств всего

9 338

14 221

в том числе

   

уменьшение стоимости основных средств

1 907

 

уменьшение незавершенного строительства

 

5 819

уменьшение сырья и материалов

795

 

уменьшение расходов будущих периодов

 

51

уменьшение дебиторской задолженности

2 067

506

увеличение нераспределенной прибыли

 

4 323

увеличение краткосрочных займов и кредитов

 

786

увеличение прочих обязательств

4 276

2 736

увеличение уставного и резервного капитала

293

 

Выбытие денежных средств всего

7 791

14 063

в том числе

   

увеличение основных средств

 

4 548

увеличение стоимости незавершенного строительства

119

 

увеличение сырья и материалов

 

2 514

увеличение краткосрочных финансовых вложений

42

1 409

увеличение расходов будущих периодов

8

 

уменьшение прочих долгосрочных обязательств

96

 

уменьшение краткосрочных займов и кредитов

369

 

уменьшение кредиторской задолженности

3 524

5 592

уменьшение нераспределенной прибыли

3 633

 

Чистые денежные средства от деятельности

1 547

158

Остаток денежных средств на конец периода

4 724

4 882


 

Денежные средства увеличились в 2009г. за счет следующих источников:

За счет уменьшения стоимости основных средств – на 1 907 тыс.руб.;

За счет уменьшения сырья и материалов – на 795 тыс.руб.;

За счет уменьшения дебиторской задолженности – на 2 067 тыс.рублей.;

За счет увеличения прочих обязательств – на 4 276 тыс.руб.;

За счет увеличения уставного и резервного капитала – на 293 тыс.руб.

Денежные средства уменьшились в 2009г. за счет следующих источников:

За счет увеличения стоимости незавершенного производства – на 119 тыс.руб.;

За счет увеличения краткосрочных финансовых вложений – на 42 тыс.руб.;

За счет уменьшения прочих долгосрочных обязательств – на 96 тыс.руб.;

За счет уменьшения краткосрочных займов и кредитов – на 369 тыс.руб.;

За счет уменьшения кредиторской задолженности – на 3 524 тыс.руб.;

За счет уменьшения нераспределенной прибыли – на 3 633 тыс.руб.

За 2010г. уменьшение и увеличение денежных средств построено аналогичным образом.

В 2010г. положительным фактором является увеличение объема нераспределенной прибыли что значительно повлияло на увеличение положительного денежного потока. Также в 2010г. сократилось финансирование за счет увеличения прочих обязательств.

Также в 2010г. денежные в основном направлялись на погашение кредиторской задолженности, закуп сырья и материалов также осуществлялись краткосрочные финансовые вложения. Увеличение основных средств можно объяснить уменьшением стоимости незавершенного строительства, т.е. приняты новые построенные объекты основных средств.

В целом из данной аналитической таблицы также видно, что ликвидность денежного потока значительно снизилась.

Подводя итоги можно констатировать, что преимуществом отчета о движении денежных средств, составленным прямым методом, является простота и оперативность. Однако существенным недостатком является невозможность соотнесения движения денежных средств и финансового результата деятельности организации. Действительно, большие остатки денежных средств или высокие обороты совершенно не свидетельствуют о прибыльности деятельности организации и наоборот. При подготовке отчета прямым методом информация собирается со счетов учета движения денежных средств. Фиксируются остатки денежных средств на начало и конец периода, группируются по статьям движения поступления и выбытия денежных средств. Группировка осуществляется и по видам деятельности (операционной, инвестиционной и финансовой).

Аналитические возможности отчета зависят от достаточности аналитических статей в справочнике движения денежных средств и культуры разнесения поступлений и платежей по статьям, т.е. правильности использования справочника.

Таким образом, логика составления отчета о движении денежных средств косвенным методом и упрощенная методика формирования отчета по балансовому листу позволили автору сформировать отчет о движении денежных средств для анализа потока денежных средств. Причем сформировать очень быстро и понятно, без запросов и поисков требуемой информации, без процедуры выверки сходимости остатков движения денежных средств.

По итогам анализа по двум методам, можно отметить, что есть риск снижения платежеспособности предприятия в будущем. Так в 2008-2009 гг. предприятие финансировалось за счет текущей деятельности, в 2010г. был привлечен краткосрочный займ, за счет чего и организация выходит на ликвидность по итогам года. Руководству предприятия необходимо принять во внимание данный фактор в целях недопущения потери платежеспособности организации в будущем.

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОВЫШЕНИЮ ПЛАТЕЖЕСПОСОБНОСТИ ООО «ЯНААВТОДОР»

 

 В ООО «Янаавтодор» планирование денежных потоков чаще всего сводится к определению остатка денежных средств на счетах утром текущего дня и быстрому оперативному их распределению для оплаты груды накопившихся счетов. То есть организация полноценно не управляет своим финансовым положением, а реагирует на внешние раздражения, что может привести к потере ликвидности, так как в последние периоды по результатам анализа выявлена угроза снижения платежеспособности. Таким образом, необходимо принять соответствующие меры для недопущения потери платежеспособности.

Задачу управления денежными потоками в ООО «Янаавтодор» можно свести к нескольким более простым подзадачам.

Самый главный вопрос для любой организации — это вопрос «быть или не быть?». Он возникает в связи с тем, что в соответствии с действующим законодательством предприятие может быть «закрыто» или реорганизовано, если оно будет объявлено несостоятельным (банкротом). Практика показывает, что большинство обанкротившихся предприятий могли бы избежать этого, если бы вовремя приняли соответствующие меры. Однако чаще всего руководство обнаруживает, что его фирма на грани банкротства слишком поздно, когда уже ничего существенного предпринять невозможно.

Что и как нужно делать, чтобы уверенно прогнозировать возможность потери платежеспособности и последующего банкротства и заблаговременно предпринять меры для его предотвращения?

В ООО «Янаавтодор» рекомендуется внедрить постоянно действующую систему планирования движения денежных средств.

Задачу управления денежными потоками можно свести к нескольким более простым подзадачам.

Задача 1. Прогнозирование движения и наличия денежных средств

Для этого формируется:

Прогноз поступлений всех источников денежных средств, включающий:

 а) выручку от продажи основной  продукции/услуг;

 б) дополнительную выручку от продажи активов и запасов;

 в) получение кредитов;

 г) другие источники, например  доходы от вложений в другие  сферы бизнеса.

Прогноз платежей, включающий:

 а) прямые и косвенные расходы  по текущей деятельности;

 б) расходы на развитие собственного бизнеса;

 в) дивиденды/инвестиции в другие  сферы бизнеса;

 г) погашение кредитов.

Рассчитывается остаток денежных средств на конец периода.

Задача 2. Проверка реализуемости плана движения денежных средств (ДДС)

С финансовой точки зрения план движения денежных средств будет реализуем, если остатки денежных средств на конец периода будут неотрицательными в каждом планируемом периоде по каждому виду платежных средств. Планирование движения денежных средств рассматривается отдельно от комплексного финансового планирования в силу актуальности данной проблемы. План движения денежных средств может формироваться на месяц без разбиения на декады, недели, дни, т.е. одним столбцом. Но деньги в начале и конце месяца — разные деньги. Частая ситуация, когда в начале месяца необходимо оплатить материально-технические ресурсы, а деньги за продукцию приходят в конце месяца, то есть имеет место разрыв в денежных потоках, но его не видно из-за упрощенной техники планирования.

Следует определить возможности сдвига платежей в связи с возможным отсутствием денежных средств (скажем, от трех дней до недели), и с таким шагом по времени провести разбиение по неделям или декадам. Это несколько увеличивает объем работы и количество обрабатываемых данных, однако значительно улучшает качество плана.

«Неотрицательность остатков по каждому виду платежных средств» означает следующее. Используются различные виды платежных средств: наличные, безналичные, валюты, ценные бумаги, товарно-материальные ценности, полученные по бартерным сделкам, взаимозачеты. Иногда говорят о платежных средствах различного качества. Как правило, не хватает средств высокого качества (собственно денег), а в избытке могут быть средства низкого качества (бартер, неликвидные векселя). Следует сбалансировать все платежные средства, при необходимости провести их конвертацию (например, продать товарно-материальные ценности, полученные по бартеру, за деньги, перевести безналичные денежные средства в наличные). Часто при формировании прогноза (плана) денежных поступлений руководители коммерческой службы не могут гарантировать или не знают точно, состоятся ли ожидаемые поступления, и платежи не осуществляются. Вариант решения: формирование групп надежности поступлений, групп приоритетности платежей и их балансирование.

Задача 3. Принятие управляющих воздействий

Управляющее воздействие необходимо при финансовой нереализуемости плана и желательно для улучшения плана, даже если он реализуем.

Пути:

увеличение доходов;

сокращение расходов;

ускорение поступлений;

замедление платежей;

взятие дополнительных заемных средств.

Увеличение доходов можно осуществить за счет увеличения количества продаваемых товаров и услуг или повышения их цены.

Реально следующее:

а) принятие энергичных мер по продвижению доходной продукции,

 б) активная работа по продаже неликвидов, неиспользуемого оборудования и т.д.

Сокращение расходов предполагает:

а) сокращение норм расхода сырья и материалов;

 б) уменьшение цены закупаемых  ресурсов;

 в) отказ от некоторых операций (например, косметического ремонта, некоторых проектов по развитию).

Естественно, сокращение расходов не должно влиять на качество продукции и нарушать производственный график.

Ускорение поступлений осуществляется за счет:

а) активной договорной работы с покупателями;

 б) сокращения срока оборачиваемости денежных средств и дебиторской задолженности, в том числе за счет требования предоплаты;

 в) ускорения выпуска продукции  за счет сокращения цикла производства, поставок сырья и доставки  готовой продукции;

 г) реализации новых проектов  развития, обеспечивающих дополнительные поступления.

Сокращение срока оплаты, в том числе переход на предоплату, и скидки следует рассматривать в комплексе с анализом прибыли и баланса. Конкретные решения должны приниматься в зависимости от текущего финансового состояния. Если предприятие испытывает острую нехватку денежных средств и находится ниже точки безубыточности, то скидки и предоплата могут привести к увеличению продаж и поступлений с последующей нормализацией финансового состояния. Если денег хватает, то увеличение цены и отсрочка оплаты могут привести к увеличению прибыли.

Замедление платежей осуществляется за счет:

а) активной договорной работы с поставщиками (примером активной работы может являться планирование движения денежных средств и точное выполнение обещаний по платежам, даже если и в более поздние сроки, но с информированием поставщиков);

 б) увеличения срока оплаты  и закупок, возможно с некоторым  увеличением цены (анализ срока  оплаты и закупок следует проводить  в сочетании с анализом прибыли  и баланса);

Информация о работе Управление денежными средствами