Проблема самофинансирования в промышленных странах

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 14:22, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является ознакомление с экономической сущностью и ролью в хозяйственной деятельности самофинансирования предприятия, изучение источников финансирования хозяйственной деятельности предприятия.
В соответствии с поставленной целью предусматривается решение следующих задач:
- рассмотреть теоретические основы принципов организации, сущности и возникновения самофинансирования предприятий;
- изучить характеристику и классификацию источников финансирования предприятий;
- изучить механизм привлечения уставного капитала без привлечения дополнительных средств, обеспечение будущих расходов и платежей;
- ознакомиться с проблемами самофинансирования в промышленных странах.

Оглавление

Введение ………………………………………………………………….3

Глава 1. Экономическая сущность самофинансирования:
1.1 Сущность и возникновение самофинансирования
Предприятий …………………………………………………………5
1.2 Характеристика и классификация собственных
источников финансирования предприятий ……………………….11
1.3 Принципы организации системы самофинансирования …………19

Глава 2. Основные функции самофинансирования
в хозяйственной деятельности предприятий:
2.1 Увеличение уставного капитала предприятий …………………….22
2.2 Обеспечение будущих расходов и платежей ………………………25
2.3 Чистый денежный поток (cash-flow) ………………………………..29

Глава 3. Проблема самофинансирования в промышленных странах:
3.1 Самофинансирование крупного бизнеса развитых стран …………34
3.2 Самофинансирование как источник финансирования
малого и среднего бизнеса в развитых странах ……………………38

Заключение ……………………………………………………………….42
Список используемой литературы …………………

Файлы: 1 файл

РАБОТА.docx

— 81.65 Кб (Скачать)

В развитых зарубежных странах среди собственных средств основная доля приходится на амортизацию. Например, в США в отдельные годы амортизация в качестве финансового источника использовалась от 81% до 89%, соответственно нераспределенная прибыль – от 11 до 19%.

Использование финансовых ресурсов осуществляется корпорациями по многим направлениям, главными из которых являются:

  • платежи органам финансово-кредитной системы, обусловленные выполнением финансовых обязательств. К ним относятся налоговые платежи в бюджет, уплата процентов за кредит, страховые платежи, выплата дивидендов по акциям;
  • инвестирование собственных средств в капитальные затраты (реинвестирование), связанное с расширением производства и техническим его обновлением, переходом на новые прогрессивные технологии и т.д.;
  • инвестирование финансовых ресурсов в ценные бумаги;
  • образование резервных, страховых фондов;
  • использование финансовых ресурсов на благотворительные цели, спонсорство и т.п.

Основным налогом, уплачиваемым корпорациями, является налог на прибыль корпораций. Вследствие значительного расширения налоговых льгот для монополистических  объединений удельный вес этого  налога в государственных бюджетах развитых зарубежных стран резко  сократился. Так, в США накануне второй мировой войны поступления по данному налогу составляли почти половину всех налоговых доходов федерального бюджета, в 1960 г. – 24%, в 1980 г. – 13%, в 1986 г. – 8,4% , в 1992 г. – 8,7%. Это объясняется тенденцией к снижению законодательных ставок налогообложения, а также использованием компаниями ускоренной амортизации оборудования согласно законодательно установленным ускоренным нормам амортизационных списаний.

Ставки налога на прибыль корпораций в отдельных странах отличаются незначительно и колеблются: так в Канаде ставка – 28%, США – 34% (до реформы 1986 г. – 46%, в 1987 г. – 40%), Австрия – 30% (до недавнего времени была 34%), Испания – 35%, Италия – 36%, Германия – 50% (до 1990 г. была 56%) - если прибыль не распределяется, и на распределяемую в виде дивидендов прибыль – 36%, Франция – 34%, Великобритания – 33%, Швеция – 28% (до 1991 г. —52%).

При определении облагаемой прибыли  из валового дохода вычитаются помимо обычных затрат, представительские расходы, расходы неслужебного характера на сотрудников компании, расходы на юридическую консультацию по вопросам финансов компании, убытки коммерческого и некоммерческого характера, все или почти все затраты на научно-исследовательские работы.

Ставки местных налогов на прибыль  корпораций невысоки, а их доля в  доходах местных бюджетах незначительна, так, например:

  • США – налог на прибыль корпораций взимается в 45 штатах, ставки колеблются в пределах от 2,35% в Мичигане до 11,5% в Коннектикуте;
  • Италия – 16,2%;
  • Япония – 4,7-6% (рассчитывается от суммы общенационального налога).

Данные налоги взимаются независимо от размеров прибыли корпораций. Однако местные налоги включаются корпорациями в издержки производства.

Что касается субсидий из государственного бюджета, то они предоставляются  корпорациям, как правило, на цели санирования. Во многих развитых странах специальные  правительственные организации  покрывают убытки корпораций. В отдельных  странах правительства широко применяют  субсидирование корпораций на цели капиталовложений. Например, в Великобритании законом о развитии промышленности 1966 г. были установлены в так называемых районах развития (т.е. в слабо развитых в экономическом отношении) субсидии на капиталовложения в машины и оборудование в размере 40%, а на возведение зданий и сооружений – в 35% их стоимости12.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2 Самофинансирование  как источник финансирования  малого и среднего бизнеса  в развитых странах

 

Законодательством большинства развитых стран малый бизнес определен в качестве особого субъекта государственного регулирования. В основе экономической политики большинства развитых стран лежит постулат о необходимости создания в равной степени благоприятной макроэкономической среды для предприятий любого размерного уклада. Несмотря на это в области налогообложения малые и средние предприятия фактически выделены в отдельную группу. Такой подход объясняется как соображениями экономической справедливости – необходимость компенсации объективно меньших возможностей самофинансирования данной категории предприятий, – так и административными соображениями.

Основными источниками самофинансирования предприятий малого бизнеса в  развитых странах является прибыль  и амортизация. Специфика малого бизнеса (социальная значимость, массовость) определила особенности его налогообложения, которое ориентировано на долгосрочные цели экономического развития и привязано к реально складывающимся экономическим пропорциям внутри данного сектора.

В первую очередь налогообложение  малого бизнеса в развитых странах  направлено на увеличение его самофинансирования. Самая крупная группа налоговых  льгот, затрагивающая деятельность сектора малого предпринимательства  и присутствующая в налоговых  системах почти всех развитых стран, связана с налогообложением прибыли.

Льготы по налогу на доходы корпорации обычно делят на прямые и косвенные. Самой популярной и широко применяемой в странах Евросоюза и США косвенной льготой во второй половине XX в. была возможность применения ускоренной амортизации. Однако в ходе налоговых реформ последних лет льготный порядок амортизации в западных странах был ужесточен и в настоящее время существует в основном в отношении отдельных видов оборудования, применяемого в приоритетных отраслях, а также оборудования, используемого компаниями для НИОКР. Для остальных активов в большинстве государств применяется комбинированный метод, когда в первые годы оборудование амортизируется по методу убывающего остатка, затем – линейно.

На сегодняшний день наиболее значительные льготы в части применения ускоренной амортизации существуют в Великобритании. Английским компаниям разрешено  списывать полную стоимость технически передового оборудования в первый год  его функционирования. Для малых предприятий, стимулирование развития которых было заявлено лейбористским Правительством в 1997 г. в качестве одного из приоритетных направлений экономической политики, норма амортизации на приобретение любых видов машин и оборудования была увеличена до 50% в первый же год эксплуатации, по долгосрочным активам норма амортизации увеличилась в два раза – до 12%. Однако действие этих скидок носило временный характер и было ограничено одним годом13.

Во Франции для малых предприятий  стопроцентное списание стоимости  в первый же год использования  допускается в отношении компьютеров; для других видов перспективного оборудования допускается списание до 50% стоимости.

В Германии в первый год может  быть списано до 40% стоимости приобретенного оборудования, приборов и другого  движимого имущества для целей  НИОКР.

Таким образом, произошедшее в процессе налогового реформирования западных стран  ужесточение амортизационной политики затронуло в первую очередь крупные  корпорации, осуществляющие масштабные инвестиционные проекты, причем в той  части инвестиций, которые не связаны  с финансированием высокотехнологичных  и наукоемких отраслей. Малый бизнес, большая часть инвестиций которого приходится на офисное оборудование, от пересмотра амортизационной политики пострадал гораздо меньше.

Одной из наиболее существенных прямых льгот для малого бизнеса является снижение ставки по налогу на прибыль. Специфика этой льготы в том, что  случаи, когда уменьшение ставки прямо  объявляется налоговой льготой, достаточно редки. Обычно более низкие ставки налога на прибыль вводятся в качестве самостоятельного направления  налоговой политики тех или иных стран как бы за рамками установления налоговых льгот.

Так, в США, на федеральном уровне наряду с высшей ставкой корпорационного налога в 34% при налогооблагаемом доходе свыше 75 000 долл., для более мелких корпораций используются две более низкие ставки – в 15% при доходе до 50 000 долл. и 25% при доходе до 75 000 долл. (до начала реформы 1986 года таких ставок было четыре).

Причем, в том случае, если объем  продаж на малых предприятиях не превышает 200 000 долл., для них установлены дополнительные вычеты сумм дохода для целей исчисления налога на доходы (2000 г. – 20 000 долл., 2001–2002 гг. – 24 000 долл., а с 2003 г. – 25 000 долл.).

Применение более низкой ставки корпорационного налога для малых  предприятий широко распространено во многих промышленно развитых государствах, при этом межстрановые различия достаточно велики. Так, если в США наименьшая ставка составляет 15%, а наивысшая  – 34%, то во Франции такой резкой прогрессивности нет: ставка для  малых предприятий – 33,3%, для крупных  и средних корпораций – 36%; в Канаде и Великобритании для малого бизнеса  используются ставки 22% и 20% соответственно против стандартных ставок 43% и 30%. В  России в настоящее время действует  единая ставка по налогу на прибыль  для всех видов организаций – 24%.

Рассматривая ставки налога на прибыль, также необходимо подчеркнуть, что  в западных странах государственную  политику стимулирования малого предпринимательства  проводят, как правило, с учетом приоритетности главных направлений, в частности сферы производства. В результате, ставки налога на прибыль предпринимателя, который занимается производственной деятельностью, существенно отличаются от ставок в сфере коммерческого посредничества (в США они достигают 90-95% независимо от категории фирмы). Такой механизм стимулирует перелив капитала в производство.

Таким образом, законодательством  большинства развитых стран малый  бизнес определен в качестве особого  субъекта государственного регулирования14.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Самофинансирование представляет собой обеспечение потребностей простого и расширенного воспроизводства  за счет собственных средств юридических  и физических лиц. Это исходная форма  финансового обеспечения.

В направлении усиления самофинансирования предприятий и фирм на важнейших  направлениях научно-технического развития большую роль могло бы сыграть  снижение пошлин на новейшее импортируемое  оборудование и технологии. Такая  политика создаст целенаправленную ориентацию предприятий на инвестирование в новейшие машины и оборудование, переоснащение их по последнему слову  мировой науки и техники.

Важным направлением усиления самофинансирования может стать  продуманная амортизационная политика, которая должна строиться с учетом рыночных условий ускоренного списания оборудования путем слияния амортизационного фонда и чистого дохода. В Украине это необходимо еще и потому, что существующее оборудование сильно устарело. В современных условиях было бы целесообразным предоставлять предприятиям, покупающим, производящим или осуществляющим поставку машин и оборудования, право на дополнительные амортизационные отчисления.

Наличие самофинансирования предполагает ряд мер, направленных на создание условий, способствующих расходованию накопленных сумм на прямое инвестирование, инновационную деятельность. В индустриальном обществе корпорации, промышленные компании сами осуществляют инвестирование. Промышленное сбережение в значительной степени  зависит от производимых промышленных инвестиций. Основная проблема состоит  в том, чтобы уже имеющиеся  у предприятий накопления расходовались  не на покупку валюты, ценных бумаг, приобретение товаров непроизводственного  назначения, а качестве источника  прямых инвестиций.

Эта цель достигается формированием  специализированных инвестиционных фондов и введением специальных счетов и счетов обновления. Суммы, накапливаемые  в них, подлежат льготному налогообложению  или освобождаются от налогов  вовсе. Так в США, при относительно низком уровне налогообложения, действуют  около 36 тыс. фондов реконструкции и  развития. В Швеции все 100% отчислений в инвестиционные фонды должны быть помещены на специальный беспроцентный  инвестиционный счет в банке. Подобная мера позволила бы украинскому правительству получить возможность концентрировать имеющиеся ресурсы, направлять их в соответствии с инновационной политикой государства. Целесообразным было бы законодательное установление счетов обновления с обязательным помещением туда части прибылей отдельных предприятий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы:

 

  1. Абрютина М.С. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия. Учебное пособие.- М., ЮНИТИ-2005. – 542 с.
  2. Варакса Н.Н. Трансформация систем налогообложений малого бизнеса в западных странах.// Управленческий учет. 2005. №1. – с. 45-61
  3. Воробйов Ю.М. Фінансовий менеджмент: навчальний посібник,-Симферополь: Таврія, 2007.- 632 с.
  4. Гиляровская Л.Т. Экономический анализ. Учебник для ВУЗов. - Москва,ЮНИТИ-2004. – 345 с.
  5. Донцова Л.В., Н.А. Никифорова Анализ финансовой отчетности. Учебник. – М.: Дело и Сервис-2004. – 458 с.
  6. Ефимова О. В. Анализ собственного капитала// Бухгалтерский учёт. – 1999. - № 1.- с. 95-101;
  7. Жук И.Н., Киреева Е.Ф. Международные финансы. Сущность и экономическое значение финансов частных предприятий. Учебное пособие. - М., ЮНИТИ, 2006. – 468 с.
  8. Каратуев А. Г. Финансовый менеджмент: Учебно-справочное пособие. – М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2001.- 496 с.;
  9. Ковалёв В.В. Введение в финансовый менеджмент. Учебник для ВУЗов.- М.: Финансы и статистика, 2006. – 584 с.
  10. Любушин Н.П., В.Б. Лещева, В.Г. Дьякова: Анализ финансово-экономической деятельности предприятия. – Учебное пособие. – М.: ЮНИТИ-2003г. – 423 с.
  11. Мещерякова О.В. Налоговые системы развитых стран мира: Справочник. - М.: Фонд «Правовая культура», 1995. – 324 с.
  12. Мочалов А.В. Взаимосвязь показателей экономической эффективности факторов производства // Экономический анализ: теория и практика. – 2003. - №11(14).- с.19-25.;
  13. Никитин С., Никитин А., Степанова М. Налоговые льготы, стимулирующие предпринимательскую деятельность в развитых странах Запада // Мировая экономика и международные отношения. - 2000. - №11,     с. 54.
  14. Павлова Л.Н. Финансовый менеджмент. 2-е изд., перераб. и доп. - М., ЮНИТИ-2004г.,456 с.
  15. Парушина Н. В. Анализ собственного и привлечённого капитала// Экономика Украины. – 2008. - № 3.- с. 72 – 78.;
  16. Поляка Г.Б. Финансовый менеджмент. Учебник для ВУЗов. – Москва, 2006. – 541 с.
  17. Прыкина Л.В. Экономический анализ предприятия. - М., ЮНИТИ-2004г. – 426 с.
  18. Пястолов С.М. Экономический анализ деятельности предприятия. Учебное пособие. - Москва, Академический Проект-2003г. – 578 с.
  19. Рубе В.А. Малый бизнес: история, теория, практика. – М.: ТЕИС, 2000. – 231 с.
  20. Савицкая Г.В. Методика комплексного анализа хозяйственной деятельности. - Москва, ИНФРА-М-2004г. – 359 с.
  21. Тихомиров Е.Ф. Финансовый менеджмент. Управление финансами предприятия. - М.: ЮНИТИ, 2006. – 487 с.
  22. Толмачева И.В. Финансовый менеджмент: Уч. Пособие. - Симферополь, Таврия, 2008. - 387 с.
  23. Шохина Е.И. Финансовый менеджмент. Учебник для ВУЗов;  - Москва, ЮНИТИ, 2005. – 259 с.

Информация о работе Проблема самофинансирования в промышленных странах