Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2015 в 12:19, курсовая работа
Целью данной работы является анализ методов теории игр и их применение при разработке и принятий управленческого решения.
В связи с вышеуказанной целью, необходимо решение следующих задач:
1. Теоретические аспекты методов теории игр в принятии управленческих решений
2. Определения и история возникновения теории игр
3. Метод кооперативных и некооперативных игр
4. Метод симметричных и несимметричных игр
5. Метод с нулевой суммой и с ненулевой суммой
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1. Теоретические аспекты методов теории игр в принятии управленческих решений
1.1 Определения и история возникновения теории игр….…………….……….6
1.2 Метод кооперативных и некооперативных игр……………………………14
1.3 Метод симметричных и несимметричных игр…………………………….15
1.4 Метод с нулевой суммой и с ненулевой суммой…………………………..16
1.5 Метод с полной и неполной информацией ………………………………..17
Глава 2. Анализ применения теории игр при разработке и принятий управленческого решении
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия 18
2.2. Обеспечение двух вариантного подхода к решению проблемы и разработка критериев оптимальности выбора при разработке и принятий управленческого решения 23
2.3. Математическое обоснование применения теории игр при разработке и принятий управленческого решения в задаче переговоров 2-х лиц в бескоалиционной игре с произвольной суммой 28
3. Совершенствование применения теории игр в организации
3.1 Типичные проблемы и трудности теории игр в практическом
применении в управлении……………….…………………………………...…32
3.2 Совершенствование применения теории игр при разработке и принятий управленческого решения ……………………………………………………..34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Игра называется парной, если в ней участвуют два игрока, и множественной, если число игроков больше двух.
Для каждой формализованной игры вводятся правила, т.е. система условий, определяющая:
1) варианты действий игроков;
2) объём информации каждого
3) выигрыш, к которому приводит каждая совокупность действий.
Как правило, выигрыш (или проигрыш) может быть задан количественно; например, можно оценить проигрыш нулём, выигрыш - единицей, а ничью - ½. Игра называется игрой с нулевой суммой, или антагонистической, если выигрыш одного из игроков равен проигрышу другого, т. е. для полного задания игры достаточно указать величину одного из них. Если обозначить а - выигрыш одного из игроков, b - выигрыш другого, то для игры с нулевой суммой b = -а, поэтому достаточно рассматривать, например а.
Игра называется конечной, если у каждого игрока имеется конечное число стратегий, и бесконечной - в противном случае. Для того чтобы решить игру, или найти решение игры, следует для каждого игрока выбрать стратегию, которая удовлетворяет условию оптимальности, т.е. один из игроков должен получать максимальный выигрыш, когда второй придерживается своей стратегии. В то же время второй игрок должен иметь минимальный проигрыш, если первый придерживается своей стратегии.
Такие стратегии называются оптимальными. Оптимальные стратегии должны также удовлетворять условию устойчивости, т. е. любому из игроков должно быть невыгодно отказаться от своей стратегии в этой игре. Если игра повторяется достаточно много раз, то игроков может интересовать не выигрыш и проигрыш в каждой конкретной партии, а средний выигрыш (проигрыш) во всех партиях.
Целью теории игр является определение оптимальной стратегии для каждого игрока. При выборе оптимальной стратегии естественно предполагать, что оба игрока ведут себя разумно с точки зрения своих интересов. [12. c. 36]
Заключённый Б хранит молчание |
Заключённый Б даёт показания | |
Заключённый А хранит молчание |
Оба получают полгода (5 лет). |
А получает 10 лет (20 лет), |
Заключённый А даёт показания |
А освобождается, |
Оба получают 2 года тюрьмы (1 год) |
«Дилемма заключённого» в нормальной форме. |
Сотрудничать |
Предать | |
Сотрудничать |
С, С |
с, d |
Предать |
D, с |
d, d |
Каноническая матрица выигрышей «Дилеммы заключённого». |
Игра называется кооперативной, или коалиционной, если игроки могут объединяться в группы, беря на себя некоторые обязательства перед другими игроками и координируя свои действия. Этим она отличается от некооперативных игр, в которых каждый обязан играть за себя. Развлекательные игры редко являются кооперативными, однако такие механизмы нередки в повседневной жизни.
Часто предполагают, что кооперативные игры отличаются именно возможностью общения игроков друг с другом. В общем случае это неверно. Существуют игры, где коммуникация разрешена, но игроки преследуют личные цели, и наоборот.
Из двух типов игр, некооперативные описывают ситуации в мельчайших деталях и выдают более точные результаты. Кооперативные рассматривают процесс игры в целом.
Гибридные игры включают в себя элементы кооперативных и некооперативных игр. Например, игроки могут образовывать группы, но игра будет вестись в некооперативном стиле. Это значит, что каждый игрок будет преследовать интересы своей группы, вместе с тем стараясь достичь личной выгоды.
А |
Б | |
А |
1,2 |
0,0 |
Б |
0,0 |
1,2 |
Несимметричная игра |
Ещё игрой с отличной от нуля суммой является торговля, где каждый участник извлекает выгоду. Сюда также относятся шашки и шахматы; в двух последних игрок может превратить свою рядовую фигуру в более сильную, получив преимущество. Во всех этих случаях сумма игры увеличивается. Широко известным примером, где она уменьшается, является война (рисунок 2).
А |
Б | |
А |
-1, 1 |
-3, 3 |
Б |
0 |
-2, 2 |
Несимметричная игра |
Важное подмножество последовательных игр составляют игры с полной информацией. В такой игре участники знают все ходы, сделанные до текущего момента, равно как и возможные стратегии противников, что позволяет им в некоторой степени предсказать последующее развитие игры. Полная информация не доступна в параллельных играх, так как в них неизвестны текущие ходы противников. Большинство изучаемых в математике игр - с неполной информацией. Например, вся «соль» Дилеммы заключённого заключается в её неполноте.
Информация о работе Совершенствование применения теории игр в организации