Реорганизация корпораций

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 18:34, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является характеристики и основных способов проведения реорганизации корпораций.
Задачи курсовой работы:
1. Определения теоретических основ реорганизации корпораций;
2. Характеристика основных видов реорганизации: слияния, покупки, дробления, банкротства и ликвидации;
3. Анализ реорганизации корпораций на примере казахстанского банка.
4. Характеристика БТА банка.
5. Исследование реорганизации БТА банка с государственным участием.
6. Рассмотрение основных путей реорганизации на примере зарубежной практики.

Оглавление

Содержание:
Введение…………………………………………………………………………..3
1. Теоретические основы реорганизации корпораций…………………………5
1.1. Сущность и значение слияния, покупки и дробления корпораций………5
1.2. Банкротство и ликвидация…………………………………………………..9
2. Анализ реорганизации корпораций на примере казахстанского банка…...17
2.1. Характеристика БТА банка………………………………………………...17
2.2. Реорганизация БТА банка с государственным участием………………...27
3. Пути совершенствования реорганизации на примере зарубежной
практики………………………………………………………………………….39
Заключение……………………………………………………………………….43
Список литературы………………………………………………………………45

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ ФИН МЕН.docx

— 251.21 Кб (Скачать)

         Всемирный финансовый кризис хоть и значительно сбавил мировые обороты сделок слияний и поглощений, тем не менее, не помешал проведению ряда крупных сделок по слиянию и поглощению с участием казахстанских компаний.

        В заключение хотелось бы отметить, что динамично развивающаяся  экономика Казахстана оказывает  существенное влияние на рынок слияния и покупки, как с участием иностранных инвестиций, так и без него. Остается надеяться, что казахстанская законодательная база и судебная система будут идти в ногу с развитием страны в целом и позволят иностранным инвесторам, равно как и казахстанским предпринимателям, уверенно совершать сделки слияний и поглощений. 

1.2. Банкротство  и ликвидация 

    Под ликвидацией компании понимается прекращение деятельности юридического лица без правопреемства, т.е. без перехода его прав и обязанностей к другим лицам. Банкротство и ликвидация - наисложнейшие многовариантные юридические процедуры, необходимость в которых возникает в случае несостоявшегося бизнеса. Ошибки, допущенные при завершении деятельности фирмы, могут привести к непредвиденным последствиям и наступлению ответственности: административной, гражданской, налоговой, уголовной. 
        Главным критерием при выборе оптимального пути ликвидации компании являются причины, побудившие владельцев к закрытию фирмы. В зависимости от них может быть выбрана добровольная ликвидация, принудительная ликвидация, либо банкротство. Другие возможные способы ликвидации предприятия, строго в рамках Закона ликвидацией не являются, однако определённые обстоятельствах могут сделать альтернативные формы закрытия бизнеса оптимальными.

        Порядок ликвидации юридического лица регламентируется ст. 50 Гражданского кодекса Республики Казахстан, а порядок регистрации прекращения деятельности юридического лица Законом Республики Казахстан от 17 апреля 1995 года №2198 «О государственной регистрации юридических лиц и учетной регистрации филиалов и представительств». 
        В соответствии с требованиями законодательства Собственник имущества юридического лица (участник, акционер) или орган юридического лица принимает решение о ликвидации, назначает ликвидационную комиссию и назначает порядок и сроки ликвидации. После этого необходимо незамедлительно сообщить об этом органу, осуществляющему регистрацию юридических лиц в виде уведомления. С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению имуществом и делами юридического лица. Ликвидационная комиссия публикует информацию о ликвидации юридического лица, а также о порядке и сроке заявления претензий его кредиторами в официальных печатных изданиях центрального органа юстиции. 
          Срок заявления претензий не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации. Ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица). 
После истечения срока для предъявления претензий кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне заявленных кредиторами претензий, а также результатах их рассмотрения. Собственник имущества юридического лица (участник, акционер) или орган юридического лица утверждает ликвидационный баланс. 
          При составлении промежуточного ликвидационного баланса в состав имущества ликвидируемого юридического лица не включается залоговое имущество, являющееся следующим обеспечением по ипотечным облигациям: права требования по договорам ипотечного жилищного займа (включая ипотечные свидетельства), а также государственные ценные бумаги Республики Казахстан в случаях, когда право собственности на указанные облигации возникло у их держателей или перешло к ним по сделкам либо по иным основаниям, предусмотренным законодательными актами Республики Казахстан. Указанное имущество передается ликвидационной комиссией представителю держателей ипотечных облигаций для расчета с кредиторами - держателями ипотечных облигаций в соответствии с законодательством Республики Казахстан о рынке ценных бумаг. 
          Если у ликвидируемого юридического лица недостаточно денег для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества юридического лица с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений. 
Выплата денег кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной ГК РК, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом, начиная со дня его утверждения. После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается Собственником имущества юридического лица (участник, акционер) или органом юридического лица.  
         Перечень документов, предоставляемых в Департамент Юстиции:

-  заявление о регистрации ликвидации по форме, установленной Министерством юстиции Республики Казахстан (прилагается);

- решение собственника имущества юридического лица или уполномоченного собственником органа либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, скрепленное печатью юридического лица;

- учредительные документы, свидетельство о государственной регистрации (перерегистрации) и статистическая карточка;

-  документ, подтверждающий публикацию в печатном издании информации о ликвидации юридического лица, порядке и сроках заявления претензий кредиторами;

-  промежуточный ликвидационный баланс, содержащий сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне заявленных кредиторами претензий, а также результатах их рассмотрения;

- ликвидационный баланс;

-  решение собственника имущества юридического лица или иного органа, принявшего решение о ликвидации юридического лица, об утверждении промежуточного и ликвидационного балансов, скрепленное печатью юридического лица;

- документ об уничтожении печати юридического лица;

-  документ, подтверждающий снятие с учета филиалов и представительств ликвидируемого юридического лица (при их наличии);

-  справка об отсутствии налоговой задолженности;

-  справка таможенных органов об отсутствии задолженностей по таможенным платежам и незавершенных внешнеторговых сделок;

-  квитанция или документ, подтверждающие уплату в бюджет сбора за государственную регистрацию юридических лиц. 
         Если в процессе проверки не выявлены нарушения установленного порядка ликвидации или реорганизации, регистрирующий орган в течение десяти дней регистрирует прекращение деятельности юридического лица. 
Юридическое лицо считается прекратившим свою деятельность после внесения об этом записи в единый государственный регистр юридических лиц.

       Также основной формой ликвидации  компаний служит банкротство.

    Согласно  Закону Республики Казахстан "О банкротстве" от 21 января 1997 года под банкротством понимается признанная решением суда несостоятельность должника, являющаяся основанием для его ликвидации. Несостоятельность же - это неспособность должника удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, включая требования об уплате заработной плате и возмещения за причиненный вред жизни и здоровью, а также обеспечить обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды.

    Должником является юридическое лицо, неплатежеспособность или несостоятельность которого является основанием применения к нему процедур банкротства или внесудебной процедуры ликвидации в порядке, предусмотренном законодательством.

    Законодательство  о банкротстве основывается на Конституции  Республики Казахстан и состоит  из настоящего Закона Республики Казахстан "О банкротстве" и иных нормативных  правовых актов Республики Казахстана. Законодательными актами могут быть установленные особенности применения предусмотренных настоящим Законом  процедур банкротства в отношении  банков, страховых компаний, пенсионных фондов и некоторых других юридических  лиц.

    Все дела, рассматриваемые судом о  банкротстве, по общим правилам касаются гражданского судопроизводства с особенностями, установленными Законом РК "О  банкротстве".

     Банкротство предприятий - такое же естественное явление капитализма, как их создание. Это закономерное явление свободной  конкуренции на рынке - если одни в  ней побеждают, то другие неизбежно  проигрывают. И к нему нужно относиться спокойно: рынок в конце концов все расставит по местам. Он не терпит "пустоты": если для одного предприятия  банкротство - конец, для другого - новое  начало деятельности. Ежегодно в Казахстане банкротятся 2 -2,5 тысячи организаций, или  примерно полтора процента от существующих, что больше, чем в Европе. Сегодня  достаточно иметь суммарную задолженность  перед кредиторами около 150 тысяч  тенге, и любое предприятие может  быть втянуто в судебную тяжбу  о своей несостоятельности. Поэтому, как считают многие аналитики и бизнесмены, в Казахстане банкротство зачастую выступает как способ недобросовестного передела собственности.

     Однако  банкротство играет важную роль в  оздоровлении экономики, так как  позволяет кредиторам вернуть свои деньги. Однако в данной сфере накопилось немало проблем, которые правительство  и бизнес уже долгие годы пытается разрешить.

     В Казахстане с момента его независимости  действует уже третий по счету  закон о банкротстве, который  был принят в январе 1997 года. За десять лет в него законодательно 19 раз вносились различные изменения и дополнения, практически полностью изменившие суть большинства статей закона и его основную концепцию.

     Сейчас  Правительство собирается внести в  Парламент республики законопроект по очередным поправкам в действующее  законодательство о банкротстве.

     Международный опыт правовых систем в области несостоятельности  строго учитывает баланс интересов  кредиторов и должника, для которых  и осуществляется сама процедура  банкротства. В некоторых странах  законодательство построено с учетом максимального сохранения существующего  производства неплатежеспособного  должника от его ликвидации, то есть такая правовая система называется продолжниковой, например, во Франции и США. В других странах, например в Англии и Германии, наоборот, интересы кредиторов ставятся на первый план, и такая система именуется прокредиторской.

     Баланс  интересов кредиторов и должника, а также других участников процесса - суда, уполномоченного органа, конкурсных и реабилитационных управляющих - в  законе 1997 года в определенной мере сохранялся до середины 2001 года.

     11 июля 2001 года в Закон РК "О  банкротстве" была введена  новая статья 10-1 (Компетенция уполномоченного  органа), которая предоставляла широкие полномочия в первую очередь государству - в лице его уполномоченного органа. Эта статья уже тогда изменила существующую концепцию закона. Теперь государственный уполномоченный орган в лице Комитета по работе с несостоятельными должниками Минфина РК выдает лицензии на осуществление деятельности по управлению имуществом и делами неплатежеспособных должников в процедурах банкротства, осуществляет мониторинг неплатежеспособных предприятий, выявляет признаки ложного и преднамеренного банкротства, дает согласие на применение к должнику процедур реабилитации; назначает реабилитационного, конкурсного управляющих и администратора внешнего наблюдения; осуществляет контроль в процедурах банкротства и внесудебной процедуры ликвидации несостоятельного должника, а также при процедуре внешнего наблюдения; формирует и утверждает комитет кредиторов; утверждает реестр требований кредиторов; рассматривает план продажи конкурсной массы и держит этот процесс под контролем; продлевает сроки конкурсного производства; рассматривает текущие отчеты и согласовывает заключительный отчет реабилитационного, конкурсного управляющих - и так далее. В такой редакции закона роль суда сведена к "пассивному" принятию решения о признании должника несостоятельным и применении той или иной процедуры банкротства, а также вынесении определения о завершении процесса ликвидации или реабилитации после поступления в суд от уполномоченного органа заключительного отчета конкурсного, реабилитационного управляющих или администратора внешнего наблюдения при так называемой процедуре внешнего наблюдения.

     Собрание  кредиторов, как важнейший институт в процедуре несостоятельности (банкротства), вообще перестал присутствовать в действующем законодательстве.

     Изменения и дополнения от 10 января 2006 года ввели  в действующий закон абсолютно  новую процедуру - внешнее наблюдение.

     По  заявлению кредитора либо уполномоченного  органа судом в отношении должника может быть введена процедура  внешнего наблюдения на срок от трех месяцев  до одного года при наличии:

     1) не менее трех кредиторов, в  том числе заявителя, выразивших  согласие на применение процедуры  внешнего наблюдения;

     2) неплатежеспособности должника.

     В определении суда о введении внешнего наблюдения указывается о поручении  уполномоченному органу в трехдневный  срок произвести назначение администратора внешнего наблюдения.

     Порядок назначения администратора внешнего наблюдения устанавливается уполномоченным органом.

       Администратором внешнего наблюдения  назначается физическое лицо - индивидуальный  предприниматель, имеющее на осуществление  деятельности по управлению имуществом  и делами неплатежеспособных  должников в процедурах банкротства  лицензию, выдаваемую уполномоченным  органом. 

     Таким образом, институт банкротства является неотъемлемой частью, рыночного хозяйства, и представляет собой неизбежный и объективно обусловленный результат  функционирования рыночных отношений. Он служит мощным стимулом эффективной работы предпринимательских структур, гарантируя одновременно экономические интересы кредиторов, а также государства как общего регулятора рынка.

     В конечном итоге основной целью банкротства, как экономическо-правового института, является повышение эффективности  использования производственных ресурсов, что является приоритетной целью  экономической политики государства. Очевидно, что сильные и жизнеспособные отечественные предприятия являются ключевой предпосылкой развития казахстанской  экономики.  
 

2. Анализ  реорганизации корпораций на  примере казахстанского банка 

2.1. Характеристика  БТА банка 

    История создания акционерного общества АО "БТА  Банк" начинается с 15 октября 1925 года. Тогда по решению Президиума Центрального Совета народного хозяйства Казахстана на территории республики открыли отделение  Промышленного банка (Промбанка) (1925-1991).

Информация о работе Реорганизация корпораций