Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2015 в 12:19, курсовая работа
Целью данной работы является анализ методов теории игр и их применение при разработке и принятий управленческого решения.
В связи с вышеуказанной целью, необходимо решение следующих задач:
1. Теоретические аспекты методов теории игр в принятии управленческих решений
2. Определения и история возникновения теории игр
3. Метод кооперативных и некооперативных игр
4. Метод симметричных и несимметричных игр
5. Метод с нулевой суммой и с ненулевой суммой
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1. Теоретические аспекты методов теории игр в принятии управленческих решений
1.1 Определения и история возникновения теории игр….…………….……….6
1.2 Метод кооперативных и некооперативных игр……………………………14
1.3 Метод симметричных и несимметричных игр…………………………….15
1.4 Метод с нулевой суммой и с ненулевой суммой…………………………..16
1.5 Метод с полной и неполной информацией ………………………………..17
Глава 2. Анализ применения теории игр при разработке и принятий управленческого решении
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия 18
2.2. Обеспечение двух вариантного подхода к решению проблемы и разработка критериев оптимальности выбора при разработке и принятий управленческого решения 23
2.3. Математическое обоснование применения теории игр при разработке и принятий управленческого решения в задаче переговоров 2-х лиц в бескоалиционной игре с произвольной суммой 28
3. Совершенствование применения теории игр в организации
3.1 Типичные проблемы и трудности теории игр в практическом
применении в управлении……………….…………………………………...…32
3.2 Совершенствование применения теории игр при разработке и принятий управленческого решения ……………………………………………………..34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Глава 2. Анализ применения теории игр при разработке и принятий управленческого решении
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия 18
2.2. Обеспечение двух вариантного подхода к решению проблемы и разработка критериев оптимальности выбора при разработке и принятий управленческого решения 23
2.3. Математическое обоснование применения теории игр при разработке и принятий управленческого решения в задаче переговоров 2-х лиц в бескоалиционной игре с произвольной суммой 28
Данная работа состоит из трех глав, каждая из которых включает в себя отдельные разделы.
Информационная база исследования: Гражданский кодекс РФ, трудовой кодекс РФ, нормативные документы в области регулирования дисциплинарными отношениями в трудовом коллективе.
Методы исследования: В данной работе применялись такие методы, как метод сравнения, метод группировки, методы наглядного изображения результатов анализа.
Так же использовались принципы диалектической логики, системного анализа и синтеза, экономико-статистические методы сбора и обработки информации, выявления причинно - следственных связей, научной абстракции, моделирования, прогнозирования и построения таблиц.
Теория игр представляет из себя сложное многоаспектное понятие, поэтому представляется невозможным привести толкование теории игр, используя лишь одно определение. Рассмотрим три подхода к определению теории игр.
1. Теория игр - математический метод изучения оптимальных стратегий в играх. Под игрой понимается процесс, в котором участвуют две и более сторон, ведущих борьбу за реализацию своих интересов. Каждая из сторон имеет свою цель и использует некоторую стратегию, которая может вести к выигрышу или проигрышу - в зависимости от поведения других игроков. Теория игр помогает выбрать лучшие стратегии с учётом представлений о других участниках, их ресурсах и их возможных поступках.
2. Теория игр - это раздел прикладной математики, точнее - исследования операций. Чаще всего методы теории игр находят применение в экономике, чуть реже в других общественных науках - социологии, политологии, психологии, этике и других. Начиная с 1970-х годов её взяли на вооружение биологи для исследования поведения животных и теории эволюции. Очень важное значение теория игр имеет для искусственного интеллекта и кибернетики.
3. Одна из важнейших переменных, от которой зависит успех организации - конкурентоспособность. Очевидно, способность прогнозировать действия конкурентов означает преимущество для любой организации. Теория игр - метод моделирования оценки воздействия принятого решения на конкурентов.
История теории игр.
Оптимальные решения или стратегии в математическом моделировании предлагались ещё в XVIII в. Задачи производства и ценообразования в условиях олигополии, которые стали позже хрестоматийными примерами теории игр, рассматривались в XIX в. А. Курно и Ж.Бертраном. В начале XX в. Э.Ласкер, Э.Цермело, Э.Борель выдвигают идею математической теории конфликта интересов.
Математическая теория игр берёт своё начало из неоклассической экономики. Впервые математические аспекты и приложения теории были изложены в классической книге 1944 года Джона фон Неймана и Оскара Моргенштерна «Теория игр и экономическое поведение».
Джон Нэш после окончания Политехнического института Карнеги с двумя дипломами - бакалавра и магистра - поступил в Принстонский университет, где посещал лекции Джона фон Неймана. В своих трудах Нэш разработал принципы «управленческой динамики». Первые концепции теории игр анализировали антагонистические игры, когда есть проигравшие и выигравшие за их счет игроки. Нэш разрабатывает методы анализа, в которых все участники или выигрывают, или терпят поражение. Эти ситуации получили названия «равновесие по Нэшу», или «некооперативное равновесие», в ситуации стороны используют оптимальную стратегию, что и приводит к созданию устойчивого равновесия. Игрокам выгодно сохранять это равновесие, так как любое изменение ухудшит их положение. Эти работы Нэша сделали серьезный вклад в развитие теории игр, были пересмотрены математические инструменты экономического моделирования. Джон Нэш показывает, что классический подход к конкуренции А.Смита, когда каждый сам за себя, неоптимален. Более оптимальны стратегии, когда каждый старается сделать лучше для себя, делая лучше для других. В 1949 году Джон Нэш пишет диссертацию по теории игр, через 45 лет он получает Нобелевскую премию по экономике.
Хотя теория игр первоначально и рассматривала экономические модели вплоть до 1950-х она оставалась формальной теорией в рамках математики. Но уже с 1950-х гг. начинаются попытки применить методы теории игр не только в экономике, но в биологии, кибернетике, технике, антропологии. Во время Второй мировой войны и сразу после нее теорией игр серьезно заинтересовались военные, которые увидели в ней мощный аппарат для исследования стратегических решений.
В 1960 - 1970 гг. интерес к теории игр угасает, несмотря на значительные математические результаты, полученные к тому времени. С середины 1980-х гг. начинается активное практическое использование теории игр, особенно в экономике и менеджменте. За последние 20 - 30 лет значение теории игр и интерес значительно растет, некоторые направления современной экономической теории невозможно изложить без применения теории игр.
Большим вкладом в применение теории игр стала работа Томаса Шеллинга, нобелевского лауреата по экономике 2005 г. «Стратегия конфликта». Т.Шеллинг рассматривает различные «стратегии» поведения участников конфликта. Эти стратегии совпадают с тактиками управления конфликтами и принципами анализа конфликтов в конфликтологии и в управлении конфликтами в организации.
Основные положения теории игр.
Ознакомимся с основными понятиями теории игр. Математическая модель конфликтной ситуации называется игрой, стороны, участвующие в конфликте - игроками. Чтобы описать игру, необходимо сначала выявить ее участников (игроков). Это условие легко выполнимо, когда речь идет об обычных играх типа шахмат и т.п. Иначе обстоит дело с "рыночными играми". Здесь не всегда просто распознать всех игроков, т.е. действующих или потенциальных конкурентов. Практика показывает, что не обязательно идентифицировать всех игроков, надо обнаружить наиболее важных.
Игры охватывают, как правило, несколько периодов, в течение которых игроки предпринимают последовательные или одновременные действия. Выбор и осуществление одного из предусмотренных правилами действий называется ходом игрока. Ходы могут быть личными и случайными.
Личный ход - это сознательный выбор игроком одного из возможных действий (например, ход в шахматной игре).
Случайный ход - это случайно выбранное действие (например, выбор карты из перетасованной колоды). Действия могут быть связаны с ценами, объемами продаж, затратами на научные исследования и разработки и т.д.
Периоды, в течение которых игроки делают свои ходы, называются этапами игры. Выбранные на каждом этапе ходы в конечном счете определяют "платежи" (выигрыш или убыток) каждого игрока, которые могут выражаться в материальных ценностях или деньгах.
Еще одним понятием данной теории является стратегия игрока. Стратегией игрока называется совокупность правил, определяющих выбор его действия при каждом личном ходе в зависимости от сложившейся ситуации. Обычно в процессе игры при каждом личном ходе игрок делает выбор в зависимости от конкретной ситуации.
Однако в принципе возможно, что все решения приняты игроком заранее (в ответ на любую сложившуюся ситуацию). Это означает, что игрок выбрал определённую стратегию, которая может быть задана в виде списка правил или программы. (Так можно осуществить игру с помощью ЭВМ).
Иначе говоря, под стратегией понимаются возможные действия, позволяющие игроку на каждом этапе игры выбирать из определенного количества альтернативных вариантов такой ход, который представляется ему "лучшим ответом" на действия других игроков. Относительно концепции стратегии следует заметить, что игрок определяет свои действия не только для этапов, которых фактически достигла конкретная игра, но и для всех ситуаций, включая и те, которые могут и не возникнуть в ходе данной игры.
Информация о работе Совершенствование применения теории игр в организации