Управление дебиторской задолженностью

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2011 в 12:40, курсовая работа

Краткое описание

Таким образом, целью моей курсовой работы является анализ дебиторской задолженности ООО «Прогресс 22», а так же выработка предложений и практических рекомендаций по совершенствованию управления дебиторской задолженностью предприятия.

Для достижения цели исследования были поставлены следующие задачи: проанализировать и определить теоретические предпосылки формирования кредитной политики предприятия; исследовать влияние дебиторской задолженности в больших объемах на финансовое состояние предприятия; сформулировать предложения по совершенствованию управления дебиторской задолженностью и т.д.

Оглавление

Введение ………………………………………………………………………………...3



1. Теоретические основы управления дебиторской задолженностью…………...4

1.1 Экономическая сущность и роль дебиторской задолженности в управлении финансами………………………………………………………………………………..4

1.2 Принципы формирования кредитной политики предприятия………………….8

1.3 Роль и задачи анализа в процессе управления дебиторской задолженностью………………………………………………………………………...12



2. Анализ системы управления дебиторской задолженностью (на примере ООО «Прогресс 22»)…………………………………………………………………..15

2.1 Общая характеристика деятельности предприятия…………………………….15

2.2 Анализ финансово-хозяйственной деятельности организации………………..18

2.3 Анализ дебиторской задолженности предприятия……………………………..22



3. Основные направления совершенствования управления дебиторской задолженностью……………………………………………………………………….26

3.1 Влияние дебиторской задолженности на финансовое состояние организации……………………………………………………………………………..26

3.2 Пути повышения эффективности управления дебиторской задолженностью………………………………………………………………………...28



Заключение…………………………………………………………………………….33



Список используемых источников…………………………………………………34

Файлы: 1 файл

Курсовая Волковой Д.повторная.doc

— 244.50 Кб (Скачать)

     В основу классификации дебиторской  задолженности можно положить распределение  дебиторской задолженности в  зависимости от целевых групп  должников. Одним из таких методов является метод АВС-анализа. Он основан на распределении совокупности потенциальных объектов на группы за удельным весом того или иного показателя. Число групп при проведении АВС-анализа может быть любым, но наибольшее распространение получило деление рассмотренной совокупности на три группы (75:20:5). Группа А – незначительное число объектов с высоким уровнем удельного веса по выбранному показателю. Группа В – среднее число объектов со средним уровнем удельного веса по выбранному показателю. Группа С – высокое число объектов с не­значительной величиной удельного веса по выбранному показателю.

     Проанализировав многочисленные мнения на предмет определения  понятия дебиторской задолженности, можно сказать, что дебиторская  задолженность - это одновременно и  неполученная выручка, и часть оборотных  активов предприятия, отражающая задолженность юридических и физических лиц в пользу данного предприятия в результате финансово-хозяйственных операций между ними. Следовательно, можно сказать, что под управлением дебиторской задолженностью следует понимать часть общей политики управления выручкой и оборотными активами предприятия, заключающаяся в оптимизации общего размера этой задолженности и обеспечении ее своевременной инкассации. 

     1.2 Принципы формирования  кредитной политики  предприятия 
 

     В современной коммерческой и финансовой практике реализация продукции в кредит (с отсрочкой платежа за нее) получила широкое распространение, как в нашей стране, так и в странах с развитой рыночной экономикой. Формирование принципов кредитной политики отражает условия этой практики и направлено на повышение эффективности операционной и финансовой деятельности предприятия.

     Различают три принципиальных типа кредитной  политики предприятия по отношению  к покупателям продукции –  консервативный, умеренный и агрессивный, которые характеризуют принципиальные подходы к ее осуществлению с позиции соотношения уровней доходности и риска кредитной деятельности предприятия.

     Консервативный  тип кредитной политики предприятия  направлен на минимизацию кредитного риска. Такая минимизация рассматривается  как приоритетная цель в осуществлении его кредитной деятельности. Механизмом реализации политики такого типа является существенное сокращение круга покупателей продукции в кредит за счет групп повышенного риска; минимизация сроков предоставления кредитов и его размера; ужесточение условий предоставления кредита и повышение его стоимости; использование жестких процедур инкассации дебиторской задолженности.

     Умеренный тип кредитной политики предприятия  характеризует условия ее осуществления  в соответствии с принятой коммерческой и финансовой практикой и ориентируется на средний уровень кредитного риска при продаже продукции с отсрочкой платежа.

     Агрессивный (мягкий) тип кредитной политики предприятия приоритетной целью  кредитной политики ставит максимизацию дополнительной прибыли за счет расширения объема реализации продукции в кредит, не считаясь с высоким уровнем кредитного риска, который сопровождает эти операции. Механизмом реализации политики такого типа является распространение кредита на более рискованные группы покупателей продукции; увеличение периода предоставления кредита до минимально допустимых размеров; предоставление покупателям возможности пролонгированного кредита.

     Для выбора оптимальной кредитной политики компания должна сравнить потенциальные  выгоды от увеличения объема продаж со стоимостью предоставления дополнительных торговых кредитов (кредитных проверок, дополнительных административных расходов и т.п.) и риском возможной неуплаты.

     Кредитная политика может быть основана как  на формальных, так и на неформальных критериях:

  • покупательская и платежная история покупателей. Платежная история может быть получена через неформальные контакты с банками и другими партнерами клиента;
  • платежеспособность покупателей может быть оценена на основе кредитной истории взаимоотношений покупателей и вашей компании;
  • текущий анализ и перспективная оценка финансовой стабильности покупателей. Для этого могут быть использованы те же источники информации, которые указаны выше, а также неформальные мнения знакомых профессионалов, работающих в отрасли клиента, рекомендации независимых аналитиков, новости и отчеты специализированных агентств деловой информации.

     Осторожность  при выборе кредитной политики предприятия  обусловлена тем, что ведение  предпринимательской деятельности в нынешних условиях сопряжено с сохраняющейся политической и экономической нестабильностью, многочисленными коммерческим рисками, недобросовестностью партнеров по бизнесу. Именно в такой обстановке предприниматели должны принимать ответственные решения, которые затрагивают не только их материальные интересы, но и соответственно интересы партнеров. Так что рассматриваемая проблема выбора кредитной политики по отношению к покупателям продукции является важной практически для всех, кто занимается предпринимательской деятельностью.

     Основной  хозяйственной единицей в экономике  любого государства является предприятие, которое выступает в самых  различных организационно-правовых формах: единоличные хозяйства, полное товарищество, общества с ограниченной ответственностью, акционерные общества и другие. Общим для них является то, что в соответствии с действующим законодательством они обязаны подавать в государственные органы определенный законом набор информации о своей хозяйственной деятельности. И несут за ее точность материальную и административную ответственность. Все остальные экономические показатели, как правило, скрываются фирмами под предлогом коммерческой тайны, доступ к которой возможен лишь оперативным путем.

     Отсюда  вытекает один из важных методологических выводов: хозяйственные показатели деятельности мелких фирм страдают неполнотой, получить их достаточно затруднительно. И только лишь акционерные общества и общества с ограниченной ответственностью дают довольно обширную информацию о себе в своих годовых отчетах перед акционерами. Это оказывает существенное влияние на формирование кредитной политики по отношению к конкретному покупателю. Вместе с тем следует отметить, что и открытая информация при соответствующем применении методов экономического анализа может дать предприятию-продавцу возможность сделать довольно точные выводы о состоянии производственной, сбытовой и финансовой программы фирмы, которая выступает в роли покупателя.

     При всем многообразии публикуемой информации можно получить довольно полную характеристику конкретного покупателя: полное и сокращенное наименование фирмы, адреса, телефоны и факсы, год создания фирмы, сфера ее деятельности и структура, включая дочерние предприятия, число работников предприятия, главные показатели экономической деятельности фирмы, корреспондентские отношения с банками и многие другие сведения.

     В процессе выбора кредитной политики должны учитываться следующие основные факторы:

  • современная коммерческая и финансовая практика осуществления торговых операций;
  • потенциальная способность предприятия наращивать объем производства продукции при расширении возможностей ее реализации за счет предоставления кредита;
  • правовые условия обеспечения взыскания дебиторской задолженности;
  • финансовые возможности предприятия в части отвлечения средств в дебиторскую задолженность;
  • финансовый менталитет собственников и менеджеров предприятия, их отношение к уровню допустимого риска в процессе осуществления хозяйственной деятельности.

     Определяя тип кредитной политики, следует  иметь в виду, что жесткий ее вариант отрицательно влияет на рост объема операционной деятельности предприятия и формирование устойчивых коммерческий связей, в то время как мягкий ее вариант может вызвать чрезмерное отвлечение финансовых средств, снизить уровень платежеспособности предприятия, вызвать впоследствии значительные расходы по взысканию долгов, а в конечном итоге снизить рентабельность оборотных средств и используемого капитала. 
 
 
 

 1.3 Роль и задачи  анализа в процессе  управления дебиторской  задолженностью 

      Как показывает практика, значительный удельный вес дебиторской задолженности в составе оборотных активов связан не только с общим состоянием экономики (дефицит денежных средств, массовые неплатежи, несовершенство нормативной и законодательной базы в части востребования задолженности), на ее величину существенное влияние также оказывают специфические условия деятельности предприятия, анализ которых позволяет воздействовать на состояние расчетов с дебиторами.

      На  величину дебиторской задолженности  предприятия влияют:

      - общий объем продаж и доля в нем реализации на условиях последующей оплаты. С ростом объема продаж, как правило, растут и остатки дебиторской задолженности;

      - условия расчетов с покупателями  и заказчиками. Чем более льготные  условия расчетов предоставляются  покупателям (увеличение сроков, снижение требований к оценке надежности дебиторов и др.), тем выше остатки дебиторской задолженности;

      - политика взыскания дебиторской  задолженности. Чем большую активность  проявляет предприятие во взыскании дебиторской задолженности, тем меньше ее остатки и тем выше качество дебиторской задолженности;

      - платежная дисциплина покупателей.  Объективной причиной снижения  платежной дисциплины покупателей  и заказчиков следует назвать  общее экономическое состояние.  Кризисное состояние экономики,  массовые неплатежи значительно затрудняют своевременность расчетов, приводят к росту остатков неоплаченной продукции, вместо денежных в качестве платежных средств используются суррогаты. К субъективным причинам можно отнести неэффективность мер, которые предпринимает предприятие по взысканию дебиторской задолженности, и льготные условия предоставления кредитов: чем более льготные условия предоставляются, тем ниже платежная дисциплина дебиторов;

      - состояние бухгалтерского учета,  обоснованность проведения инвентаризации, наличие эффективной системы внутреннего контроля;

      - качество анализа дебиторской  задолженности и последовательность  в использовании его результатов.  Качественная аналитическая работа  на предприятии предусматривает  формирование информации о величине и возрастной структуре дебиторской задолженности, наличии и объемах просроченной задолженности, а также конкретных дебиторах, задержка расчетов с которыми создает проблемы с текущей платежеспособностью предприятия.

      Тем самым создаются предпосылки  для перехода от пассивного управления дебиторской задолженностью, сводимого в основном к регистрации информации о составе и структуре задолженности, к политике активного управления, предполагающей целенаправленное воздействие на условия предоставления кредита покупателям.

      Для того чтобы грамотно и качественно  организовать этапы работ в ходе проведения анализа дебиторской  задолженности, необходимо четко представлять цель и задачи анализа, выделить исполнителей и координаторов работ и распределить между ними обязанности по проведению анализа, определить сроки, периодичность и последовательность организационных этапов проведения анализа.

      Цель  анализа дебиторской задолженности - выявление путей оптимизации величины дебиторской задолженности, снижение риска неплатежей или недопустимого увеличения или непогашения задолженности и обязательств, направленное на улучшение платежеспособности и финансовой устойчивости организации.

      Объект  анализа - краткосрочная и долгосрочная дебиторская задолженность покупателей и заказчиков, в том числе в виде отсрочки (рассрочки) платежа за реализованную продукцию (работы, услуги), по векселям к получению, задолженность дочерних и зависимых обществ, задолженность участников (учредителей) по взносам в уставный капитал, выданные авансы, прочие дебиторы.

      При проведении анализа дебиторской  задолженности можно выделить следующие  задачи:

      - оценить состав, величину, динамику и структуру дебиторской задолженности;

      - проанализировать изменение соотношения дебиторской и кредиторской задолженности;

      - исследовать их возрастную структуру дебиторской задолженности;

Информация о работе Управление дебиторской задолженностью