Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 20:34, курсовая работа
Оборотные активы предприятия – это оборотные средства, находящиеся в материальных, производственных запасах, денежных средствах, ценных бумагах, дебиторской задолженности. Оборотные средства организации – это авансируемая в денежной форме стоимость для планомерного образования и использования оборотных производственных фондов и фондов обращения в минимально необходимых размерах, обеспечивающих выполнение организацией производственной программы и своевременности осуществления расчетов
Введение
1 Теоретические основы управления оборотными активами предприятия
1.1 Состав оборотных активов предприятия
1.2 Особенности управления оборотными активами предприятия
2 Анализ управления оборотными активами предприятия на примере Общества с ограниченной ответственностью «Возрождение»
2.1 Общая характеристика финансово-хозяйственной деятельности предприятия
2.2 Анализ формирования и использования оборотных активов предприятия
2.3 Оценка эффективности управления оборотными активами предприятия
3 Пути совершенствования управления оборотными активами Общества с ограниченной ответственностью «Возрождение»
Заключение
Список использованных источников
Приложения
СККГ = 933+257=1190 тыс. руб.
Коэффициент маневренности на конец 2010г. составляет 0,92. Таким образом, величина собственного оборотного капитала ООО «Возрождение» на 2011г. будет составлять
СОККГ= 0,92*1190= 1094,8 тыс. руб.
При этом фактический размер собственного оборотного капитала на конец 2010 года ООО «Возрождение» составил 1157 руб. Иными словами, на предприятии достаточно собственного капитала для нормального функционирования.
Для того чтобы оптимизировать структуру оборотных активов, в частности запасов, необходимо проводить более рациональную политику формирования запасов, в частности основных, вспомогательных материалов и ГСМ. Основой данной политики служит закупка товарно-материальных ценностей оптимальными партиями через определенный промежуток времени.
Оптимальный размер партии поставки, а также период поставки рассчитаем по следующим формулам:
где ОРпп – оптимальный размер партии поставки;
З – стоимость всего объема закупки запасов;
ТЗпп – затраты по оформлению заказа и поставке одной партии запасов;
ТЗхр – затраты по хранению на предприятии одной партии запасов.
где ППкол-во – количество партий поставки за период.
где ППпериод – периодичность партий поставки.
Руководство предприятия в 2011г. планирует увеличение выручки на 10% за счет увеличения объемов продукции и роста цен. Значит в отчетном периоде размер стоимости планируемой годовой закупки основных, вспомогательных материалов и ГСМ составит 200818,75 руб., 17093,6 руб. и 2787,6 руб. соответственно. При этом стоимость оформления заказа и поставки одной партии основных, вспомогательных материалов и ГСМ в среднем составит 32 тыс. руб., а стоимость хранения – 7,5 тыс. руб. Из этих данных следует, что размер оптимальной партии для основных, вспомогательных материалов и ГСМ будет равен:
Таким образом, из расчетов видно, что при переходе на формирование основных, вспомогательных материалов, а также ГСМ поставками оптимальными партиями структура оборотных активов, а точнее по статье «Сырье и материалы» станет более рациональной, что приведет к значительной экономии ресурсов, сократиться период поставки основных, вспомогательных материалов и ГСМ до 2, 8 и 20 раз соответственно, кроме того, вырастит оборачиваемость активов. При этом издержки по хранению и размещении заказа товаров будут минимальными.
Кроме того, существенное значение в формировании краткосрочной политики предприятия наравне с оборотными активами играет размер дебиторской задолженности. Для эффективного функционирование предприятия необходимо определить оптимальный размер дебиторской задолженности по формуле 13. При этом размер планируемой выручки ООО «Возрождение» составляет 37847 тыс. руб. (34406*1,1), а нормативный период отсрочки платежей составляет 30 дней.
При этом значение дебиторской задолженности на конец года равно 3154 тыс. руб. Стоит отметить, что на конец 2010г. размер дебиторской задолженности составляет 2663 тыс. руб., т.е. не превышает норматива. Но при этом в целях повышения эффективности управления дебиторской задолженностью ООО «Возрождение» рекомендуется пересмотреть политику управления дебиторской задолженностью, которая на сегодняшний день является консервативной. Для того, чтобы расширить круг покупателей и рынки сбыта в первую очередь необходимо проводить более эффективную ценовую политику, предоставлять различного рода скидки, кроме того, предоставлять как товарный, так и потребительский кредит.
По формуле 14 определим необходимую сумму оборотного капитала, направляемого в дебиторскую задолженность.
где ОКдз - необходимая сумма оборотного капитала, направляемого в дебиторскую задолженность;
ОРк – планируемый объем реализации продукции в кредит;
Кс/ц – коэффициент соотношения себестоимости и цены продукции;
ППК – средний период предоставления кредита покупателям, в днях;
ПР – средний период просрочки платежей по предоставленному кредиту.
Рассчитаем, какой должен быть в среднем период предоставления кредита покупателям и период просрочки платежей по предоставленным кредитам, при условии, что размер дебиторской задолженности не может превышать 3154 тыс. руб., прогнозный размер выручки от реализации составляет 37847 тыс. руб., а коэффициент соотношения себестоимости и цены продукции составляет 0,9.
Получается, что в среднем период предоставления кредита покупателям и период просрочки платежей может максимум достигать до 33дней, при этом размер дебиторской задолженности и оборотного капитала предприятия будет оптимальным. Нормативно же средний период предоставления кредита оптовым покупателям составляет 30 дней, а средний период просрочки платежей – 10 дней. Если учитывать эти данные, тогда сумма оборотного капитала, направляемого в дебиторскую задолженность, будет следующая:
Таким образом, можно сделать вывод, что если предприятие будет придерживаться нормативных значений периода отсрочки платежей и просрочки, тогда оно может увеличивать планируемый объем реализации продукции в кредит до следующего размера:
Из расчетов видно, что у ООО «Возрождение» очень высокий потенциал. Руководству предприятия необходимо пересмотреть политику в области формирования оборотных активов. Для этого снизить размер оборотных активов за счет уменьшения величины дебиторской задолженности до нормативного уровня. Это приведет к высвобождению дополнительных средств и позволит уменьшить размер кредиторской задолженности и краткосрочных кредитов и займов.
Оборотные активы предприятия – это оборотные средства, находящиеся в материальных, производственных запасах, денежных средствах, ценных бумагах, дебиторской задолженности. Оборотные средства организации – это авансируемая в денежной форме стоимость для планомерного образования и использования оборотных производственных фондов и фондов обращения в минимально необходимых размерах, обеспечивающих выполнение организацией производственной программы и своевременности осуществления расчетов.
Оборотные активы в зависимости от способности превращаться в деньги делятся на медленно реализуемые (запасы готовой продукции, сырья и материалов), быстро реализуемые (дебиторскую задолженность, средства на депозитах) и наиболее ликвидные (денежные средства и краткосрочные ценные бумаги).
Управление оборотными активами составляет наиболее обширную часть операций финансового менеджмента. Это связано с большим количеством элементов их внутреннего материально-вещественного и финансового состава, требующих индивидуализации управления: высокой динамикой трансформации их видов; приоритетной ролью в обеспечении платежеспособности, рентабельности и других целевых результатов операционной деятельности предприятия.
Общество с ограниченной ответственностью «Возрождение» действует на основании Устава. Динамика доходности ООО «Возрождения» за 2008-2010гг. отрицательная. При этом ее размер относительно невысокий, что свидетельствует о неэффективном использовании ресурсов ООО «Возрождения» в отчетном периоде по сравнению с базисным. Основными причинами этого могут быть: нерациональная структура баланса предприятия, превышение темпов роста активов ООО «Возрождения» над темпами роста выручки и прибыли, высокая доля затрат в себестоимости продукции.
На данном предприятии сопоставление итогов групп по активу и пассиву имеет следующий вид на конец года: А1<П1; А2>П2; А3>П3; А4<П4. Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что в ближайший к рассматриваемому моменту промежуток времени организации не удастся поправить свою текущую платежеспособность. Значение коэффициента текущей ликвидности свидетельствует о недостатке оборотных активов на предприятии, что приводит к замедлению его деловой активности. Уровень коэффициента быстрой ликвидности свидетельствует об избытке дебиторской задолженности ООО «Возрождение». Положительной тенденцией является снижение его размера в 2010г. по сравнению с 2009г. данное предприятие неустойчиво и на конец 2010г. на 72% зависимо от внешних кредиторов, поскольку коэффициент автономии составляет всего лишь 28%. Это достаточно низкий показатель для торгового предприятия, поскольку его норматив должен составлять 35%. Положительным моментом в деятельности предприятия является рост данного показателя в отчетном периоде на 7% и снижение коэффициента маневренности на 0,67. Положительное значение коэффициента маневренности и обеспеченности собственными средствами свидетельствует о том, что оборотные активы ООО «Возрождение» финансируются как за счет собственных средств, так и за счет заемных (краткосрочных займов и кредитов, а также кредиторской задолженности).
Удельный вес дебиторской задолженности наибольший в оборотных активах предприятия, составляет на 2010 75,16%. Это свидетельствует о спаде активности предприятия. Большие сверхплановые запасы дебиторской задолженности приводят к замораживанию оборотного капитала, замедлению его оборачиваемости. Стоит отметить, что данный показатель в 2010г. вырос по сравнению с 2009г. Тогда доля дебиторской задолженности в общем размере оборотных активов составляла 59,51%. Увеличение удельного веса дебиторской задолженности произошло вследствие снижения запасов на предприятия.
В результате чего их удельный вес с 34,52% снизился до 24,58%. Стоит отметить, что еще в 2008г. запасы занимали 25,31%. Столь резкое уменьшение запасов произошло вследствие реализации готовой продукции, доля которой составляла 33,19%, в результате этого в 2009г. вырос размер дебиторской задолженности при уменьшении доли готовой продукции с 33,19% до 23,74%. Конечно, реализация готовой продукции со склада является положительной тенденцией для любого предприятия, но столь резкие изменения в структуре свидетельствуют о нерациональном использовании оборотных активов.
Предприятие ООО «Возрождение» неритмично работает: по запасами и дебиторской задолженности за 2008-2010гг. происходят достаточно резкие колебания.
Таким образом, руководству предприятия в плановом периоде необходимо оптимизировать структуру оборотных активов в целях повышения эффективности их использования и доходности предприятия в целом.
Основным источником финансирования оборотных активов ООО «Возрождение» на конец 2010г. является собственный капитал и заемные средства. Несмотря на то, что структура оборотных активов нерациональна и вследствие роста дебиторской задолженности, снижения ее оборачиваемости уменьшился размер денежных средств на счетах и в кассе предприятия, структура источников финансирования вполне рациональная. по результатам анализа оборотных активов предприятия можно сказать, что наибольший удельный вес в оборотных активах предприятия занимает дебиторская задолженность. При этом размер и доля денежных средств снижается. Но возможно это временная ситуация вследствие снижения оборачиваемости дебиторской задолженности предприятия в отчетном периоде по сравнению с предыдущими. Иными словами, руководству предприятия в целях повышения эффективности управления оборотными активами необходимо проводить мероприятия по ускорению их оборачиваемости. При этом по данным анализа источников финансирования оборотных активов, можно судить о рациональной их структуре.
У ООО «Возрождение» очень высокий потенциал. Руководству предприятия необходимо пересмотреть политику в области формирования оборотных активов. Для этого снизить размер оборотных активов за счет уменьшения величины дебиторской задолженности до нормативного уровня. Это приведет к высвобождению дополнительных средств и позволит уменьшить размер кредиторской задолженности и краткосрочных кредитов и займов.
48