Роль финансовой отчётности в управлении финансами акционерной компании

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2011 в 23:10, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – определить роль финансовой отчётности в жизни современного открытого акционерного общества.
Объекты исследования – финансовая отчётность и её составляющие, а также восприятие финансовой отчётности различными заинтересованными лицами.
В рамках сформулированной цели были определены следующие задачи:
1) Изучить различные методики анализа финансовой отчётности.
2) Рассмотреть применение данных методик на примере конкретной компании.

Оглавление

Введение 3
1. Место финансовой отчетности в жизни современного ОАО 5
2. Методика анализа финансовой отчетности 11
3. Анализ финансовой отчётности на примере ОАО «Nucor» 25
Заключение 33
Список использованной литературы 34 Приложения 36

Файлы: 1 файл

Галимов Искандер - Роль финансовой отчётности в управлении финансами акционерной компании.doc

— 284.00 Кб (Скачать)

      Содержание

Введение                                                                                                                   3

1. Место финансовой отчетности в жизни современного ОАО                         5

2. Методика анализа финансовой отчетности                                                    11

3. Анализ финансовой отчётности на примере ОАО «Nucor»                          25

Заключение                                                                                                             33

Список использованной литературы                                                                   34  Приложения                                                                                                          36

 

       Введение 

     Прогресс человеческого общества всегда шёл рука об руку с развитием экономики. Этот процесс невозможно представить без эволюции бизнеса и его организационно-правовых форм. Развивающийся бизнес всегда ищет наиболее рациональные юридические формы, которые помогут ему наиболее эффективно привлекать финансирования и успехом находить своё место на кривой риска и доходности.

     Одной из таких форм является открытое акционерное  общество. Статистически, подавляющее  количество капитала находится в  руках именно этой организационно-правовой формы. Это показатель того, что именно открыто акционерное общество являет собой совершенное орудие капитализма.

     Подобные компании открытого типа связаны со многими группами людей, именуемыми заинтересованными сторонами, среди которых — акционеры, держатели облигаций, банкиры, поставщики, работники и управляющие. Всем им необходимо следить за деятельностью корпораций, дабы удостовериться, что их интересы должным образом соблюдены. В поиске нужной им информации они обращаются к финансовым отчетам компаний.

     Пожалуй, именно финансовые отчёты представляют собой фундаментальный ресурс современности  – информацию. Отчёт одинаков для  всех (кроме инсайдеров) и то, какую  пользу от него может получить то или  иное заинтересованное лицо, зависит  только от его знаний и умений.

     Согласно данным Министерства торговли США среди всех слоёв населения самые высокие заработки среди корпоративных служащих имеют имеют именно специалисты по финансовому анализу и контролю, - и это ли не показатель актуальности данной науки.  И она не стоит на месте – наравне с использованием фундаментальных методик, каждый мечтает создать свой инструмент предвидения, своеобразный магический кристалл, для получения сверхприбылей. Благодаря подобным устремлениям, наука об  анализе финансовой отчётности не стоит на месте, в определённом смысле толкая впереди себя общеэкономическую теорию.

     Таким образом, можно утверждать, что любой квалифицированный финансист должен обладать основными знаниями местоположении финансовой отчётности в жизни современного акционерного общества и уметь, как минимум, пользоваться классическими инструментами для её оценки.

     Цель  данной работы – определить роль финансовой отчётности в жизни современного открытого акционерного общества.

     Объекты исследования – финансовая отчётность и её составляющие, а также восприятие финансовой отчётности различными заинтересованными лицами.

     В рамках сформулированной цели были определены следующие задачи:

     1) Изучить различные методики анализа финансовой отчётности.

     2) Рассмотреть применение данных методик на примере конкретной компании. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1. Место финансовой отчетности в жизни современного ОАО. 

     Анализ финансового  состояния - обязательная составляющая финансового менеджмента любой  компании (имеются ввиду компании, которые планируют прожить долго). Задача такого анализа - определить, каково состояние компании на сегодняшний день, какие параметры работы являются приемлемыми и их необходимо сохранять на сложившемся уровне, какие - являются неудовлетворительными и требуют оперативного вмешательства. Иными словами, чтобы успешно двигаться дальше, компании необходимо знать, почему ее состояние ухудшилось и как исправить положение (какие рычаги задействовать наиболее эффективно). Подобный анализ невозможно провести без финансовой отчётности.

     Финансовая отчетность - это совокупность показателей бухгалтерского учета, отраженных в форме определенных таблиц, которые отражают движение имущества, обязательств и финансовое положение предприятия за отчетный период.

     Одной из главной причин многогранности анализа финансовой отчётности является то, что различные заинтересованные лица ищут в отчётности различную информацию. А в случае акционерного общества подобных лиц действительно немало.

     Анализ  финансовой отчетности проводят сама фирма и ее внешние поставщики капитала — кредиторы и акционеры-инвесторы. Содержание и направления анализа различаются в зависимости от специфических интересов того, кто его проводит. Торговые партнеры (поставщики товаров и услуг) заинтересованы прежде всего в платежеспособности фирмы. Кредиторские обязательства перед ними носят краткосрочный характер, поэтому способность фирмы быстро оплатить их является лучшим подтверждением ее платежеспособности в их глазах. В то же время обязательства перед держателями облигаций являются долгосрочными. Соответственно они больше заинтересованы в способности фирмы обеспечить приток денежных средств в долгосрочном аспекте для обслуживания долга. Они могут оценивать эту способность, анализируя структуру капитала фирмы, основные источники и направления использования фондов, ее рентабельность за прошлый период времени и прогноз рентабельности на будущее [7, с. 237].

     Акционеры фирмы в первую очередь заинтересованы в настоящей и ожидаемой прибыли фирмы, а также ее временной стабильности. В результате акционеры (инвесторы), как правило, сосредоточиваются на анализе рентабельности фирмы. Они также заинтересованы в оценке ее общего финансового состояния, поскольку это может отразиться на ее способности выплачивать дивиденды и позволит избежать банкротства.

     Руководство фирмы использует финансовый анализ для целей обеспечения внутреннего контроля, а также для удовлетворения требований кредиторов и держателей акций к финансовому состоянию и управлению финансами фирмы. С точки зрения внутреннего контроля финансовый анализ необходим для эффективного планирования и управления. Финансовый директор (финансовый менеджер) должен иметь представление о текущем финансовом состоянии фирмы и учитывать его при выборе вариантов развития на будущее. В рамках политики внутреннего контроля финансовый менеджер особенно заинтересован в обеспечении рентабельного использования различных активов фирмы и в эффективности управления ими. В конце концов, чтобы обеспечить эффективное привлечение средств из внешних источников, финансовый менеджер должен быть знаком со всеми особенностями финансового анализа, проводимого внешними инвесторами для оценки состояния фирмы. Таким образом, очевидно, что содержание финансового анализа может различаться в зависимости от конкретных интересов субъекта анализа, наиболее полным  по количеству изучаемой информации представляется внутрефирменный анализ.

     Одно  из правил международной практики в  отношении отчетности — ее доступность всем заинтересованным лицам. Оно реализуется путем ее публикации, т. е. объявления хозяйствующим субъектом бухгалтерской отчетности в средствах массовой информации для всеобщего сведения. Согласно ст. 16 Федерального закона «О бухгалтерском учете» ОАО, банки и другие кредитные организации, страховые организации, биржи, инвестиционные и иные фонды, создающиеся за счет частных, общественных и государственных средств (взносов), обязаны публиковать свою годовую бухгалтерскую отчетность не позднее 1 июня года, следующего за отчетным. Публичность бухгалтерской отчетности заключается в передаче отчетности территориальным органам статистики; ее опубликовании в газетах и журналах, доступных пользователям отчетности, либо распространении среди них брошюр и буклетов, содержащих эту отчетность.

     Отчетность  — это итоговый документ ведущегося в фирме учета, предъявляемый всем заинтересованным лицам. И здесь должен быть найден компромисс между конфиденциальностью учетных данных и открытостью отчетных данных. Поскольку круг лиц, имеющих то или иное отношение к учету и отчетности, чрезвычайно широк, а их права, обязанности и возможности не равнозначны, однозначного, устраивающего всех решения по поводу состава и содержания отчетности не может быть по определению, а потому оптимальной отчетности не существует в принципе. Любой конкретный пользователь приведет множество причин в обоснование своей неудовлетворенности отчетностью (например, не те оценки, не те группировки, недостаток данных, перегруженность данными, несопоставимость данных). Поэтому с очевидностью напрашивается вывод о том, что любая отчетность плоха и речь может идти лишь о некотором компромиссе, в лучшем случае — варианте, наименее отторгаемом большинством субъектов, имеющих отношение к экономике [12, c. 342].

     Составная часть этого компромисса —  транспарентность отчетности, трактуемая как прозрачность, понимаемость, интерпретируемость данных. Чаще всего этот термин применяется именно к отчетным данным, т. е. данным, служащим средством коммуникации, и означает, во-первых, достоверное и непредвзятое (добросовестное) представление в отчетности всех активов и обязательств фирмы; во-вторых, наличие в отчетности данных, включая аналитические расшифровки, примечания и пояснения, достаточных для формирования объективного представления о финансовом состоянии компании. Понятия достоверности и добросовестности предполагают корректную оценку всех статей отчетности. Транспарентность достигается путем применения к объектам учета понятных (т. е. принятых данным профессиональным сообществом и объясняемых в доступных регуля-тивах для любых пользователей) методов их признания, оценки, учета и представления в отчетности. Проблема обеспечения транспарентности особенно актуальна в международном контексте, когда у пользователя возникает вполне естественное подозрение относительно того, в одинаковом ли понятийном и алгоритмическом полях находятся составитель отчетности и ее пользователи. Причина возможных нестыковок — различия в национальных стандартах учета и составления отчетности. Магистральный путь в достижении транспарентности отчетных данных — конвергенция национальных систем и моделей бухгалтерского учета. С позиции теории и перспективы, речь может идти о построении некоего единого эталона (например, глобального ГААПа); с позиции текущей практики, обеспечение транспарентности обычно трактуется как необходимость перекладки отчетности, подготовленной в той или иной стране, в формат, согласующийся либо с МСФО, либо с американским ГААПом [12, с. 114].

     Таким образом, отчетность составляется фирмами  с учетом существующих национальных стандартов, а также международных стандартов, разрабатываемых международными экономическими организациями. В связи с эти важно отметить, что с 2010 года в России был принят законопроект, смысл которого сводится к тому, что российским компаниям теперь будет необходимо соответствовать стандартам IASB (МСФО). Подход IASB к бухгалтерскому учету базируется на определенных принципах, как это принято в Великобритании (где он был создан), и направлен на то, чтобы отразить подлинную и объективную картину финансового положения той или иной компании. Несмотря на то, что многим отечественным компаниям этот законопроект осложнил жизнь, в целом законопроект представляет собой важный шаг в гармонизации мировых стандартов финансовой отчётности. В случае акционерных обществ это особенно важно, так как увеличивает доверие зарубежных инвесторов к местным финансовым отчётностям.

     Понятие бухгалтерской отчетности определено в ряде нормативных документов. Согласно этим регулятивам в России (как и во многих других странах) состав годовой бухгалтерской отчетности входят [9, c. 86]:

     1) Бухгалтерский баланс (форма №  1);

     2) Отчет о прибылях и убытках (форма №2);

     3) Отчет об изменениях капитала (форма № 3);

     4) Отчет о движении денежных средств (форма №4);

     5) Приложение к бухгалтерскому балансу (форма №5);

     6) Отчет о целевом использовании полученных средств (форма № 6);

     7) Пояснительная записка;

     8) Итоговая часть аудиторского заключения.

     Наиболее  часто анализируемыми формами являются 1, 2, и 4. Различные методики анализа, которые будут рассмотрены далее, базируются именно на показателях, представленных в этих формах.

     В идеальном случае финансовый менеджер имеет полную информацию о рыночной стоимости всех активов фирмы. Это  случается редко, если вообще случается. Так что причиной, почему анализирующие отчётность лица полагаются на расчетные цифры в большинстве финансовых данных, является невозможность почти всегда получить всю (или хотя бы часть) необходимую рыночную информацию. Единственным значимым мерилом для оценки деловых решений является величина созданных в их результате экономических ценностей, Однако во многих ситуациях эту величину невозможно оценить напрямую, так как  точный ценностный результат деловых решений не всегда видим [13, с. 242].

Информация о работе Роль финансовой отчётности в управлении финансами акционерной компании