Разработка стратегии развития ОАО «Марийский Машиностроительный завод

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2014 в 11:18, курсовая работа

Краткое описание

В функции финансового менеджмента входит:
- прогнозирование движение денежных средств
- получение займов, кредитов
- операции с инвестициями
-оценка операций слияния и поглощения организаций.
В связи со всем вышесказанным целью работы является разработка стратегии развития предприятия.
Задачи данной работы:
1. Дать анализ финансового состояния предприятия
2. Дать оценку эффективности финансовых решений по выбору источников финансирования хозяйственной деятельности предприятия
3. Сформировать финансовую стратегию предприятия;

Оглавление

Введение 3
1 АНАЛИЗ ФИНАСНОВОГО СОСТОЯНИЯ ОАО «Марийского Машиностроительного завода» 6
1.1 Анализ структуры имущества предприятия и его изменения 6
1.2 Анализ ликвидности баланса 10
1.3 Модель анализа финансовой устойчивости предприятия 15
1.4 Анализ финансовых коэффициентов 17
1.5 Модель формирования и распределения финансовых результатов и их анализ 20
1.6 Формула Дюпона и ее использование для управления предприятием 22
2 ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ФИНАНСОВЫХ РЕШЕНИЙ ПО ВЫБОРУ ИСТОЧНИКОВ ФИНАНСИРОВАНИЯ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО «Марийский Машиностроительный завод» 26
2.1 Политика привлечения заемных средств. Оценка финансового левериджа 26
2.2 Максимизация прибыли. Оценка производственного левериджа 29
3. ФОРМИРОВАНИЕ ФИНАНСОВЙ СТРАТЕГИИ ОАО «Марийский Машиностроительный завод» 32
3.1. Расчет показателей, используемых в матрице Франшона и Романе 32
3.2 Разработка варианта развития предприятия с использованием матрицы финансовой стратегии 33
Заключение 35
Список используемой литературы 37

Файлы: 1 файл

rabota.doc

— 451.00 Кб (Скачать)

 

Данные, приведенные в таблице, свидетельствуют о росте стоимости произведенной продукции в 2 раза, с одновременным ростом реализованной продукции на 25%. Необходимо отметить неблагоприятный фактор - темпы роста стоимости произведенной продукции (в 2 раза) на протяжении анализируемого периода отставали от темпов роста материальных затрат (в 3 раза). Это негативно сказывается на прибыль предприятия. Расходы на заработную плату выросли на 56%, отчисления на социальные нужды и амортизация на 48%. В результате НРЭИ вырос на 42%. Однако, в результате большего темпа роста активов и обязательств, чем НРЭИ, рентабельность снизилась на 2%. Следовательно, снизилась эффективность использования имущества предприятия.

Для управления роста Эра необходимо воздействовать на изменения Км (коммерческая маржа) и Кт (коэффициент трансформации).

Км = НРЭИ/Вр   Кт = Вр/(Активы-КО)

Таблица 12 - Расчет Км и Кт

Показатель

2011

2012

2013

Коммерческая маржа

26%

28%

29%

Коэффициент трансформации

0,73

0,49

0,58


Построим график выбора зон хозяйствования посредством формулы Дюпона.

Рисунок 1 График выбора зон хозяйствования

В 2011 - 2013 гг. деятельность ОАО «ММЗ» находилась в допустимой зоне. Для дальнейшего повышения эффективности производства и перемещения в идеальную зону необходимо уделить внимание ускорению оборачиваемости (деловой активности предприятия), а также улучшить организацию производства, внедрять новые технологии с целью дальнейшего снижения затрат на производство продукции.

Перечислим основные сильные и слабые стороны финансового состояния предприятия.

Сильные стороны

1.Валюта баланса с каждым  годом растет.

2. Темп прироста оборотных активов превышает темп прироста внеоборотных активов.

3. Снижение удельного веса долгосрочных обязательств

4. Растет прибыль предприятия

Слабые стороны

1. Превышение заемного капитала над собственным капиталом.

2. Доля собственного капитала в имуществе составляет 8,6% и имеет тенденцию к снижению

3. Растут остатки готовой продукции и незавершенного производства.

4. Падают показатели оборачиваемости.

5. Снижается рентабельность активов.

6. Показатели платежеспособности, ликвидности и финансовой устойчивости предприятия не соответствуют нормативам или имеют тенденцию к снижению.

 

 

2 ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ФИНАНСОВЫХ РЕШЕНИЙ ПО ВЫБОРУ ИСТОЧНИКОВ ФИНАНСИРОВАНИЯ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО «ММЗ»

2.1 Политика привлечения заемных средств. Оценка финансового левериджа

 

Каждое предприятие в рыночной экономике свободно в выборе источника финансирования хозяйственной деятельности. В этой связи выбор осуществляется, как правило, по вопросу привлечения заемных средств для осуществления текущей деятельности предприятия.

Выделяют 2 группы предприятий:

1. предприятия, не привлекающие  заемные средства Для таких предприятий рассчитывают рентабельность собственных средств, определяющую эффективность использования предприятием только своих собственных средств.

2. предприятия, привлекающие  заемные средства для своего  развития и для повышения рентабельности собственных средств за счет дополнительной прибыли, получаемой на заемных средствах.

По обеим группам предприятий рассчитывается показатель «рентабельность собственных средств»:

РСС = (1-ст н/о) * Эра+/-ЭФР,

где РСС – рентабельность собственных средств

ст н/о – ставка налогообложения прибыли в десятичном выражении

ЭФР – эффект финансового рычага

ЭФР = (1-ст н/о)*Д*ПР, %

Д - дифференциал,

ПР – плечо рычага,

Д= Эра - СРСП, %

Если отрицателен, то целесообразнее увеличить собственные средства, чем привлекать заемные и наоборот.

ПР =

,

где СС – собственные средства;

ЗС – заемные средства.

Средняя расчетная ставка процента – цена заемного капитала;

где %упл – проценты к уплате;

ЗС – заемные средства, предоставленные организации другими организациями в течение отчетного периода.

Таблица 13 – Расчет рентабельности собственных средств

Показатель

2011

2012

2013

Ставка налогообложения прибыли в десятичном выражении

0,2

0,2

0,2

Экономическая рентабельность активов

19%

14%

17%

Проценты уплаченные

285882

451576

606622

Заемные средства

3 745 438

5 113 097

5 657 924

СРСП

8%

9%

11%

Дифференциал

11%

5%

6%

Собственные средства

938 990

1 118 928

1 282 375

Плечо рычага

3,99

4,57

4,41

Эффект финансового рычага

36%

18%

22%

Рентабельности собственных средств

51%

29%

36%


 

Определим возможную сумму заимствования с использованием графика.

Рассчитаем соотношение между фактическим значением ЭРа и СРСП выбранного предприятия: ЭРа = 1,6 СРСП

Из трех рекомендуемых кривых дифференциала выбираем ближайшую, т.е. ЭРа = 2 СРСП.

Построим на графике горизонталь ставку налогообложения прибыли в десятичном выражении (0,2).

Найдем проекцию точки пересечения выбранной кривой дифференциала с горизонталью ставки налогообложения. В нашем случае это 0,6.


Рисунок 2 Кривая дифференциала ЭРа = 2 СРСП

Таким образом, оптимальное плечо рычага из графика примерно будет равно 1. ПР = 0,6

Отсюда найдем возможную сумму заимствования. Она будет равна ЗС = ПР×СС = 0,6×1 282 375=769 4255 тыс. руб.

Такую сумму предприятие может себе позволить взять в кредит для реализации собственных инвестиционных проектов.

Так как ЗСопт < ЗСотч, то можно сделать вывод о не возможности предприятия дополнительного привлечения заемных средств в плановом периоде и возникает необходимость возврата излишне полученных заемных средств в размере 512 950 тыс.руб.

В случае необходимости и возможности привлечения дополнительного заимствования в плановом периоде рассчитывают так называемый финансовый леверидж (риск), он связан с предприятием-заемщиком.

В случае получения кредитов и займов, эмиссии ценных бумаг рассматриваемым предприятием, финансовый леверидж позволит определить возможность невыполнения предприятием своих финансовых обязательств перед кредиторами, т.е. погашение долга и выплаты процентов по долгу.

Финансовый леверидж (риск) определяется по формуле:

ЭФРII = НРЭИ/БП = 5,38

Фактическое расчетное значение ЭФРII далеко от 1. Это риск невыполнения финансовых обязательств перед кредиторами. Следовательно, предприятию нужно рассчитывать только на собственные средства.

 

2.2 Максимизация прибыли. Оценка производственного левериджа

 

Любое коммерческое предприятие согласно ГК РФ образуется с целью получения прибыли. В связи с этим главной задачей финансовых менеджеров является обеспечение постоянного прироста прибыли, прежде всего, от продажи продукции. Эта прибыль является главной составляющей чистой прибыли и свидетельствует о соответствии текущей деятельности предприятия своей миссии.

В этой связи предприятие должно уметь управлять размером прибыли от продаж, рассчитывать ее прогнозные значения на основе отчетности. Для реализации этой цели используется показатель «производственный леверидж (риск)».

В финансовом менеджменте он рассчитывается по формуле:

ЭПР  =

, где

ЭПР - эффект производственного рычага,

Вр - выручка от реализации продукции)

Пп - прибыль от продаж,

Пер.з - переменные затраты (пропорциональные затраты), которые изменяются в зависимости от изменения объема производства продукции (Ф№5 материальные затраты).

Значение, полученное по данной формуле, свидетельствует о сложившемся на предприятии соотношении между темпами прироста выручки от реализации продукции и темпами прироста прибыли от продажи продукции.

Показателем ЭПР пользуются на практике для прогнозирования размера прибыли от продаж в плановом периоде:

1. рассчитываем ЭПР по  отчетным данным последнего года:

ЭПР = (4 274 375 – 3 659 780)/ 741 225= 0,83

При изменении на 1% выручки от реализации продукции, выручка возрастет на 0,83 рубля.

2. определяем плановую выручку от реализации продукции:

∆Вр,% =

∆Вр,% = ((4784972-4 274 375)/ 4 274 375)*100% = 12%.

3. Для определения планового размера прибыли от реализации продукции необходимо:

∆Пр от релизации,% = ∆Вр,%×ЭПР

∆Пр от релизации,% = 12%*0,83 = 10%

4. Определяем абсолютное значение прибыли от реализации продукции планового периода.

Кроста =

,

Прпл от реал = ПРотч × Кр

 

К роста = 1,1, тогда прибыль от реализации = 741 225*1,1=815 347,5 тыс.руб.

Из расчетов видно, что плановая прибыль от продаж должна составить 8185 347,5 тысяч рублей, что на 74122,5 тысяч рублей больше по сравнению с 2013 годом. Эту прибыль можно пустить на погашение заемных средств.

 

 

3. ФОРМИРОВАНИЕ ФИНАНСОВЙ СТРАТЕГИИ ОАО «ММЗ»

 

3.1. Расчет показателей, используемых в матрице Франшона и Романе

 

Матрица финансовой стратегии используется для выбора рационального источника (-ков) финансирования хозяйственной деятельности.

Выбор осуществляется между собственными и заемными средствами. Наиболее распространенной матрицей является матрица, предложенная французскими учеными-практиками Франшоне и Романе.

Для использования предложенной матрицы рассчитываются 3 показателя:

1. результат хозяйственной  деятельности (РХД) - свободные денежные  средства, образуются на предприятии в результате текущей и инвестиционной деятельности:

РХД = БРЭИ – Изменения текущих финансовых потребностей – Чистые денежные средства инвестиционной деятельности

Изменения текущих финансовых потребностей = Запасы + Дебиторская задолженность – Задолженность перед поставщиками

Таблица 14 - Расчет результата хозяйственной деятельности

Показатель

2011

2012

2013

Брутто-результат эксплуатации инвестиций, тыс. руб.

970 048

999 906

1 385 901

Запасы, тыс. руб.

1 573 512

3 421 143

6 487 478

Дебиторская задолженность, тыс. руб.

2 798 698

4 853 130

3 593 042

Задолженность перед поставщиками, тыс. руб.

75 239

153 851

63 177

Изменение текущих финансовых потребностей, тыс. руб.

982 705

3 823 451

1 896 921

Чистые денежные средства инвестиционной деятельности

-64 799

43 179

-1 684 310

Результат хозяйственной деятельности, тыс. руб.

1 887 954

4 866 536

1 598 512


 

РХД отражает финансовую политику предприятия, т.е. привлечения заемных средств или функционирование без таковых. Приведенные в таблице данные свидетельствуют о замедленном режиме роста.

2. результате финансовой  деятельности - (РФД) - показатель, характеризующий отношение руководства предприятия к политике заимствования. РФД определяется чистыми денежными средствами по финансовой деятельности.

Таблица 15 - Расчет результата финансовой деятельности

Показатель

2011

2012

2013

Результат финансовой деятельности, тыс. руб.

1 543 493

1 333 088

894 311


 

В виду того, что значение показателя больше нуля, следовательно предприятие активно пользуется заемными средствами.

Информация о работе Разработка стратегии развития ОАО «Марийский Машиностроительный завод