Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 08:09, курсовая работа
Целью курсовой работы является исследование политики кредитования покупателей.
Предметом исследования:
1. Определить типы кредитной политики, используемые предприятиями.
2. Политику управления дебиторской задолженностью предприятия.
3. Формирование принципов кредитной политики по отношению к покупателям продукции
Введение…………………………………………………………………………3
1. Типы кредитной политики, используемые предприятиями ………………4
2. Политика управления дебиторской задолженностью предприятия……….8
3. Формирование принципов кредитной политики по отношению к покупателям продукции………………………………………………………………………….14
4. Формирование системы кредитных условий………………………………….17
5. Формирование стандартов оценки покупателей и дифференциация условий предоставления кредита……………………………………………………………19
Заключение…………………………………………………………………………..25
Список используемых источников…………………………………………………26
3
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
КУРСОВАЯ РАБОТА
ПО СПЕЦИАЛИЗАЦИИ «ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ»
Политика кредитования покупателей.
Выполнила студентка 3 курса,
Специальность: ФиК, ОЗО,
сокращенная программа, 2 группа
Л.В.Медведева
Проверил:
г. Ноябрьск 2012 г.
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Типы кредитной политики, используемые предприятиями ………………4
2. Политика управления дебиторской задолженностью предприятия……….8
3. Формирование принципов кредитной политики по отношению к покупателям продукции………………………………………………………
4. Формирование системы кредитных условий………………………………….17
5. Формирование стандартов оценки покупателей и дифференциация условий предоставления кредита……………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список используемых источников…………………………………………………2
Введение
Наличие кредитной политики на предприятии – главная черта профессионального подхода к вопросам кредитования.
Это означает, что все кредитные решения принимаются в рамках единой кредитной политики, которая соответствует стратегии компании. Это позволяет не только успешно сотрудничать с клиентами, но и укрепляет конкурентоспособность и рыночные позиции компании. Кредитная политика является необходимым элементом для успешного функционирования любой компании, работающей в условиях рыночной экономики – будь то огромная транснациональная корпорация или небольшое частное предприятие.
Фундамент для основных положений кредитной политики закладывается на самом начальном этапе: когда определяется видение, миссия и стратегия компании. Именно эти три факта определяют, какой будет дальнейшая кредитная политика.
Целью курсовой работы является исследование политики кредитования покупателей.
Предметом исследования:
1. Определить типы кредитной политики, используемые предприятиями.
2. Политику управления дебиторской задолженностью предприятия.
3. Формирование принципов кредитной политики по отношению к покупателям продукции
4. Формирование системы кредитных условий
5. Формирование стандартов оценки покупателей и дифференциация условий предоставления кредита.
1. Типы кредитной политики, используемые предприятиями по отношению к покупателям при реализации продукции с отсрочкой платежа.
В современной коммерческой и финансовой практике реализация продукции в кредит (с отсрочкой платежа за нее) получила широкое распространение, как в нашей стране, так и в странах с развитой рыночной экономикой. Формирование принципов кредитной политики отражает условия этой практики и направлено на повышение эффективности операционной и финансовой деятельности предприятия.
Различают три принципиальных типа кредитной политики предприятия по отношению к покупателям продукции – консервативный, умеренный и агрессивный, которые характеризуют принципиальные подходы к ее осуществлению с позиции соотношения уровней доходности и риска кредитной деятельности предприятия.
Консервативный тип кредитной политики предприятия направлен на минимизацию кредитного риска. Такая минимизация рассматривается как приоритетная цель осуществления его кредитной деятельности. Механизмом реализации политики такого типа является существенное сокращение круга покупателей продукции в кредит за счет групп повышенного риска; минимизации сроков предоставления кредита и его размера; ужесточение условий предоставления кредита и повышения его стоимости; использование жестких процедур погашения дебиторской задолженности.
Умеренный тип кредитной политики предприятия характеризует условия ее осуществления в соответствии с принятой коммерческой и финансовой практикой и ориентируется на средний уровень кредитного риска при продаже продукции с отсрочкой платежа.
Агрессивный (мягкий) тип кредитной политики предприятия приоритетной целью кредитной политики ставит максимизацию дополнительной прибыли за счет расширения объема реализации продукции в кредит, не считаясь с высоким уровнем кредитного риска, который сопровождает эти операции. Механизмом реализации политики такого типа является распространение кредита на более рискованные группы покупателей продукции; увеличение периода предоставления кредита до
минимально допустимых размеров; предоставление покупателям возможности пролонгированного кредита.
Для выбора оптимальной кредитной политики компания должна сравнить потенциальные выгоды от увеличения объема продаж со стоимостью предоставления дополнительных торговых кредитов (кредитных проверок, дополнительных административных расходов и т.д.) и риском возможной неуплаты.
Кредитная политика может быть основана как на формальных, так и не формальных критериях:
1. Покупательская и платежная история покупателей. Платежная история может быть получена через неформальные контакты с банками и другими партнерами клиента;
2. Платежеспособность покупателей может быть оценена на основе кредитной истории взаимоотношений покупателей предприятия;
3. Текущий анализ и перспективная оценка финансовой стабильности покупателей. Для этого могут быть использованы те же источники информации, которые указаны выше, а также неформальные мнения знакомых профессионалов, работающих в отрасли клиента, рекомендации независимых аналитиков, новости и отчеты специализированных агентств деловой информации.
Осторожность при выборе кредитной политики предприятия обусловлена тем, что ведение предпринимательской деятельности в нынешних условиях сопряжено с сохраняющейся экономической нестабильностью, многочисленными коммерческими рисками. Именно в такой обстановке предприятия должны принимать ответственные решения, которые затрагивают не только их материальные интересы, но и соответственно интересы партнеров. Так что рассматриваемая проблема выбора кредитной политики по отношению к покупателям продукции является важной практически для всех, кто занимается предпринимательской деятельностью.
Основной хозяйственной единицей в экономике любого государства является предприятие, которое выступает в самых различных организационно-правовых формах: единоличные хозяйства, полное товарищество, общества с ограниченной ответственностью, акционерные общества и т.д. Общим для них является то, что в соответствии с действующим законодательством они обязаны подавать в государственные органы определенный набор информации о своей хозяйственной деятельности. И несут за ее точность материальную и административную ответственность. Все остальные экономические показатели, как правило, скрываются организациями под предлогом коммерческой тайны, доступ к которой возможен лишь оперативным путем.
Отсюда вытекает один из важных методологических выводов: экономические показатели деятельности организаций являются неполными, получить их достаточно затруднительно. Только акционерные общества предоставляют довольно обширную информацию о себе в своих годовых отчетах перед акционерами. Это оказывает существенное влияние на формирование кредитной политики по отношению к конкретному покупателю. Очевидно, что в условиях большого количества неплатежей, чем меньше информации о своей коммерческой деятельности готово предоставить предприятие-покупатель, тем жестче будет по отношению к нему кредитная политика со стороны продавца.
Открытая информация при соответствующем применении методов экономического анализа может дать предприятию-продавцу возможность сделать более точные выводы о состоянии производственной, сбытовой и финансовой программы организации, которая выступает в роли покупателя.
Помимо этого, в процессе выбора кредитной политики должны учитываться следующие основные факторы:
- современная коммерческая и финансовая практика осуществления торговых операций;
- общее состояние экономики, определяющее финансовые возможности покупателей, уровень их платежеспособности;
- сложившаяся конъюнктура товарного рынка, состояние спроса на продукцию предприятия;
- потенциальная способность предприятия наращивать объем производства продукции при расширении возможностей ее реализации за счет предоставления кредита;
- правовые условия обеспечения взыскания дебиторской задолженности;
- финансовые возможности предприятия в части отвлечения средств в дебиторскую задолженность;
- финансовый менталитет собственников и менеджеров предприятия, их отношение к уровню допустимого риска в процессе осуществления хозяйственной деятельности.
Предприятиям, определяя тип кредитной политики, следует иметь в виду, что жесткий ее вариант отрицательно влияет на рост объема их операционной деятельности и формирование устойчивых коммерческих связей. В то же время мягкий вариант кредитной политики предприятия может вызвать чрезмерное отвлечение финансовых средств, снизить уровень платежеспособности предприятия, вызвать впоследствии значительные расходы по взысканию долгов, а в конечном итоге снизить рентабельность оборотных средств и используемого капитала.
2. Политика управления дебиторской задолженностью предприятия
В отличие от производственных запасов и незавершенного производства, которые не могут быть резко изменены, дебиторская задолженность представляет собой весьма вариабельный и динамичный элемент оборотных средств, существенно зависящий от принятой в организации политики в отношении покупателей продукции. Поскольку дебиторская задолженность представляет собой обездвижение собственных оборотных средств, т.е. в принципе она не выгодна организации, то с очевидностью напрашивается вывод о ее максимально возможном сокращении. Дебиторская задолженность может быть сведена до минимума, тем не менее этого не происходит по многим причинам, в том числе и по причине конкуренции.
С позиции возмещения стоимости поставленной продукции продажа может быть осуществлена одним из трех способов:
предоплата (товар оплачивается полностью или частично до передачи его продавцом);
оплата за наличный расчет (товар оплачивается полностью в момент передачи товара, т.е. происходит как бы обмен товара на деньги);
оплата в кредит (товар оплачивается через определенное время после его передачи покупателю).
Вырабатывая политику кредитования покупателей своей продукции, организация должна определиться по следующим ключевым вопросам:
- срок предоставления кредита (чаще всего в организации существует несколько типовых договоров, предусматривающих предельный срок оплаты продукции);
- стандарты кредитоспособности (критерии, по которым поставщик определяет финансовую состоятельность покупателя и вытекающие отсюда возможные варианты оплаты);
- система создания резервов по сомнительным долгам (предполагается, что, как бы ни была отлажена система работы с дебиторами, всегда существует риск неполучения платежа, хотя бы по форс-мажорным обстоятельствам; поэтому, исходя из принципа осторожности, необходимо заранее создавать резерв на потери в связи с несостоятельностью покупателя);
- система сбора платежей (сюда входят процедуры взаимодействия с покупателями в случае нарушения условий оплаты, совокупность показателей, свидетельствующих о существенности нарушений в оплате, система наказания недобросовестных контрагентов и др.);
- система предоставляемых скидок.
Как бы ни была эффективна система отбора покупателей, в ходе взаимодействия с ними не исключаются всевозможные накладки, поэтому организация вынуждена создать некоторую систему контроля за исполнением покупателями платежной дисциплины.
Формирование политики управления дебиторской задолженностью организации (или ее кредитной политики по отношению к покупателям продукции) осуществляется по следующим основным этапам.
1. Анализ дебиторской задолженности организации в предшествующем периоде.
2. Формирование принципов кредитной политики по отношению к покупателям продукции.
3. Определение возможной суммы оборотного капитала, направляемого в дебиторскую задолженность по товарному (коммерческому) кредиту.
4. Формирование системы кредитных условий.
5. Формирование стандартов оценки покупателей и дифференциации условий предоставления кредита.
6. Формирование процедуры инкассации дебиторской задолженности.