Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2011 в 12:40, курсовая работа
Таким образом, целью моей курсовой работы является анализ дебиторской задолженности ООО «Прогресс 22», а так же выработка предложений и практических рекомендаций по совершенствованию управления дебиторской задолженностью предприятия.
Для достижения цели исследования были поставлены следующие задачи: проанализировать и определить теоретические предпосылки формирования кредитной политики предприятия; исследовать влияние дебиторской задолженности в больших объемах на финансовое состояние предприятия; сформулировать предложения по совершенствованию управления дебиторской задолженностью и т.д.
Введение ………………………………………………………………………………...3
1. Теоретические основы управления дебиторской задолженностью…………...4
1.1 Экономическая сущность и роль дебиторской задолженности в управлении финансами………………………………………………………………………………..4
1.2 Принципы формирования кредитной политики предприятия………………….8
1.3 Роль и задачи анализа в процессе управления дебиторской задолженностью………………………………………………………………………...12
2. Анализ системы управления дебиторской задолженностью (на примере ООО «Прогресс 22»)…………………………………………………………………..15
2.1 Общая характеристика деятельности предприятия…………………………….15
2.2 Анализ финансово-хозяйственной деятельности организации………………..18
2.3 Анализ дебиторской задолженности предприятия……………………………..22
3. Основные направления совершенствования управления дебиторской задолженностью……………………………………………………………………….26
3.1 Влияние дебиторской задолженности на финансовое состояние организации……………………………………………………………………………..26
3.2 Пути повышения эффективности управления дебиторской задолженностью………………………………………………………………………...28
Заключение…………………………………………………………………………….33
Список используемых источников…………………………………………………34
Рисунок
2.- Динамика дебиторской задолженности
крупных и средних предприятий по Ярославской
области
Влияние финансового кризиса в России на себе ощутили практически все предприятия, особенно работающие на экспорт. Даже самые крупные компании сворачивают многие инвестиционные программы, всеми возможными путями сокращают расходную часть своего бюджета.
За последние три года на крупных и средних предприятиях в РФ произошло увеличение просроченной дебиторской задолженности в среднем на 1-2 % (по данным Федеральной службы государственной статистики). Это связано с тем, что в период мирового финансового кризиса 2008 - 2009 гг. показатели финансово-экономической деятельности ухудшились, включая коэффициенты текущей ликвидности, финансовой независимости, обеспеченности собственными оборотными средствами и финансовой устойчивости, которые снизились по причине роста привлечения в оборот заемных средств.
Таким
образом, можно сделать окончательный
вывод о том, что за анализируемый
период в целом по стране наблюдаются
негативные тенденции, связанные большей
частью с экономическим кризисом в стране,
тормозящие экономический рост и развитие.
3.2
Пути повышения
эффективности управления
дебиторской задолженностью
Управление дебиторской задолженностью охватывает весь процесс получения своевременной оплаты от покупателей. Некоторые думают, что для этого нужно всего лишь высылать счета-фактуры и писать письма-напоминания тем покупателям, которые не платят в срок. Если бы все было так просто, но, увы, в реальности дела обстоят совсем по-другому.
В условиях, когда кризис экономики в России привел многие предприятия в состояние, близкое к банкротству, необходимо научиться своевременно распознавать ненадежных партнеров, объективно оценивать ситуацию, отличая временные проблемы с ликвидностью от полной неплатежеспособности. Только с помощью комплексного, системного анализа можно объективно оценить положение дел у существующего или потенциального контрагента и принять правильное решение о путях дальнейшего взаимодействия с ним.
Для более рационального управления дебиторской задолженностью можно предложить следующие меры:
- оформление
дебиторской задолженности
- факторинг - это комплекс услуг, который банк (или факторинговая компания), выступающий в роли финансового агента, оказывает компаниям, работающим со своими покупателями на условиях отсрочки платежа. Схема факторинговой операции состоит в том, что предприятие заключает договор на оказание факторинговых услуг с финансовым агентом. Согласно такому договору поставщик (продавец) реализует товар, но не получает за него плату от покупателя, а уступает финансовому агенту право потребовать ее с покупателя. При этом поставщик не несет ответственности за получение агентом денег от покупателя (ст. 827 ГК РФ) [21]. Поставщик предъявляет банку документы, подтверждающие факт поставки товара или оказания услуги на условиях рассрочки платежа (накладную, счет-фактуру), и в этот же день получает от банка 60-90% стоимости контракта. Процент от стоимости контракта, который клиент получит сразу после поставки, зависит от того, к какой категории надежности банк отнесет предприятие-покупателя: чем платежеспособней покупатель, тем большую сумму получит поставщик. Продавец должен заведомо проинформировать покупателя об использовании факторинга и подписать с ним соответствующее приложение к договору. При наступлении срока оплаты покупатель перечисляет деньги непосредственно в банк. Если покупатель этого не делает, банк предпринимает усилия по взысканию средств с покупателя-должника (дебитора). Когда задолженность погашена, банк выплачивает поставщику оставшуюся часть стоимости контракта за вычетом своих комиссионных (0,5-3%), которые являются платой за оказание факторинговых услуг [19];
- депозит вместе с заказом. При поставках товаров или услуг, производимых по специальному заказу клиентов, уместно вспомнить о требовании внесения задатка. Если нет веских оснований считать, что это повредит бизнесу, подобную политику, несомненно, следует проводить. То, что никто из конкурентов не делает этого, отнюдь не служит веским аргументом. Многие компании и профессиональные партнерства обнаружили удивительную готовность покупателей вносить задаток, особенно когда им объяснят объем предстоящей работы;
- кредитные лимиты. Многим компаниям имеет смысл установить кредитные лимиты на каждого корпоративного клиента, определяющие максимальный размер разрешенного кредита. Если в результате выполнения очередного заказа этот лимит будет превышен, следует предупредить соответствующего менеджера. Возможно, простого телефонного звонка с просьбой оплатить часть накопившегося долга, прежде чем будет выполнен следующий заказ, будет достаточно, чтобы тут же получить чек;
- Система скидок и штрафов. Одним из наиболее действенных инструментов, позволяющих максимизировать поток денежных средств и снизить риск возникновения просроченной дебиторской задолженности, является система скидок и штрафов. Система начисления пеней и штрафов за нарушение сроков оплаты, установленных графиком погашения задолженности, должна быть предусмотрена в договоре. Скидки предоставляются в зависимости от срока оплаты товара. К примеру, при полной предоплате предоставляется скидка в размере 3% от стоимости товара, при частичной предоплате (более 50% от стоимости отгруженной партии) — скидка 2%, при оплате по факту отгрузки — скидка 1%. При предоставлении рассрочки платежа на 7 дней скидки не предусмотрены [20];
- создание резерва по сомнительным долгам. Сомнительным долгом признается дебиторская задолженность организации, которая не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена соответствующими гарантиями. Резерв по сомнительным долгам создается на основе проведенной инвентаризации дебиторской задолженности организации. Величина резерва определяется отдельно по каждому сомнительному долгу в зависимости от финансового состояния должника и оценки вероятности погашения долга полностью или частично;
- напоминание об оплате. На следующий день после истечения срока платежа необходимо сделать напоминание. Стандартное письмо, распечатанное дешевым принтером на плохой бумаге и адресованное просто в бухгалтерию, наверняка не возымеет результата. Скорее всего, его примут за почтовую макулатуру и сразу оприходуют в корзину для мусора. При приеме заказа следует выяснить фамилию, должность и адрес лица, ответственного за оплату. Если это международная компания, то, возможно, потребуется направлять счета в региональный или головной офис, расположенный в другой стране. Напоминание об оплате должно быть адресовано соответствующему лицу. В нем следует осведомиться о наличии какой-либо причины неплатежа и попросить немедленно сообщить о ней. При этом лучше воспользоваться не международной авиапочтой, а факсом;
- последующие телефонные звонки. Если платеж не поступил в семидневный срок после напоминания об оплате, следует позвонить лицу, ответственному за платежи. При неудовлетворительном ответе нужно позвонить менеджеру, делавшему заказ, и попросить произвести оплату без дальнейших задержек. Если появляются какие-либо отговорки, причины или оправдания, с ними нужно разбираться немедленно. Иногда требуется две-три недели, чтобы развеять какое-то сомнение, что равносильно продлению кредита покупателю просто из-за некомпетентности менеджера;
- дальнейшие действия. Если платеж не приходит, надо в течение нескольких дней предпринять дальнейшие действия. Промедление, а точнее, откладывание, скорее всего, значительно уменьшит шансы на получение какой-либо оплаты вообще. В зависимости от суммы и страны следует обратиться либо в агентство по взысканию долга, либо к юристу.
Таким образом, на мой взгляд, проблему неплатежей и сокращения объема дебиторской задолженности, можно решить, если организовать в составе структуры предприятия подразделение по управлению дебиторской задолженностью, состоящий из специалистов из департаментов финансового анализа, бухгалтерского учета и т.д. В этом случае повысится уровень согласованности действий между сотрудниками подразделения и, как следствие, скорость в принятии решений по управлению дебиторской задолженностью. Также имеет смысл изменить отношение работников указанных выше отделов к работе с дебиторами, применив, как вариант, систему стимулирования.
Заключение
Рациональная организация и контроль за состоянием дебиторской задолженности в современных условиях рыночной экономики играет важнейшую роль в эффективности хозяйственной деятельности организации. От состояния этих расчетов во многом зависит платежеспособность организации, ее финансовое положение и инвестиционная привлекательность. В настоящее время в условиях снижения уровня расчетной дисциплины система «неплатежей» ведет к росту дебиторской задолженности, в том числе просроченной. Такое положение обусловливает необходимость контроля суммы дебиторской задолженности и ее движения.
Политика управления дебиторской задолженностью представляет собой часть общей политики управления использованием оборотного капитала и маркетинговой политики предприятия, направленной на расширение объема реализации продукции и заключающейся в оптимизации общего размера этой задолженности и обеспечении своевременной ее инкассации.
Цель
анализа дебиторской
Таким образом, для уменьшения дебиторской задолженности компании необходимо ускорить платежи путем совершенствования расчетов, предварительной оплаты, предоставление скидки при досрочной оплате.
Список
используемых источников
1. Методические положения по оценке финансового состояния предприятий и установлению неудовлетворительной структуры баланса, утвержденные распоряжением ФУДН № 31-р от 12.08.94г.
2. Методические
указания по проведению анализа финансового
состояния организаций, утвержденные
приказом ФСФО от 23.01.2001, №16.
II.
Книги, монографии, учебники
3. Бланк
И.А. Основы финансового
4. Ковалев В.В. Финансовый анализ: методы и процедуры. – М.: Финансы и статистика, 2005.- 560 с.
5. Колчина Н.В. Финансы организаций. – М.: ЮНИТИ, 2007.- 383 с.
6. Кондраков
Н.П. Бухгалтерский (
7. Поляк Г.Б. Финансовый менеджмент. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.- 527 с.
8. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия.- М.: Новое издание, 2005. – 426 с.
9. Сайфулин Р.С. Финансы предприятий. - М.: Инфра-М, 2005. – 361 с.
10. Сафронов Н.А. Экономика предприятия. - М.: Юристъ, 2005. - 584 с.
11. Титов В.И. Экономика предприятия . – М.: Эксмо, 2008. – 416 с.
12. Шеремет А.Д. Теория анализа хозяйственной деятельности – М.: Финансы и статистика, 2005. – 503 с.
13. Шохин Е.И. Финансовый менеджмент. - М.: ФБК-ПРЕСС, 2005.– 408 с.
14. Шуляк П.Н. Финансы предприятия. - М.: Дашков и К, 2006. — 712 с.
15. Щербина
А.В.Финансы организаций. – М.: Феникс,
2005. – 437 с.
III.
Периодические издания
16. Петров А.М. Организационный механизм контроля за движением дебиторской и кредиторской задолженности //Экономический анализ: теория и практика, 2006, №18
17. Тарасова
Е.Ю. Механизм образования и ликвидации
дебиторской задолженности //Аудиторские
ведомости, 2006, № 7