Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2014 в 11:18, курсовая работа
В функции финансового менеджмента входит:
- прогнозирование движение денежных средств
- получение займов, кредитов
- операции с инвестициями
-оценка операций слияния и поглощения организаций.
В связи со всем вышесказанным целью работы является разработка стратегии развития предприятия.
Задачи данной работы:
1. Дать анализ финансового состояния предприятия
2. Дать оценку эффективности финансовых решений по выбору источников финансирования хозяйственной деятельности предприятия
3. Сформировать финансовую стратегию предприятия;
Введение 3
1 АНАЛИЗ ФИНАСНОВОГО СОСТОЯНИЯ ОАО «Марийского Машиностроительного завода» 6
1.1 Анализ структуры имущества предприятия и его изменения 6
1.2 Анализ ликвидности баланса 10
1.3 Модель анализа финансовой устойчивости предприятия 15
1.4 Анализ финансовых коэффициентов 17
1.5 Модель формирования и распределения финансовых результатов и их анализ 20
1.6 Формула Дюпона и ее использование для управления предприятием 22
2 ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ФИНАНСОВЫХ РЕШЕНИЙ ПО ВЫБОРУ ИСТОЧНИКОВ ФИНАНСИРОВАНИЯ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО «Марийский Машиностроительный завод» 26
2.1 Политика привлечения заемных средств. Оценка финансового левериджа 26
2.2 Максимизация прибыли. Оценка производственного левериджа 29
3. ФОРМИРОВАНИЕ ФИНАНСОВЙ СТРАТЕГИИ ОАО «Марийский Машиностроительный завод» 32
3.1. Расчет показателей, используемых в матрице Франшона и Романе 32
3.2 Разработка варианта развития предприятия с использованием матрицы финансовой стратегии 33
Заключение 35
Список используемой литературы 37
Таким образом, в результате расчета коэффициентов наблюдается несоответствие нормативному значению коэффициента капитализации и финансирования в виду большего роста долгосрочных и краткосрочных обязательств (в 5 раз) и малого роста собственного капитала (36,6%). Следовательно, деятельность финансируется за счет заемных средств. Это приводит к тому, что коэффициент обеспеченности собственными средствами источниками финансирования принимает отрицательное значение. Однако, в виду сокращения удельного веса заемных средств на 0,06 сокращается недостаток в собственных средствах.
Единственный коэффициент, который удовлетворяет нормативному – это коэффициент финансовой устойчивости, который имеет тенденцию к снижению в виду большего темпа роста долгосрочных обязательств (в 5 раз), чем активов предприятия (в 2,4 раза).
В данном разделе проведем анализ показателей деловой активности и рентабельности.
Таблица 7 – Коэффициенты деловой активности
Показатель |
Формула |
2011 |
2012 |
2013 |
Пояснения |
Общие показатели оборачиваемости | |||||
Коэффициент общей оборачиваемости капитала |
Вр/Активыср |
0,60 |
0,37 |
0,33 |
Показывает, эффективность использования имущества. Отражает скорость оборота имущества предприятия |
Коэффициент оборачиваемости мобильных средств |
Вр/ОбАср |
0,82 |
0,47 |
0,40 |
Показывает, скорость оборота оборотных средств |
Коэффициент отдачи собственного капитала |
Вр/СКср |
3,63 |
3,09 |
3,56 |
Показывает скорость оборота собственного капитала |
Показатели управления активами | |||||
Оборачиваемость материальных ресурсов |
Запасыср*360/Вр |
164,43 |
282,41 |
417,27 |
Показывает, срок оборота запасов |
Оборачиваемость денежных средств |
ДСср*360/Вр |
5,73 |
8,31 |
3,31 |
Показывает, срок оборота денежных средств |
Срок оборачиваемости средств в расчетах (ДЗ) |
ДЗср*360/Вр |
245,43 |
432,65 |
355,68 |
Показывает, за сколько дней погашается ДЗ |
Срок оборачиваемости кредиторской задолженности |
КЗср*360/Вр |
174,94 |
325,49 |
479,65 |
Показывает, срок возврата долгов по текущим обязательствам |
Период погашения задолженности поставщикам |
КЗпостср*360/Вр |
8,20 |
12,95 |
9,14 |
Показывает, период погашения задолженности поставщикам |
Таким образом, можно сделать вывод, что деловая активность исследуемого предприятия снижается. Все общие показатели оборачиваемости имеют тенденцию к снижению. Показатели управления активами растут, что свидетельствует о росте срока оборота запасов, возврата долгов по обязательствам, что характеризуется негативно для предприятия. Поэтому предприятие должно быть более осмотрительно в проведении предварительной оплаты, более разборчива в выборе партнеров по бизнесу, умело использовать стратегию товарных ссуд для потребителей своей продукции.
Разрыв между сроком платежа по своим обязательствам перед поставщиками и получением денег от покупателей называется финансовым циклом. Он определяется по формуле:
АЦ= Оборачиваемость материальных ресурсов + Срок оборачиваемости средств в расчетах (ДЗ)- Период погашения задолженности поставщикам
Таблица 8 – Финансовый цикл предприятия
Показатель |
2011 |
2012 |
2013 |
Оборачиваемость материальных ресурсов |
164,43 |
282,41 |
417,27 |
Срок оборачиваемости средств в расчетах (ДЗ) |
245,43 |
432,65 |
355,68 |
Период погашения задолженности поставщикам |
8,20 |
12,95 |
9,14 |
Финансовый цикл |
401,67 |
702,10 |
763,81 |
Таким образом, на предприятии наблюдается значительный рост финансового цикла, что является негативной тенденцией. Это происходит в виду замедления производственного процесса и, оборачиваемости дебиторской и кредиторской задолженности.
Далее необходимо проанализировать рентабельность предприятия.
Таблица 9 – Показатели экономической рентабельности
Показатель |
Формула |
2011 |
2012 |
2013 |
Пояснения |
Рентабельность активов |
БП/Активыср |
1,35% |
-0,47% |
1,05% |
Показывает, отдачу от использования имущества |
Рентабельность продаж |
БП/ВР |
3,71% |
-2,42% |
5,47% |
Показывает, эффективность сбытовой политики |
Рентабельность продукции |
БП/Ссполн |
4,47% |
-2,84% |
6,62% |
Показывает эффективность производственной деятельности предприятия |
В результате получения убытка по итогам 2012 года все показатели рентабельности принимают отрицательные значения (деятельность не рентабельная). По итогам 2013 года балансовая прибыль предприятия по сравнению с 2011 годом выросла на 85%. В результате, большего темпа роста прибыли (85%), чем выручки (25%) и себестоимости (25%), выросла рентабельность продаж и продукции. Однако в виду большего темпа прироста активов, чем прибыли, рентабельность использования имущества по сравнению с 2011 годом напротив снизилась, что свидетельствует о неэффективном использовании активов предприятия.
Для повышения рентабельности, необходимо найти резервы снижения себестоимости работ (услуг) за счет увеличения объема их выполнения и сокращения затрат на их выполнение.
Для повышения рентабельности производства предприятию необходимо:
– рационализовать ценовую политику;
– организовать экономию издержек, в том числе за счет более рационального использования материальные ресурсов (топлива, материалов, энергии);
– сократить долю постоянных издержек на управленческий персонал, на содержание объектов недвижимости (сдавать в аренду неиспользуемые площади);
– постоянно выявлять и выпускать в большем объеме наиболее популярные у покупателей и прибыльные виды продукции;
– с целью сокращения расходов и повышения эффективности основной деятельности в отдельных случаях целесообразно отказаться от некоторых малоприбыльных видов деятельности;
– при низкой рентабельности продукции необходимо стремиться к ускорению оборота активов, в особенности запасов и затрат в незавершенном производстве, в этой связи при увеличении объемов заказов целесообразно увеличить число рабочих смен на предприятии.
У ОАО «ММЗ» есть реальные возможности увеличить объем продаж в виду наличия сильный сторон, таких как:
Рост объема продаж и снижение себестоимости повлечет рост прибыли, а следовательно и роста показателей рентабельности, вырастет собственный капитал предприятия, появятся свободные денежные средства, которые можно направить на погашение кредитов и займов. Все это приведет к росту показателей финансовой устойчивости, ликвидности, деловой активности.
Анализ каждого элемента чистой прибыли выбрать наиболее важные направления получения прибыли в результате хозяйственной деятельности.
Анализ финансовых результатов проведем в таблице.
Таблица 10 – Факторный анализ прибыли
Наименование показателей |
Значение по годам |
Удельный вес |
Абсолютные изменения (тыс.руб.) |
Темп прироста |
Отклон. в уд. весе | ||||
2011 |
2012 |
2013 |
2011 |
2012 |
2013 |
2013 к 2011 |
2013 к 2011 |
2013 к 2011 | |
Выручка от реализации всего, тыс.руб.: |
3410822 |
3183486 |
4274375 |
100% |
100% |
100% |
863553 |
25% |
0% |
Себестоимость, тыс.руб,: |
2830575 |
2712156 |
3533150 |
83% |
85% |
83% |
702575 |
25% |
0% |
Валовая прибыль, тыс.руб. |
580247 |
471330 |
741225 |
17% |
15% |
17% |
160978 |
28% |
0% |
Коммерческие расходы, тыс.руб. |
|||||||||
Управленческие расходы, тыс.руб. |
|||||||||
Прибыль (убыток) от продаж, тыс.руб. |
580247 |
471330 |
741225 |
17% |
15% |
17% |
160978 |
28% |
0% |
Доходы от участия в других организациях, тыс.руб. |
1493 |
1826 |
118 |
0% |
0% |
0% |
-1375 |
-92% |
0% |
Проценты к получению, тыс.руб. |
1860 |
26859 |
104237 |
0% |
1% |
2% |
102377 |
5504% |
2% |
Проценты к уплате, тыс.руб. |
285882 |
451576 |
606622 |
8% |
14% |
14% |
320740 |
112% |
6% |
Прочие доходы, тыс.руб. |
209672 |
106220 |
213474 |
6% |
3% |
5% |
3802 |
2% |
-1% |
Прочие расходы, тыс.руб. |
380786 |
231816 |
218595 |
11% |
7% |
5% |
-162191 |
-43% |
-6% |
Прибыль до налогообложения, тыс.руб. |
126604 |
-77157 |
233837 |
4% |
-2% |
5% |
107233 |
85% |
2% |
Налог на прибыль, тыс.руб. |
25428 |
32254 |
1977 |
1% |
1% |
0% |
-23451 |
-92% |
-1% |
Чистая прибыль, тыс.руб. |
55300 |
-91629 |
163447 |
2% |
-3% |
4% |
108147 |
196% |
2% |
Как видно из таблицы у предприятия в течение трех лет наблюдалось сильное колебания чистой прибыли (убытка). Так в 2012 году предприятие получило убыток в размере 91 629 тыс.руб., а в 2011 и 2013 годах прибыль в размере 55 300 тыс.руб. и 163 447 тыс.руб. соответственно. Таким образом чистая прибыль в 2013 году выросла по сравнению с 2011 годом на 10 8147 тыс.руб. или в 3 раза.
На это повлиял, во-первых, рост выручки на 25% и такой же темп роста себестоимости. В результате валовая прибыль и прибыль от продаж выросли на 28% или на 160978 тыс.руб. Во-вторых, рост краткосрочных финансовых вложений привел к росту процентов к получению на 102 377 тыс.руб. или на 2% в выручке. Однако, в виду большего темпа роста заемных средств, рост процентов к уплате составил 320 740 тыс.руб. или на 6% в выручке. В-третьих, сокращение прочих расходов на 43% или на 6% в выручке привело к росту балансовой прибыли на 85%. Значительное сокращение налога на прибыль на 92% привело к росту чистой прибыли в 3 раза.
Наиболее важным показателем эффективности деятельности предприятия является показатель рентабельности активов (формула Дюпона).
НРЭИ – это показатель наиболее близкий к понятию прибавочный продукт. Иногда его рассматривают как часть прибыли до уплаты процентов за кредит и налогов на прибыль.
НРЭИ = СПП – МЗ – ЗОТ – Осоц - А
где СПП – стоимость произведенного продукта;
МЗ – стоимость потребленного сырья, материалов, электроэнергии, услуг сторонних организаций;
ЗОТ – расходы на заработную плату;
Осоц – отчисления на социальные нужды;
А –амортизация.
В свою очередь стоимость произведенного продукта (СПП) рассчитывается по формуле:
СПП = Вр ± ΔГП,
где Вр – стоимость реализованной продукции;
ΔГП – разница остатков готовой продукции на складе и незавершенной продукции на конец и начало отчетного периода.
Рассчитаем данные показатели на основе бухгалтерской отчетности ОАО "ММЗ", результаты приведем в таблице.
Таблица 11 - Расчет НРЭИ и ЭРа
Показатель |
2011 |
2012 |
2013 |
Стоимость реализованной продукции, тыс. руб. |
3 410 822,0 |
3 183 486,0 |
4 274 375,0 |
Разница остатков готовой продукции на складе и остатков незавершенной продукции, тыс. руб. |
31 159,0 |
1 310 978,0 |
2 613 649,0 |
Стоимость произведенной продукции, тыс.руб. |
3 441 981,0 |
4 494 464,0 |
6 888 024,0 |
Материальные затраты, тыс. руб. |
1 274 990 |
2 053 106 |
3 659 780,0 |
Расходы на заработную плату, тыс. руб. |
912 294 |
1 116 475 |
1 422 146,0 |
Отчисления на социальные нужды, тыс. руб. |
284 649 |
324 977 |
420 197,0 |
Амортизация, тыс. руб. |
87 287 |
105 834 |
128 649 |
НРЭИ, тыс. руб. |
882 761,0 |
894 072,0 |
1 257 252,0 |
Активы, тыс. руб. |
6 229 448,0 |
10 837 721,0 |
14 873 030,0 |
Краткосрочные обязательства, тыс. руб. |
1 532 219,0 |
4 371 819,0 |
7 483 818,0 |
Эра |
19% |
14% |
17% |
Информация о работе Разработка стратегии развития ОАО «Марийский Машиностроительный завод