Приемы, методы и модели финансового менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 17:12, контрольная работа

Краткое описание

Цель контрольной работы – рассмотреть основные методы, приемы и базовые концепции финансового менеджмента.
Финансовый менеджмент – это саморегулирующаяся финансовая система на уровне коммерческой организации, которая взаимодействует с внешней средой и ее функционирование направлено на достижение общих целей управления предприятием.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 2
Глава 1. Приемы и методы финансового менеджмента. 4
Глава 2. Базовые концепции финансового менеджмента. 11
Глава 3. Модели финансового менеджмента. 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. 39

Файлы: 1 файл

Контр. ТОФМ.doc

— 197.00 Кб (Скачать)


12

 

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1.  Приемы и методы финансового менеджмента.

Глава 2. Базовые концепции финансового менеджмента.

Глава 3. Модели финансового менеджмента.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В современной экономике финансовые потоки являются основным объектом управления на любом предприятии, поскольку каждое хозяйственное решение прямо или косвенно связано с движением денежных средств. Поэтому большинству управленцев так или иначе приходится взаимодействовать с финансовыми службами в процессе реализации своих функциональных задач.

В этой связи знание основ финансового менеджмента сегодня необходимо каждому руководителю среднего и высшего звена управления для более глубокого и комплексного понимания проблем, стоящих перед его предприятием, и эффективного выполнения своих функций.

Финансы — это специфическая сфера экономических отношений, связанных с формированием, распределением (перераспределением) и использованием фондов денежных средств.

В настоящее время управление финансовыми ресурсами является одной из основных и приоритетных задач, стоящих перед любым предприятием. Приоритетность этого направления в системе целей управления предприятием обусловлена тем, что финансы представляют собой единственный вид ресурсов, способный трансформироваться непосредственно и с наименьшим интервалом времени в любой другой: средства и предметы труда, рабочую силу и т. п. Рациональность, целесообразность и эффективность подобной трансформации во многом определяют экономическое благополучие предприятия, а также всех заинтересованных в его функционировании субъектов: собственников, работников, контрагентов, государства, общества в целом.

Ключевая роль финансовых ресурсов в рыночной экономике обусловливает необходимость выделения функций управления ими в самостоятельную сферу деятельности — финансовый менеджмент.

Финансовый менеджмент — это управление финансовыми ресурсами и финансовой деятельностью хозяйствующего субъекта, направленное на реализацию его стратегических и текущих целей.

Актуальность темы данной работы обосновывается тем, что финансовый менеджмент направлен на управление движением финансовых ресурсов и финансовых отношений, возникающих между хозяйствующими субъектами в процессе движения финансовых ресурсов. Вопрос, как искусно руководить этими движением и отношениями, составляет содержание финансового менеджмента. Финансовый менеджмент представляет собой процесс выработки цели управления финансами и осуществление воздействия на финансы с помощью методов и рычагов финансового механизма для достижения поставленной цели.

Цель контрольной работы – рассмотреть основные методы,  приемы и базовые концепции финансового менеджмента.

Финансовый менеджмент – это саморегулирующаяся финансовая система на уровне коммерческой организации, которая взаимодействует с внешней средой и ее функционирование направлено на достижение общих целей управления предприятием. Финансовый менеджмент коммерческой организации входит в состав финансового управления наряду с финансово-кредитным механизмом государства и управлением финансами в некоммерческих организациях.[1]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1.  Приемы и методы финансового менеджмента.

 

Приемы и методы, находящиеся в арсенале финансового ме­неджера, с определенной долей условности можно разделить на три большие группы: общеэкономические, прогнозно-аналитические и специальные.   К   первой   группе  относятся   кредитование,  ссудо-заемные операции, система кассовых и расчетных операций, систе­ма страхования, система расчетов, система финансовых санкций, трастовые операции, залоговые операции, трансфертные операции, система амортизационных отчислений, система налогообложения и др. Общая логика подобных методов, их основные параметры, воз­можность или обязательность исполнения задаются централизован­но в рамках системы государственного управления экономикой, а вариабельность в их применении достаточно ограниченна. Во вто­рую группу входят финансовое планирование, налоговое планирование, методы прогнозирования, факторный анализ, моделирование и др. Большинство из этих методов импровизационные по своей при­роде. Промежуточное положение между этими двумя группами по степени централизованной регулируемости и обязательности при­менения занимают специальные методы управления финансами, многие из которых еще только начинают получать распространение в России; это дивидендная политика, финансовая аренда, факторин­говые операции, франчайзинг, фьючерсы и т.п. В основе многих из этих методов лежат производные финансовые инструменты.

Финансы предприятий представляют собой опосредованную в денежной форме совокупность экономических отношений, которые возникают в процессе образования, распределения, использования денежных средств[2]. Финансовый менеджмент представляет собой управление движением финансовых ресурсов и регулирование финансовых отношений[3].

В основе движения финансовых ресурсов лежит движение капитала, поэтому общим содержанием всех приемов финансового менеджмента являются денежные отношения, связанные с оборотом капитала, а также с движением денег.

Таким образом, приемы финансового менеджмента представляют собой способы воздействия денежных отношений на определенный объект управления для достижения конкретной цели[4].

Приемы по переводу денежных средств включают приемы, связанные с расчетами за купленные товары, работы, услуги; их основу составляют денежные отношения, связанные с куплей-продажей этих товаров. При изучении приемов данной группы следует рассмотреть понятие расчетов, которые представляют собой систему организации и регулирования платежей по денежным требованиям и обязательствам; их основное назначение заключается в обслуживание денежного оборота (платежного оборота).

Целью финансового менеджмента является управление движением финансовых ресурсов, которое осуществляется с помощью разных приемов. Общим содержанием всех приемов финансового менеджмента является воздействие финансовых отношений на величину финансовых ресурсов.

К приемам управления движением финансовых ресурсов и капитала относятся:

1.системы расчетов и их формы;

2. кредитование и его формы;

3. депозиты и вклады (в том числе в драгоценные металлы и за рубежом);

4. страхование (включая хеджирование);

5. операции с валютой;

6. залоговые операции;

7. трансферт;

8. трастовые операции;

9. текущая аренда;

10. лизинг;

11. селенг;

12. инжиниринг;

13. транстинг;

14. фрэнчайзинг;

15. эккаутинг.

Общим содержанием всех приёмов финансового менеджмента являются денежные отношения, связанные с оборотом капитала и с движением денег.

Приемы финансового менеджмента можно разделить на четыре группы:
1.   Приёмы направленные на перевод денежных средств;

2.   Приёмы направленные на перемещение капитала для его прироста;

3.   Приёмы носящие спекулятивный характер;

4. Приёмы направленные на сохранение способности капитала приносить высокий доход.

1. Приёмы по переводу денежных средств (кредитные и дебетные карточки, смарт-карты, платёжное поручение, платёжное требование-поручение, аккредитив, расчеты чеками, банковский перевод, расчеты по открытому счету,инкассо, трансферт) означают приёмы, связанные с расчетами за купленные товары (работы, услуги). Их основу составляют денежные отношения, связанные с куплей-продажей этих товаров.

2. Перемещение капитала для его прироста – это инвестиционная сделка, связанная, как правило, с долгосрочным вложением капитала. Данные приёмы (депозит, вклады, текущая аренда, рента, лизинг, селинг, траст, инжиниринг, транстинг, френчайзинг, эккаутинг, бенчмаркинг, финансовый кредит, реинжиниринг, фирменный кредит, факторинг, форфетирование, кредит по открытому счёту, вексельный кредит, акцептный кредит, овердрафт, самокредитование) представляют собой способы получения дохода на капитал в форме его прироста.

3. Спекулятивные операции (репорт, депорт, операции с курсовыми разницами, операции СВОП, валютный арбитраж, процентный арбитраж, валютнаяспекуляция, лидэ энд легэ) есть краткосрочные сделки по получению прибыли в виде разницы в ценах (курсах) покупки и продажи, разницы в процентах, взятых в займы и отданных в кредит и т.п.

4. Приёмы, направленные на сохранение способности капитала приносить высокий доход (страхование, хеджирование, залог, ипотека, тезаврация драгоценных металлов, диверсификация, лимитирование, приобретение дополнительной информации о выборе и результатах, самострахование) представляют собой приёмы управления движением капитала в условиях риска и неопределённости хозяйственной ситуации.

Метод, как инструмент, с помощью которого изучается предмет финансового менеджмента, или происходит управление финансовой деятельностью фирмы, в широком смысле понимается как система теоретико-познавательных категорий, базовых (фундаментальных) концепций, научного инструментария, а также регулятивных принципов управления финансовой деятельностью субъектов хозяйствования[5].

На ранних этапах развития бизнеса управление финансами предприятий осуществлялось в основном на основе интуиции и опыта менеджеров, без применения формализованных методов. По мере усложнения характера деловых отношений (роста числа компаний, отраслей, ужесточения конкурентной борьбы, появления новых оргструктур управления и других факторов), подобный подход становился неприемлемым. Современные средства обработки информации сделали возможным осуществление множественных расчетов в режиме имитационного моделирования, а также выбор наиболее эффективных вариантов действий, комбинации факторов и других альтернатив. Очевидно, что процесс принятия управленческих решений финансового характера в настоящее время в большей степени основывается на формальных индикаторах, методах, моделях.

Любая социально-экономическая система, к каковым относится и любое предприятие, представляет собой механизм, функционирование которого вариабельно из-за воздействия большого количества внешних и внутренних факторов, в том числе, носящих субъективный характер. Таким образом, реальный процесс управления финансами можно охарактеризовать как своеобразный сплав неформализуемого и формализуемого начал. Нахождение оптимального сочетания неформализуемого и формализуемого является одной из основных задач внедрения управления предприятием в целом, и финансами в частности.

Методы финансового менеджмента условно можно разделить на три группы: общеэкономические методы; инструментальные (количественные) методы принятия управленческих решений; специальные методы[6]. Рассмотрим их общую характеристику.

К группе экономических методов относятся следующие: кредитование, ссудо-заемные операции, система кассовых и расчетных операций, система страхования, система расчетов, система финансовых санкций, трастовые операции, трансфертные операции, система производства амортизационных отчислений, система налогообложения и другие. Общая логика таких методов, их основные параметры, возможность или обязательность их исполнения задаются централизованно в рамках системы государственного управления, а вариабельность их применения ограничена.

В группу инструментальных (количественных) методов входят методы прогнозирования, факторный анализ, методы финансовой математики, моделирование и другие методы. Число инструментальных методов очень велико, и наиболее важными для финансового менеджмента являются следующие их подгруппы: методы факторного анализа, методы прогнозирования, методы теории принятия решений. Дадим их краткую характеристику.

Под факторным анализом понимается процесс выявления причинно-следственной связи, идентификации и оценки значимости участвующих в ней факторов. В ходе факторного анализа целью исследователя является идентификация факторов, оказывающих позитивное или негативное влияние на результативные показатели; а по результатам анализа разрабатываются меры, способствующие усилению воздействия одних и снижению воздействия других факторов. Определение факторов может осуществляться неформализовано, когда их совокупность устанавливается на интуитивной основе. Тем не менее, основным вариантом является формализованный анализ, в основе которого лежит применение двух моделей – стохастических и жестко детерминированных.

Важную роль в финансовом менеджменте играют прогнозы и ориентиры; например, прогноз объема реализации, себестоимости продукции, потребности в источниках финансирования, величины денежных потоков и других величин. Следует отметить, что прогнозирование, как один из методов финансового менеджмента, сводится не только к расчету ориентиров для критериев, имеющих количественное измерение, но также понимается как метод выявления оптимальных вариантов действий.

Информация о работе Приемы, методы и модели финансового менеджмента