Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 14:22, курсовая работа
Целью работы является ознакомление с экономической сущностью и ролью в хозяйственной деятельности самофинансирования предприятия, изучение источников финансирования хозяйственной деятельности предприятия.
В соответствии с поставленной целью предусматривается решение следующих задач:
- рассмотреть теоретические основы принципов организации, сущности и возникновения самофинансирования предприятий;
- изучить характеристику и классификацию источников финансирования предприятий;
- изучить механизм привлечения уставного капитала без привлечения дополнительных средств, обеспечение будущих расходов и платежей;
- ознакомиться с проблемами самофинансирования в промышленных странах.
Введение ………………………………………………………………….3
Глава 1. Экономическая сущность самофинансирования:
1.1 Сущность и возникновение самофинансирования
Предприятий …………………………………………………………5
1.2 Характеристика и классификация собственных
источников финансирования предприятий ……………………….11
1.3 Принципы организации системы самофинансирования …………19
Глава 2. Основные функции самофинансирования
в хозяйственной деятельности предприятий:
2.1 Увеличение уставного капитала предприятий …………………….22
2.2 Обеспечение будущих расходов и платежей ………………………25
2.3 Чистый денежный поток (cash-flow) ………………………………..29
Глава 3. Проблема самофинансирования в промышленных странах:
3.1 Самофинансирование крупного бизнеса развитых стран …………34
3.2 Самофинансирование как источник финансирования
малого и среднего бизнеса в развитых странах ……………………38
Заключение ……………………………………………………………….42
Список используемой литературы …………………
В развитых зарубежных странах среди собственных средств основная доля приходится на амортизацию. Например, в США в отдельные годы амортизация в качестве финансового источника использовалась от 81% до 89%, соответственно нераспределенная прибыль – от 11 до 19%.
Использование финансовых ресурсов осуществляется корпорациями по многим направлениям, главными из которых являются:
Основным налогом, уплачиваемым корпорациями,
является налог на прибыль корпораций.
Вследствие значительного расширения
налоговых льгот для
Ставки налога на прибыль корпораций в отдельных странах отличаются незначительно и колеблются: так в Канаде ставка – 28%, США – 34% (до реформы 1986 г. – 46%, в 1987 г. – 40%), Австрия – 30% (до недавнего времени была 34%), Испания – 35%, Италия – 36%, Германия – 50% (до 1990 г. была 56%) - если прибыль не распределяется, и на распределяемую в виде дивидендов прибыль – 36%, Франция – 34%, Великобритания – 33%, Швеция – 28% (до 1991 г. —52%).
При определении облагаемой прибыли из валового дохода вычитаются помимо обычных затрат, представительские расходы, расходы неслужебного характера на сотрудников компании, расходы на юридическую консультацию по вопросам финансов компании, убытки коммерческого и некоммерческого характера, все или почти все затраты на научно-исследовательские работы.
Ставки местных налогов на прибыль корпораций невысоки, а их доля в доходах местных бюджетах незначительна, так, например:
Данные налоги взимаются независимо от размеров прибыли корпораций. Однако местные налоги включаются корпорациями в издержки производства.
Что касается субсидий из государственного бюджета, то они предоставляются корпорациям, как правило, на цели санирования. Во многих развитых странах специальные правительственные организации покрывают убытки корпораций. В отдельных странах правительства широко применяют субсидирование корпораций на цели капиталовложений. Например, в Великобритании законом о развитии промышленности 1966 г. были установлены в так называемых районах развития (т.е. в слабо развитых в экономическом отношении) субсидии на капиталовложения в машины и оборудование в размере 40%, а на возведение зданий и сооружений – в 35% их стоимости12.
3.2 Самофинансирование как источник финансирования малого и среднего бизнеса в развитых странах
Законодательством большинства развитых стран малый бизнес определен в качестве особого субъекта государственного регулирования. В основе экономической политики большинства развитых стран лежит постулат о необходимости создания в равной степени благоприятной макроэкономической среды для предприятий любого размерного уклада. Несмотря на это в области налогообложения малые и средние предприятия фактически выделены в отдельную группу. Такой подход объясняется как соображениями экономической справедливости – необходимость компенсации объективно меньших возможностей самофинансирования данной категории предприятий, – так и административными соображениями.
Основными источниками самофинансирования предприятий малого бизнеса в развитых странах является прибыль и амортизация. Специфика малого бизнеса (социальная значимость, массовость) определила особенности его налогообложения, которое ориентировано на долгосрочные цели экономического развития и привязано к реально складывающимся экономическим пропорциям внутри данного сектора.
В первую очередь налогообложение малого бизнеса в развитых странах направлено на увеличение его самофинансирования. Самая крупная группа налоговых льгот, затрагивающая деятельность сектора малого предпринимательства и присутствующая в налоговых системах почти всех развитых стран, связана с налогообложением прибыли.
Льготы по налогу на доходы корпорации обычно делят на прямые и косвенные. Самой популярной и широко применяемой в странах Евросоюза и США косвенной льготой во второй половине XX в. была возможность применения ускоренной амортизации. Однако в ходе налоговых реформ последних лет льготный порядок амортизации в западных странах был ужесточен и в настоящее время существует в основном в отношении отдельных видов оборудования, применяемого в приоритетных отраслях, а также оборудования, используемого компаниями для НИОКР. Для остальных активов в большинстве государств применяется комбинированный метод, когда в первые годы оборудование амортизируется по методу убывающего остатка, затем – линейно.
На сегодняшний день наиболее значительные льготы в части применения ускоренной амортизации существуют в Великобритании. Английским компаниям разрешено списывать полную стоимость технически передового оборудования в первый год его функционирования. Для малых предприятий, стимулирование развития которых было заявлено лейбористским Правительством в 1997 г. в качестве одного из приоритетных направлений экономической политики, норма амортизации на приобретение любых видов машин и оборудования была увеличена до 50% в первый же год эксплуатации, по долгосрочным активам норма амортизации увеличилась в два раза – до 12%. Однако действие этих скидок носило временный характер и было ограничено одним годом13.
Во Франции для малых
В Германии в первый год может быть списано до 40% стоимости приобретенного оборудования, приборов и другого движимого имущества для целей НИОКР.
Таким образом, произошедшее в процессе
налогового реформирования западных стран
ужесточение амортизационной
Одной из наиболее существенных прямых льгот для малого бизнеса является снижение ставки по налогу на прибыль. Специфика этой льготы в том, что случаи, когда уменьшение ставки прямо объявляется налоговой льготой, достаточно редки. Обычно более низкие ставки налога на прибыль вводятся в качестве самостоятельного направления налоговой политики тех или иных стран как бы за рамками установления налоговых льгот.
Так, в США, на федеральном уровне наряду с высшей ставкой корпорационного налога в 34% при налогооблагаемом доходе свыше 75 000 долл., для более мелких корпораций используются две более низкие ставки – в 15% при доходе до 50 000 долл. и 25% при доходе до 75 000 долл. (до начала реформы 1986 года таких ставок было четыре).
Причем, в том случае, если объем продаж на малых предприятиях не превышает 200 000 долл., для них установлены дополнительные вычеты сумм дохода для целей исчисления налога на доходы (2000 г. – 20 000 долл., 2001–2002 гг. – 24 000 долл., а с 2003 г. – 25 000 долл.).
Применение более низкой ставки корпорационного налога для малых предприятий широко распространено во многих промышленно развитых государствах, при этом межстрановые различия достаточно велики. Так, если в США наименьшая ставка составляет 15%, а наивысшая – 34%, то во Франции такой резкой прогрессивности нет: ставка для малых предприятий – 33,3%, для крупных и средних корпораций – 36%; в Канаде и Великобритании для малого бизнеса используются ставки 22% и 20% соответственно против стандартных ставок 43% и 30%. В России в настоящее время действует единая ставка по налогу на прибыль для всех видов организаций – 24%.
Рассматривая ставки налога на прибыль, также необходимо подчеркнуть, что в западных странах государственную политику стимулирования малого предпринимательства проводят, как правило, с учетом приоритетности главных направлений, в частности сферы производства. В результате, ставки налога на прибыль предпринимателя, который занимается производственной деятельностью, существенно отличаются от ставок в сфере коммерческого посредничества (в США они достигают 90-95% независимо от категории фирмы). Такой механизм стимулирует перелив капитала в производство.
Таким образом, законодательством большинства развитых стран малый бизнес определен в качестве особого субъекта государственного регулирования14.
Заключение
Самофинансирование
В направлении усиления самофинансирования предприятий и фирм на важнейших направлениях научно-технического развития большую роль могло бы сыграть снижение пошлин на новейшее импортируемое оборудование и технологии. Такая политика создаст целенаправленную ориентацию предприятий на инвестирование в новейшие машины и оборудование, переоснащение их по последнему слову мировой науки и техники.
Важным направлением усиления
самофинансирования может стать
продуманная амортизационная
Наличие самофинансирования предполагает ряд мер, направленных на создание условий, способствующих расходованию накопленных сумм на прямое инвестирование, инновационную деятельность. В индустриальном обществе корпорации, промышленные компании сами осуществляют инвестирование. Промышленное сбережение в значительной степени зависит от производимых промышленных инвестиций. Основная проблема состоит в том, чтобы уже имеющиеся у предприятий накопления расходовались не на покупку валюты, ценных бумаг, приобретение товаров непроизводственного назначения, а качестве источника прямых инвестиций.
Эта цель достигается формированием специализированных инвестиционных фондов и введением специальных счетов и счетов обновления. Суммы, накапливаемые в них, подлежат льготному налогообложению или освобождаются от налогов вовсе. Так в США, при относительно низком уровне налогообложения, действуют около 36 тыс. фондов реконструкции и развития. В Швеции все 100% отчислений в инвестиционные фонды должны быть помещены на специальный беспроцентный инвестиционный счет в банке. Подобная мера позволила бы украинскому правительству получить возможность концентрировать имеющиеся ресурсы, направлять их в соответствии с инновационной политикой государства. Целесообразным было бы законодательное установление счетов обновления с обязательным помещением туда части прибылей отдельных предприятий.
Список используемой литературы:
Информация о работе Проблема самофинансирования в промышленных странах