Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2011 в 12:40, курсовая работа
Таким образом, целью моей курсовой работы является анализ дебиторской задолженности ООО «Прогресс 22», а так же выработка предложений и практических рекомендаций по совершенствованию управления дебиторской задолженностью предприятия.
Для достижения цели исследования были поставлены следующие задачи: проанализировать и определить теоретические предпосылки формирования кредитной политики предприятия; исследовать влияние дебиторской задолженности в больших объемах на финансовое состояние предприятия; сформулировать предложения по совершенствованию управления дебиторской задолженностью и т.д.
Введение ………………………………………………………………………………...3
1. Теоретические основы управления дебиторской задолженностью…………...4
1.1 Экономическая сущность и роль дебиторской задолженности в управлении финансами………………………………………………………………………………..4
1.2 Принципы формирования кредитной политики предприятия………………….8
1.3 Роль и задачи анализа в процессе управления дебиторской задолженностью………………………………………………………………………...12
2. Анализ системы управления дебиторской задолженностью (на примере ООО «Прогресс 22»)…………………………………………………………………..15
2.1 Общая характеристика деятельности предприятия…………………………….15
2.2 Анализ финансово-хозяйственной деятельности организации………………..18
2.3 Анализ дебиторской задолженности предприятия……………………………..22
3. Основные направления совершенствования управления дебиторской задолженностью……………………………………………………………………….26
3.1 Влияние дебиторской задолженности на финансовое состояние организации……………………………………………………………………………..26
3.2 Пути повышения эффективности управления дебиторской задолженностью………………………………………………………………………...28
Заключение…………………………………………………………………………….33
Список используемых источников…………………………………………………34
В основу классификации дебиторской задолженности можно положить распределение дебиторской задолженности в зависимости от целевых групп должников. Одним из таких методов является метод АВС-анализа. Он основан на распределении совокупности потенциальных объектов на группы за удельным весом того или иного показателя. Число групп при проведении АВС-анализа может быть любым, но наибольшее распространение получило деление рассмотренной совокупности на три группы (75:20:5). Группа А – незначительное число объектов с высоким уровнем удельного веса по выбранному показателю. Группа В – среднее число объектов со средним уровнем удельного веса по выбранному показателю. Группа С – высокое число объектов с незначительной величиной удельного веса по выбранному показателю.
Проанализировав
многочисленные мнения на предмет определения
понятия дебиторской
1.2
Принципы формирования
кредитной политики
предприятия
В современной коммерческой и финансовой практике реализация продукции в кредит (с отсрочкой платежа за нее) получила широкое распространение, как в нашей стране, так и в странах с развитой рыночной экономикой. Формирование принципов кредитной политики отражает условия этой практики и направлено на повышение эффективности операционной и финансовой деятельности предприятия.
Различают
три принципиальных типа кредитной
политики предприятия по отношению
к покупателям продукции –
консервативный, умеренный и агрессивный,
которые характеризуют
Консервативный
тип кредитной политики предприятия
направлен на минимизацию кредитного
риска. Такая минимизация
Умеренный тип кредитной политики предприятия характеризует условия ее осуществления в соответствии с принятой коммерческой и финансовой практикой и ориентируется на средний уровень кредитного риска при продаже продукции с отсрочкой платежа.
Агрессивный (мягкий) тип кредитной политики предприятия приоритетной целью кредитной политики ставит максимизацию дополнительной прибыли за счет расширения объема реализации продукции в кредит, не считаясь с высоким уровнем кредитного риска, который сопровождает эти операции. Механизмом реализации политики такого типа является распространение кредита на более рискованные группы покупателей продукции; увеличение периода предоставления кредита до минимально допустимых размеров; предоставление покупателям возможности пролонгированного кредита.
Для выбора оптимальной кредитной политики компания должна сравнить потенциальные выгоды от увеличения объема продаж со стоимостью предоставления дополнительных торговых кредитов (кредитных проверок, дополнительных административных расходов и т.п.) и риском возможной неуплаты.
Кредитная политика может быть основана как на формальных, так и на неформальных критериях:
Осторожность
при выборе кредитной политики предприятия
обусловлена тем, что ведение
предпринимательской
Основной
хозяйственной единицей в экономике
любого государства является предприятие,
которое выступает в самых
различных организационно-
Отсюда вытекает один из важных методологических выводов: хозяйственные показатели деятельности мелких фирм страдают неполнотой, получить их достаточно затруднительно. И только лишь акционерные общества и общества с ограниченной ответственностью дают довольно обширную информацию о себе в своих годовых отчетах перед акционерами. Это оказывает существенное влияние на формирование кредитной политики по отношению к конкретному покупателю. Вместе с тем следует отметить, что и открытая информация при соответствующем применении методов экономического анализа может дать предприятию-продавцу возможность сделать довольно точные выводы о состоянии производственной, сбытовой и финансовой программы фирмы, которая выступает в роли покупателя.
При всем многообразии публикуемой информации можно получить довольно полную характеристику конкретного покупателя: полное и сокращенное наименование фирмы, адреса, телефоны и факсы, год создания фирмы, сфера ее деятельности и структура, включая дочерние предприятия, число работников предприятия, главные показатели экономической деятельности фирмы, корреспондентские отношения с банками и многие другие сведения.
В процессе выбора кредитной политики должны учитываться следующие основные факторы:
Определяя
тип кредитной политики, следует
иметь в виду, что жесткий ее
вариант отрицательно влияет на рост
объема операционной деятельности предприятия
и формирование устойчивых коммерческий
связей, в то время как мягкий ее вариант
может вызвать чрезмерное отвлечение
финансовых средств, снизить уровень платежеспособности
предприятия, вызвать впоследствии значительные
расходы по взысканию долгов, а в конечном
итоге снизить рентабельность оборотных
средств и используемого капитала.
1.3
Роль и задачи
анализа в процессе
управления дебиторской
задолженностью
Как показывает практика, значительный удельный вес дебиторской задолженности в составе оборотных активов связан не только с общим состоянием экономики (дефицит денежных средств, массовые неплатежи, несовершенство нормативной и законодательной базы в части востребования задолженности), на ее величину существенное влияние также оказывают специфические условия деятельности предприятия, анализ которых позволяет воздействовать на состояние расчетов с дебиторами.
На величину дебиторской задолженности предприятия влияют:
- общий объем продаж и доля в нем реализации на условиях последующей оплаты. С ростом объема продаж, как правило, растут и остатки дебиторской задолженности;
-
условия расчетов с
-
политика взыскания
-
платежная дисциплина
-
состояние бухгалтерского
-
качество анализа дебиторской
задолженности и
Тем самым создаются предпосылки для перехода от пассивного управления дебиторской задолженностью, сводимого в основном к регистрации информации о составе и структуре задолженности, к политике активного управления, предполагающей целенаправленное воздействие на условия предоставления кредита покупателям.
Для того чтобы грамотно и качественно организовать этапы работ в ходе проведения анализа дебиторской задолженности, необходимо четко представлять цель и задачи анализа, выделить исполнителей и координаторов работ и распределить между ними обязанности по проведению анализа, определить сроки, периодичность и последовательность организационных этапов проведения анализа.
Цель
анализа дебиторской
Объект анализа - краткосрочная и долгосрочная дебиторская задолженность покупателей и заказчиков, в том числе в виде отсрочки (рассрочки) платежа за реализованную продукцию (работы, услуги), по векселям к получению, задолженность дочерних и зависимых обществ, задолженность участников (учредителей) по взносам в уставный капитал, выданные авансы, прочие дебиторы.
При проведении анализа дебиторской задолженности можно выделить следующие задачи:
- оценить состав, величину, динамику и структуру дебиторской задолженности;
- проанализировать изменение соотношения дебиторской и кредиторской задолженности;
- исследовать их возрастную структуру дебиторской задолженности;